Борьба классов как двигатель истории
Домарксистские представления о классовой борьбе
Факт расщепления общества на борющиеся между собой классы отмечался издавна. Так, французский историк и орлеанистский политический деятель Гизо в работе «Правительство Франции со времён Реставрации и нынешнее министерство» (1820 год) говорил об истории Франции, как об истории двух народов. Один народ — победитель, — дворянство; и другой — побеждённый — третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними невозможен. Примирить их — химерический замысел.» Когда после публикации вышеуказанной работы его упрекали в разжигании гражданской войны, он ответил: [2]
Однако, до Маркса классовая борьба считалась не столько экономическим, сколько политическим явлением. Её возникновение обычно связывали с происшедшим в древности завоеванием одного народа другим (германским завоеванием территории Западной Римской империи, норманнским завоеванием Англии, и т. д.): при этом угнетающий класс рассматривался в качестве потомков народа-победителя, а угнетённый — в качестве потомков народа-побеждённого. Такой точки зрения придерживались, в частности, французские историки начала XIX века Тьерри и Минье, а также современник Маркса немецкий философ Фридрих Ницше.
Важность
Исторический опыт показывает, что Классовая борьба против реакционных сил — единственный путь освобождения трудящихся. Через Классовую борьбу осуществляется и переход на социалистический путь развития, утверждается социализм.
Установление диктатуры пролетариата означает не прекращение Классовой борьбы, а её продолжение в новых формах и новыми средствами. Пролетариат превращается в господствующий класс и приобретает такое орудие Классовой борьбы, как новая государственная власть. В связи с этим отпадает ряд форм Классовой борьбы, которыми пользовался пролетариат (восстание и др.), и появляются новые формы Классовой борьбы, которые можно назвать государственными. В. И. Ленин определил следующие новые формы Классовой борьбы пролетариата:
- подавление сопротивления эксплуататоров;
- гражданская война;
- нейтрализация мелкой буржуазии;
- «использование» буржуазии и буржуазных специалистов;
- воспитание новой дисциплины.
Первая форма Классовой борьбы является всеобщей, обязательной для всех стран в переходный период от капитализма к социализму. Вторая — необязательна для всех стран. Как показывает опыт европейских социалистических стран, при благоприятных для рабочего класса условиях (помощь социалистических стран и ослабление мирового капитализма) есть возможность избежать гражданской войны. Ленинская характеристика охватывает и такие новые формы Классовой борьба пролетариата, которые выражают его руководящее воздействие на непролетарские слои трудящихся — крестьянство, буржуазную интеллигенцию и даже на отсталые слои рабочего класса. Конкретное выражение этих форм Классовой борьбы может быть различным. Например, при некоторых условиях может оказаться необходимой политика нейтрализации середняка (как в первый период пролетарской революции в Советской России), на смену которой затем приходит политика прочного союза со средним крестьянством.
Учение о классовой борьбе в марксизме-ленинизме [ править ]
В. И. Ленин привнёс в марксистскую теорию о классовой борьбе нечто новое, а именно то, что после установления диктатуры пролетариата классовая борьба не прекратится. По его мнению, антагонизм между классами неизбежен в капиталистическом обществе и должен в конце концов привести к установлению диктатуры одного из основных классов, и единственной альтернативой диктатуре пролетариата он считал диктатуру буржуазии. После прихода пролетариата к власти, хотя он и стал господствующим классом, классовая борьба, тем не менее, продолжается, но уже в новых формах и новыми средствами. По Ленину, это уже государственные формы классовой борьбы, такие как подавление сопротивления свергнутых классов, гражданская война, нейтрализация мелкой буржуазии, использование буржуазных специалистов, воспитание новой дисциплины труда [1] .
В конце 1920-х годов И. В. Сталин выдвинул идею об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма и коммунизма [1] . 9 июля 1928 года в речи на пленуме ЦК ВКП(б) он высказал мнение, что «отживающие классы» не станут «добровольно» сдавать свои позиции, «не пытаясь сорганизовать сопротивление». Более того, по его мнению, «продвижение к социализму не может не вести к сопротивлению эксплуататорских элементов этому продвижению, а сопротивление эксплуататоров не может не вести к неизбежному обострению классовой борьбы» [4] . Этот тезис стал обоснованием как для борьбы с «правым уклоном» и троцкизмом, которые возглавляли Николай Бухарин и Лев Троцкий, так и начинавшихся масштабных сталинских репрессий.
