Что такое двигатель для игр
Сравнение игровых движков. Какой выбрать?
Каждый год игровая индустрия развивается с невероятной скоростью. Совсем недавно люди удивлялись 8-битной игрушке, а сейчас уже одевают VR системы и радуются полному погружению в игру. У многих начинающих разработчиков возникает вопрос: “А какой игровой движок лучше?” На данный момент существует огромное количество игровых движков, от GameMaker, Marmelade до Unity и Unreal Engine, а связано это с тем, что компаниям легче было написать свой движок, который будет удовлетворять всем требованиям, нежели использовать чуждый им игровой движок, изучать его интерфейс, его язык программирования и т.д. Но сейчас игровые движки эволюционировали, и многие инди-разработчики выбирают тот или иной движок, дабы сохранить кучу времени и денег. В нашей статье мы попытаемся дать развернутый ответ на данный вопрос.
Итак, чтобы изучать какой-либо игровой движок, нужно понять, а чем вообще ваша команда будет заниматься? Развлекаться и создавать игры для друзей, пилить инди-игры для мобильных устройств или создать огромнейшие ААА-проекты? Если вы выбрали первый вариант, то тут вы спокойно можете брать абсолютно любой игровой движок, например: Unity, Marmelade, GameMaker. GameMaker, кстати, больше всего подходит для таких целей. А если вы выбрали второй или третий вариант, тогда нужно хорошенько разобраться в каждой игровой движке.
Сразу стоит отметить, что все документации по игровым движкам на английском языке. Даже тот же Unity и Unreal Engine перевели только основы к своим движкам, все остальное на английском. И да, официальной документации будет не хватать, когда вы столкнетесь со своей первой проблемой. Нужно будет обращаться за помощью на форумы, где коммьюнити совсем не русскоговорящее, или читать книжки, но только на английском. Итак, приступим к описанию игровых движков.
Unity
Unity используется повсеместно и являясь мультиплатформенным подходит под широкий спектр задач, хотя графически несколько уступает Unreal. Позволяет работать над 2D и 3D играми, создавая проекты под Windows, OS X, Playstation 4, XBox, Windows Phone, Android, Apple iOS и Linux, в том числе и под Wii, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One, Nintendo Switch. Есть возможность создавать приложения для запуска в браузерах с помощью специального подключаемого модуля Unity (Unity Web Player), а также с помощью реализации технологии WebGL.
Приложения, созданные с помощью Unity, поддерживают DirectX и OpenGL. Движок используется как разработчиками ААА-игр, так и Indie-студиями. Есть собственный Asset store , сильное и активное коммьюнити и впечатляющее количество документации и видеоуроков.
В наличии движка простой легко настраиваемый Drag&Drop интерфейс, состоящий из различных окон и позволяющий производить отладку игры прямо в редакторе. Движок поддерживает скриптовые языки C# и JavaScript. Все расчёты физики производятся с помощью NVIDIA PhysX.
Лицензия Unity Personal является бесплатной, однако, если доход вашей компании составляет больше 100 000 $ в год или же если вам удалось привлечь на разработку более 100 000 $, вы не имеете права использовать Unity Personal. Можно будет воспользоваться версией Unity Plus для компаний, зарабатывающих до 200 000 $ в год, или Unity Pro — она не накладывает никаких ограничений по доходу.
Начинающим – Stencyl или GameMaker
Если вы только начинаете делать игры и не имеете никакого опыта в программировании, вам лучше начать с простейших инструментов. Из таковых самые популярные и общепризнанные – это Stencyl и GameMaker. Оба просты в освоении новичками, и на их основе уже создано несколько качественных игр.
Stencyl позволяет делать игры без программирования. Интерфейс полностью основан на перетаскивании, игры можно выпускать на Windows, Mac, Linux, iOS, Android и Flash. Если вы когда-нибудь имели дело с чем-то вроде Scratch, вы сразу узнаете LEGO-подобный подход к построению кода посредством размещения блоков. Stencyl задуман для простого создания спрайтовых игр, поэтому чаще служит основой паззлам и сайд-скроллерам. Что-нибудь сложное сделать будет проблематично, так что если решили работать над RPG или стратегией, присмотритесь к другому софту. С помощью Stencyl на свет появилось несколько популярных игр, в том числе Impossible Pixel и Zuki’s Quest. Также в нём есть встроенное обучение, которое расскажет обо всём, что вам нужно знать.
GameMaker – другая бесплатная утилита для новичков, с помощью которой можно делать игры для Windows, Mac, iOS и Android. Как и в Stencyl, тут почти всё работает на перетаскивании, но есть ещё и хуки для многопользовательских игр, ссылки на внешние SDK, возможность покопаться в коде и многое другое. Бесплатная версия при экспорте накладывает водяные знаки, но, тем не менее, GameMaker отлично подходит для первого раза и содержит встроенное обучение основам. Тут нет такового жанрового ограничения, как в Stencyl, и можно найти отдельные руководства для разных типов игр. В GameMaker сделали оригинальную версию Spelunky и Hotline Miami.
Конечно, всё не ограничивается этими двумя вариантами. Buildbox – относительно новая утилита, доступная в течение пробного периода и предлагающая тренировочную программу для изучения её работы, а GameSalad – уже давно известная популярная платформа, правда на неё жалуются из-за багов и нестабильной работы. Construct стоит внимания, если хотите делать игры на HTML5. В каждом случае главная проблема в том, что придётся сдерживать свои дизайнерские идеи. Это софт для новичков, и вы просто сломаете его в попытке сделать что-то сложное. То есть, игры получатся забагованными и нерабочими, если вы попытаетесь выйти за рамки задуманной системы. И всё же, это превосходное место для старта и подходящий вариант при отсутствии опыта в программировании.
Мнение разработчиков
Некоторые программисты дают определение, что такое движок игры. Они это понимают, как сложные в написании приложения, которые состоят из десятков разных компонентов. Каждую часть движка нужно настраивать отдельно для игры. В современном мире программное обеспечение представляет собой большой набор различных инструментов для создания игр. В их число входит визуальная составляющая. Разработчик может контролировать весь процесс создания игры. Это упрощает множество задач специалиста.
На вопрос: «Что такое движок игры?», разработчики чаще всего отвечают несколькими предложениями. Так как на него сложно коротко ответить. Специалисты говорят, что движок — специальное подпрограммное обеспечение для корректного функционирования приложения. Он сочетает в себе весь нужный функционал для создания и разработки игры.
«Самое сложное — не начать разработку, а закончить ее»
— По каким признакам можно понять, хороший в игре движок или нет?
— Если движок хороший, то его присутствие в игре не заметно. Бывает, вижу какую-нибудь известную игру, а спустя годы узнаю, что ее сделали в GameMaker.
В 3D-играх возможны некоторые особенности в освещении и цветообработке. Но в случае с 2D все обычно сводится к отрисовке картинки такой, какая она есть, и движок не оставляет своих признаков. У меня была игра Iron Impact: она сделана в 2D с динамическим освещением, то есть каждый спрайт был не плоским, а имел карту высот и нормалей. И если бы на этом моем движке мне показали другую игру, я бы его узнал.
— Что посоветуешь разработчикам игровых движков?
— Начинайте с игры и ее идеи, а не движка. Нельзя сделать движок, а потом думать, какую игру на нем разработать. Только в процессе создания игры будет понятно, в какую сторону двигаться по расширению движка, как его адаптировать и оптимизировать.
Главный совет — не делайте чего-то глобального. Даже если уверены в своих силах, лучше сделать что-то простое, тогда будет шанс закончить дело и выпустить игру. Самое сложное — не начать разработку, а закончить ее. Ведь как все идет: за второй день разработки ты удвоишь объем сделанной работы, и это очень много. А день разработки после трех месяцев работы — это лишь один процент от уже проделанного. Чувство прогресса замедляется, и радость от разработки улетучивается.
BGaming — быстрорастущий игровой провайдер с белорусскими корнями, предлагающий качественные продукты для онлайн-казино по всему миру.
Игрок и его выбор — главная ценность компании, поэтому мы постоянно изучаем и анализируем потребности и предпочтения аудитории, чтобы создавать яркие и запоминающиеся продукты. Студия разрабатывает онлайн-игры на стыке gambling и gaming, в которых идеально сбалансированы визуальные эффекты и математика. Это возможно благодаря команде экспертов с безграничной энергией и более чем 20-летним опытом в индустрии.
Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Меркелеон девелопмент», УНП 193084780.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Unreal Engine 4
Активно расширяющие сферу влияния Epic Games известны в первую очередь своим «нереальным» движком. Unreal Engine или его модифицированные версии под другим названием, по сей день активно используют крупнейшие компании для своих AAA проектов.
Batman Arkham Knight
Примеров куча и вот некоторые из них : Batman Arkham Knight, DMC Devil May Cry, Splinter Cell Blacklist, Days Gone. Сложно не согласится, что разработчики этих крупных компаний могли позволить себе
собственный движок, но готовый Unreal Engine привлекает как функционалом, так и условиями пользования.
Завлечь в разработку на Unrealспособна их «иновационная» разработка — визуальное программирование. Вместо написания тысяч строк кода, можно создавать блоки функций и переменных, настраивая между ними взаимодействие.
Это не значит что отныне вам не надо знать программную часть движка, это значит что вы больше не повернете не туда. Для особо сложных механик всё же придется залезть в C++ и писать самостоятельно.
Движок бесплатный, исходный код полностью открыт, туториалы и документации доступны. Так же разработчики проводят обучающие стримы. Зарабатывая на своей игре больше трех тысяч долларов за квартал, будьте добры — 5% прибыли.
Однако это можно обойти. Не так давно появился Epic Games Store, привлекающий разработчиков низким процентом отчислений за продажу через магазин — 13%, а если бы разрабатываете на их же UE4, то платить вам придется не 18%, а всё те же 13. Этакая поддержка и реклама собственого движка.
Таким образом, PUBG например платит 30% Steam и 5% Epic Games, ведь игра разработана на Unreal Engine 4. Перейдя в новый магазин они бы платили лишь 13% вместо 35%, но пришлось бы конкурировать с Fortnite — игрой от Epic Games, которая так же разработана на Unreal Engine 4.
Раз в год они проводят Unreal Dev Grants, где из фонда в 5 миллионов долларов безвозмездно поддерживают разработчиков на любом движке. Огромные возможности, всемирное признание и постоянное совершенствование подогревают меня назвать этот движок лучшим в мире, однако мой выбор всё же пал на Unity.
Топ-10 игровых движков: выбери свой
Рынок консолей и мобильных игр растет, а потому найти правильный движок – не такая простая задача, как может показаться. Технологические платформы, которые уже доказали свою эффективность «в полевых условиях», станут очевидными фаворитами многих разработчиков. Тем не менее, рынок изменчив, а потому вопрос выбора движка своей актуальности в ближайшее время не утратит. Итак, представляю вашему вниманию десятку лучших.
Unity3D
Unity 3D – отличный доступный движок. У него есть ряд неоспоримых преимуществ перед конкурентами и, пожалуй, ключевое из них в том, что за лицензию вы платите всего один раз. Неважно, насколько популярной становится игра – если вы выбрали Unity, вам не придется раскошеливаться еще раз. С финансовой точки зрения — это удачное решение, в особенности для стартапов и начинающих разработчиков.
- выгодная лицензионная политика;
- легкость в использовании;
- совместимость с любой платформой;
- отличное комьюнити;
- низкий порог входа;
- популярен среди разработчиков (это означает, что ошибки быстро находят и исправляют).
- ограниченный набор инструментов (вам, скорее всего, придется разработать некоторые из них самим);
- процесс изготовления игры отнимает много времени.
Unreal Engine
Unreal Engine – один из наиболее популярных движков для разработки ААА-игр. Gears of War, Batman: Arkham Asylum, Mass Effect — все эти хиты были сделаны именно на нем.
- поскольку множество разработчиков его использует, то у Unreal Engine, пожалуй, лучшее комьюнити среди конкурентов. Несколько часов видео-туториалов тому подтверждение;
- отличная техподдержка и механизм апдейта;
- новые инструменты выходят с каждым обновлением
- широкий ассортимент инструментов для различных целей (некоторые настолько просты в использовании, что ими может управлять даже школьник)
- совместим с различными платформами (iOS, Android, Linux, Mac, Windows и большинство других)
- новая лицензионная политика включает подписку стоимостью $19 в месяц и 5% роялти, если игра заработает более $5,000, что делает движок куда более привлекательным для разработчиков, чем раньше.
- субъективны. Некоторые разработчики жалуются, что к определенным инструментам сложно привыкнуть
CryEngine 3
Если внешняя составляющая игры – ваш пунктик, то вам нужен именно CryEngine 3.
- функция Flowgraph поможет украсить игру отличной графикой;
- набор функций Fmod для создания мощного звукового сопровождения;
- самый простой процесс создания AI в сегменте;
- начинающему разработчику будет легко сделать UI.
- относительно небрежная техподдержка бесплатной версии;
- поскольку движок в индустрии сравнительно недавно, ему еще только предстоит создать крепкое комьюнити;
- относительно высокий порог вхождения.
HeroEngine
Этот движок хорошо зарекомендовал себя в создании мультиплеерных игр – взять хотя бы Star Wars: The Old Republic. Лицензия довольно дорогая и вряд ли подойдет начинающим разработчикам, но если ваш проект амбициозен, то я бы советовал рассмотреть этот вариант.
- в наличии несколько карт для создания открытого мира. Есть возможность их «бесшовного» соединения;
- сказочно могучий AI!
- удобный набор инструментов для моделирования карт;
- подходит для создания комплексных миссий, крафтинга и собирания ресурсов;
- техподдержка осуществляется при помощи сервиса HeroCloud, что весьма удобно.
- скриптовый движок мощный, но неудобный в управлении;
- HeroEngine вместе с сервисом поддержки клиентов HeroCloud слишком дорого стоит и вряд ли будет доступен начинающим разработчикам;
- высокий порог вхождения.
Rage Engine
Немногие могут конкурировать с широким спектром возможностей, которые предоставляет Rage Engine. Grand Theft Auto V, Red Dead Redemption и многие другие прославленные проекты сделаны при помощи этого движка.
- широкие возможности для создания больших миров и погодных эффектов;
- мощный AI;
- множество стилей геймплея на выбор;
- быстрый сетевой код.
- интерфейс движка сравнительно неудобный;
- управление плохо оптимизировано под клавиатуру и мышку.
Project Anarchy
Этот мощный игровой движок нравится многим разработчикам за наглядную и понятную документацию. Тем не менее, и у него есть свои недостатки.
- если вы планируете разрабатывать игры на платформах iOS, Android и Tizen, то лицензия — бесплатная;
- мощные инструменты для поиска и устранения багов;
- сильное комьюнити;
- издатель предоставляет четкую, понятную документацию и образцы;
- Fmod для аудио-сопровождения;
- мощный Havok AI.
- отсутствует возможность разрабатывать игру на Mac и Linux;
- нет вводного руководства для начинающих разработчиков;
- если игра для ПК, то лицензия влетит вам в копеечку.
GameSalad
Создатели этого популярного игрового движка обещают, что разработчику не придется написать ни строчки кода. В целом, это действительно так. Однако за все хорошее приходится платить: у движка есть ряд существенных недостатков. Если вы собрались разработать игру на iPhone в одиночку, то это ваш выбор.
- бесплатная лицензия (деньги с вас потребуют только за PRO-версию);
- активное комьюнити;
- отличный движок для быстрого создания прототипа;
- совместимость с популярными мобильными платформами такими, как Cocona и Moai.
- ограниченный набор инструментов разработки;
- нет доступа к большинству возможностей платформы iOS.
GameMaker: Studio
Если вы начинающий разработчик и вам нужен простой и понятный движок, то GameMaker: Studio полностью отвечает вашим целям.
- простое и интуитивно понятное управление;
- собственный язык программирования Game Maker Language (GML);
- интеграция со Steam;
- кроссплатформенность.
- относительно сложно устранять неполадки в игре;
- чтобы экспортировать свою игру на популярные платформы, придется доплатить круглую сумму.
App Game Kit
App Game Kit – кроссплатформенный софт для разработчиков. Ценится за универсальность и легкость в управлении.
- позволяет писать коды для основных платформ: Android iOS, Windows, Mac и Linux;
- поставляется в комплекте с IDE, что позволяет тестить игры на любом устройстве;
- без дополнительной установки уже включает в себя IAP, AdMob и Push;
- есть мощные скрипты для 2D графики, физики и сетевого взаимодействия.
- поскольку мало кто работает с этим движком, то недостатки программы долго не устраняются (относительно слабая техподдержка);
- множество багов (что органично следует из предыдущего пункта).
Cocos2D
Многие дизайнеры считают Cocos2D одним из немногих движков, имеющих высокую адаптивность и одновременно прекрасно приспособленных для начинающих разработчиков.
- отлично интегрирован в платформу iOS;
- бесплатный и с открытым исходным кодом;
- широкий выбор инструментов разработки;
- сильная поддержка комьюнити.
- более сложный в применении, чем большинство аналогов;
- высокий порог вхождения;
- «заточен» конкретно под Mac или iOS. Отсутствует кроссплатформенность.
В заключение скажу: люди играют в игры на консолях, мобильных устройствах, ПК и даже на ТВ – так что у разработчика всегда есть возможность найти движок, который будет соответствовать его целям. Надеюсь, моя статья поможет вам сделать свой выбор и с успехом влиться в постоянно растущую гейм-индустрию.
Перевела Ирина Смирнова, журналист App2Top
- App Game Kit
- Cocos2D
- CryEngine 3
- GameMaker: Studio
- GameSalad
- HeroEngine
- Project Anarchy
- Rage Engine
- Unity3D
- Unreal Engine
Комментарии
Максим Птица 2019-02-04 18:51:57
По Unreal Engine если ты разрабатываешь игру на этом движке, то Epic Games Inc. может не отстать от разработчика потому-что он будет просить опубликовать это на Epic Store. А там Epic Games от 30% до 40% от цени игры забирает себе. Но это ёще зависит от популярности игры.
Илья Круду 2019-02-10 23:44:09
Максим Птица, ты скорее всего ошибаешься, из Стима сейчас разработчики уходят, потому как тот же Епик Геймс предлагает условия по лучше, а стим как раз таки берет себе 30 процентов от стоимости игры, а тот же Epic Games на сколько я знаю около 15-20
Илья Круду 2019-02-10 23:45:24
Максим Птица, В том плане что не стоит этого бояться, так всегда было и будет, уж лучше иметь игру на популярном источнике, чем иметь ее в открытом доступе или только у себя локально.