Что такое маслоприемник в двигателе
Масляный насос двигателя
Система смазки является одной из основных систем двигателя современного автомобиля. Ее назначение – подача моторного масла к взаимодействующим друг с другом механическим элементам ДВС для уменьшения трения, снижения износа, частичного отвода тепла и очищения поверхностей. Учитывая специфичные ударно-радиальные нагрузки, воздействующие на основные элементы КШМ и ГРМ, тяжелые условия работы большинства узлов и деталей двигателя, к надежному и безотказному функционированию системы смазки предъявляют особые требования. В первую очередь это касается «сердца» системы – масляного насоса.
Где находится масляный насос в автомобиле
Чаще всего насос располагается в передней части мотора, сразу за шкивами привода вспомогательных агрегатов, но иногда и ниже, под коленвалом, в верхней части картера. В первом случае он приводится непосредственно от коленчатого вала, а во втором – цепью от его звёздочки или шестерёнчатой передачей.
К насосу крепится маслозаборник, отверстие которого с фильтром грубой очистки находится ниже уровня масла в картере, обычно даже в специально сделанном углублении.
Разновидности
Принципиально все насосы одинаковы, их работа заключается в захвате масла в определённую полость большого объёма, после чего эта полость перемещается, одновременно уменьшаясь.
За счёт свой несжимаемости перекачиваемая жидкость будет выдавливаться в выходную магистраль, а развиваемое давление будет зависеть от геометрических размеров, скорости вращения, расхода масла и работы регулирующего устройства.
В роли последнего выступает чаще всего обычный подпружиненный редукционный клапан, открывающийся при заданном давлении и сбрасывающий избыток масла обратно в картер.
По конструктивному исполнению автомобильные масляные насосы могут быть нескольких типов:
- шестерёнчатыми, когда пара шестерён вращаясь перемещает масло в полостях между своими крупными зубьями и корпусом насоса, синхронно подавая его от входного патрубка к выходному;
- роторного типа, здесь одна из шестерён с внешним зубом вложена в другую, с зубом внутренним, при этом оси обеих имеют смещение, в результате полости между ними за один оборот изменяют свой объём от нуля до максимума;
- плунжерные насосы шиберного типа менее распространены, поскольку точность и минимальные потери здесь несущественны, а объём оборудования больше, износостойкость плунжеров также ниже, чем у простой шестерёнчатой пары.
1 — главная шестерня; 2 — корпус; 3 — канал поступления масла; 4 — ведомая шестерня; 5 — ось; 6 — канал подачи масла к деталям двигателя; 7 — разделительный сектор; 8 — ведомый ротор; 9 — главный ротор.
Чаще всего используются насосы роторного типа, они просты, компактны и очень надёжны. На некоторых машинах их выносят в общий блок с балансирными валами, упрощая цепной привод на передней стенке двигателя.
Расчет объема маслоприемника
Расчет объема маслоприемника без отвода масла для проектируемого трансформатора типа ТДН-16000/110/10, который был установлен на ПС 110/10 «Строительная». Для данного трансформатора предусматривается система водяного пожаротушения.
Габаритный чертеж на трансформатор типа ТДН-16000/110 У1
1. Согласно габаритного чертежа на трансформатор, полный вес заливаемого в трансформатор масла – 15620 кг.
2. Объем заливаемого масла в трансформатор – Vтр=15,62/0,84=18,6 м³;
где: ρ = 0,84 т/м³ — плотность трансформаторного масла.
3. Объем воды, поступающей в маслоприемник от средств пожаротушения:
Vв=(Sтр.+Sм.пр.)*К*Е*80%=(58,15+77)*0,2*1800*80% = 39 м3
Sтр. = (2*Д*В) + (2*Ш*В) = (2*6300*3035) + (2*3280*3035) = 58,15 м2- площадь боковых поверхностей трансформатора (В = 3035мм – высота, Ш = 3280мм – ширина, Д = 6300 – длина, согласно габаритного чертежа на трансформатор);
Sм.пр. = Д*Ш = 10000*7700 = 77 м2 — площадь маслоприемника, принимается из типовой работы №407-03-591.90 «Установочные чертежи трансформаторов 110 кВ с учетом автокранового ремонта» Альбом 1 в соответствии с таблицей, параметры маслоприемника для трансформатора ТДН-16000/110 У1 равны: Д = 10000 мм – длина, Ш = 7700 мм – ширина.
К=0,2л/сек*м2 — интенсивность пожаротушения (ПУЭ 7-издание п.4.2.69 п/п2);
Е = 1800сек. (30 минут) — расчетное время для запаса объема маслоприемника;
80% — объем воды от средств пожаротушения с учетом 30-минутного запаса (ПУЭ 7-издание п.4.2.69 п/п2).
4. Полный объем маслоприемника с учетом объема трансформаторного масла и воды, поступающей в маслоприемник от средств пожаротушения:
Основные неисправности
Конструкция масляного насоса, к какому типу бы он не относился, сравнительно простая, что обеспечивает ему надежность и длительный ресурс. И все же неисправности у него бывают, точнее она одна – снижение производительности, что приводит к падению давления в системе. А это уже может привести к более серьезным поломкам, поскольку узлы, которые недостаточно смазываются, начинают интенсивно изнашиваться из-за масляного «голодания». Произойти же это может по разным причинам.
- Первая из таких не относится к насосу, но приводит к негативным последствиям в его работе – закупорка сетки маслоприемника продуктами износа и грязью. В результате этого масло в недостаточных количествах поступает к насосу. Устранить такую неисправность несложно – достаточно снять поддон и маслоприемник, после чего тщательно очистить и промыть сетку.
- Проблема с падением давления может произойти из-за износа составных частей насоса или длительной его работы с маслом, в котором имелось большое количество загрязняющих элементов. Результатом этого является образование и увеличение зазоров между деталями насоса. Из-за этого через эти зазоры смазочный материал просто перетекает внутри нагнетающей полости и шестерни или роторы не способны его захватить, чтобы выполнить нагнетание в магистраль. В большинстве случаев работоспособность системы смазки восстанавливается путем замены изношенных элементов или узла в целом.
- Проблемы может создать и перепускной клапан. Из-за грязи он может заклинить в открытом положении, и масло будет постоянно перетекать в поддон. Устраняется такая неисправность разборкой и промывкой насоса и его каналов.
В целом же, чтобы насос проработал долго и не доставлял проблем достаточно всего лишь своевременно менять смазочный материал и фильтрующий элемент, чтобы поддерживать чистоту в системе смазки.
Неисправности масляного насоса
Масляный насос двигателя рассчитан на длительный срок эксплуатации, и поломки механизма случаются довольно редко. Однако ошибки в выборе смазочных материалов, экстремальный режим работы мотора, несоблюдение графика сервисного обслуживания может привести к появлению неисправностей, требующих срочного ремонта.
Поводом для ремонта перекачивающего устройства могут послужить следующие факторы:
- снижение уровня жидкости в поддоне двигателя;
- выход из строя датчиков контроля давления;
- использование некондиционных смазочных материалов;
- отказ редукционного клапана;
- нарушение целостности уплотнительной прокладки корпуса прибора;
- засор маслоприемника в картере мотора;
- поломка или загрязнение масляного фильтра;
- износ рабочих деталей насоса.
Устройство для перекачки масла работает в сложных условиях, постоянно испытывая на себе температурные и механические нагрузки. Со временем металлические детали изнашиваются, что приводит к нарушению рабочего цикла в системе смазки автомобиля.
В нерегулируемых механизмах – это поломка редукционного клапана, в регулируемых конструкциях – ослабление пружины, но общей причиной неисправностей для любых типов насоса является износ ведомой и ведущей шестерен.
Изнашивание шестеренок рабочего механизма приводит к увеличению зазора между соприкасающимися элементами. Возникает пробуксовка ведущей шестерни и люфт приводного валика, из–за чего касание зубьев происходит под определенным углом к поверхности.
Результатом такой работы являются трещины, сколы, раковины и др. В работе устройства начинает прослушиваться посторонний шум, скрежет, и на панели приборов загорается аварийная лампочка контроля давления масла.
После этого сигнала следует обязательно остановиться, заглушить двигатель, провести диагностику системы смазки и устранить неисправности.
Необходимый инструмент + расходные материалы
Вот какие инструменты и оборудование понадобятся:
- емкости для слива отработанного автола и антифриза;
- набор гаечных ключей и головок;
- домкрат, лебедка;
- карданчик, трещотка, удлинитель;
- компрессор или баллончик со сжатым воздухом;
- деревянный молоток;
- мелкая абразивная бумага;
- специальная притирочная паста и смазка для болтов;
- свежее масло, тосол;
- новый маслонасос, фильтр, прокладки.
Возможные неисправности
От стабильной работы системы смазки мотора зависит его долговечность. Типичные неисправности смазочных устройств заключаются в недостаточном или избыточном давлении смазывающего масла. Причинами являются: заправка некачественным или несоответствующим условиям эксплуатации маслом, утечки смазочной жидкости, интенсивная эксплуатация двигателя.
В отдельных случаях при нештатном функционировании смазочной системы двигатель может попросту заклинить. Диагностирование поломки показывает, что к такому развитию событий приводят:
- Перегрев двигателя из-за длительного масляного голодания.
- Закоксовывание подводящих каналов к гидрокомпенсаторам. Если плунжер заклинит при открытом клапане, последний примет на себя удар поршня. Могут быть повреждены распредвал, шатун и даже гильза цилиндра.
- Заклинивание гидронатяжителя цепи ГРМ, из-за чего она соскакивает, и неминуема «встреча» клапана с поршнем.
Ремонт системы является дорогим удовольствием, поскольку требует не только замены фильтра, насоса или редукционного клапана, но и прочистку всех масляных каналов, а это невозможно без полной разборки мотора. Избежать этого помогут правильное обслуживание и периодическая диагностика смазочной системы.
Практика показывает, что если водитель не соблюдает рекомендации по профилактическому обслуживанию двигателя, эксплуатирует его при повышенных нагрузках, срок службы мотора будет небольшим. И, наоборот, правильно смазываемый двигатель пройдет до капитального ремонта не одну сотню тысяч километров.