Что такое двигатель революции
Как женщины России начали революцию в 1917 году, не дожидаясь, когда им «дадут права»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Война как двигатель революций
В 1904 году Российская Империя вступила в Русско-японскую войну. Она началась с нападения японцев в Порт-Артуре. Как ни странно, эта война была не только не неожиданна – она была желанна и долгожданна. Она назревала уже несколько лет по экономическим причинам, и в правительстве были те, кто уверен, что эта война повысит градус патриотизма, позволит перенаправить напряжение в обществе на внешнего врага – и тем самым предотвратит революцию. Считается, что эту идею продвигал один из министров, фон Плеве.
Война, однако, революционные настроения только усилила. В 1905 году поднялась так называемая Первая русская революция. Хотя обычно считается, что она практически сразу была подавлена, в наше время считается, что революционные брожения длились как минимум два года. И во многом – благодаря бунтам крестьян, чуть ли не основной актив которых составляли жёны и матери. В следующий раз волна бабьего бунта накрыла страну в 1910 году – и снова в сельской местности.
Интересно, что усмирение этих протестов привело к неожиданному эффекту. Тысячи молодых женщин бросали село и уезжали искать работы в городе. Это настолько подкосило сельскую экономику, что в 1911 году серьёзно рассматривался вопрос о том, чтобы женщин из деревни выпускали только при наличии письменного согласия мужа или отца. Без бабы деревня помирала. Но процесс было уже не остановить. Надо ли говорить, что процесс этот привёл к тому, что на фабриках скапливалось достаточное количество женщин с опытом протестов и опытом радикальной смены своей судьбы?
Настроение: революционное
В 1914 году Российская Империя вступила уже в Первую Мировую, и на этот раз – абсолютно добровольно. Эта гигантская мясорубка подкосила экономику всей Европы. Россия не стала исключением. Качество жизни в стране заметно упало. И если мещане и дворяне просто стали жить скромнее, то семьям из числа фабричных работников и представителей сферы услуг пришлось туго затянуть пояса. Притом молодые мужчины оказались далеко от домов, и основные тяготы легли на плечи их оставленных дом жён и сестёр. Кроме того, отток молодых мужчин с рабочих мест стимулировал и так наблюдавшийся процесс активного притока женщин на фабрики и заводы.
При том, что женский труд был обычным делом, а многие женщины стали основными кормилицами в семьях, им по-прежнему платили вдвое меньше мужчин на постоянной основе. Условия труда были адскими для всех: рабочие смены в 12 часов были обычным делом, посещения туалетов нормировались по количеству и длине, в цехах было душно и грязно, а дома ждала «вторая смена» — готовка, уборка, дети.
Наличие младенцев никак не влияло на продолжительность рабочего дня. Женщины просто оставляли малышей на пяти- семилетних сестёр и братьев, а то и просто одних в кроватке, с соской из нажёванного хлеба, и надеялись, что застанут их живыми, вернувшись домой. Такой образ жизни не делал женщин спокойнее и миролюбивее. Они всё чаще ожесточённо поддакивали агитаторкам в городе и на фабрике, говорившим о преступной политике властей.
Холодно, голодно
Зима с 1916 на 1917 год выдалась особенно тяжёлой. Морозы стояли необыкновенно крепкие и перемежались со снежными бурями. Это обстоятельства фактически парализовало железнодорожное сообщение в стране. Локомотивы выходили из строя, пути были завалены снегом. Притом чинить первые и расчищать вторые было некому – в железнодорожную службу принимали принципиально только мужчин, а их-то в стране и была теперь нехватка.
Притом зерно и мука, так же, как и уголь, по стране перевозились именно поездами, без вариантов – обычные дороги были не очень проезжими, и грузовиков не было, а конные повозки были слишком медленными. В городах начался продовольственный кризис, и чуть ли не самый жёсткий – в столице. Как ни странно, при этом в Петрограде запасы муки ещё оставались. Не было топлива для пекарен, а также радикально не хватало пекарей – в эту профессию тоже брали исключительно мужчин. Что-то почуявшие спекулянты к тому же принялись скупать муку и прятать «про запас».
И уменьшение выпека хлеба, и слухи (у которых было основание) о том, что введут карточки на продажу хлеба, ограничив фунтом в одни руки привело к тому, что у булочных начали образовываться очереди неимоверной длины. Люди начали закупать хлеб про запас – чтобы сохранить, например, в виде сухарей. Естественно, в очередях стояли преимущественно женщины. Именно в их обязанности всегда вменялись добыча еды и организация запасов. В очередь вставали с ночи, несмотря на страшные ночные морозы. Хлеб был последней каплей. Терпение у людей закончилось. И именно у женщин.
Женский день
В городе начались забастовки и стачки. Первым встал Путиловский завод, и он не стал единственным. Правительство попыталось повторить сценарий 1905 года, спровоцировав шествие рабочих с тем, чтобы расстрелять главных смутьянов, которые непременно будут в первых рядах, из пулемётов. Провокация была провалена благодаря открытому письму от кадетской партии (в которой, кстати, состояло немало активных политически женщин).
22 февраля сильно потеплело. В этот же день царь покинул Царское село, чтобы переехать в Ставку в Могилёв. Вместе с царём и погодой пришёл в движение как будто весь мир. Или должен был прийти… По заводам и фабрикам шептались работницы, повторяя два слова: «Женский день». Дело в том, что календарь в России отличался от общеевропейского. 22 февраля было 7 марта, и 23 февраля должен был быть Международный женский день. К этому празднику работницы готовили вовсе не стихи и салатики.
23 февраля – 8 марта по европейскому и современному российскому календарю – на улицы Петрограда вышли тысячи женщин. Они шли плотной толпой, локоть к локтю, и скандировали: «Хлеба!» и «Долой голод!» При виде мужчин с фабрик и заводов женщины начинали кричать призывы присоединиться к протестам. В первый их день приняло участие 90 000 человек. По масштабам времени – невероятно.
На следующий день фабричные работницы вышли снова, и теперь к ним присоединились многие другие женщины, а также – мужчины с заводов. Толпа достигла 200 000 человек. 25 февраля (10 марта) – 300 000. В университетах прекратились занятия, потому что студенты обоих полов присоединились к протестам. К прежним двум лозунгам добавились ещё: «Долой войну!» и «Долой самодержавие!». Женщины поднимали также самодельные транспаранты, вещающие: «Да здравствует равноправие!». Слышны были революционные песни, которые оказались известны подозрительно широкому кругу людей – да почти что всем. Именно так аукнулся 1905 год.
Она дала сигнал
Гарнизон в Петрограде в тот момент состоял из крестьян свежего призыва, преимущественно крайне молодых – и очень сочувствующим по крайней мере одному из лозунгов протестующих. «Хлеба!» — крик, ясный тому, кто рос в деревне. Опасаясь, что солдаты начнут массово саботировать приказ, а то и присоединятся к протестующим, власти тянули с приказом о подавлении протестов.
Тогда императрица лично написала императору, призывая его проявить твёрдость. Император в ответ приказал принять любые меры к прекращению протестов. Это значило – начать стрельбу. Генерал-лейтенант Сергей Хабалов, получив этот приказ, написал царю о том, что выполнить его не может. На следующей же день он был смещён с должности. На его место поставили другого человека.
Полиция начала стрелять в протестующих. К городу стянули два полка, показавших себя на фронте лучшими. Но солдаты взбунтовались. Прошедшие настоящую войну, с настоящим врагом, они отказывались стрелять в тех, про кого им ещё вчера говорили как о людях, которых они, солдаты, защищают на фронте. Вслед за ними взбунтовалась двинутая на Петроград дивизия, снятая с Западного фронта, а затем – два батальона георгиевцев.
Стрельба по протестующим вызвала возмущения и в петроградском гарнизоне. Как и был уверен Хабалов, саботаж приказов закончился открытым бунтом и переходом на сторону протестующих. Сыграл и психологический фактор. На выставленных солдатов пошли именно женщины. Они хватали винтовки голыми руками и кричали, требуя солдат перейти на их сторону. Так у протестующих появилось оружие, и вскоре демонстрации перешли в вооружённый переворот. По легенде, последний сигнал – буквально, выстрел и возглас «На штурм!» — раздался из толпы женщин.
Итоги революции
Как известно, в конечном итоге царь отрёкся в пользу своего брата, а брат царя отказался занимать престол. К власти пришла партия кадетов, образовав Временное правительство – одна из партий, в составе которой хватало женщин, вроде Ариадны Тырковой и Софьи Паниной, первой женщине в правительстве России (она стала замминистра народного просвещения). В армию и флот было решено допускать женщин. Были приняты законы, устанавливающие для женщин (да и вообще для всех социальных групп) право голоса – что значительно повлияло на принятие законов о праве женщин голосовать в других странах.
Разруха в стране только увеличивалась, как всегда после переворотов. Зато политические свободы, принятые после Февральской революции, дали возможность лидерам большевиков вернуться в страну, подготовить и устроить Октябрьскую революцию. После прихода к власти партии, где женщин было ещё больше, чем среди кадетов, и ещё более радикальной в своих взглядах на равенство, были приняты законы, отменяющие понятие незаконнорождённости, свободу женщины выходить замуж и разводиться и многие другие её гражданские права. Подготовкой этой политики партии многие годы до того занималась Надежда Крупская, супруга Владимира Ленина.
8 марта продолжили отмечать на государственном уровне, но чем дальше, тем больше старались загладить память о самом ярком из «празднований» этого дня. Новые перевороты были ни к чему, так что за полвека праздник превратился в «День весны и красоты», вернувшись к старым весенним праздникам плодородия в новой форме. А после того, как память о бабьем бунте так старательно затёрли, и расцвёл миф о том, как внезапно добрые дяди подарили женщинам права.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Двигатель имеет все возможности для насыщения внутреннего рынка
Основные технические характеристики пяти конкурирующих авиалайнеров находятся на одном уровне. Главное преимущество МС-21 — вместительность: 212 пассажиров в версии МС-21-300. Для сравнения, у Airbus A320Neo показатель составляет 180 пассажиров, у Boeing 737 Max-8 — 189 пассажиров, у Bombardier CS300 — 135 пассажиров. Также российский самолет будет иметь увеличенный объем багажных полок, ширины кресел и прохода, что позволит быстрее проводить загрузку и выгрузку пассажиров, а также сократит период обслуживания машины в аэропорту. Новые модели Boeing и Airbus таких преимуществ не имеют: они не разрабатывались с нуля, поэтому унаследовали фюзеляжи предшественников.
Двигатель имеет все возможности для насыщения внутреннего рынка
Еще одно конкурентное преимущество МС-21 — невысокая стоимость: цена по каталогу составляет 78 млн долларов. Для сравнения, Airbus 320Neo обойдется покупателям в 102,8 млн долларов, Boeing 737 Max-8 — 106,9 млн долларов, Bombardier CS300 — 80 млн долларов.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что перспективы продаж российских самолетов МС-21 будут зависеть от трех ключевых факторов: производственных возможностей сборочных площадок, устойчивости кооперации по поставкам комплектующих и возможностей продвижения на мировой рынок.
Пока многие российские и зарубежные компании не торопятся подписывать твердые контракты на поставку МС-21. В первую очередь это связано с тем, что самолеты еще не прошли необходимых предварительных испытаний, поэтому во многом существуют только на бумаге.
Другим серьезным препятствием продвижения проекта на мировом рынке МС-21 является отсутствие развитой системы послепродажного обслуживания. К примеру, покупатели любого самолета Boeing получают от производителя гарантию на три-четыре года на ремонт основных агрегатов машины. Также компания взяла на себя обязательство доставлять новые детали заказчикам в течение 12 часов в любую точку мира. Если самолет обслуживается покупателем самостоятельно, Boeing полностью компенсирует стоимость ремонта. Компания «Иркут» пока не сможет похвастать таким уровнем обслуживания. В ближайшие годы она планирует открыть сервисные центры МС-21 в ключевых городах России и СНГ. Для создания необходимой инфраструктуры с нуля потребуются серьезные капитальные вложения.
Несмотря на туманные перспективы выхода на мировой рынок, проекты МС-21 и Пд-14 все-таки можно считать прорывом для отечественного авиастроения. Государство создает необходимую авиационную инфраструктуру, налаживает производственные связи между предприятиями, стимулирует внедрение новых уникальных технологий. В долгосрочной перспективе это позволит сделать серьезный шаг для входа на мировой рынок гражданской авиации.
Двигатель революции — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Двигатель революции», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Багира хмыкнула, что за идиоты, вороны какие-то. Что тут скажешь – провинция! – подумала она и выкинула этого Графита из головы, ей еще надо было местное начальство охмурять, а то путь сюда выдался, сосем не легким.
Вечером Графит проходя по территории базы, услышал Бухало, который спрятавшись за боксы, тихо рассказывал о дневном злоключении Графита толпе благодарных слушателей. А так как Бухало тихо разговаривать не умел, то Графит проходя мимо смог услышать его характерное уханье и заинтересовавшись, подкрался поближе.
Графит яростно жестикулируя, рассказывал, как вышел Графит увидев предводительницу женской роты, не растерялся и схватил ее сразу за грудь, впился в нее губами, но та тоже оказалась не промах и выкрутилась из его объятий, а Графит неловко оступившись, грохнулся прямо с крыльца и таки да, получился небольшой конфуз, который растрепали лживые языки.
– Это все от зависти пацаны, – продолжал рассказывать он, все только ходят облизываются и яйцами гремят, а наш командир раз и в первый же день за сиськи ее схватил, правда: – оговорился он, – мог и пулю тоже в лоб чуть не получить.
– Но это пацаны мелочи! Как говорится, – Что посмеешь, то и пожмешь, – высоко подняв указательный палец, глубокомысленно изрек Бухало, а этим завистникам из других отрядов, так и скажите, – идите на хрен трусы.
Дальше Олег слушать не стал, а развернувшись тихо ушел, весь кипя от злости и негодования. – Вот трепло, уже всем рассказал, и оправдываться уже бесполезно. Но на этом история не закончилась, утром Олег проснулся с препоганейшим настроением и начал заниматься повседневными заботами, собираясь объехав с патрулем, особо дальний район.
Но через час к нему подошел Счетовод и сказал, что его вызывают в штаб. – Что им еще надо, – недовольно ответил ему Олег.
– Собирают всех командиров отрядов, будут знакомить с прибывшим пополнением. – Это с бабами, что-ли? – уточнил Олег.
– С ними, – невольно вздохнул Счетовод.
– Не пойду, – бросил Олег. Иди лучше ты.
– Командир, меня не пустят, нужен командир отряда, а не его начальник штаба.
– Ни хрена, я не пойду, – взбунтовался Олег, как ребенок.
Счетовод, огорченно смотрел на него, искренне ему сочувствуя и понимая причину, по которой тот не хотел идти. И от этого молчаливого понимания, Олегу становилось неловко. Вокруг уже начали останавливаться, другие анархисты из его отряда и уже невдалеке, опять мелькнул силуэт прячущегося Бухало.
– Вот гад и он уже тут как тут, сплетник хренов, психанул Олег и буркнув Счетоводу, – хорошо, ушел переодеваться.
На встречу с командирами, в штаб базы, Олег пошел, что называется подготовленным, одев на себя свою старую сферу и свой крутой, но латанный перелатанный бронник. На ноги и руки соответственно все щитки, что у него были, а из оружия взял только пистолеты. Оглядев в себя в зеркало, он увидел довольно мрачного, широкоплечего и жилистого типа с прозрачно-серыми глазами и почесав задумчиво напоследок щеку, с еле начавшейся прорастать сквозь ожоги щетиной пошел в штаб.
Глава 38 Багира
Себя она стала помнить, где-то лет с двух и первым ее воспоминанием, – была маленькая обшарпанная комнатка, с множеством маленьких кроватей с лежащими на них и ревущими в голос детьми.
Она была подкидышем! Маленьким и истощенным «лягушонком», с довольно длинными для новорожденного ребенка черными волосиками и темными, почти черными глазами. Ее почти сразу передали сначала в дом ребенка, а в возрасте 2 лет в детский дом, в котором она и пробыла почти до 15 летнего возраста.
С пятилетнего возраста было уже видно, что девочка растет очень красивой и это чуть не убило ее, точнее ее чуть за это не убили.
В шесть лет, ей впервые пришлось сражаться за свою жизнь. Девочки- это не всегда милые и нежные создания, – среда как говорил, кто-то из великих – формирует сознание. Вот такое извращенное сознание и сформировалось у девочек старшей группы.
Как-то раз они играли в карты. Сначала на деньги, а проигравшись – на желание, а так как парней с ними не было, то и желание были своеобразные. Одна из них, не обремененная ни интеллектом, ни фигурой, ни красотой, но зато отягощенная тяжелой наследственностью спившихся родителей с уголовным прошлым, решила, пользуясь выигрышем, заставить других, реализовать ее желание почувствовать власть над чужой жизнью.
Выставка достижений народного хозяйства
Что такое Нижегородская ярмарка для России? Это крупнейшая ярмарка империи, которая начала работать с 1822 года. Ежегодно с начала июля и до сентября там совершались тысячи сделок на сотни миллионов рублей. Со всего мира туда съезжалось до 200 тыс. человек, тогда как в самом Нижнем Новгороде в середине ХIХ века проживало меньше 20 тыс. Это привело к быстрому развитию инфраструктуры города — был построен не только ярмарочный городок с множеством павильонов, но и церкви, гостиницы, трактиры, рестораны, чайные — развивалась сфера услуг. Также процветало судоходство, было проложено Московское шоссе.
А летом 1896 года рядом с ярмаркой по указу императора Николая II развернулась Всероссийская промышленная и художественная выставка (на этом месте сейчас расположен Парк имени 1 Мая). К открытию выставки в Нижнем Новгороде постарались: пустили первый в России электрический трамвай, фуникулеры, которые доставляли пассажиров с нижней части города в верхнюю; построили здания драматического театра, окружного суда, Волжско-Камского банка…
На выставке публике демонстрировали многие новейшие достижения в самых разных областях. В одном из павильонов будущий пролетарский писатель, а тогда репортер «Нижегородского листка» Максим Горький впервые попал в синематограф братьев Люмьер: «Вчера я был в царстве теней… И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока. Но это тоже поезд теней».
Там же инженеры Фрезе и Яковлев продемонстрировали первый российский автомобиль, и публике он, похоже, понравился. А вот император Николай II во время посещения выставки 19 июля (по новому стилю) куда больше внимания уделил павильону крымских вин. «Нижегородский листок» от 20 июля 1896 года писал, что, «осмотрев кустарный отдел, их Императорские Величества прошли в отдел экипажного дела… После обзора этого отдела был демонстрирован первый русский бензиномотор». И все. Так демонстрация первого русского автомобиля прошла для власти практически незамеченной.
Тем не менее Яковлев и Фрезе настойчиво рекламировали свое изделие. Однако в 1898 году внезапно в возрасте 41 года умирает Евгений Яковлев — сейчас бы сказали, что он «сгорел на работе». Его вдова осталась с тремя малолетними детьми и продала завод человеку, который автомобилями и моторами не интересовался.
Петр Фрезе, страстный поклонник технического прогресса, продолжил экспериментировать и строить автомобили. Правда, уже с моторами импортного производства. В 1899 году на его предприятии собирали первые российские электрические экипажи и электрические омнибусы (предтеча автобусов) конструкции инженера Ипполита Романова. В августе 1902 года под Курском состоялись большие военные маневры, на которых армия впервые в своей истории применила автомобили. Восемь из десяти используемых машин предоставила фирма «Фрезе & К°»: четыре легковые (с моторами мощностью 6 и 8 л.с.), один восьмисильный омнибус и еще три восьмисильных грузовика.
На Первой Международной автомобильной выставке в Петербурге в 1907 году компания «Фрезе» получила Большую золотую медаль «за производство автомобильных кузовов и инициативу в распространении автомобилей в России». Ведь помимо собственной фабрики, в начале ХХ века Петр Фрезе представлял в России интересы многих иностранных автомобильных компаний — De Dion-Bouton, Lorraine-Dietrich, Minerva и Renault. В конце 1910 года он все же отошел от дел (ему было уже под 60) и продал фабрику Петербургскому отделению Русско-Балтийского вагонного завода — того самого «Руссо-Балта».
К сожалению, ни одного экземпляра автомобиля Яковлева — Фрезе не сохранилось; неизвестно даже, сколько машин собрали. Одно можно сказать точно: он создавался именно как серийный коммерческий автомобиль.
Революция — это хорошо или плохо?
Революционные преобразования приветствуют сторонники радикальной политической идеологии — это зачастую единственный путь разрешить накопившиеся противоречия, заставить общество прогрессировать, считают они.
В то же время либералы и консерваторы осуждают революции, отдают предпочтения реформам и постепенной эволюции общества. Революции ведут к человеческим жертвам, подрывают основы общества, вместо прогресса ведут к отставанию, считают сторонники этой точки зрения.
Революция неизбежно приносит выгоды одним и страдания — другим. Особенно тяжело приходится людям, не способным вписаться в новую социальную, политическую, экономическую систему.
Например, промышленная революция в долгосрочной перспективе повысила уровень жизни людей — товары стали дешевы и доступны, резко ускорился экономический рост. В то же время крестьяне беднели и разорялись, вынуждены были искать работу в городах — жить в нищете и антисанитарии, работать в тяжелейших условиях.
Социально-политические революции обычно сопряжены с массовым насилием — борьба за власть ведется жестокими методами. Так, после Октябрьской революции 1917 года в России подверглись преследованиям «бывший эксплуататорские классы» — дворяне, буржуазия, священнослужители, богатые крестьяне. Миллионы человек погибли в ходе Гражданской войны, в результате коллективизации и массовых репрессий со стороны новой власти.
Причины революции 1905—1907 годов в России
Начало XX века в нашей стране прошло под знаком вооруженных переворотов, каждая из которых, по сути, была подготовительным этапом для следующей.
Первая русская революция началась на фоне политического и социально-экономического кризиса, в котором оказалась Россия к 1905 году. У большинства населения не было политических прав и свобод.
Условия и рабочего, и крестьянского труда становились все тяжелее. Ситуацию обострили неудачи России в русско-японской войне. Таковы были причины революции 1905—1907 годов, которая еще не ставила целью смену политического строя (на тот момент это было самодержавие).
Речь шла об ограничении царской власти и улучшении положения крестьян и рабочих. Все началось с Кровавого воскресенья 9 января 1905 года и завершилось созданием Государственной Думы (теперь царь не мог принимать законы в обход нее), незначительным сокращением рабочего дня, началом аграрной реформы и объявлением всеобщих прав и свобод.
Причины первой русской революции в глобальном плане не были искоренены в 1905—1907 годах, поэтому страну продолжало «трясти». К экономическим неурядицам добавились неудачи в Первой мировой войне.
Бензиновые «тридцатьчетверки»
Не будет преувеличением сказать, что визитной карточкой танка Т-34 являлся его двигатель – танковый дизель В-2-34, обеспечивавший «тридцатьчетверке» высокую подвижность. Однако не все танки Т-34 были оснащены дизелями. В один из наиболее тяжелых для страны периодов Великой Отечественной войны достаточно большое количество танков Т-34 вместо дизелей В-2-34 комплектовалось бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф. О причинах такой замены и о том, что из себя представляли танки Т-34 с бензиновыми двигателями и сами танковые двигатели семейства М-17 будет рассказано в настоящей статье.
Карбюраторный двигатель от БТ-7 для Т-34
По своей конструкции V-образный 12-цилиндровый четырехтактный карбюраторный танковый двигатель М-17Т являлся разновидностью авиационного двигателя М-17Ф, приспособленного для работы в условиях танка. При этом максимальная мощность двигателя М-17Ф (715 л.с.) за счет дросселирования была снижена и в двигателе М-17Т стала составлять 500 л.с. Также как и его авиационный «собрат», танковый двигатель М-17Т работал на авиационном бензине марки «Б-70». До войны двигатели М-17Т изготавливались в г. Рыбинске на заводе № 26 и устанавливались в серийные танки БТ-7. Следует отметить, что в семействе М-17 был еще один танковый двигатель – М-17Л, устанавливавшийся в танки Т-28 и Т-35, и отличавшийся от двигателя М-17Т главным образом большей максимальной мощностью (650 л. с.), а также наличием системы воздушного пуска.
В связи с освоением в 1940 году массового производства более совершенных танковых двигателей – дизелей семейства В-2, которыми оснащались новые танки КВ, Т-34 и БТ-7М, бензиновые двигатели М-17Т и М-17Л перед войной были сняты с производства, а все приспособления, специальный инструмент и оборудование необходимые для их изготовления – законсервированы.
Однако к вопросу об оснащении танков двигателями М-17Т вернулись в самом начале Великой Отечественной войны. Решение об установке двигателя М-17Т в танк Т-34 было принято 1 июля 1941 года Постановлением Государственного Комитета обороны (ГКО) № 1сс. Согласно этому документу, горьковский завод № 112 «Красное Сормово» должен был незамедлительно приступить к организации серийного производства танков Т-34, при этом на выпускаемые заводом танки разрешалось вместо дизелей В-2-34 устанавливать двигатель М-17Т. Развернуть производство двигателей М-17Т было поручено Горьковскому автомобильному заводу им. Молотова (ГАЗ). Этим же постановлением Наркомат среднего машиностроения (НКСМ) обязывался провести опытные работы по приспособлению бензинового двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива – дизельном топливе или газойле.
Хотелось бы отметить, что решение об установке двигателей М-17Т в танки Т-34 было мероприятием вынужденным и временным, вызванным прежде всего тем, что харьковский завод № 75, являвшийся на тот момент единственным производителем дизелей семейства В-2, не мог полностью обеспечить двигателями значительно возросшую в связи с началом войны программу по выпуску танков. Для выхода из создавшегося положения 5 июля 1941 года Государственным Комитетом обороны было принято Постановление № 29сс «О создании заводов-дублеров по производству танковых дизелей и моторов и об эвакуации заводов танковых дизелей». В соответствии с этим документом действующие предприятия, занимавшиеся дизелестроением, должны были эвакуироваться в глубь страны и на новых площадях развернуть производство дизелей семейства В-2 в количествах, полностью обеспечивающих программу по выпуску танков КВ и Т-34. Так, завод № 75 должен был эвакуироваться на площади Челябинского тракторного завода, авиадизельный цех ленинградского Кировского завода – в г. Свердловск на площади завода Уралтурбомаш, а дизельный цех Харьковского тракторного завода – в г. Сталинград на СТЗ. Неизбежное временное уменьшение выпуска дизелей В-2, вызванное эвакуацией предприятий и развертыванием их производственных мощностей на новых местах планировалось покрыть выпуском более простых в изготовлении, но менее совершенных двигателей М-17Т на заводе ГАЗ.
Напомним, что дизель В-2 по сравнению с бензиновым двигателем М-17Т имел целый ряд преимуществ, наиболее важными из которых были:
- значительно меньший удельный расход топлива, увеличивавший запас хода танка по топливу;
- более устойчивый тепловой режим работы;
- простота в обслуживании (за счет отсутствия карбюраторов и «капризной» системы зажигания);
- относительно низкая пожароопасность, обусловленная свойствами дизельного топлива.
Так, температура вспышки бензина (температура, при которой бензин выделяет такое количество паров, которое образует с окружающим воздухом горючую смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени) составляет около минус 40°С, температура же вспышки дизельного топлива выше плюс 40°С. Таким образом, относительно низкая пожароопасность дизельного топлива сводила практически к нулю количество пожаров, возникавших во время эксплуатации танков.
Кроме этого, использование более дешевого и менее дефицитного дизельного топлива (марки «ДТ» или газойля марки «Э») в масштабах страны давало большой экономический эффект. Например, 100-километровый пробег на гусеницах танка БТ-7 с бензиновым двигателям М-17Т обходился государству в 188 рублей 50 копеек, а такой же пробег танка БТ-7М с дизелем В-2 – в четыре раза дешевле – 42 рубля 30 копеек. Столь значительная разница получалась из-за более низкой, по сравнению с бензином Б-70, стоимости дизельного топлива и высокой экономичности дизеля В-2.
Приспособление бензинового двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива планировалось провести с целью частично компенсировать его недостатки перед дизелем В-2. Приказом НКСМ № 280сс от 2 июля 1941 года это задание было поручено заводу № 183 им. Коминтерна – головному заводу по производству танков Т-34. Также заводу № 183 было поручено разработать техническую документацию на установку двигателя М-17 в танк Т-34 и передать их заводу № 112.
Трансплантация в «тридцатьчетвёрку»
После получения задания завод № 183 незамедлительно приступил к работе и уже 10 июля 1941 года уведомил завод № 112 о том, что в чертежи серийной машины придется внести большое количество изменений. При установке двигателя М-17Т изменялась конструкция подмоторной рамы и моторной перегородки в корпусе танка; системы смазки, охлаждения, воздухоочистки и пуска двигателя, топливной системы, системы выпуска отработавших газов; главного фрикциона, приводов управления, электрооборудования, а также размещение укладки боеприпасов в танке.
Проведенные заводом № 183 в середине июля 1941 года испытания установки двигателя М-17Т в танке Т-34 при работе в летних условиях на бензине не дали положительных результатов. При длительном движении танка на 4 передаче система охлаждения не обеспечивала нормальной работы двигателя, температура воды и масла превышала предельно допустимые значения. Однако несмотря на это чертежи на установку двигателя М-17Т в танк Т-34 были переданы заводу № 112 в начале августа 1941 года, притом без их утверждения заказчиком – Главным автобронетанковым управлением Красной Армии (ГАБТУ КА).
Также не дали положительных результатов и опытные работы по приспособлению двигателя М-17Т для работы на тяжелых сортах топлива. Проведенные в августе 1941 года испытания показали, что установленный в танк Т-34 двигатель М-17Т со специальным приспособлением для подготовки топлива, неудовлетворительно работал на газойле и на тракторном керосине.
Таким образом, заводу № 183 не удалось минимизировать недостатки двигателя М-17Т за счет перевода его на работу на тяжелых сортах топлива. В заключении по этому вопросу, составленном специалистами ГАБТУ КА, было указано, что танк Т-34 с двигателем М-17Т имел следующие основные недостатки по сравнению с серийным танком Т-34 с дизелем В-2-34:
«а) Уменьшенный почти вдвое запас хода.
б) Повышенный температурный режим.
в) Повышенную пожарную опасность.
г) Необходимость более подготовленного экипажа для обслуживания танка».
В итоге в середине сентября 1941 года руководством Наркомата танковой промышленности (НКТП) и ГАБТУ КА было принято совместное решение о необходимости доработки установки двигателя М-17Т в танке Т-34, при этом из-за начала эвакуации завода № 183 в г. Нижний Тагил, обязанность по доработке этой установки фактически легла на завод № 112. В соответствии с принятым решением завод № 112 обязывался устранить дефекты в работе системы охлаждения двигателя, обеспечив поддержание нормальной температуры воды и масла при любых режимах работы двигателя; отработать собственную 12-вольтовую схему электрооборудования танка, отличную от схемы, предложенной заводом № 183; разработать совместно с ГАЗом систему воздушного пуска двигателя, а также провести целый ряд других мероприятий по обеспечению нормальной работы элементов трансмиссии и двигателя М-17Т в танке Т-34. Кроме этого к 1 ноября 1941 года завод № 112 должен был разработать и представить на утверждение ГАБТУ КА и НКТП перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности танка Т-34 с двигателем М-17Т.
С поставленными задачами завод № 112 частично справился и смог в кратчайшие сроки наладить выпуск танков Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т. Первые 20 таких танков Т-34 были изготовлены заводом № 112 и сданы заказчику в октябре 1941 года. Интересный факт – часть из этих машин, переданных 128-му отдельному танковому батальону, 7 ноября 1941 года в составе сводной колонны танков приняли участие в параде на Красной площади.
С неба на землю
Необходимо отметить, что в октябре 1941 года сложилось крайне сложное положение с обеспечением заводов, выпускавших танки КВ и Т-34, дизелями В-2К и В-2-34. Завод № 75 эвакуировался в г. Челябинск, а СТЗ и Уралтурбомаш только приступили к освоению производства дизелей. Не просто складывались дела и с выпуском новых двигателей М-17Т на ГАЗе. В силу ряда производственных затруднений и организационных недоработок план по выпуску двигателей М-17Т в августе 1941 года был выполнен ГАЗом на 20 %, а план сентября – на 14,6 %, всего же за эти два месяца заводом было изготовлено только 13 двигателей.
Для выхода из этой непростой ситуации ГКО Постановлением № 732сс от 4.10.1941 года обязал начальника Управления ВВС П. Ф. Жигарева и народного комиссара авиационной промышленности (НКАП) А.И. Шахурина передать НКТП 900 авиационных двигателей М-17Ф для их ремонта и переделки для последующей установки в танки КВ и Т-34 в период с октября по декабрь 1941 года включительно. НКТП в свою очередь 7 октября 1941 года издал приказ № 54сс, в соответствии с которым заводы Кировский, СТЗ и № 183 должны были немедленно приступить к переборке и приспособлению авиамоторов М-17, получаемых от УВВС для установки их в танки КВ и Т-34 вместо В-2. Этим же приказом руководство завода № 183 обязывалось начать установку двигателей М-17Т в танки Т-34, начиная с первого танка, выпускаемого в Нижнем Тагиле, а руководство СТЗ – подготовить производство к выпуску танков Т-34 с двигателем М-17Т таким образом, чтобы при отсутствии моторов В-2 возможно было устанавливать моторы М-17, не нарушая графика выпуска танков.
Немного позднее, 11 октября 1941 года, указание о ремонте авиационных двигателей М-17Ф, отработавших свой гарантийный ресурс в самолетах и получаемых от УВВС КА, и о переделке их для установки в танки Т-34 для завода № 112 было дано руководству завода ГАЗ.
Фактически же танки Т-34 с двигателями М-17Т, а также с отремонтированными и переделанными авиационными двигателями М-17Ф выпускало два завода – завод № 112 и СТЗ. Программу завода № 183 по выпуску «тридцатьчетверок» отечественная промышленность смогла обеспечить дизелями полностью – все изготовленные после эвакуации в Нижний Тагил танки Т-34 оснащались дизелями В-2-34.
Сколько было бензиновых Т-34?
Всего за период с октября 1941 года по апрель 1942 года включительно было изготовлено и сдано заказчику 943 танка Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф, из них 632 танка заводом № 112 и 311 танков – СТЗ.
Выпуск танков Т-34 с бензиновыми двигателями М-17Т и М-17Ф