В Конституции СССР 1936 года официально провозглашалось построение социализма. В докладе Сталина на VIII Съезде Советов отмечалось, что отжило само понятие классовой борьбы: в СССР отсутствует антагонизм классов, так как с классом буржуазии покончено окончательно [5] . Несмотря на это, на последующие 1937-1938 годы пришёлся пик «большого террора» — массовых репрессий в отношении «врагов народа», к которым относили ранее принадлежавших к «эксплуататорским классам» лиц, а также якобы примкнувших к ним «троцкистов» и «правых уклонистов». Идея об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма и капитализма культивировалась в советской науке до самой смерти Сталина [1] .
Начиная с 1960-х годов понятие о классовой борьбе трансформировалось. В это время считалось, что классовая борьба это процесс мирного соревнования социалистической и капиталистической систем. В ходе этого соревнования решается вопрос о том, какая система возьмёт верх. В этой связи доказывалось, что борьба двух систем выражает основное противоречие текущей эпохи. Считалось, что под влиянием этого противоречия развертывается революционная борьба трёх основных отрядов трудящихся: мировой социалистической системы, международного рабочего и национально-освободительного движений, с империализмом. Такое представление сохранялось по 1980-е годы [1] .
Самбо
История самбо начинается в 20-х годах прошлого века. Самбо задумывалось как комбинация лучших приемов и техник из многих боевых искусств и по задумке должно было стать универсальным видом борьбы.
Отцами данного вида единоборства считаются Василий Ощепков и Виктор Спиридонов, правда каждый из них пытался внести в развитие самбо что-то особенное. Ощепков хотел, чтобы его ученики в совершенстве владели всеми видами боевых искусств. А Спиридонов в своем стиле смешивал греко-римскую и другие виды борьбы.
В 1938 году самбо признали официальным боевым видом спорта Советского Союза. Уже через год в Советском Союзе состоялся первый чемпионат по самбо. Спустя 28 лет, в 1966 году, самбо было признано международным видом спорта.
Единоборства совершенствуют не только физическую форму, но и разум. Ведь, чтобы совершить какой-то приём, стоит думать на 2-3 шага вперёд. Сейчас, к сожалению все залы закрыты. Но наша подборка домашних упражнений поможет вам оставаться в форме. А тест на знание удивительных рекордов прокачает ваш мозг.
Новое время
С появлением огнестрельного оружия прикладное значение борьбы для солдата упало, но к ней сохранился интерес, как к зрелищу. Поэтому борцовские поединки часто проходили на ярмарках или в цирках, где атлеты поражали зрителей не только своей силой, но и ловкими, хитрыми приемами.
Тогда же впервые появляется термин «греко-римская борьба». Его использовал итальянский борец Базилио Бартолетти еще в 18 веке, чтобы подчеркнуть свое сходство с героями Древнего Рима и Греции, которые были тогда так популярны.
В 1848 году солдат наполеоновской армии по имени Эсбройе, любивший бороться на популярных ярмарках, придумал правила для придуманного им вида борьбы, и назвал это искусство «борьба без ног». Собственно, из названия понятны и правила — схватка проходила без использования подножек и захватов ниже пояса.
Так появились первые правила классической или греко-римской борьбы, долгое время имевшей еще одно название — французская борьба. Эти правила быстро завоевали популярность по всей Европе, кроме Британии. Там они не прижились, и англичане развивали свою борьбу, используя и захваты за ноги и подножки. Так родился второй популярнейший ныне вид спорта — вольная борьба.
Поединки в греко-римской борьбе в то время не лимитировались, и могли продолжаться по нескольку часов. Так, например, матч Уильяма Малдуна с Кларенсом Уистлером в Нью-Йорке длился восемь часов и закончился ничьей, а на Олимпийских Играх в 1912 году поединок между шведом Андерсом Альгреном и финном Иваром Боелингом длился девять часов, также закончившись ничьей. Обоим борцам тогда выдали серебряные медали, видимо судьи просто устали на них смотреть.
В 1896 году французская борьба была включена в программу Олимпийских Игр, что дало безумный скачок ее значению и популярности. С 1898 года проводятся чемпионаты Европы, а с 1904 года — чемпионаты мира. До 1948 года сохранялось и название — французская борьба, однако позже ее переименовали в греко-римскую.
Борьба – оружие интеллигентов
Да и самураи должны были заниматься какими-то боевыми искусствами, а не сидеть целый день без дела и отдыхать, ведь это была элита и целое военное сословие. Поэтому знатными людьми, при наличии свободного времени, практиковалась именно борьба, стрельба из лука и искусство владения мечем.
Восточная и западная наука боя в то время стали мылить солидарно. Те, кому надо было служить на войне, изучали в основном способы освобождения от захватов и удушений.
Также начали изучаться способы бросить человека различными приемами на землю, чтобы затем иметь возможность добить его оружием, либо если противник более не представляет опасности и его необходимо взять в плен, то изучались также болевые приемы удерживания человека.
Как появилось джиу джитсу
Собственно, так и появилось знаменитое джиу джитсу (дзю дзюцу), одно из самых великих и многогранных видов борьбы в истории, причем боевой, а не чисто спортивной борьбы, которое стало прародителем и вдохновителем создания большей половины современных боевых искусств планеты.
Именно такие цели оно и преследовало, как можно меньше прямых ударов, чтобы не поломать руки об доспехи, и как можно больше бросков, удушений и болевых приемов, которые можно было бы провести, даже одетому в легкий доспех противнику. Плюс соответственно уходы от чужих бросков и болевых техник.
Кроме того, в джиу джитсу стала часто применяться еще более сложная работа с болевыми точками, чтобы приходилось еще меньше тренировать силу рук и их жесткость, а просто достаточно было ткнуть пальцем куда надо, чтобы человек упал или потерял сознание, это еще сильнее упростило победу над более сильными противниками и ввело подобное искусство боя в ранг интеллектуальных боевых искусств.
Сегодня, большинство боевых искусств, слепо использует те же самые мудрые принципы, просто не понимая, почему они далеко не всегда работают на улице.
Почему дзюдо не работает на улице
Раньше в истории возникновения этих приемов и борьбы для воинов это была всего лишь малая часть боя, чтобы подготовить противника и обездвижить его для смертельного удара оружием, либо для связывания его веревкой, которая была непременным атрибутом самураев, особенно в боевых походах, более того есть даже отдельное искусство связывания, которое по сложности ненамного уступает самому дзюдо.
То есть дзюдо — это небольшая часть джиу джитсу, возведенная в ранг высокого искусства, по которому проводят спортивные соревнования, но оно не предназначено для реального боя. Поэтому и говорят, что это именно вид спорта, а не боевое искусство.
Борьба самый интеллектуальный вид спорта
Борьбой, как спортом, вполне можно заниматься в отрыве от общей жестокости и войны, ведь даже древними людьми, самым интеллигентным и разумным из возможных спортивных состязаний, считалась именно борьба.
Из-за того, что в борьбе кроме физических способностей не меньшее значение играет способность перехитрить и переиграть противника за счет отточенной хитроумной и неожиданно примененной техники. Великий философ Плутарх говорил о борьбе как о «самом искусном и хитроумном из существующих соревнований».
Более того борьбой в свое время занимались, и такие мыслители как Платон и Сократ, Платон участвовал и не редко побеждал в очень крупных соревнованиях того времени, чуть ли не более значимых, чем современные олимпийские игры.
Борьба была очень популярна у аристократов, как не очень жестокое состязание во все времена, в тренировках по борьбе принимали участие знатные люди, от египетских царей задолго до нашей эры, до византийских императоров, ну и всем известного нам президента. Поэтому сегодня очень много видов борьбы, и она все еще популярна, несмотря на то, что и не очень эффективна на улице, особенно если на вас нападают несколько противников.
Почему борьба — это не боевое искусство
Но опять же в условиях того сложного времени требовалось заниматься не только интеллектуальным развитием, но и физическим, поэтому само по себе словосочетание «боевое искусство» подразумевает под собой чаще всего именно финализацию и добивание противника или его связывание.
Либо убегать сразу после удачно проведенного броска на улице, как мудро советуют эксперты по самообороне современным спортсменам. Поэтому занимаясь той же борьбой, стоит осознанно понимать, для чего вы это делаете, и без оружия в серьезной схватке с несколькими противниками часто не справляются даже очень опытные борцы. Без умения правильно добивать противника борьба, является не полноценным искусством для настоящего боя.
Борьба для нужд полиции и эволюция борьбы сегодня
Поэтому сегодня в армиях всего мира из огромного арсенала приёмов борьбы со временем отбирались только наиболее эффективные и наиболее простые виды приёмов, да и то, только как дополнение к применению оружия и в основном применяемые специальными подразделениями. В спец подразделениях еще изучаются приемы эффективного рукопашного боя, но и там они применяются все реже и реже.
На сегодняшний день искусство джиу джитсу и подобное ему изучается, только полициями многих стран мира в силу специфики их работы в том, что они не имеют права применять оружие против человека, поэтому им приходиться обездвиживать подозреваемых голыми руками, проводить им различные болевые захваты, чтобы одеть наручники и отвести в участок.
Почему борьба теряет актуальность
Но опять же у этих полицейских есть с собой и наручники, и газовые баллоны и дубинки, а нередко и огнестрельное оружие, поэтому зная, все это преступники, очень редко оказывают рукопашное сопротивление, особенно зная, что за это получат еще больший срок.
И если в случае с полицейскими это оправданно, то вот для обычного современного человека так рисковать уже не актуально. Поэтому в сегодняшних боях и всех войнах планеты 99,9% людей погибает именно от применения оружия, а не от какого-нибудь интересного исторического или современного вида борьбы. И в следующем рассказе мы как раз и поговорим о дальнейшей эволюции методов боя и о том почему люди стали сражаться оружием. А еще лучше читайте весь рассказ об эволюции боевых искусств в моей новой книге.
Как сделать урок истории в школе интересным?
Никто не будет спорить, что знание дат, имен и терминологии крайне важно. Но для чего? На этот вопрос могут ответить не все школьники, а вот любой студент исторического факультета ответит: «чтобы ориентироваться в ткани истории, искать причинно-следственные связи, вникать в суть процессов». Возможно, конечно, не так высокопарно. Тем не менее, в высшей школе преподавание истории не сводится к работе с датами и сухому запоминанию фактов. Умения рассуждать, анализировать, искать, сверять данные, группировать их выходят на первый план.
Но как же сделать преподавание истории в школе интересным? Используя лучшие методы преподавания и проявляя творческий подход. И для этого, предугадывая возражения вечно загруженных педагогов, не потребуется много времени.
1. Актуализируйте тему, связав её с настоящим
На любом уровне преподавания любого периода всегда можно постараться показать учащимся связь прошлого и настоящего. Почему их, детей XXI века, должно заботить, что происходило в России в XVII столетии? Один из лучших способов укрепить эту связь — установить контакт с настоящим. Ученики гораздо больше заботятся о предмете, если понимают, насколько он важен для их текущей жизни.
- Например, если вы преподаете историю Великой русской революции, начните урок с упражнения, в котором учащиеся напишут абзац о своем понимании последствий этого события. История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но заданная как «Что было бы с Россией, если бы Революции 1917 года не было?» тема привлечет повышенное внимание.
- Вы можете начать урок, посвященный реформам Александра II, продемонстрировав, как определенные писатели XIX столетия формировали в умах общественности необходимость преобразований. После задайте вопрос: могут ли современные писатели и блогеры повлиять на реформы в государстве? Сравните уровень творчества, условия, рамки.
- Также хороший способ сделать историю доступной – это вовлечь учеников в т.н. региональную историю. Например, если вы живете с Сергиевом Посаде, ваш рассказ о Смутном времени явно не обойдется без осады Троице-Сергиевой лавры.
2. Сосредоточьтесь на обучении навыкам
3. Избегайте заданий, которые проверяют исключительно навыки запоминания
Выучил — сдал — забыл. Дата, которая в сознании ученика не связана с событием, а через него — с чередой других событий и явлений, это ненужная дата. Лучше создавайте задания, показывающие, что именно ученики могут сделать с тем, что знают.
Презентации, онлайн-выставки, исторический клуб в социальной сети, проект по устной истории (интервьюирование ветеранов, например) — все это даст учащимся возможность глубже погрузиться в историю, дискурсы и концепции, которые раскроют для них не только факты, но и образ мыслей людей прошлого.
- Например, если вы собираетесь рассказать в рамках истории искусств о художниках-передвижниках, нет особого смысла создавать текст с вариантами ответов: «кто написал «Грачи прилетели?»», «кого можно назвать мастером «пейзажа настроения»». Лучше попросить каждого ученика внести вклад в онлайн-выставку. Назначьте каждому школьнику художника и попросите выбрать наиболее значимые картины, сопроводить все это биографической справкой и объяснением, почему работы этого творца были исторически значимыми. Естественно, по выставке необходимо будет «прогуляться», чтобы найти параллели с творчеством «других» художников, иначе в голове останется информация только по своему вопросу.
- Если вы рассказываете об истории Европы XX века, вместо того, чтобы обсуждать термины «социализм», «коммунизм», «национализм» абстрактно, разделите класс на группы и назначьте каждой страну. Ребята будут работать вместе, чтобы создать презентацию, в которой будет показана специфика и влияние этих течений на историю. Только так школьники смогут получить реальное и глубокое понимание того, что означает «национализм» или «социализм», как эти системы влияли на политическое, культурное и экономическое устройство стран. Здесь же можно добавить актуализацию из первого совета.
Соревнования
Олимпийские игры – самые престижные соревнования по вольной борьбе.
Чемпионат мира – международные соревнования борцов-любителей, проходящие под эгидой Международной федерации объединённых стилей борьбы (FILA).
Чемпионат Европы – международные соревнования европейских борцов-любителей, проходящие под эгидой Международной федерации объединённых стилей борьбы (FILA).
Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Вольная борьба».