Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое гонка двигателей

Автомобили вышли на старт более века назад. Первая в мире гонка – «Проверка надежности» – состоялась в июле 1894 года. По маршруту Париж-Руан проехали более 20 экипажей, к финишу пришли только 15. С этого момента начинается стремительное развитие истории мирового автоспорта. Зрелищные соревнования собирают тысячи поклонников и миллионы зрителей перед экранами телевизоров.

Самые популярные гонки:

  • Легендарные заезды «Формулы-1» проводятся с 1950 года. Чемпионаты состоят из нескольких этапов гран-при. За победу борются не только автогонщики – баллы начисляют и производителям автомобилей. Лучшие получают Кубок конструкторов. Соревнования «Формулы-1» считают кузницей чемпионов. О Михаэле Шумахере слышали и люди, далекие от спорта. Айртона Сенну, который свыше 40 раз становился победителем, СМИ окрестили волшебником.
  • Название гонки «24 часа Ле-Мана» произошло от одноименного города во Франции, где проходят соревнования. Непрерывные заезды длятся в течение суток. Автомобиль поочередно ведут не менее 3 пилотов. Испытание на прочность проходят и спортсмены, и техника. Из 8 этапов Кубка мира на выносливость Ле-Ман самый популярный.
  • Одна из старейших в мире гонок «500 миль Индианаполиса» проходит в США с 1911 года. Соревнования собирают тысячи зрителей в последнее воскресенье мая. Автомобили проходят 200 кругов на стадионе «Старая кирпичница». За победу фанаты выпивают молоко и целуют гоночный трек.
  • Самая длительная гонка «Ралли Дакар» в последние 10 лет проводилась в Южной Америке, а в 2020 году – в Саудовской Аравии. Первоначально соревнования проходили в Африке, но опасная обстановка на континенте не способствовала дальнейшему проведению заездов. Ралли состоит из нескольких этапов в условиях полного бездорожья. Гонка печально знаменита большим количеством разбившихся насмерть и даже пропавших без вести участников.

Болид «Формулы-1»

Автомобильные гонки носят разные названия и проходят во многих странах мира. Соревнования различаются количеством участников, видами техники, протяженностью трасс.

Техника ралли: беседуем с командой Kramar Motorsport

Как все устроено – от оснащения машин до приемов гонщиков? Продолжаем говорить о технологиях в автоспорте: в этот раз о классическом ралли рассказывает спортивная команда Kramar Motorsport.

Техника дрифта: беседуем с командой «ЛУКОЙЛ РейсингДрифт Тим»

Команда Kramar Motorsport, образованная в 2013 году Александром Крамаренко, представлена в разных дисциплинах автоспорта: классическое ралли, кольцевые гонки, дрифт и автокросс. Так что технический персонал имеет за плечами действительно большой опыт. В классическом ралли команда выступает в Чемпионате и Кубке России. В абсолютном зачете на автомобиле Ford Fiesta Proto, а в зачете 1600Н на автомобилях LADA-2105.

Ралли – это захватывающие нюансы

Роман Перевезенцев, менеджер команды:

« Классическое ралли, на наш взгляд, одна из самых интересных дисциплин автоспорта. Здесь много захватывающих нюансов. Соревнования проходят по перекрытым дорогам общего пользования, то есть именно там, где в обычное время могут ездить автомобили (а не на построенном асфальтовом кольце или специально найденном бездорожье). Помимо этого пилоты едут по своей стенограмме, так что скорость прохождения спецучастка во многом зависит от слаженной работы и взаимопонимания экипажа. Машины стартуют с интервалом в одну минуту, и борьбу за время гонщик ведет сам по себе, никто не мешает экипажу, и нет обид на соперников, что кто-то не дает показать хорошую скорость, как это бывает, например, в гонках с общим стартом.

Для борьбы за «абсолют» в Чемпионате России у нас автомобиль Ford Fiesta Proto – все сделано по последним техническим требованиям РАФ. На нем выступают экипажи Александр Крамаренко/Алексей Аксаков и Алексей Аксаков/Алексей Антипов.

Для зачета 1600Н мы построили три автомобиля Lada-2105. Эти машины мы сдаем в аренду на соревнования. На них очень интересно ехать, мощные моторы под 200 л .с. и привод на заднюю ось дают незабываемые ощущения. При этом затраты на ремонт и восстановление машины после соревнования, по сравнению с проектами на базе иномарок, минимальные. Во время гонок всегда есть вероятность повредить спортивную машину, так что, выбирая отечественную «пятерку», можно найти золотую середину между удовольствием от участия в соревнованиях и потраченными на это финансами.

Также можно заранее обговорить страховую сумму, то есть мы можем застраховать машину, и в случае аварии гонщику не придется ничего оплачивать сверх этой суммы. Мы сдаем «Жигули» в аренду с их обслуживанием на соревнованиях за 1500 руб. за 1 км СУ (включена доставка машины, ее обслуживание на соревновании, бензин, спортивные колеса, прохождение административных и технических проверок).

Для участия в ралли необходимо иметь лицензию пилота, медицинскую справку, права и экипировку. Перед соревнованием участникам необходимо ознакомиться с трассой, написать стенограмму, по которой потом им предстоит ехать. У нас в команде есть опытные гонщики, которые всегда помогут».

Техническое оснащение

Для обслуживания спортивных автомобилей команды построен и оборудован спортивный бокс. Его площадь составляет 450 квадратных метров, и он оснащен тремя подъемниками. Команда имеет все необходимое для ремонта и подготовки спортивных машин: различный инструмент, сварочный аппарат, моторный и токарный цех с фрезерным ЧПУ и токарными станками. Также есть жестяно-покрасочный участок, склад и мойка. Kramar Motorsport стараются выполнять все работы своими силами.

Специально подготовлены автомобили технического обслуживания, выезжающие на соревнования, и прицепы для доставки автомобилей (спортивные машины не могут передвигаться по дорогам общего пользования). В качестве техничек выбраны Mercedes-Benz Sprinter, которые команда масштабно переделала под свои цели.

В частности сзади сделан отдельный отсек для спортивных колес, куда может поместиться до 20 штук. В среднем отсеке есть верстак, ящики для запасных частей. В каждую техничку установлен генератор на 220 вольт и компрессор. Команда всегда возит с собой весь необходимый инструмент, сварку и приспособления для установки сход-развала на машине.

Каким должен быть автомобиль для ралли

Самое важное при подготовке машины к классическому ралли – это, конечно, ее безопасность. Устанавливаются и потом проверяются перед каждым соревнованием на автомобиле: каркас безопасности, спортивные сиденья, ремни, огнетушители, выключатель массы и так далее по большому списку.

Также важна надежность машины — прохождение трассы на предельной скорости подразумевает очень большие нагрузки на кузов и технику.

Баланс мощного мотора, надежности автомобиля и стоимости его подготовки – очень сложная задача.

Какие работы входят в список обязательных при подготовке автомобиля для ралли? Первым делом – работы по кузову. Это его проварка (усиление) и установка каркаса безопасности, увеличение колесных арок – для того, чтобы колеса их не задевали при полном ходе подвески.

Мощность двигателя увеличивают установкой турбокита, конструируется надежная система охлаждения. При этом нужно понимать, что мощность мотора – важная составляющая, но не единственная. Дело в том, что на ралли ее ограничивают техническими требованиями.

Например, на Ford Fiesta Proto объем мотора составляет 2 литра, а на турбине установлен рестриктор 34 мм , что ограничивает мощность до отметки в 330 лошадиных сил. На автомобилях Lada-2105 мощность 200 лошадей. Что касается КП, есть вариант использования кулачковой коробки, но для аренды предлагаются машины со стандартной коробкой передач без ее изменений.

Очень важны характеристики подвески, тормозная система, вес автомобиля и т.д. Необходимо еще и реализовать всю имеющуюся мощность, пройти все повороты на максимально возможной скорости и тормозить как можно позже и эффективнее.

Читать еще:  Глухой стук в двигателе даф

По подвеске: ставятся более длинноходные амортизаторы с возможностью быстрой регулировки для изменения их характеристик при настройке на тестах перед гонкой. Тормоза должны быть надежными и эффективными, для этого меняется главный тормозной цилиндр, трубки, суппорты, тормозные колодки и диски – на специальные, предназначенные для использования в автоспорте.

Что касается веса, «Лада-2105» весит около 950 кг . Команда не проводила дополнительных работ по облегчению кузова или использованию более легких компонентов, так как все это ведет к значительному увеличению стоимости спортивной машины, что не является плюсом для прокатного варианта. На Ford Fiesta Proto (созданной, напомним, для «абсолюта» в Чемпионате России по ралли) проведена большая работа по облегчению машины, использованы карбоновые детали, легкие защиты и прочее «фишки» для снижения веса.

Гонка: подготовка, процесс, анализ

Подготовка к будущим соревнованиям начинается, как только закончились соревнования текущие. Сразу после гонки каждая машина диагностируется, заказываются сломанные детали, и как только они приходят, стартует подготовка машины к следующей гонке.

Одинаковых трасс не бывает. Покрытие дорог, их характер и погодные условия всегда разные, поэтому перед гонкой на тестах коллектив подстраивает конкретную машину под конкретные условия. Меняя характеристики амортизаторов, настройки подвески и блокировок трансмиссии, инженеры добиваются оптимальных показателей.

С автомобилем Ford Fiesta Proto при подготовке к соревнованиям обычно работают два автомеханика, с Lada-2105 – один. Непосредственно на гонках с Ford Fiesta Proto работают четыре человека: менеджер (координатор), инженер и два механика. Координатор отправляет заявки и в целом занимается всеми документами, бронирует гостиницу, контролирует соблюдение командой расписания соревнований, так как все мероприятия проходят в строгом соблюдении временных ограничений. Механики привозят и готовят автомобиль, проверяют его после тестов, а также проверяют и ремонтируют его на самой гонке. С «Жигулями» работают два механика.

Инженер с пилотами (инженер занимается всеми машинами команды) настраивают работу подвески на тестах перед соревнованием, коллектив проверяет работу всех узлов и мотора.

На этапе все необходимое оборудование, инструмент и запчасти находятся в автомобилях техпомощи (они же на прицепе привозят спортивные автомобили на соревнование): палатки, из которых формируется зона команды в паддоке, свет, домкраты, инструмент, сварочный аппарат, приборы для контроля и установки сход-развала, запчасти и расходные материалы.

В случае каких-либо поломок механики стараются менять не одну деталь, а целые узлы, поэтому наличие всех важных элементов очень важно и напрямую влияет на результат гонки.

Что интересно, ремонт во время ралли можно производить только на сервисной зоне, так что главное, чтобы машина добралась до «сервиса». Тогда механики вполне могут ее восстановить, даже за то короткое время, которое отводится на сервис (обычно 30 или 45 минут максимум). Вполне возможно успеть сделать замену КП, редуктора, амортизаторов, гнутых рычагов и других элементов.

Связь члены команды держат по телефону. Раньше были рации, но сейчас, с развитием мобильной связи, почти везде можно дозвониться, и рации утратили свою актуальность. Во время прохождения спецучастка, который составляет примерно 10- 15 километров (всего за гонку 6-10 участков, время суммируется и определяется результат), связи с пилотами нет, они сосредоточены на прохождении трассы.

Проводится анализ прохождения каждого спецучастка. Цель – найти потери в скорости и возможные варианты улучшения при изменении настроек автомобиля, поэтому на тестах особенно важна телеметрия. Также изучаются показания работы двигателя и других систем.

На Lada-2105 установлен электронный блок управления ДВС АБИТ c возможностью записи данных, которые потом используются при анализе прохождения трассы. На Ford Fiesta Proto используется ЭБУ и телеметрия Motec, плюс в салоне стоят видеокамеры, направленные на трассу и на пилотов.

Когда команда возвращается с соревнований, снова проводится тщательный анализ гонки. Инженер, механики и пилоты пытаются разобраться в причинах поломок или плохих результатах. Даже если кажется, что все прошло хорошо, всегда есть возможность анализа и улучшения как технической, так и пилотажной составляющей. Подробный анализ проводится по данным телеметрии, видео с гонки и ощущениям пилота. Также команда проводит анализ результатов своих пилотов на отдельных спецучастках относительно других пилотов. Спецификации автомобиля и полученная информация о том, что происходило на гонке, обязательно сохраняются для анализа и подготовки к будущим соревнованиям.

Нюансов множество, так в чем же залог успеха? Успех приходит при кропотливой работе и правильной подготовке. Очень важны абсолютно все составляющие: быстрый гонщик, конкурентоспособная надежная машина, квалифицированные механики и инженеры.

Сложнее и тяжелее, чем это нужно

Да, дизельные двигателя намного тяжелее, чем их бензиновые братья. Сопутствующим органам работы автомобиля понадобится куда больше энергии для правильного функционирования. А вес автомобиля – это очень важный параметр, тем более в спортивных автомобилях.

К примеру, возьмем ту же Russian Drift Series – отечественные соревнования. Там участники готовят свои автомобили и постоянно экспериментируют. В последние годы создалась тенденция к тому, что одна из главных целей постройки – сделать автомобиль как можно легче. И дизельный двигатель тут явно не напарник.

Уже в самой первой в мире гонке, которая состоялась во Франции в 1895 году, вместе с автомобилями стартовали два мотоцикла. Таким образом, история и развитие мотоспорта насчитывает более 120 лет.

Поскольку мотоцикл — прежде всего средство передвижения, то и первые гонки, естественно, имели характер пробегов между городами: Париж — Марсель, Париж — Бордо, Москва — Петербург… Но мощности гоночных моторов уже в самом начале века переросли возможности дорог того времени. А после печально известной гонки Париж — Мадрид 1903 года, которую из-за большого числа погибших пришлось прервать на полпути, стало ясно, что рейды между городами — не лучший способ испытывать судьбу.

Но если автомобилистам приходилось искать (или создавать) специально оборудованные участки закрытых для обычного транспорта дорог, то мотоциклу, возникшему как развитие велосипеда, казалось бы, сам Бог велел воспользоваться прекрасно приспособленными для соревнований велотреками. Так поначалу и было, но вскоре мощность и динамика гоночных мотоциклов переросли и эти пеленки. Так что приходилось либо строить специальные треки для мотоциклистов, либо переходить на шоссейное «кольцо». По первому пути пошли в США, где вообще очень любили идти своим путем, по второму же — в Европе, а затем и во всем мире.

Первая шоссейно-кольцевая мотогонка

Первой шоссейно-кольцевой мотогонкой считаются соревнования в бельгийских Арденнах в 1902 году. Но самой знаменитой гонкой XX века стала «Турист Трофи», с 1907 года проводимая ежегодно на британском острове Мэн. Ее правила, ориентированные на то, чтобы гоночные мотоциклы не слишком отрывались от серийных, оказали решающее влияние на развитие мотоспорта, а победа на этой архисложной трассе долгое время считалась высшей пробой мастерства мотогонщика.

В скором времени каждая страна обзавелась своей «Турист Трофи» или Гран-При, а затем спортсмены и мотоциклетные фирмы решили выяснить, «кто есть кто» на международном уровне. Первой гонкой такого уровня стал «Большой приз Европы», разыгранный на итальянской трассе Монца в 1924 году, а в 1938 году появился многоэтапный чемпионат Европы, победитель которого определялся по сумме зачетных очков, набранных на нескольких этапах. Со временем такая формула соревнований стала общепринятой в мире авто- и мотогонок. И с .1949 года разыгрывается чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам.

Читать еще:  245 двигатель клапан давления масла

Наши дни

В наши дни в программу чемпионата входят соревнования в нескольких классах: 125 куб. см. (только одноцилиндровые двигатели), 250 куб. см. (число цилиндров не более двух), 500 куб. см. (число цилиндров не более четырех) и мотоциклы с колясками (500 куб. см., не более четырех цилиндров). На этих мотоциклах применяются только двухтактные двигатели, имеющие более высокую литровую мощность, чем четырехтактные. Самым престижным и избалованным вниманием зрителей и мотоциклетных фирм считается класс 500 куб. см., играющий в мире мотоспорта роль автомобильной формулы 1. Двигатели этих мотоциклов развивают мощность свыше 170 л. с, а максимальная скорость настолько высока, что в ходе гонки мотоциклы на трассе развить ее не могут: они все время либо разгоняются, либо тормозят!

Кроме этих мотогонок, получивших почетное прозвище «классических», в последние годы стали чрезвычайно популярными — вначале в США, а затем и повсюду — гонки «супербайков». В отличие от мотоциклов «Гран-при», которые могут быть уникальными машинами, построенными в одном — двух экземплярах, мотоциклы для этих гонок должны выпускаться серийно— от 200 до 1000 штук, в зависимости от величины фирмы, так что они гораздо дешевле и доступнее для рядовых гонщиков. Кроме того, в своей основе они должны иметь обычные серийные машины с четырехтактными двигателями рабочим объемом 750 см3 (если число цилиндров более двух) или 1000 см (для двухцилиндровых двигателей). Впрочем, бывает и наоборот — сначала создается гоночный супербайк, а затем начинается серийное производство спроектированной на его основе дорожной версии. С 1988 года в категории супер-байков также разыгрывается свой чемпионат мира.

Чемпионаты мира

Третий чемпионат мира, проводимый на шоссейно-кольцевых трассах,— чемпионат по гонкам на выносливость. Он состоит из серии гонок продолжительностью от 8 до 24 часов. Естественно, один гонщик не может выдержать целые сутки за рулем болида — в ходе соревнований за рулем одной машины сменяются два, а в 24-часовых гонках и три гонщика. На трассы этого чемпионата выходят мотоциклы, схожие с супербайками,— они также созданы на основе серийных тяжелых мотоциклов с четырехтактными двигателями.

Но чемпионаты мира — это всего лишь верхушка айсберга. На трассах всего мира проводится множество соревнований самого различного масштаба. Ближе всего к ним чемпионат Европы, поставляющий молодые кадры для чемпионата мира. Кроме того, во всех развитых и не очень развитых странах проводится множество национальных чемпионатов, как правило, открытых и для участия зарубежных гонщиков. Если вы, например, английский гонщик-любитель, то имеете возможность, не покидая родного острова, выступать на соревнованиях почти каждый уик-энд. На любителей ориентированы многочисленные гоночные формулы, нацеленные на использование максимально приближенных к обычным машинам мотоциклов. Нередко мотоциклетные фирмы спонсируют национальные чемпионаты на мотоциклах какой-либо одной своей модели: гонщики могут соревноваться в равных условиях и без чрезвычайных расходов, фирма получает рекламу.

Читайте также

Тактика гонок

Тактика гонок В этой главе я не хочу учить вас способу, с помощью которого лучше всего обмануть соперников, победить их любыми средствами, любой ценой. Не забывайте, что вы — спортсмены, стремящиеся добиться успеха честно, своими силами, без обмана устроителей

Настройка оснастки для гонок

Настройка оснастки для гонок Оснастка (мачта, такелаж, паруса) парусной яхты – это та ее часть, от которой зависят гоночные качества. Ее следует регулярно настраивать, так же как двигатель в машине, участвующей в гонках «Формулы-1», чтобы добиться наилучшего результата в

Правила гонок

Правила гонок Правила регулируют ситуации, связанные со столкновениями, и относятся ко всем яхтам; в некоторых районах они отличаются из-за специфических обстоятельств, которые могут возникнуть во время гонок. Например, в соревнованиях большого яхт-клуба участвуют 20-30

Тактика

Тактика Перемещения в зоне соприкосновения Собственно зоной боевых действий следует считать планеты, расположенные на расстоянии одного прыжка обеих сторон. Основной единицей измерения и основным понятием, которое следует усвоить воюющему в D&C – скачёк. Расстояние,

Криминалистическая тактика

Криминалистическая тактика КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА — система разработанных рекомендаций по планированию и организации расследования, наиболее эффективному выполнению следственных и судебных действий; один из разделов криминалистики.К.т. включает в себя

Тактика ловли

Тактика ловли В качестве примера применения кружков рассмотрим ловлю щуки, а о том, как их использовать для поимки судака, окуня, угря (и даже сазана с карпом) рассказано в статьях, посвященных этим рыбам.С кружками охотятся как на крупную донную щуку,

4. ЧТО ТАКОЕ ТАКТИКА БОЯ?

4. ЧТО ТАКОЕ ТАКТИКА БОЯ? «На занятиях по рукопашному бою мы должны были научиться убивать противника в первые тридцать секунд схватки — в противном случае у нас самих был лишь призрачный шанс остаться в живых». Роджер Мур, «зеленый берет» Тактика — это совокупность

ТАКТИКА ЛОВЛИ

ТАКТИКА ЛОВЛИ В моей рыболовной практике так получалось, что за крупным окунем ранней весной я чаще всего отправлялся с приятелями на водохранилища, такие как Верхне-Рузское, Угличское, Рыбинское, Чебоксарское и другие. В частности, на Рыбинке, в районе Брейтово, я знаю

ТАКТИКА ЛОВЛИ

ТАКТИКА ЛОВЛИ На большинстве водоемов, особенно обширных, окунь постоянно перемещается, поведение его в течение суток невозможно вогнать в какие-либо схемы. Группируется он обычно там, где есть пожива. Но бывает, что найти стаю окуней – лишь полдела. Вполне может

ТАКТИКА ЛОВЛИ

ТАКТИКА ЛОВЛИ Если вы пользуетесь лодкой с бензиновым мотором, подплывать непосредственно к месту ловли нужно на веслах, соблюдая осторожность. В противном случае поклевок не видать. Даже при слабом течении и в ветреную погоду лодка ставится на якорь. Там, где требуются

Тактика ловли

Тактика ловли Многие берут 1–2 мормышки и, не успев толком порыбачить, остаются без них. Летняя рыбалка на мормышку очень сильно отличается от зимней, и количество применяемых мормышек разнообразней. Но все равно, если при ловле с насадкой можно применять практически

ТАКТИКА ПАРНЫХ ИГР

ТАКТИКА ПАРНЫХ ИГР Особенно интересно играть в парах. Такая игра привлекательна своей эмоциональностью, ведь два игрока — это уже маленький коллектив, который должен уметь быстро и согласованно взаимодействовать. И хотя партнеры отбивают мячи поочередно, нагрузка в

Что такое драг рейсинг? Техника для гонок на 402 метра

Автомобили для драг рейсинга

Самый скромный класс в драг рейсинге – юниорский, для соревнований 12–14-летних мальчишек на дистанции 1/8 мили. Уменьшенные копии настоящих драгстеров оснащены двухтактными моторчиками. Далее следуют автомобили со стандартными кузовами под общим названием – Super Street (время на преодоление трассы у них – от 10 секунд), эти разбиты на подгруппы в зависимости от степени переделок и форсировки.

Но самое интересное начинается с машин класса Funny Car. У них кузова уже из карбона, в баке – нитрометан, мощность около 6000 лошадиных сил, время прохождения дистанции 5–6 секунд и «максималка» до 450 км/ч.

Королевские же классы рейсинга – драгстеры Top Methanol и Top Fuel. Огромные задние колеса и почти велосипедные передние, клиновидные длинные кузова, мощные антикрылья и огненный выхлоп, звук которого заставит задрожать саму душу. Мощность этих «зверей» – до семи тысяч, а пять секунд для них – будничная норма. Скорость на финише – 480–490 км/ч.

Созданные специально для четырехсотметрового безумия, аппараты способны на такое ускорение, что просто перестаешь верить глазам! Лишь два раскрывшихся в конце трассы тормозных парашюта напоминают, что увиденное – не галлюцинация.

Техника для драг рейсинга. Что такое драгстер?

Никаких фантастических и футуристических конструкций нет – техническая сторона дела строго регламентирована. Оговорены масса, колесная база, размеры аэродинамических устройств. На изготовление шасси уходит до 100 метров хромомолибденовых труб, а облицовка выполняется из карбона.

Читать еще:  Что такое модель судового двигателя

Двигатель — V-образная «восьмерка» от «Крайслера». Изначальный рабочий объем 6980 см3 можно увеличивать до 8193 «кубиков». На впускном коллекторе стоит механический нагнетатель с ременным приводом, в буквальном смысле впрессовывающий воздух в цилиндры. На рабочих оборотах (около 11 тысяч) мотор требует 1800 л воздуха в минуту. Во впускном коллекторе возникает гигантский перепад давления, что приводит к его сильному охлаждению. Заслонка в корпусе воздухозаборника мгновенно покрывается инеем, и возникает риск ее заклинивания. Чтобы избежать этого, перед стартом заслонку обрабатывают антифризом. Двигатель в итоге дороже шасси примерно в два раза.

Топливо – огненный эликсир, позволяющий выжать из каждого кубического сантиметра до 13 л. с. По правилам, топливо может содержать до 90% нитрометана (CH3NO2), а остальные 10% – метанол. В зависимости от влажности воздуха и атмосферного давления пропорции меняют – это целая наука. В двигатель топливо подается насосом, способным накачать 300 литров в минуту. Во время прогрева, отжига и самой четырехсекундной гонки драгстер съедает 60 л топлива.

Неотъемлемый атрибут драгстера – антикрылья. Без них болид улетит, в лучшем случае, на небеса. На максимальной скорости заднее антикрыло создает прижимную силу около трех тонн, а переднее – примерно 900 кг.

Задние тормозные диски (спереди тормозов нет) из углепластика, привод – ручным рычагом. Основная тормозная система – два парашюта, расположенные в хвостовой части. Они обеспечивают замедление до 5g – сопоставимо с разгоном. Для предотвращения пробуксовки мощность от двигателя передается на задние колеса через сложный механизм сцепления с гидропневматическим управлением.

Окончательно оценить серьезность аппарата позволяют цифры. Круглые 100 км/ч драгстер набирает за 0,7 секунды, пройдя дистанцию всего 10 метров – чуть больше своей длины! Через три секунды после старта скорость достигает 300 км/ч и продолжает динамично расти.

Как проходят гонки драгстеров?

Пилот готовится к заезду примерно 40 минут. Только чтобы правильно усесться в кокпите, требуется минут двадцать. Пилот, одетый в гоночный комбинезон, пристегивается «пауком» из пяти ремней, шлем его гибко фиксируется, а шею дополнительно защищает специальный хомут. Руки также закрепляют ремнями.

На старте драгстер заводят и дают полминуты на прогрев. Когда двигатель прогрелся, пилот должен выполнить отжиг – «ритуал», необходимый для прогрева шин. Он выключает противобуксовочное устройство и коротко жмет на газ: задние колеса немедленно срываются в пробуксовку, трассу заволакивает черный дым горелой резины, а драгстер улетает вперед метров на тридцать. После отжига механики команды откатывают снаряд обратно на стартовую линию.

Оранжевые огни гаснут: три, два, один! Из выхлопных труб монстров летят метровые струи пламени. Задние слики, разрываемые чудовищной центробежной силой, заметно увеличиваются в диаметре, а их борта под воздействием циклопического вращающего момента покрываются складками.

К концу полосы машины буквально «телепортируются», оставляя за собой оглушенных зрителей и черное облако распыленной резины. На табло всплывает результат победителя: 492,88 км/ч, 4,832 секунды. В наступившей тишине диктор торжественно объявляет о новом рекорде Европы для такого-то класса машин.

История возникновения чемпионата

После неудачных попыток создания Формулы-500 в 50-м году в Германии состоялись первые гонки на автомобилях с двигателем объемом 500 кубических сантиметров (аналог мотоциклетных двигателей).

Тогда же было проведено первое Гран-При Формулы 3 в Монако. Уже в следующем сезоне новая серия дебютировала в Великобритании. Первым чемпионом британской серии стал Эрик Брэндон на автомобиле «Купер».

В течение 3-х лет британская F3 носила хаотичный характер. В сезоне 1954-го был создан Британский спортивный автомобильный клуб организовавший полноценные национальные автогоночные соревнования.

История формулы 3 свидетельствует о том, что в середине XX столетия проводились национальные чемпионаты Дании, Италии и Финляндии. На межнациональный уровень эти соревнования вышли лишь в 70-х годах.

В 1975 году начался розыгрыш Чемпионата Европы (Formula 3 European Championship). Особенностью розыгрыша являются возможность использования 2-литровых двигателей. Эти правила введенные 1974 году сохраняются и по сей день.

Автомобили и их характеристики

F3 выдвигает такие требования к автомобилям:

  • максимальная ширина – 185 см;
  • минимальный вес – 550 кг;
  • колесная база не меньше 200 см;
  • команды не могут использовать в автогоночных сессиях систему контроля тяги, активную подвеску и телеметрию;
  • объем двигателя не должен превышать 2000 кубических сантиметров;
  • максимальная ширина колес – 29,2 см, диаметр – 33 см;
  • гонщики формулы 3 могут использовать лишь МКПП;
  • с 2018-го года обязательно использование системы защиты головы — HALO.

Несмотря на розыгрыш кубка конструкторов в данной категории автоспорта существуют серьезные ограничения касающиеся технических характеристик гоночных болидов.

Одним из них является тот факт, что новую модель шасси производят раз в течение трех лет. У всех участников установлены одинаковые шасси – Dallara F317.

Двигатели делают сторонние производители. Командам остается лишь выбрать подходящего поставщика. В результате ограничений F3 принято считать моноклассом в котором большинство команд использует двигатели Mercedes.

В последнее время конкуренцию «Мерседесу» стараются навязать компании Volkswagen, Toyota и Opel.

Еще одно ограничение – в F3 участвуют лишь автомобили с открытыми колесами. При этом рулевое управление и привод только на 2 колеса. Среди прочих ограничений можно отметить необходимость использования механической КПП (максимум 6 передних передач).

Чемпионаты и гоночные серии

Формула 3 условно разделена на 2 основные категории:

  • Действующие чемпионаты

Самым популярным действующим чемпионатом считается Евросерия Formula 3 (FIA European Formula Three).

Она создана на базе основоположников класса Ф3 – чемпионатов Германии и Франции. В сезоне 2005-го чемпионом Евросерии стал будущий чемпион Формулы 1 — Льюис Хэмилтон. Там же чемпионами становились такие известные пилоты как Роман Грожан, Нико Хюлкенберг, Пол ди Реста и Жюль Бьянки.

Сегодня гонщики соревнуются в Бразильской, Британской, Японской, Европейской и Австралийской Формулах. Победы в этих соревнованиях позволяют получить суперлицензию FIA которая предоставляет право пилотировать гоночные автомобили F1.

  • Внезачетные гонки

Категория внезачетных гонок представлена Гран-при Макао и серией Masters (F3 Masters или Masters of Formula 3). Дополнительно проводятся гонки в По и Монако. Наибольшую историческую значимость имеет Гран-При Макао проводимое на уличной трассе. Победителями этой гонки становились Аертон Сенна (1983), Михаэль Шумахер (1990), Дэвид Култхард (1991), Ральф Шумахер (1995), Такума Сато (2001) и Лукас ди Грасси (2005). В серии Masters титул брали Йос Ферстаппен (1993), Нико Хюлькенберг (2007), Жюль Бьянки (2008), Валлтери Боттас (2010) и Макс Ферстаппен (2014).

Россия и Формула 3

Самым ярким представителем России в серии Формула 3 является Егор Оруджев. В сезоне-2014 этот автогонщик выступал за команду «Carlin Motorsport» в британской Ф3. На счету Егора 3 гонки, одна из которых завершилась триумфом. Победа Оруджева состоялась на легендарной британской трассе Сильверстоун.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector