Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое двигатель дэт

Особенности бульдозера ДЭТ 250 и сфера его применения

Бульдозер ДЭТ 250 – легендарная разработка Челябинского завода. Название модели расшифровывается как «дизельный электрический трактор», а цифра обозначает тяговый класс. Машина, появившаяся в середине прошлого века, обладает рядом революционных решений. ДЭТ 250 является первым отечественным промышленным энергонасыщенным трактором и единственным в мире бульдозером с электромеханической трансмиссией. До появления Т 330 конкурентов советского изготовления у модели просто не было.

Премьера ДЭТ 250 состоялась в мае 1957 года. Линию сборки бульдозера организовали на тракторном заводе в Челябинске. СССР срочно нужна была мощная машина для стройки, и новая модель должна была закрыть эту проблему.

Японские и американские аналоги того времени использовали исключительно гидромеханическую трансмиссию, применение механического варианта для моделей с мощностью более 200 л.с. было нецелесообразным. Советские конструкторы решили пойти своим путем, наделив ДЭТ 250 электромеханической трансмиссией. Это привело к значительному увеличению массы машины, снижению КПД и необходимости использования сложного механизма охлаждения. При этом в холодных областях бульдозер показывал себя намного лучше конкурентов с гидромеханической трансмиссией. ДЭТ 250 нашел широкое применение в районах Крайнего Севера, где нередко используется и в настоящее время.

Основная сфера деятельности бульдозера – строительные работы и перемещение земли. Сзади на технику устанавливалось рыхлительное устройство для разработки каменистых, замерзших и твердых грунтов. Также машина комплектовалась бурильным и траншейным оборудованием. Использовался бульдозер и как тягач в добывающей и лесозаготовительной промышленности. Дополнительно на ДЭТ 250 устанавливались широкие гусеницы для работы на болотистой местности. Большие размеры и масса не позволяли использовать модель в городских условиях.

Технические характеристики ДЭТ-250

Силовой агрегат включает в себя дизельный двигатель и обслуживающее оборудование. На машине применяется V-образный 12-цилиндровый атмосферный дизель В-30В жидкостного охлаждения, построенный на базе танкового мотора В-2. При работе на стенде двигатель развивает 310 л. с. при 1500 об/мин. При эксплуатации отдача двигателя снижается из-за системы очистки воздуха и сопротивления выпускного коллектора. Мотор развивает мощность машины 290 л. с.

Система охлаждения не оснащена вентилятором. Теплообмен осуществляется при помощи эжекторов, установленных по бокам двигателя. Выхлопные газы поступают в рабочую камеру эжектора через сопла. Газы увлекают за собой воздух из подкапотного пространства, который проходит через соты радиаторов, установленных на эжекторе. Применение эжектора для охлаждения позволило убрать ненадежные вращающиеся узлы из системы охлаждения.

Дизель соединен с силовым генератором, который вырабатывает электрический ток для питания тягового электродвигателя. В состав трансмиссии включены 2-ступенчатые бортовые планетарные редукторы, позволившие увеличить тяговое усилие. Первая скорость редукторов применяется при работе машины, вторая — для передвижения между рабочими площадками. Максимальная скорость трактора составляет 19 км/ч.

Управление трактором ДЭТ-250 производится при помощи блокировочного фрикциона и тормозов, расположенных в бортовых передачах. В системе привода используется гидравлический усилитель, работающий от распределителя. Распределитель оснащен 1 рычагом управления. Реверс включается электрическим переключателем.

В основе трактора лежит рама, состоящая из 2 лонжеронов и картера заднего моста. Детали соединены сваркой. Дополнительно установлены поперечные усилители и днище, представляющее собой стальной лист. Внутренние полости лонжеронов служат каналами для подачи воздуха к системе охлаждения тягового электродвигателя.

Ходовая часть машины оснащена бортовыми тележками сварной конструкции. На тележках установлены по 6 катков, оснащенных индивидуальной торсионной подвеской. Натяжение гусеницы выполняется гидравлическим цилиндром, перемещающим переднее колесо.

Читать еще:  Газотурбинный двигатель своим руками

Бульдозер ДЭТ-250 по техническим характеристикам соответствовал требованиям 60-х гг. Кабина оператора выполнялась из стального листа и оборудовалась теплоизоляционной обшивкой. В состав стандартного оснащения входил отопитель с вентилятором. В летнее время вентилятор использовался для подачи свежего воздуха в кабину.

На основе базовой модели выпускались модификации:

  • Вариант ДЭТ-250М, который начал производиться в 1970 году. Отличается возможностью установки оборудования на задней части. Предназначен для использования в качестве бульдозера, скрепера и машины для разрыхления каменистых или мерзлых грунтов.
  • Модификация трактора ДЭТ-250М2. Оснащена модернизированным дизелем В-31М2, развивающим 323 л. с. при рабочем объеме 38880 см³. Вес машины — 32300 кг.
  • Бульдозер ДЭТ-250М2Б, оснащенный разрыхлительным отвалом с гидравлическим управлением. Машина применяется в ходе строительных работ и в горнодобывающей промышленности. Масса бульдозера составляет 37500 кг, установка рыхлителя увеличивает вес до 41500 кг.

  • длина — от 6620 мм (базовое шасси) до 9440 мм (бульдозер с установленным рыхлителем);
  • ширина — от 3180 до 4250 мм;
  • высота — от 3180 до 3215 мм.

Технические характеристики

Как уже говорилось, для 60-х годов характеристики трактора ДЭТ-250 считались очень достойными. На бульдозер устанавливался 12-цилиндровый мотор мощность в 300 лошадиных сил. 4-тактный агрегат имел объем в 38,9 литра и нераздельную камеру сгорания. Столь крупный двигатель расходовал порядка 45 литров топлива за час работы на максимальной мощности. Емкость топливного бака составляла 700 литров. Турбонаддувом мотор не оснащался.

Бульдозер ДЭТ-250 был первым образцом специальной техники, произведенной в СССР, которая получила электронную трансмиссию. Благодаря этому технологическому решению появилась возможность беспрепятственно эксплуатировать трактор в холодных регионах государства. Вместе с тем электронная трансмиссия имела ряд недостатков. Во-первых, с ней машина стала гораздо тяжелее, чем аналогичные по мощности конкуренты, оборудованные гидромеханической трансмиссией. Во-вторых, бульдозеру потребовалась более изощренная система охлаждения. Ну и в-третьих, большой вес повлек за собой необходимость в использовании более мощного агрегата. Как следствие – повышенные затраты на топливо и невозможность использовать весь потенциал мощного двигателя.

Интересно отметить, что первые образцы бульдозера ДЭТ-250 скорее напоминали танк, нежели сельскохозяйственную машину. Конечно же, это лишь внешнее впечатление. В действительности от танка трактору досталось всего несколько систем, в частности, эжекционное охлаждение двигателя с помощь энергии отработанных газов.

Технические характеристики ДЭТ-250:

  1. Габариты: 6,62/3,18/3,21 м.
  2. Гусеничная база – 4,44 м.
  3. Ширина колеи – 2,45 м.
  4. Дорожный просвет – 430 мм.
  5. Масса – 32,3 т.
  6. Удельное давление на почву – 0,56 кг/см 2 .
  7. Тяговое усилие – 25 т.
  8. Максимальная скорость: 3 км/ч передним ходом и 19 км/ч задним ходом.

Бульдозер ДЭТ-250: габариты

Базовая модификация трактора имеет следующие характеристики:

  • длина — 6620 мм;
  • ширина — 3180 мм;
  • высота — 3180 мм;
  • эксплуатационная масса — 32 300 кг.

С бульдозерным оборудованием машина имеет габариты:

  • длина — 7370 мм;
  • ширина — 4250 мм;
  • высота — 3215 мм;
  • эксплуатационная масса — 37 500 кг.

В агрегате с рыхлителем:

  • длина — 9440 мм;
  • ширина — 4250 мм;
  • высота — 3180 мм;
  • эксплуатационная масса — 41 500 кг.

Колея бульдозера составляет 2450 мм. База равняется 3218 мм. ДЭТ-250 создает максимальное давление на грунт 0,093 МПа. Ширина башмака гусеницы — 690 мм. Высота грунтозацепа — 70 мм. Шаг гусеницы — 218 мм.

Читать еще:  Электроподогреватель масла двигателя своими руками

Назначение

Предназначение агрегата определяется работой бульдозера и рыхлителя с помощью бульдозерно рыхлительной установки или другого навесного оборудования. Обычно трактор выполняет тяжелые землеройные работы на объектах по добыче горной руды, нефти, угля, в гидротехническом, ирригационном, мелиоративном, железнодорожном и шоссейном строительстве, используется при транспортировке грузов.

Это интересно: Бульдозер D155 Komatsu — технические характеристики

Технические характеристики ДЭТ-250

Дизель представляет собой улучшенный танковый двигатель В2, получивший после модернизации индекс В-31М2. Система охлаждения дизеля также применена танковая, эжекторная. Эжектор позволил убрать из системы охлаждения вентилятор и его вращающиеся приводные узлы.

Электрическая часть состоит из связки «генератор – электродвигатель», с электронным управлением, работающей на постоянном токе.

В таблице приведены основные тяговые и габаритные показатели.

Четырехтактный двенадцатицилиндровый типа

Эжекционного типа (при помощи выхлопа)

Запас крутящего момента

40 л/час при максимальной нагрузке

Частота оборотов генератора

Длина без механизмов

Колея (по центру траков)

В процессе работы тракторист управляет оборотами дизеля. Выжимание педали газа увеличивает обороты дизеля и, как следствие, обороты генератора. Реостатное сопротивление, управляющее электрической частью, изменяет значение автоматически. При постоянной тяговой нагрузке трактор постепенно набирает скорость. При возрастании нагрузки, при тех же оборотах двигателя, он замедляет скорость и увеличивает тяговое усилие. Благодаря плавному электронному управлению соотношением скорость/тяговое усилие, тракторист включает в трансмиссии только две передачи: вперед и назад.

Генератор и электродвигатель располагаются в центре, под кабиной, двигатель – спереди, трансмиссия – сзади.

Кабина трактора ДЭТ-250

Рабочее место тракториста оборудовано комфортно, кабина дает хороший обзор, рычаги управления и контрольные приборы расположены эргономически. Кабина рассчитана на двух человек – тракторист находится справа по ходу движения, слева предусмотрено место для помощника. Конструкция позволяет работать на тракторе ДЭТ-250 круглый год при любой погоде, в том числе при морозах -20 градусов Цельсия. Опционно производитель предлагает дополнительную систему обогрева рабочего места.

Модификации трактора ДЭТ-250

Базовая разработка ДЭТ-250 оказалась настолько удачной, что в процессе эксплуатации менялись только траки на расширенные, при необходимости работы на заболоченных почвах. Остальные варианты машины отличались навесным оборудованием, без изменений в самом тракторе.

Самым распространенным оборудованием для этой спецтехники стали бульдозерный отвал, навешиваемый спереди, и рыхлитель почвы, навешиваемый сзади. Отвал и рыхлитель обычно устанавливались одновременно, дополняя друг друга.

Эта модификация получила отдельное название бульдозер-рыхлитель (трактор) ДЭТ-250М2Б1Р1. Технические характеристики бульдозера совпадают с характеристиками базовой машины. Индекс М2 в наименовании говорит о незначительных изменениях в конструкции, касающихся усиления некоторых узлов.

Трактор ДЭТ-250 выпускался без изменений с 1957 по 2002 год.

В 2002 году провели модификацию: заменили дизель на ЯМЗ-7511, усилили ходовую часть, улучшили систему охлаждения, повысили комфортабельность кабины. В улучшенном виде под наименованием ДЭТ-320 трактор выпускался до 2007 года и был снят с производства как морально устаревший.

Начиная с 2007 года, в серию запустили ДЭТ-400 с улучшенной системой управления. В нем предусмотрели возможность использовать тракторный высоковольтный генератор в качестве автономного источника электроэнергии, установили бортовой компьютер и заменили механическую систему управления на бесконтактную.

В 2012 году дизель-электрический трактор прошел последнюю на сегодняшний день модификацию. На него установили импортный двигатель и гидравлическую систему последнего поколения, управляемую джойстиком.

Читать еще:  Гистерезисный двигатель принцип работы

Достоинства и недостатки трактора ДЭТ-250

  • неприхотливость к условиям работы и климату;
  • неприхотливость к топливу;
  • легкодоступность запчастей и отличная ремонтопригодность в полевых условиях.
  • сложность электрической трансмиссии – для обслуживания требуются специальные знания.

Контроль рабочих жидкостей производится не реже, чем через 10 000 часов работы.

Контроль состояния электрооборудования выполняется постоянно. Особого внимания требуют места соединений проводов и состояние изоляции.

Цена и возможность приобретения трактора

Трактор ДЭТ-250 с производства снят, но официальные представители завода предлагают восстановленные модели.

Бульдозер ДЭТ-250М2Б1Р1 у дилеров выставлен по цене от 6,5 до 9,5 миллионов рублей. Актуальные объявления от частных владельцев летом 2018 года предлагают ДЭТ-250 1989 года от 1 000 000 рублей, цена на трактора 2007-2008 годов колеблется в пределах 6-7 миллионов рублей.

УСТРОЙСТВО ДЭТ 250

Базой для построения бульдозера служит рама, которая состоит из картера заднего моста и 2 лонжеронов. Элементы соединены при помощи сварки. Для дополнительного усиления используются поперечины и днище, сделанное из стального листа. Внутренние полости лонжеронов используются для подачи воздушной массы к охлаждающей системе.

Ходовая часть ДЭТ 250 является стандартной и базируется на прямоугольных сварных тележках, жестко скрепленных с основной рамой. На тележках устанавливаются катки с индивидуальной торсионной подвеской. Натяжение гусеничной цепи регулируется при помощи гидравлического механизма.

Характеристики ходовой части:

  • число опорных катков (одна гусеничная лента) – 6;
  • число поддерживающих катков (одна гусеничная лента) – 4;
  • число звеньев (одна гусеничная лента) – 56;
  • шаг звена – 218 мм;
  • ширина башмака – 560/690 мм;
  • ширина колеи – 2450 мм;
  • удельное давление на грунт – 0,093 МПа.

ДЭТ 250 имеет уникальную электромеханическую бесступенчатую трансмиссию, работающую от постоянного тока. Скорость и тяговое усилие бульдозера регулируются без переключения передач на основе показателя внешней нагрузки. Трансмиссия использует силовой генератор, электродвигатель ЭДН 196, планетарные механизмы, основную и конечную передачи. Предельная частота вращения генератора составляет 2550 об/мин, напряжение в сети – 220 кВт. В приводе генератора находится косозубый цилиндрический мультипликатор.

В состав трансмиссии также входят бортовые планетарные редукторы. Первая скорость редукторов используется для выполнения операций, вторая – для перемещения между площадками. Максимальная скорость движения составляет 15,2 км/час (вперед/назад), рабочая скорость – 1,2 км/час. Предельное тяговое усилие – 377 кН. В ДЭТ 250 трансмиссия считается наиболее сложным и проблемным элементом.

Управление бульдозером выполняется посредством тормозов в бортовых передачах и блокировочного фрикциона. В системе привода применяется гидравлический усилитель, функционирующий от распределителя с рычагом управления. Включение реверса выполняется при помощи электрического переключателя.

Гидравлическая система базируется на 2 основных насосах. В конструкции предусмотрена дополнительная гидросистема с 1 насосом. Максимальное давление в системе составляет 10 МПа.

Кабина ДЭТ 250 сделана из стального листа и дополнительно обшита тепловой и шумовой изоляцией. По своим параметрам она соответствует нормам, действующим в 1960-1970-х годах. Базовое оборудование кабины включает отопитель и вентилятор, что позволяет работать даже в сильные морозы. В летнее время вентилятор применяется для подачи воздуха в салон. Водительское сиденье достаточно удобно и имеет несколько настроек. Для последних версий бульдозера доступна установка кондиционера (опция).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты