Что такое башка двигателя
Головка блока цилиндров
В двигателях внутреннего сгорания головка блока цилиндров (ГБЦ, часто называемая просто головкой) монтируется на блок цилиндров, запирая цилиндр (цилиндры), и образуя замкнутые камеры сгорания. Стык головки и блока уплотняют прокладкой головки блока [1] . В головке обычно монтируются клапаны с пружинами, свечи зажигания, форсунки. В зависимости от типа двигателя (тактность, система воспламенения, тип охлаждения, система газораспределения) устройство головки может отличаться в очень больших пределах. Некоторые двигатели с воздушным охлаждением (обычно двухтактные) головок не имеют, их одиночные цилиндры закрепляют к картеру.
Что такое ГБЦ в авто простыми словами
Головка блока цилиндров (в дальнейшем ГБЦ), или сокращенно «головка», «голова» двигателя, расположена в его верхней части. Она соединяется с блоком цилиндров при помощи болтов. Это одна из главных деталей мотора, являющаяся основой конструктива.
ГБЦ можно сравнить с крышкой, закрывающей цилиндры двигателя. Стык между ней и блоком очень тщательно герметизируется с помощью специальной обжимной прокладки, для того чтобы обеспечить высокую компрессию горючей смеси во время рабочего такта. Нарушение этого соединения приведет к поломке автомобиля.
В состав ГБЦ входят детали, отвечающие за процесс смесеобразования и подачи топлива в камеру сгорания. Правильное соотношение между горючим и воздухом достигается благодаря синхронизированной работе всех элементов головки. От состояния и качества настройки ее частей во многом зависит бесперебойное функционирование мотора.
Головка изготавливается из чугуна или алюминиевого сплава. Последний материал более предпочтителен из-за меньшего веса. Однако имеет недостаток, связанный с большей текучестью и склонностью металла к короблению при высоких температурах в случае перегрева мотора. Рядные двигатели имеют, как правило, одну головку блока цилиндров. V-образные – две головки. И, наконец, экзотические W-образные двигатели оснащаются как минимум тремя головками. При любом их количестве наполнение узла остается примерно одинаковым.
Двигатель и какое место в нем занимает головка блока цилиндров
Для того, чтобы говорить об особенностях ГБЦ, стоит коротко рассмотреть принцип работы двигателя внутреннего сгорания. Суть работы двигателя в том, чтобы преобразовать энергию, получаемую от сгорания топлива, в механическую работу . В автомобилях нашли применение поршневые двигатели, в которых возвратно-поступательное движение поршней при помощи т.н. кривошипно-шатунного механизма преобразуется уже во вращение. Исходя из особенностей современных двигателей внутреннего сгорания, головка блока цилиндров обязана включать следующие элементы:
- Места под форсунки или же свечи зажигания;
- Седла клапанов и их направляющие элементы;
- Камеру сгорания;
- Смазочные каналы;
- Площадку для монтажа газораспределительного механизма и его привода;
- Рубашку охлаждения.
Отдельно также стоит выделить крышку ГБЦ, выполняющую роль защиты от механических воздействий, а также специальную прокладку, обеспечивающую герметичное прилегание головки блока цилиндров. Крышка может быть штампованной металлической или же пластиковой. Она имеет маслозаливную горловину и пробку. Сама головка блока может выполняться из двух материалов, о чем мы расскажем чуть позже. А пока что отметим, что материал крайне важен, ведь от его характеристик будет зависеть то, как долго ГБЦ сможет эксплуатироваться.
В автомобилях с однорядными двигателями ГБЦ устроена относительно просто и включает лишь одну часть. В более сложных V-образных моторах головка включает несколько частей под отдельные ряда цилиндров. В обоих случаях ГБЦ крепится к блоку цилиндров специальными шпильками и болтами. Процедура монтажа головки весьма сложна и предусматривает использование динамометрического ключа , а также требует четкого соблюдения технологии – болты затягиваются с заданным автоконцерном усилием и в четкой последовательности (от центральных к крайним). Вышеупомянутая прокладка ГБЦ не только уплотняет место прилегания, но также защищает силовой агрегат от внутреннего давления и утечек масла. К слову, эта прокладка по факту является одноразовой – если ГБЦ пришлось снять, то устанавливать ее на место придется уже с новой прокладкой.
Каким нагрузкам подвергается ГБЦ во время работы двигателя?
Во время работы мотора головка подвергается следующим нагрузкам:
- Большой разнице температур;
- Давлению отработанных газов;
- Серьезным механическим воздействиям.
Во время сгорания топлива в разных участках головки перепады температур могут достигать до нескольких сотен градусов. Например, в районе камеры сгорания разогрев металла может быть около 300 градусов. Там же, где находятся каналы системы охлаждения, температура будет находиться в районе 90-95 градусов.
То же самое можно сказать и о давлении газов, образующихся при сгорании топлива. Неравномерные нагрузки, воздействующие на разные части ГБЦ, могут приводить к деформации металла. Чтобы предотвратить подобный исход к ГБЦ предъявляют особые требования, в частности:
- Высокая прочность конструкции;
- Длительный срок службы;
- Строго выверенные размеры камеры сгорания и каналов;
- Хорошая герметизация газовых стыков;
- Простота конструкции, позволяющая осуществлять необходимый ремонт;
- Минимальная масса и размеры.
Конструктивные особенности ГБЦ.
Головка блоков цилиндров современных авто имеют сложную конструкцию и включают очень большое количество различных деталей (клапана газораспределения, привод свечей зажигания, форсунки и т.д.). Также сюда устанавливаются – выпускные и впускные клапана, камера сгорания топлива, распределительный вал и многое другое. На автомобили с однорядными двигателями устанавливают общую ГБЦ, а на многорядные двигатели — W-образные, где на каждый ряд цилиндров устанавливают отдельную головку.
Материал изготовления головки блоков цилиндров
На легковых автомобилях головка блока двигателя, как правило, изготавливается из алюминиевого сплава литьем в кокиль или под давлением.
На тяжелых (дизельных двигателях) двигателях применяют головку блока, изготовленную из чугуна методом литья. В таких двигателях седла клапанов охлаждаются и затем запрессовываются. В головке блоков имеются каналы для газов, охлаждающей жидкости, масла, и отверстия под болты для крепления головки к блоку цилиндров.
Для крепления головки к блоку цилиндров используются силовые болты и шпильки с гайками. Прокладка головки блока служит для уплотнения. Затяжка болтов головки блока проводится в определенной последовательности в рекомендуемом порядке заводом изготовителем.
Доброго времени суток!Подскажите пожалуйста(всю голову уже сломал и перелопатил все,что можно),стал я «счастливым» обладателем Вареньки,но брал проблемную-гнало антифриз в расширительный бачок.Отдал в ремонт-прогорела прокладка,ну и решил опрессовку сделать.Микротрещин нет,но немного уведенная была и шлифанули мне ее на 0,3 мм.Вот и вопрос,какой все таки шаг,у ремонтных прокладок гбц и не запороли ли мне голову? Заранее благодарен!
Шаг прокладки — 0,025, максимальная -1,025, минимальная — 0,9, т.е. весь диапозон 5 возможных прокладок укладывается в 0,125 мм. Возможно есть ремонтные варианты, но это вопрос к мотористам. Дальше все определяется по выступу поршня над БЦ.
Шлифанули, точно до-хрена, возможно необходима замена ГБЦ.
Блок не точили,выступ поршня над блоком не изменился,голову точили,соответственно для соблюдения расстояния клапан- поршень должны были поставить более толстую/ремонтную прокладку. надо посчитать количество прорезей/пазов прокладки видно их плохо,но при желании разглядеть можно.для наглядности где эти прорези/пазы смотреть 2я фотка https://baza.drom.ru/krasnoyarsk/sel. -53000903.html. либо в мурзилке стр 114-115.
Последний раз редактировалось NAVARA33RUS; 31.01.2018 в 14:15 .
У него сняли не 0,03, а 0,3, самая жирная прокладка в продаже 1,025 с пятью метками (пазами) три справа, две с торца, учитывая что стандартно ставится с тремя (0,975) или четырмя (1,0) , то что ему ставить то. Получается около 1,30, я таких в продаже не видел.
по ссылке на фото шесть пазов. придется разобрать и поставить две прокладки
Последний раз редактировалось NAVARA33RUS; 31.01.2018 в 21:10 .
Это называется жопа, две прокладки нормально не затянуть, поплывут все моменты затяжек. По мурзилке уже не получится.
Прокладка уже прогорала, голову повело, сточили 0,3. Нуу х.з., я бы не стал заморачиваться с толстой прокладкой, ну сколько она протянет . Если для себя, то я бы заменил ГБЦ.
НЕ с толстой, а двойной. Как вариант, поставить максимально допустимую, собрать и ездить некоторое время и копить на новую голову, не забывая про слабое место.
Поставили самую толстую(1,025) . работает,как часы. С Ростова тут человек тоже описывал ремонт своего двигателя,и ему тоже шлифанули 0,3 и два года ездит норм(я с ним созванивался). И блок не трогали-шлифовали только башку.А толщина прокладки,как я понял,зависит только от выступания поршней над ГБЦ