Что обдувает вентилятор двигателя
Вентилятор охлаждения двигателя: типы,диагностика,назначение,устройство.
Для эффективной работы двигателя необходим соответствующий тепловой режим. При сгорании топлива выделяются не только выхлопные газы, которые и обеспечивают работу мотора, но и тепловая энергия. Чтобы избежать перегрева двигателя, его охлаждают с помощью различных жидкостей (тосол, антифриз, дистиллированная вода). Вентилятор необходим для того, чтобы снизить температуру охлаждающей жидкости.
ТИПЫ ВЕНТИЛЯТОРОВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Существует четыре типа вентиляторов:
- с прямым приводом от ремня (цепи) газораспределительного механизма (ГРМ);
- с прямым приводом от ремня генератора;
- с приводом от ремня ГРМ или генератора и тепловой муфтой;
- с электрическим приводом.
Вентилятор с прямым приводом от ремня или цепи ГРМ применялся на автомобилях, которые выпускали до девяностых годов прошлого века. Причем, производители иномарок отказались от такой системы еще в семидесятых годах прошлого века. Единственное сомнительное преимущество такого привода – меньшее количество ремней, ведь привод ГРМ охватывал помпу, вентилятор, коленчатый и распределительный валы. Нередко в таких системах натяжку ремня или цепи проводили с помощью водяного насоса (помпы), не устанавливая регулировочный ролик.
Вентилятор с приводом от ремня генератора получил большее распространение на недорогих автомобилях, выпускавшихся до двухтысячных годов. По сравнению с приводом от ремня/цепи ГРМ, такая система имеет несколько преимуществ. Главное из них – отсутствие влияния вентилятора на работу системы ГРМ. В случае заклинивания вентилятора или других неисправностей, работа ГРМ не нарушается и автомобиль может продолжать движение своим ходом.
Вентилятор с тепловой муфтой вне зависимости от типа привода имеет главное преимущество – он лучше контролирует тепловой режим мотора. Пока муфта не нагрета, она слабо передает энергию вращения вентилятору, поэтому даже на максимальных оборотах двигателя скорость его вращения невелика. По мере нагрева муфты коэффициент передачи возрастает и скорость вращения вентилятора все сильней зависит от оборотов двигателя. Поэтому при прогреве мотора вентилятор снижает температуру охлаждающей жидкости незначительно, а при нагреве близком к максимальному, эффективность его работы возрастает.
Вентилятор с электрическим приводом наиболее эффективен и используется на большинстве современных автомобилей. Он включается лишь при определенной температуре охлаждающей жидкости, благодаря чему мотор быстро нагревается и работает в комфортном режиме.
Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения
Ни самый инновационный электрический мотор, имеющий большую мощность, ни сверхнадежный блок или регулятор управления не в состоянии на все сто процентов защитить охлаждающую систему от поломок. Учитывая то, что вышедший из строя вентилятор охлаждения, который дует не туда, куда надо, или вовсе не вращается, способен стать виновником перегрева двигателя, следить за его нормальным функционированием требуется постоянно.
Вовремя сделанный ремонт компонентов системы убережет ваш автомобиль от многих неприятностей, но здесь важно правильно установить причину поломки вентилятора. Другими словами, сначала нужно найти проблему, по которой, например, не работает регулятор оборотов коленвала либо блок управления, либо электрический мотор. Диагностику неисправностей вентилятора может провести любой водитель, ориентируясь на далее приведенные рекомендации.
Проверку следует начинать с демонтажа разъема (штекерного) температурного датчика и его обследования. В тех случаях, когда датчик является одинарным, нужно взять небольшой кусок обычной проволоки и замкнуть в штекере клеммы. При исправном вентиляторе блок управления или реле должны дать команду на его включение при замыкании. Если интересующее нас устройство не включается при такой проверке, это значит, что требуется его ремонт либо замена.
При наличии двойного термодатчика принцип проверки немного изменяется, и выполняется в два этапа:
- Замыкают красный и красно-белый проводок. При этом должно фиксироваться медленное вращение вентилятора.
- Замыкают проводки красного и черного цвета. Теперь вращение должно значительно ускориться.
Если вращения не наблюдается, вентилятор придется демонтировать и установить на его место новое устройство. Если постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора (дует без перерывов), есть вероятность того, что из строя вышел датчик его включения. Проверить такое подозрение несложно. Необходимо включить зажигание, а затем удалить наконечник провода с датчика.
Если выключения устройства после этого не произошло, можно смело покупать новый регулятор (датчик) отключения устройства. Ситуации, когда постоянно работает вентилятор охлаждения радиатора, встречаются не редко, и теперь вы знаете, как решить такую проблему. Также имеет смысл выполнить проверку предохранителя в тех случаях, когда вы сомневаетесь в работоспособности описываемого в статье механизма. Делается это так:
- от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи подают на красно-черный или красно-белый проводок в разъеме вентилятора питание;
- от минусовой клеммы подают заряд на проводок коричневого цвета.
Если регулятор либо блок не отреагировал (устройство не включилось), проверьте провод температурного датчика (все имеющиеся на нем разъемы и штекера). Возможно, понадобится простой ремонт кабеля (например, его изолирование, замена штекера). Если дело не в проводе, значит, придется приобретать новый вентилятор, так как ваш сломался.
3 Вентилятор очень сильно шумит
Если вентилятор изначально очень сильно гудит, нужно найти источник звука. Гул может создавать опора, которая стучит об пол. Здесь поможет резиновая или пробковая прокладка. Еще одна частая причина — слишком большая скорость вращения лопастей. Можно отнести прибор к мастеру и попросить установить неполярный конденсатор на 400 Вольт с емкостью от 1 до 10 микрофарад, который снизит рабочее напряжение.
Диагностика
Прежде чем пытаться определить, почему могут включаться вентиляторы системы охлаждения на холодном двигателе в автомобилях, рекомендуется понять суть работы этого узла.
Включение вентилятора происходит за счёт работы специального датчика, который активирует вращение лопастей. Располагается этот контроллер в нижней части радиатора охлаждения.
Есть некоторые современные автомобили, что за запуск отвечает блок управления мотора, хотя это скорее редкость и исключение и правил.
Когда жидкость охлаждения (ОЖ) достигает необходимой температуры, которая обычно находится в пределах 100-105 градусов Цельсия, датчик замыкает электроцепь, и это позволяет включать в работу вентилятор. Он начинает обдувать радиатор. Тем самым достигается лучший эффект охлаждения, поскольку сочетается воздушная и жидкостная система.
При этом бывают ситуации, когда двигатель ещё абсолютно холодный, никакое дополнительное охлаждение ему не требуется, но вентилятор всё равно включается в работу. Это не является нормальным состоянием. Нужно искать причину такого поведения системы охлаждения, и устранять возникшие неисправности.
Если продолжить игнорировать постоянно работающий вентилятор, изначально простой дискомфорт сменится более серьёзными неполадками. Но тут важно отметить, что постоянная работа лопастей не настолько опасная, как полный отказ устройства. Хотя этот факт совершенно не является причиной ничего не делать.
Всё начинается с диагностики. Наиболее простыми и удобными в этом плане являются инжекторные двигатели. Чтобы обнаружить неисправность, достаточно провести компьютерную диагностику. Это делают как в условиях автосервиса, так и в гараже своими руками.
Подключение к электронному управляющему блоку даёт возможность получить коды ошибок, которые не сложно расшифровать и понять истинные причины такого поведения вентилятора системы охлаждения.
Бывают ситуации, когда ЭБУ фиксирует неисправность в охладительной системе, и заставляет вентилятор крутиться постоянно, даже когда мотор холодный. Это своего рода защитная функция, направленная на предотвращение возможного перегрева ДВС. Потому при обнаружении ошибок и после устранения неисправностей обязательно делается сброс. Чтобы стереть ошибки, следует заглянуть в руководство по эксплуатации к вашему авто. На некоторых машинах достаточно снять клемму с АКБ, и ошибки сотрутся. На других же автомобилях ошибки стираются при помощи подключаемого диагностического оборудования.
Если вариант с компьютерной диагностикой вам не подходит или её невозможно применить по тем или иным причинам, придётся методом исключения проверять все потенциальные источники неприятностей.
Смена предохранительного клапана
Еще одна не менее распространенная проблема, которая может привести к перебоям работы вентилятора. Если ранее были выполнены вышеперечисленные проверки и все элементы в порядке, то нужно проконтролировать предохранительный клапан расширительного бачка.
Главная функция клапана – это поддержание рабочего давления выше атмосферного показателя. Таким образом, вода, присутствующая в составе жидкости, не закипает при достижении температуры в 100 градусов. Если клапан перестает работать, то давление становится таким же, как и атмосферное, а жидкость начнет закипать при достижении определенной температуры.
Датчик сработает только при 105-107 градусах. Жидкость начнет закипать, а вентилятор не сработает. В кустарных условиях проверить работу данного элемента невозможно. Но реально купить новую деталь и сделать замену.
Если потребуется замена датчика, важно покупать такую же модель с идентичными характеристиками. В противном случае система охлаждения начнет срабатывать слишком рано или поздно. Замену можно сделать самостоятельно, используя следующий порядок:
отключить клемму с АКБ;
освободить радиатор от жидкости;
отсоединить два провода, которые подключены к датчику. Использовать ключ в 30 мм;
нанести на новый датчик герметик и установить на соответствующее место;
не нужно затягивать датчик слишком сильно;
залить ОЖ, завести двигатель и ждать пока температура поднимется.
Если все действия сделаны правильно, то процедура не отнимает много времени. В среднем замена нового датчика отнимает не более 30 минут. Можно обратиться в специализированный центр, но простая процедура может обойтись недешево.
Чистка решетки и лопастей
Несмотря на то, что у большинства напольных вентиляторов типичная конструкция, рекомендуем обязательно изучить техническое руководство. В нем вы точно узнаете как и в каком порядке необходимо демонтировать все элементы. Например, у рассматриваемой модели вся конструкция состоит из 16 элементов. Мы будем работать только с деталями под номерами 5–10.
Перед чисткой обязательно отключите прибор от электрической сети!
Первый шаг — демонтировать защитную решетку. Обычно ее половинки держатся за счет специальной стягивающей ленты, на схеме это номер 10. Чтобы ее снять, необходимо ослабить крепление — вам потребуется обычная крестовая отвертка. Откручивайте винт до тех пор, пока натяжка кольца не ослабнет.
Снимайте стягивающее кольцо осторожно, придерживая фронтальную часть защитной решетки.
Далее вам необходимо снять блок с лопастями (номер 7). Закрепляется он с помощью центральной заглушки (номер 9). Открутить ее можно любым жестким и тонким предметом, например, металлической линейкой или ножом. Обратите внимание, что на детали обычно имеются надписи, которые поясняют, в какую сторону нужно крутить. В нашем случае: TIGHT — закручивать, а LOOSE — откручивать.
Придерживая лопасти, открутите центральный элемент.
Открутив колпачок, можно снять и сами лопасти. После этого вам необходимо свинтить еще один крепеж (номер 5), который фиксирует заднюю защитную решетку. Также обращайте внимание на надписи, которые говорят, в какую сторону необходимо проворачивать деталь.
Теперь в вашем распоряжении все основные детали. Можно приступать к чистке.
Если загрязнения небольшие, то лопасти, пластиковые детали и решетки можно обработать самой обычной влажной ветошью, после чего все поверхности протереть насухо.
Не погните лопасти, иначе вы можете нарушить балансировку.
Если загрязнения обильные или вы не хотите вручную протирать каждый прутик решетки, то все детали можно замочить в большой таре, наполнив ее теплой водой. Дополнительно можете воспользоваться ушными палочками, чтобы вычищать грязь из труднодоступных мест. Для пластиковых деталей можно использовать неагрессивное моющее средство или спирт. Последний рекомендуют сами конструкторы в техническом руководстве.
Если на металлической решетке уже имеются следы ржавчины, можно воспользоваться средством для чистки стекол или унитазов. Нанесите состав на места со ржавчиной на 3–5 минут, после чего протрите влажной и сухой тряпками.
Запрещается использовать для чистки пластиковых элементов сильные растворители.
Все детали можно замочить в моющем растворе на 7–10 минут, после чего протереть насухо и оставить сушиться на несколько часов.
Не забудьте осмотреть сам вал — во внутренней части также может накапливаться грязь и мелкий мусор. Удалите их пинцетом.
Как только чистка и сушка выполнены, остается только собрать вентилятор в обратной последовательности, проверив его работоспособность.
Чем крут безлопастной вентилятор
Во-первых, он бесшумный. Как часто жаркой июльской ночью раньше приходилось ворочаться под звон комаров и тарахтение вентилятора. С «дайсоновским» такого не будет: обдувание происходит мягко, без шума мотора, треска лопастей и эффекта вибрации. Под него можно спокойно спать (комаров, увы, не отгоняет). Вот такой дайсоновский вентилятор можно поставить на тумбочку у кровати:
Во-вторых, он может использоваться «в обратную сторону» — как обогреватель. Для этого в обдуватель добавляется нагревательный элемент, и втягиваемый воздух становится теплым. Так что это устройство «два в одном» — например, вот такая модель Dyson Pure Hot+Cool.
И даже не два в одном, а четыре в одном! Потому что если дополнительно добавить в устройство HEPA-фильтр и ультразвуковой увлажняющий элемент, то он становится еще и очистителем-увлажнителем воздуха. Такое вот МФУ для вентиляции в квартире. К примеру — вот эта модель Dyson AM10:
Минус дайсоновских вентиляторов без лопастей — их запредельная цена. Но нужно делать скидку на то, что это совершенно новое изобретение. Впрочем, желающих обзавестить инновационным гаджетом достаточно много.
А вот еще о климатической технике: