Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ассемблер как двигатель к

Что такое ассемблер и нужно ли его изучать

Этому языку уже за 70, но на пенсию он пока не собирается.

Есть традиция начинать изучение программирования с вывода на экран строки «Hello world!». На языке Python, например, это всего одна команда:

Всё просто, понятно и красиво! Но есть язык программирования, в котором, чтобы получить тот же результат, нужно написать солидный кусок кода:

Это ассемблер. Только не нужно думать, что он плох. Просто Python — это язык высокого уровня, а ассемблер — низкого. Одна команда Python при выполнении вызывает сразу несколько операций процессора, а каждая команда ассемблера — всего одну операцию.

Сложно? Давайте разбираться.

Программист, консультант, специалист по документированию. Легко и доступно рассказывает о сложных вещах в программировании и дизайне.

Программирование на Ассемблере для начинающих с примерами программ

Многие считают, что Assembler – уже устаревший и нигде не используемый язык, однако в основном это молодые люди, которые не занимаются профессионально системным программированием. Разработка ПО, конечно, хорошо, но в отличие от высокоуровневых языков программирования, Ассемблер научит глубоко понимать работу компьютера, оптимизировать работку с аппаратными ресурсами, а также программировать любую технику, тем самым развиваясь в направлении машинного обучения. Для понимания этого древнего ЯП, для начала стоит попрактиковаться с простыми программами, которые лучше всего объясняют функционал Ассемблера.

IDE для Assembler

Первый вопрос: в какой среде разработки программировать на Ассемблере? Ответ однозначный – MASM32. Это стандартная программа, которую используют для данного ЯП. Скачать её можно на официальном сайте masm32.com в виде архива, который нужно будет распаковать и после запустить инсталлятор install.exe. Как альтернативу можно использовать FASM, однако для него код будет значительно отличаться.

Перед работой главное не забыть дописать в системную переменную PATH строчку:

Программа «Hello world» на ассемблере

Считается, что это базовая программа в программировании, которую начинающие при знакомстве с языком пишут в первую очередь. Возможно, такой подход не совсем верен, но так или иначе позволяет сразу же увидеть наглядный результат:

Для начала запускаем редактор qeditor.exe в папке с установленной MASM32, и в нём пишем код программы. После сохраняем его в виде файла с расширением «.asm», и билдим программу с помощью пункта меню «Project» → «Build all». Если в коде нет ошибок, программа успешно скомпилируется, и на выходе мы получим готовый exe-файл, который покажет окно Windows с надписью «Hello world».

Сложение двух чисел на assembler

В этом случае мы смотрим, равна ли сумма чисел нулю, или же нет. Если да, то на экране появляется соответствующее сообщение об этом, и, если же нет – появляется иное уведомление.

Здесь мы используем так называемые метки и специальные команды с их использованием (jz, jmp, test). Разберём подробнее:

  • test – используется для логического сравнения переменных (операндов) в виде байтов, слов, или двойных слов. Для сравнения команда использует логическое умножение, и смотрит на биты: если они равны 1, то и бит результата будет равен 1, в противном случае – 0. Если мы получили 0, ставятся флаги совместно с ZF (zero flag), которые будут равны 1. Далее результаты анализируются на основе ZF.
  • jnz – в случае, если флаг ZF нигде не был поставлен, производится переход по данной метке. Зачастую эта команда применяется, если в программе есть операции сравнения, которые как-либо влияют на результат ZF. К таким как раз и относятся test и cmp.
  • jz – если флаг ZF всё же был установлен, выполняется переход по метке.
  • jmp – независимо от того, есть ZF, или же нет, производится переход по метке.
Читать еще:  Двигатель бросает масло что делать

Программа суммы чисел на ассемблере

Примитивная программа, которая показывает процесс суммирования двух переменных:

В Ассемблере для того, чтобы вычислить сумму, потребуется провести немало действий, потому как язык программирования работает напрямую с системной памятью. Здесь мы по большей частью манипулируем ресурсами, и самостоятельно указываем, сколько выделить под переменную, в каком виде воспринимать числа, и куда их девать.

Получение значения из командной строки на ассемблере

Одно из важных основных действий в программировании – это получить данные из консоли для их дальнейшей обработки. В данном случае мы их получаем из командной строки и выводим в окне Windows:

Также можно воспользоваться альтернативным методом:

Здесь используется invoke – специальный макрос, с помощью которого упрощается код программы. Во время компиляции макрос-команды преобразовываются в команды Ассемблера. Так или иначе, мы пользуемся стеком – примитивным способом хранения данных, но в тоже время очень удобным. По соглашению stdcall, во всех WinAPI-функциях переменные передаются через стек, только в обратном порядке, и помещаются в соответствующий регистр eax.

Циклы в ассемблере

Для создания цикла используется команда repeat. Далее с помощью inc увеличивается значение переменной на 1, независимо от того, находится она в оперативной памяти, или же в самом процессоре. Для того, чтобы прервать работу цикла, используется директива «.BREAK». Она может как останавливать цикл, так и продолжать его действие после «паузы». Также можно прервать выполнение кода программы и проверить условие repeat и while с помощью директивы «.CONTINUE».

Сумма элементов массива на assembler

Здесь мы суммируем значения переменных в массиве, используя цикл «for»:

Команда dec, как и inc, меняет значение операнда на единицу, только в противоположную сторону, на -1. А вот cmp сравнивает переменные методом вычитания: отнимает одно значение из второго, и, в зависимости от результата ставит соответствующие флаги.

С помощью команды jne выполняется переход по метке, основываясь на результате сравнения переменных. Если он отрицательный – происходит переход, а если операнды не равняются друг другу, переход не осуществляется.

Ассемблер интересен своим представлением переменных, что позволяет делать с ними что угодно. Специалист, который разобрался во всех тонкостях данного языка программирования, владеет действительно ценными знаниями, которые имеют множество путей использования. Одна задачка может решаться самыми разными способами, поэтому путь будет тернист, но не менее увлекательным.

[править] Асмофаги и студенты из Политеха

Среди программистов с длинной бородой, видевших еще те компьютеры-динозавры, есть такие, которые очень трепетно относятся к напейсанию кода, и считают, что ассемблер — это труЪ, а языки высокого уровня — шлак и унылое говно, предназначенные исключительно для быдлокодерства. При упоминании факта, что современные компиляторы генерируют гораздо более быстрый код, начинают срать кирпичами и обзываться нехорошими словами, ибо сама мысль, что машина может быть умнее человека, считается недопустимой и кощунственной. При этом упускается тот факт, что компиляторы, вообще-то, пишут люди. Степень владения языком ассемблера считается мерилом отличия программиста от быдлокодера. Наиболее тяжелый клинический случай представляет молочный брат Линуса расовый чухонец Вилле Турьянмаа, написавший целую ОС — MenuetOS на чистом ассемблере. На ассемблере же была написана первая версия UNIX, коя им и не является по нынешним понятиям, так как позже была переписана чуть более, чем наполовину на C и помещена в анналы истории.

Тем не менее, программирование на языке ассемблера очень часто используется при написании программ, использующих возможности процессора, не реализуемые языками высокого уровня, а также программировании всевозможных нестандартных программистских хитростей. Драйвера для новых устройств тоже содержат в себе чуть менее, чем половину ассемблерного кода, коий при доведении их до ума ушастыми мартышками заменяют на стандартный C/C++. Часто компиляторы (чуть менее, чем все) предоставляют возможность вставлять ассемблерный код в текст программы.

Читать еще:  Шаговый двигатель 57hs5125a4 характеристики

Алсо, ассемблер используется для программирования всевозможных микроконтроллеров и сигнальных процессоров, параллельно с С-компиляторами. В этом случае зачастую важна компактность кода и скорость работы, которых компилятор может не обеспечить.

Понятно, что писать что-либо крупное на ассемблере в современном мире не будет даже самый отъявленный маньяк, даже большинство фирмваря и прочих глюкалок для микроконтроллеров сейчас пишется на чем-то более продвинутом. Но когда стоимость каждого лишнего не то что мегабайта, а полубайта в ОЗУ становится критичной (ибо их просто нет, например на каком-нибудь запущенном много лет назад спутнике, до которого можно достучаться по радио, но никак физически), выливаются в миллиарды и даже жизни (встроенный софт бортовых систем в авиации и космонавтике) — ассемблер strikes back! К примеру, софт для кораблей «Союз ТМА-М», «Прогресс М-М» написан на Си (по крайней мере, российский сегмент МКС). ПО ЦВМов «Бурана» писалось на ПРОЛ-2. «Союз ТМА» — не на Си, у него БЦВК «Аргон-16», сначала программировали его на ассемблере, в поздних машинах транслировали на высокоуровневый язык. Спутники «Ямал» и «Белка» написаны на Си.

Архитектуры MISC

SeaForth

  • 8-разрядные Flash-контроллеры семейства MCS-51
  • 8-разрядные RISC-контроллеры семейства AVR (ATtiny, ATmega, classic AVR). На данный момент семейство classic AVR трансформировано в ATtiny и ATmega
  • 8-разрядные RISC-контроллеры семейства PIC (PIC10,PIC12,PIC16,PIC18)
  • 16-разрядные RISC-контроллеры семейства PIC (PIC24HJ/FJ,dsPIC30/33)
  • 32-разрядные RISC-контроллеры семейства PIC (PIC32) с архитектурой MIPS32 M4K
  • 32-разрядные RISC-контроллеры семейства AVR32 (AVR32)
  • 32-разрядные RISC-контроллеры семейства ARM Thumb высокой производительности (серия AT91)

Синтаксис

Синтаксис языка ассемблера определяется системой команд конкретного процессора.

Набор команд

Типичными командами языка ассемблера являются (большинство примеров даны для Intel-синтаксиса архитектуры x86):

  • Команды пересылки данных ( mov и др.)
  • Арифметические команды ( add , sub , imul и др.)
  • Логические и побитовые операции ( or , and , xor , shr и др.)
  • Команды управления ходом выполнения программы ( jmp , loop , ret и др.)
  • Команды вызова прерываний (иногда относят к командам управления): int
  • Команды ввода/вывода в порты ( in , out )
  • Для микроконтроллеров и микрокомпьютеров характерны также команды, выполняющие проверку и переход по условию, например:
  • cjne — перейти, если не равно
  • djnz — декрементировать, и если результат ненулевой, то перейти
  • cfsneq — сравнить, и если не равно, пропустить следующую команду

Инструкции

Типичный формат записи команд:

где мнемокод — непосредственно мнемоника инструкции процессору. К ней могут быть добавлены префиксы (повторения, изменения типа адресации и пр.).

В качестве операндов могут выступать константы, адреса регистров, адреса в оперативной памяти и пр. Различия между синтаксисом Intel и AT&T касаются в основном порядка перечисления операндов и указания различных методов адресации.

Используемые мнемоники обычно одинаковы для всех процессоров одной архитектуры или семейства архитектур (среди широко известных — мнемоники процессоров и контроллеров x86, ARM, SPARC, PowerPC, M68k). Они описываются в спецификации процессоров. Возможные исключения:

  • если ассемблер использует кроссплатформенный AT&T-синтаксис (оригинальные мнемоники приводятся к синтаксису AT&T);
  • если изначально существовало два стандарта записи мнемоник (система команд была наследована от процессора другого производителя).

Например, процессор Zilog Z80 наследовал систему команд Intel 8080, расширил её и поменял мнемоники (и обозначения регистров) на свой лад. Процессоры Motorola Fireball наследовали систему команд Z80, несколько её урезав. Вместе с тем, Motorola официально вернулась к мнемоникам Intel и в данный момент половина ассемблеров для Fireball работает с мнемониками Intel, а половина — с мнемониками Zilog.

Читать еще:  Nissan все характеристики двигателей

Директивы

Программа на языке ассемблера может содержать директивы: инструкции, не переводящиеся непосредственно в машинные команды, а управляющие работой компилятора. Набор и синтаксис их значительно разнятся и зависят не от аппаратной платформы, а от используемого транслятора (порождая диалекты языков в пределах одного семейства архитектур). В качестве «джентльменского набора» директив можно выделить следующие:

  • определение данных (констант и переменных),
  • управление организацией программы в памяти и параметрами выходного файла,
  • задание режима работы компилятора,
  • всевозможные абстракции (то есть элементы языков высокого уровня) — от оформления процедур и функций (для упрощения реализации парадигмы процедурного программирования) до условных конструкций и циклов (для парадигмы структурного программирования),
  • макросы.

Пример программы

Примеры программы Hello, world! для разных платформ и разных диалектов:

Под каждую архитектуру процессора и под каждую ОС или семейство ОС существует свой Ассемблер. Существуют также так называемые «кросс-ассемблеры», позволяющие на машинах с одной архитектурой (или в среде одной ОС) ассемблировать программы для другой целевой архитектуры или другой ОС, и получать исполняемый код в формате, пригодном к исполнению на целевой архитектуре или в среде целевой ОС.

  • Ассемблеры для DOS: TASM,MASM.
  • Ассемблеры для Windows: TASM 5+,MASM,MASM32,FASM(для настоящих «ценителей» языка.
  • Ассемблеры для Linux:gas (GNU Assembler),
  • Переносимые ассемблеры:Также существует открытый проект ассемблера, версии которого доступны под различные операционные системы, и который позволяет получать объектные файлы для этих систем. Называется этот ассемблер NASM (Netwide Assembler).YASM,FASM.

Инструментарий

Дальнейшее теоретическое изучение ассемблера может быть трудным, поэтому стоит задуматься об инструментах, используемых для разработки программ с его помощью. Здесь будет приведен лишь краткий список популярных средств:

[tchecklist]

  • Borland Turbo Assembler (TASM) — один из самых популярных инструментов. Хорошо подходит для разработки под DOS и плохо — под Windows.
  • Microsoft Macro Assembler (MASM) — это пакет для разработки на ассемблере в среде Windows. Существует как отдельно, так и в виде встроенной функции в среде Visual Studio. Ассемблер и языки высокого уровня часто совместимы. В том смысле, что последние могут использовать ассемблер напрямую. Например, С++.
  • Netwide Assembler (NASM) — популярный свободный ассемблер для архитектуры Intel.

[/tchecklist]

Существует множество инструментов. При этом следует сделать особую пометку о том, что нет единого стандарта синтаксиса ассемблера. Есть 2 наиболее применимых: AT&T-синтаксис, ориентированный на процессоры производства не Intel, и, соответственно, Intel-синтаксис.

Несмотря на кажущуюся сложность, ассемблер является простым языком программирования, понять который не составляет труда. Поэтому можно смело использовать учебную литературу на подобии «ассемблер для чайников» и изучать этот замечательный язык.

Язык ассемблер. Команды и основы ассемблера на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector