Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое маршевый двигатель ракеты

«Бомарк» – защитник североамериканского континента

Герой нашего рассказа стал одним из самых необычных средств вооружённой борьбы, появившихся на заре ракетно-ядерной эры. Концепция «Бомарка» была столь необычной, что военные эксперты до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно его места в классификации вооружений – являлся ли он зенитной ракетой сверхдальнего действия или же беспилотным самолётом-перехватчиком?

Прогресс в области реактивной техники и электроники, достигнутый к середине 40-х годов, позволил американским военным задуматься о создании новых видов вооружений, ранее существовавших только в воображении писателей-фантастов. Вскоре после окончания Второй мировой войны в США начались исследовательские работы по программе GAPA (Ground-to-Air Pilotless Aircraft – «беспилотный самолёт класса «земля-воздух»). Фактически речь шла о крылатой ракете, наводящейся на цель по командам с земли.

Главным подрядчиком проекта стала фирма «Боинг». До 1950 года её специалисты протестировали 112 опытных изделий с ракетными или прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Последнему из них удалось развить скорость 2,5 числа Маха и набрать высоту 25 000 м. Успех был несомненным, поэтому ещё в 1949 году фирма получила контракт от ВВС США на разработку «беспилотного перехватчика» с дальностью действия 300 км. При этом военно-воздушным силам пришлось ввязаться в «межвидовую борьбу» с армией, отстаивавшей концепцию объектовой защиты с применением зенитных ракетных комплексов (ЗРК) среднего радиуса действия. ВВС предлагали другой вариант – сверхдальние беспилотные перехватчики, способные защищать от атак не отдельные города, а целые регионы. В конце концов, обе стороны остались при своем мнении, и в США продолжили развивать как ЗРК объектовой ПВО, так и сверхдальние комплексы.

Рождение «Бомарка»

Получив контракт от ВВС, фирма «Боинг» наладила сотрудничество с Мичиганским аэрокосмическим исследовательским центром. Собственно, само название ракеты «Бомарк» (BOMARC) появилось в результате соединения первых букв названия фирмы с аббревиатурой исследовательского центра (MARC – Michigan Aerospace Research Center). Официально же ВВС присвоили беспилотному перехватчику «самолётный» индекс XF-99.

Первый пуск XF-99 состоялся в сентябре 1952 года и являлся так называемым «бросковым» – на ракете отсутствовали боеголовка и штатная система наведения, а маршевые двигатели были представлены макетными образцами. Испытания в такой конфигурации продолжались до начала 1955 года. В феврале того же года состоялся первый пуск ракеты XF-99А – уже с работающими маршевыми двигателями, но всё ещё без системы наведения.

Опытные экземпляры «беспилотного перехватчика» в полностью функциональной конфигурации получили обозначение YF-99A. В августе 1955 года «Бомарк» официально перевели из самолётов в ракеты, присвоив ему «ракетное» обозначение IM-99 (I – Interceptor, перехватчик; M – Missile, управляемая ракета). Соответственно, XF-99A превратился в XIM-99A, а YF-99A – в YIM-99A. Первый пуск YIM-99A с работающей системой наведения состоялся в октябре 1957 года, а в конце того же года «Боинг» получил контракт на серийное производство ракет IM-99A «Бомарк А».

Конструкция

«Бомарк» представлял собой крылатую ракету с длинным цилиндрическим фюзеляжем, в носовой части которой размещалась радиолокационная станция (РЛС), а за ней – боевая часть и система наведения с автопилотом. Центральную и хвостовую часть ракеты занимали баки топлива и окислителя, а также стартовый двигатель. Небольшие треугольные консоли крыла имели срезанные законцовки, под ними подвешивались маршевые прямоточные воздушно-реактивные двигатели (ПВРД). Хвостовое оперение – однокилевое нормальной схемы. Киль и стабилизаторы – цельноповоротные, по очертаниям схожие с консолями крыла.

Первоначально для «Бомарка» разрабатывалась обычная боевая часть массой 151 кг. Но вскоре стало ясно, что для поражения групп вражеских бомбардировщиков оптимальным является ядерный заряд. Тем самым снималась необходимость пуска отдельной ракеты по каждой цели – ведь ядерный взрыв обеспечивал поражение бомбардировщиков в радиусе до нескольких километров. Это качество было особенно важным, если принять во внимание одноканальность тогдашних ЗРК (они могли одновременно обстреливать только одну цель). Поэтому для «Бомарка» выбрали малогабаритную ядерную боевую часть W40 мощностью 7–10 кт, весившую всего 160 кг.

На «Бомарк» установили жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) «Аэроджет» LR59-AG-13 тягой 140 кН, который обеспечивал вертикальный старт ракеты и разгон её до скорости, позволявшей запустить маршевые ПВРД. В качестве топлива применялся керосин, в качестве окислителя — азотная кислота, жидкость едкая и токсичная. Это осложняло эксплуатацию комплекса: ракета не могла долго находиться на позиции в заправленном положении, а сама заправка требовала повышенных мер безопасности. Маршевые ПВРД «Маркуардт» RJ43-MA-3, работавшие на 80-октановом бензине, развивали тягу по 49 кН. На высоте 21 000 м они могли разогнать ракету до скорости 3,5 М. Дальность полета достигала 460 км.

Говоря про систему «Бомарк», возможно, не вполне корректно использовать понятие «зенитный ракетный комплекс», поскольку комплексом-то она и не была. Привычные для ЗРК радары обнаружения и сопровождения/подсветки цели «Бомарку» не требовались – ракета была интегрирована в уже существовавшие системы ПВО.

Целеуказание осуществляли РЛС дальнего обнаружения системы ПВО Североамериканского континента NORAD, а наведение – система SAGE, предназначавшаяся для наведения самолетов-перехватчиков на цель путём программирования их автопилотов компьютерами, находившимися на земле. Стартовавшая ракета определяла своё положение при помощи системы радиомаяков SAGE и непрерывно поддерживала обмен данными с системой, выходя на цель при помощи автопилота. При приближении включалась головка самонаведения ракеты, которая находила цель и выполняла манёвр атаки. На ракету «Бомарк А» установили активную импульсную радиолокационную головку самонаведения (ГСН) «Вестингауз» AN/DPN-34. Дальность обнаружения цели (например, крылатой ракеты) составляла около 20 км.

Вторая модель

Стартовый ЖРД, установленный на ракету «Бомарк А», был крайне неудобен для целей ПВО. Поэтому в 1959 году «Боинг» получил заказ на разработку новой модификации «беспилотного перехватчика» с твердотопливным стартовым двигателем. На ракету, получившую обозначение IM-99B «Бомарк В», установили твердотопливный двигатель «Тиокол» М51, развивавший тягу 220 кН. Возросшая тяга позволила увеличить дальность полёта ракеты – теперь стартовый двигатель разгонял её до крейсерской скорости (на прежней модели для этого приходилось расходовать часть потенциала маршевых ПВРД). Сами ПВРД тоже стали более мощными – они развивали тягу 53 кН, используя в качестве топлива авиационный керосин JP-4 (вместо бензина). В итоге дальность полёта «Бомарка В» превысила 800 км.

При создании новой модели инженеры постарались устранить ещё один недостаток «Бомарка А» – неспособность его ГСН «видеть» цель на фоне земли. Установленный на IM-99B радиолокатор с непрерывным излучением «Вестингауз» AN/DPN-53 позволял обнаруживать низколетящие цели. А вот боеголовка, система наведения и планер «Бомарка В» по сравнению с «Бомарком А» существенных изменений не претерпели – лишь фюзеляж стал чуть короче.

Читать еще:  Двигатель 4gj2 технические характеристики

Первый испытательный пуск «Бомарка В» состоялся 27 мая 1959 года. 8 июля следующего года IM-99B успешно перехватила воздушную цель – крылатую ракету (КР) «Регулус». А 23 мая 1961 года была проведена впечатляющая демонстрация возможностей новой ЗУР: ракета перехватила КР «Регулус II», летевшую вдвое быстрее скорости звука. Перед самым попаданием по команде с земли перехват был прерван. После этого «Бомарк В» навели на вторую такую же цель, которая и была сбита на дальности 615 км и высоте 30 500 м.

В общей сложности фирма «Боинг» изготовила 570 серийных ракет «Бомарк»: 269 первой модели и 301 – второй (существуют и другие данные: 366 ракет «Бомарк А» и 349 ракет «Бомарк В»).

Защищая небо Америки

Первая серийная ракета IM-99A «Бомарк А» была передана ВВС США 30 декабря 1957 года, а 19 сентября 1959 года на боевое дежурство заступила первая часть, вооружённая этими ЗУР – 46-я ракетная эскадрилья ПВО, располагавшаяся на авиабазе Мак-Гвайр (штат Нью-Джерси). За ней последовали ещё четыре эскадрильи, дислоцированные на Восточном побережье США: 6-я (Саффолк Каунти, штат Нью-Йорк), 22-я (Лэнгли, штат Вирджиния), 26-я (Отис, штат Массачусетс) и 30-я (Доув, штат Мэн).

Каждая эскадрилья располагала 28-ю пусковыми установками и таким же количеством ракет. Таким образом, на боевом дежурстве находилось в общей сложности 140 ЗУР. Пусковые установки каждой эскадрильи располагались на одной площадке в четыре ряда по семь штук и находились в специальных укреплённых наземных ангарах, обеспечивавших ограниченную защиту от ядерного взрыва. Пуск ракет осуществлялся прямо из ангара, имевшего раздвижную крышу. Численность персонала эскадрильи по штату составляла 275 человек.

Эксплуатация ракет с ЖРД, использовавшими опасные компоненты, создавала предпосылки к различным происшествиям. Наиболее серьёзное из них имело место 7 июня 1960 года на базе Мак-Гвайр. При заправке одной из ракет произошёл взрыв и пожар (в огне оказалась и ядерная боеголовка). К счастью, её подрыва не произошло, но окружающая местность оказалась заражённой.

С принятием на вооружение ЗУР «Бомарк В» появилась возможность расширить зону, прикрываемую от воздушного нападения. Если позиции IM-99A защищали Восточное побережье США, то теперь американцы решили обеспечить прикрытие и района Великих озер. 1 июня 1961 года на боевое дежурство заступила первая часть с ракетами IM-99B – 37-я ракетная эскадрилья ПВО (Кинчело, штат Мичиган). В августе к ней добавилась 74-я (Дулут, штат Миннесота), а в декабре – 35-я эскадрилья (Ниагара-Фоллс, штат Мичиган). Параллельно началось перевооружение эскадрилий, имевших на вооружении ракеты «Бомарк А». В октябре 1961 года IM-99B получила 22-я эскадрилья, а в сентябре и октябре 1962 года – 26-я и 46-я. Две оставшиеся эскадрильи с ЗУР IM-99A (6-я и 30-я) в марте 1962 года были переведены в резерв, а 1 декабря 1964 года – расформированы.

При перехвате советских бомбардировщиков с северного направления взрывы ядерных боеголовок ЗУР «Бомарк В» происходили бы над густонаселёнными канадскими провинциями. Выходом из ситуации могло стать смещение зоны перехвата далее на север. Возникла идея разместить эти ракеты в Канаде – тем более что в августе 1957 года было подписано американо-канадское соглашение о единой системе ПВО NORAD. Канадцы даже пошли на прекращение разработки собственного пилотируемого сверхзвукового перехватчика CF-105 «Эрроу» в пользу финансирования «Бомарка», но ставший известным в 1960 году факт применения на «Бомарке» ядерной боевой части вызвал ожесточённые споры о допустимости размещения ядерных ракет на территории Канады, приведшие к политическому кризису и отставке правительства. В итоге лишь в 1963 года было принято окончательное решение о развертывании на территории страны ракет «Бомарк В». Ими вооружили две эскадрильи ВВС Канады, заступившие на боевое дежурство в ноябре и декабре 1963 года – 446-ю, дислоцированную в Норт-Бэй (провинция Онтарио) и 447-ю, находившуюся в Ла-Маканза (провинция Квебек).

Все эскадрильи, вооруженные ракетами «Бомарк В», имели по 28 пусковых установок, за исключением «большой» 35-й эскадрильи, которая располагала 46-ю пусковыми установками и таким же количеством ракет. Таким образом, на восьми базах (включая две канадские) было развернуто 242 ракеты «Бомарк В». Даже с учётом двух резервных эскадрилий «Бомарк А» это составляло менее трети от первоначальных планов ВВС США, собиравшихся разместить эти ЗУР на 31 базе. Прекращение развёртывания «Бомарков» было обусловлено их неспособностью перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты (к середине 60-х годов стало ясно, что именно они, а не стратегические бомбардировщики, представляют главную угрозу).

27 июня 1963 года вследствие изменения системы обозначений ракетной техники в вооружённых силах США ракеты «Бомарк А» и «Бомарк В» получили новые индексы – CIM-10A и CIM-10B соответственно. Буква «С» в этом индексе означала Coffin (буквально – «гроб»), то есть, защищённую наземную пусковую установку.

Интерес к приобретению «Бомарков» (при условии замены ядерной боевой части на обычную) проявляла и Швеция. Однако сделка сорвалась по причине шпионского скандала (одна из ключевых фигур, задействованных в её реализации со шведской стороны, оказалась советским шпионом). В итоге шведы купили британские ЗРК «Бладхаунд».

Изменение приоритетов в пользу ПРО обусловило сравнительно недолгий срок службы «Бомарков». CIM-10A были сняты с вооружения уже в 1964 году. В том же году началось сокращение 35-й эскадрильи, к 1967 году лишившейся 16 своих ракет CIM-10B из 46. Процесс сокращения на этом не прекратился, и 31 декабря 1969 года 35-я эскадрилья была окончательно расформирована. В следующем году Конгресс США принял решение о демонтаже всех позиций ЗУР – теперь ответственность за перехват вражеских самолётов возлагалась исключительно на пилотируемую истребительную авиацию. 1 апреля 1972 года были расформированы 22-я, 26-я и 74-я эскадрильи, а также обе канадских эскадрильи. 1 июля того же года прекратила своё существование 37-я эскадрилья, а 1 октября – последняя, 46-я эскадрилья. Снятые с вооружения ракеты долгое время использовались в качестве мишеней, имитировавших советские сверхзвуковые ракеты.

Полный аналог ракеты «Бомарк» так и не был создан, однако в СССР несколько конструкторских бюро (В. Челомея, А. Туполева, А. Микояна) в конце 50-х годов осуществляли разработку крылатых ракет большой дальности (до 1000 км) класса «земля-воздух». Основной причиной прекращения их разработки стало отсутствие в СССР системы управления ПВО, аналогичной американской SAGE. Концептуально подобной «Бомарку», но с более скромными характеристиками (дальность полета – до 300 км) должна была стать британская зенитная крылатая ракета «Блю Энвой». Однако и её создание было прекращено в 1957 году по техническим и финансовым причинам.

Весовые категории для космоса

Конкуренция в космической отрасли идет сразу во многих направлениях. Космические ракеты делятся на три базовых класса: средние, тяжелые и сверхтяжелые. У SpaceХ есть тяжелая ракета Falcon 9 и сверхтяжелая Falcon Heavy. В начале февраля 2018 года SpaceX запустила Falcon Heavy «в сторону орбиты Марса», причем единственной полезной нагрузкой ракеты стал электромобиль главы компании Илона Маска — вишневый Tesla Roadster с одетым в скафандр производства SpaceX водителем-манекеном. Возвращение ступеней ракеты прошло с переменным успехом: два боковых ускорителя ракеты успешно приземлились на посадочные платформы, а центральный ускоритель Falcon Heavy, который должен был сесть на плавучую платформу, разбился.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя разновидности

У СССР была своя сверхтяжелая ракета «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран» весом 105 т около 30 лет назад. Новая российская сверхтяжелая ракета по ранее озвученным планам должна была появиться к 2028 году, однако в последние годы о ее судьбе ничего не слышно.

Falcon 9, с помощью которой на орбиту был выведен Crew Dragon, относится к классу тяжелых частично многоразовых ракет-носителей. Она использует в качестве компонентов топлива керосин (горючее) и жидкий кислород (окислитель). У России есть две тяжелые ракеты «Протон-М» и «Ангара-А5».

«Ангара» вполне могла стать конкурентом Falcon, однако «Роскосмос» решил изменить свои приоритеты. Изначально предполагалось, что перспективный транспортный корабль нового поколения (первое название — «Федерация», с осени 2019 года — «Орел»), будет запускаться при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5П».

По состоянию на апрель 2015 года планировался первый пилотируемый пуск пилотируемого космического корабля нового поколения и полет к МКС с экипажем из двух человек.

Согласно проекту Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, пилотируемый пуск перенесен на 2025 год. В середине 2017 года «Роскосмос» фактически свернул разработку пилотируемого варианта «Ангары» в пользу «Союза-5», запланировав возможный пуск «Ангары-А5П» на период после 2025 года.

В настоящее время большинство запусков, в том числе и пилотируемых производятся при помощи ракет среднего класса семейства «Союз» различных модификаций. В качестве топлива в них используется, так же как и в Falcon 9, керосин и жидкий кислород. Однако в отличие от Falcon, все ракеты семейства «Союз» являются полностью одноразовыми — все их ступени отстреливаются и сгорают в атмосфере.

Характеристики

Стартовая масса ракеты Х-59МКМ составляет 930 кг, длина — 5,7 м, размах крыла — 1,3 м. Ракета оснащена турбореактивным двигателем, который позволяет развивать маршевую скорость полета 900-1050 км/ч. Официальная максимальная дальность пуска ракеты — 285 км (возможно, данная дальность указана для экспортного образца).

Ракета имеет комбинированную систему наведения, что значительно увеличивает вероятность попадания в цель. В ее состав включены бесплатформенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации, корреляционно-оптическая головка самонаведения и автопилот. При подготовке к запуску в память систем управления ракеты вводится полетное задание с маршрутом полета, в том числе на малых высотах. Для выполнения маловысотного полета имеется радиовысотомер. Высота полета — от 15 до 2000 метров, но следует отметить, что в большинстве случаев ракета летит на минимальной высоте, благодаря чему может незаметно пройти через зону действия противовоздушной обороны противника.

Галерея РН Союз

Союз (индекс УРВ РВСН – 11А511) – советская ракета-носитель среднего класса из семейства Р-7, разработанная в куйбышевскем филиале №3 ОКБ-1 (ныне, ЦСКБ Прогресс) в начале 1960-хх.

История ракеты Союз

В начале 1950-хх годов ракетная гонка СССР и США только начиналась, но уже тогда было очевидно, что мощная баллистическая ракета сможет значительно эффективнее доставить ядерный заряд к цели на большой дистанции, чем это могли сделать стратегические бомбардировщики против которых быстро появлялись средства защиты.

История ракеты-носителя Союз началась с рождения прародителя всех советских пилотируемых ракет. В 1954 году Правительство СССР приняло постановление о разработке новой межконтинентальной баллистической ракеты 8К71 более известной под индексом Р-7.

Р-7 разрабатывалась в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. В создании ракеты участвовали десятки научных и производственных центров и тысячи лучших специалистов в стране.

Эскизный проект был готов в том же 1954 году. Ракета стартовой массой рекордных на то время 280 тонн и длиной 34,2 метра могла доставить боеголовку массой 5,4 тонны на расстояние 8240 километров.

В 1957 году начались летные испытания. Р-7 была уникальной для своего рода ракетой – революцией, наполненной огромным количеством инноваций во всех сферах. Революционность несла в себе множество сложностей: первый запуск был неудачным – пролетев 400 километров ракета загорелась и разрушилась. Следующие 2 пуска так же закончились авариями. Лишь четвертый пуск, осуществленный в конце августа 1957 года был успешным.

В 1959 году в связи с появлением первой в мире эффективной серийной межконтинентальной баллистической ракеты в СССР был сформирован новый вид войск – Ракетные войска стратегического назначения — РВСН. В Архангельской области возле поселка Плесецк был создан военный космодром, где на боевое дежурство были поставлены ракеты Р-7 с ядерными боеголовками. В 1960 году Р-7 была официально принята на вооружение.

Но истинные мотивы ОКБ-1 были не только военными и таились в мыслях его главного конструктора – наконец, Сергей Королев получил в свои руки инструмент для освоения давней мечты – Р-7 была путевкой в космос.

Именно ракета Р-7 4 октября 1957 года вывела на орбиту Земли «Спутник» — первый в истории искусственный космический объект. Знаменитый писк «Бип! Бип!» стал началом космической эры человечества.

В течение следующих нескольких лет ракета Р-7 оставалась в авангарде ракетостроения. Ракеты в разных модификациях доставляли в космос военные и разведывательные аппараты. Наконец, новейшая модификация Р-7 Восход 12 апреля 1961 года доставила на орбиту первый пилотируемый космический аппарат Восток с первым космонавтом Юрием Гагариным.

Союз

Успехи первых космических полетов были ошеломительными, но к середине 1960-хх стало ясно, что базовые ракеты Р-7, даже в модификациях Восток и Восход приближаются к пределу своих возможностей. Уже созданные корабли ракеты могли доставлять в космос спутники и пилотируемые корабли, но полезная нагрузка была ограничена и не позволяла проводить более сложные операции на орбитах и, тем более, летать дальше, в первую очередь к Луне на которую заглядывались и СССР и США.

Таким образом, возникла необходимость разработки новой модификации ракеты-носителя. Впоследствии эта модификация, созданная в 1966 году получила индекс 11А511 и наименование Союз, она использовалась для запуска пилотируемых космических кораблей типа Союз, а в дальнейшем и для грузовых транспортных кораблей типа Прогресс.

Союз создавался на базе лучшей на то время ракеты Восход, доставившей Гагарина в космос. Основным изменением подвергся блок 3-й ступени, которой был модернизирован с целью дальнейшего повышения энергетических характеристик ракеты-носителя.

Читать еще:  Что такое залегли вкладыши двигателя

К тому времени ОКБ-1 разрабатывало пилотируемый комплекс Союз для облёта Луны. Изначально, корабль должны были доставлять на орбиту ракеты Восход, но аппарат весил больше 6 тонн плюс системы спасения массой в 2 тонны – Восход с таким бы не справился, но должен был справиться ракета Союз.

Конструкция ракеты Союз

Ракета Союз является типичным представителем семейства Р-7 и легко узнаваем по четырём коническим боковым блокам первой ступени, а также характерному головному обтекателю с четырьмя прямоугольниками решетчатых стабилизаторов и специфической башне системы аварийного спасения на вершине.

Трёхступенчатая ракета-носитель «Союз» состоит из:

  • первой ступени, которая состоит из четырёх стартовых ускорителей — блоков «Б», «В», «Г» и «Д»;
  • второй ступени, которая состоит из центрального блока «А»;
  • третьей ступени — блок «И»;
  • адаптера полезного груза, головного обтекателя и системы аварийного спасения экипажа.

Первая ступень

Первая ступень состояла из четырёх конусообразных боковых блоков — ускорителей «Б», «В», «Г» и «Д» с автономными двигателями на каждом ускорителе. Боковые блоки при полёте ракеты-носителя упирались своими передними опорами в специальные кронштейны центрального блока. Сухая масса конструкции бокового блока составляла не более 3,75 т. В боковые блоки перед стартом заправляли 155—160 тонн топлива. Отделение ускорителей происходило примерно на 118 секунде после старта.

Маршевыми двигателями первой ступени были ракетные двигатели РД-107. Система была разработана в НПО Эгергомаш под руководством Валентина Глушко. Каждый двигатель имел четыре основные неподвижные и две поворотные рулевые камеры сгорания, закреплённых в шарнирных подвесах.

Вторая ступень

Вторая ступень – единый блок А, окруженный четырьмя блоками первой ступени включала в себя двигатели и топливо. Сухая масса конструкции бокового блока «А» составляла не более чем 6 т. В центральный блок перед стартом заправляли в общей сложности не более чем 90—95 тонн топлива.

Отделение второй ступени происходило примерно на 278 секунде после старта.

На второй ступени ракеты-носителя в качестве маршевого двигателя использовался жидкостной двигатель РД-108, также разработанный в НПО «Энергомаш». Двигатель состоял из четырёх неподвижных камер сгорания и четырёх поворотных камер.

Видео запуска ракеты-носителя Союз ТМА-11М с космодрома Байконур

Третья ступень

В качестве третьей ступени использовался модернизированный блок «И» от ракеты-носителя Восход.

Общая длина блока «И» третьей ступени составляла не более 6,745 м, а диаметр — не более 2,66 м. Общая масса составляла немного более 25 тонн.

В качестве двигателя на блоке третьей ступени использовался жидкостной ракетный двигатель РД-0110, разработанный в ОКБ-154 под руководством Семена Косберга.

Двигатель РД-0110 с турбонасосной подачей топлива, имел четыре основные неподвижные и четыре поворотные рулевые камеры сгорания, закреплённых в шарнирных подвесах.

Топливо

В качестве топлива ракета Союз использовала ракетный керосин и жидкий кислород.

Система аварийного спасения САС

Одним из главных новшеств ракеты Союз стала новая система спасения экипажа. САС запускалась за 15 минут до старта ракеты и оставалась в таком режиме вплоть до отделения в конце взлета. Система позволяла спасти экипаж в случае аварии ракеты как на стартовой площадке так и на любой стадии взлета.

Из-за особенностей конструкции космического корабля Союз САС в случае запуска должен был обеспечить отвод не только модуля экипажа, а всего корабля вместе с головным обтекателем. Для этого в расположенном над обтекателе блоке САС были установлены твердотопливные двигатели достаточной мощности.

Для сохранения устойчивости в полёте на ГО стали устанавливать четыре решетчатых стабилизатора. Такая схема отделяемого головного блока САС стала базовой для всех модификаций ракет серии «Союз» и кораблей «Союз» в будущем.

Модификации

Союз-Л – создавалась на базе ракеты Союз для проведения отработки лунной кабины ракетно-космического комплекса Н1-ЛЗ. Данная модификация отличалась увеличенным диаметром головного обтекателя. В 1970—1971 годах с космодрома Байконур было осуществлено 3 запуска.

Союз-М – модификация, созданная вывода на орбиту военно-исследовательского корабля Союз 7К-ВИ. После закрытия программ по военным модификациям корабля Союз, изготовленные ракеты были переоборудованы запуск разведывательных спутников Зенит-4МТ Орион. В 1971—1976 годах с космодрома Плесецк было осуществлено 8 успешных пусков.

Союз-У – созданный в 1973 году универсальная ракета с улучшенными характеристиками двигателей. Предназначалась для выведения на околоземную орбиту пилотируемых и грузовых космических кораблей, а также зарубежных космических аппаратов.Основная транспортная ракета СССР и России. Состоянием на 18 мая 2012 года было произведено общей сложностью 771 пуск ракеты-носителя данной модификации.

Союз-ФГ – ракета-носитель среднего класса, созданная на базе ракеты Союз-У. Отличается улучшенными характеристиками двигателей 1 и 2 ступеней. Являлась промежуточной моделью на этапе создания ракет семейства Союз-2.

Союз-2 — семейство трёхступенчатых ракет-носителей среднего класса, разработанное на базе ракет Союз-У путем глубокой модернизации.

Союз-СТ — семейство трёхступенчатых ракет-носителей среднего класса, созданных на базе РН Союз-2 для обеспечения коммерческих запусков с космодрома Куру.

Эксплуатация ракет Союз

Всего было произведено 32 запуска Союзов (один пуск аварийный и одна авария ракеты на стартовой позиции до пуска).

Первый пуск РН Союз состоялся 28 ноября 1966 года. На орбиту был выведен беспилотный Союз («Космос-133»).

Последний пуск состоялся 14 октября 1976 года, на орбиту был выведен транспортный корабль 7К-Т («Союз-23»).

Все запуски ракеты-носителя «Союз» производились с космодрома Байконур, со стартовых площадок № 1 и № 31, а с 1970 года только со стартовой площадки № 1.

Догнать «Удалой»

1155.1 ­— это более современная модификация знаменитой советской серии 1155 «Удалой», которая составляет основу противолодочных сил России. По базовому проекту было построено 12 БПК, из которых в составе флота сейчас находятся семь: «Маршал Шапошников», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев» и «Адмирал Трибуц» входят в состав Тихоокеанского флота. «Вице-адмирал Кулаков», «Североморск» и «Адмирал Левченко» несут службу на Северном.

Большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц» проходит в проливе Босфор Восточный

«Удалые», как и их новый вариант, «Адмирал Чабаненко», оказались технически совершенными кораблями: силовая установка позволила избежать многих проблем, возникающих при эксплуатации котлотурбинных систем.

В последние годы остающиеся в строю БПК постепенно модернизируют по проекту 1155М. На них устанавливают новую бортовую электронику и оборудование, маршевые двигатели, охладительные установки и запорную арматуру. А главное, на БПК монтируют пусковые установки крылатых ракет, так что они отходят от узкой специализации охотников за подлодками и становятся самостоятельной ударной силой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector