Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое маслозаборник в двигателе

7 признаков загрязнения системы смазки

Система смазки (совокупность различных механизмов и узлов) играет важную роль в функционировании двигателя, поскольку принимает участие в обеспечении снижения трения связанных между собой деталей. Дополнительной функцией является минимизация затрат мощности мотора на трение.

Таким образом, принцип действия системы смазки заключается в подаче масла к подвижным элементам двигателя на всех этапах его функционирования. Сама же смазочная система работает циклично.

Определить это можно как самостоятельно, так и на СТО — выбор всегда остается за владельцем автомобиля. Отметим, что обращение в сервисный центр позволяет сэкономить время и силы, поскольку мастера используют современное оборудование и инструменты для решения данного вопроса.

Как работает ССД:

При запуске двигателя масло из картера через сетку маслозаборника забрасывается шестеренчатым насосом, после чего через фильтр техжидкость нагнетается в главную магистраль, расположенную в блоке цилиндров. Затем система смазки двигателя подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а по каналам в щеках вала — к шатунным подшипникам. После чего излишки жидкости выдавливаются через зазоры и превращаются в масляный туман.

С помощью масла смазываются стенки цилиндров, поршневые пальцы и другие детали двигателя. Техжидкость подается и к подшипникам распределительного вала, шестерням, а также полым осям коромысел клапанов. Далее оно самотеком направляется в картер. При повышении постоянного давления в системе смазки до критического уровня, редукционный клапан вновь возвращает часть масла во всасывающую магистраль насоса. Защита подвижных деталей выполняется путем создания тонкой масляной пленки, которая разделяет взаимодействующие между собой поверхности и оберегает двигатель от дополнительных нагрузок. Это исключает быстрый износ элементов мотора, обеспечивает большой рабочий ресурс.

При обнаружении неисправностей в ССД:

Эксплуатация автомобиля с проблемами системы смазки строго противопоказана. Подобное приводит к быстрому износу силового агрегата и появлению поломок, устранение которых потребует выполнения дорогостоящего капитального ремонта. Именно поэтому при первых признаках неисправности системы смазки и при появлении соответствующего предупреждения автомобиль необходимо перевезти на эвакуаторе в сервисный центр и устранить имеющиеся поломки. Это и позволит существенно снизить расходы на эксплуатацию и ремонт машины.

Засорение фильтров тонкой и грубой очистки масла также может привести к появлению определенных отказов и неисправностей системы смазки. Именно поэтому при обнаружении характерных симптомов в первую очередь следует проверить состояние фильтров. В забитом состоянии они приведут к масляному голоданию двигателя. Решить имеющиеся проблемы поможет только ремонт, который заключается в замене масла и фильтрующих элементов.

Именно поэтому важно вовремя обнаруживать даже малейшие неисправности системы, чтобы до капитального ремонта систему смазки двигателя не доводить.

Итак, к основным признакам загрязненной системы смазки ДВС относятся:

Устройство системы смазки

Независимо от типа двигателя, система смазки включает в себя следующие основные части:

  1. поддон картера;
  2. маслозаборник;
  3. маслорадиатор;
  4. масляный насос;
  5. масляный фильтр;
  6. датчики давления,
  7. уровня и температуры масла;
  8. масляный щуп;
  9. перепускной клапан;
  10. масляную магистраль и масляные каналы.

Роль резервуара для хранения моторного масла выполняет поддон картера ДВС. В неработающем моторе туда стекает почти все масло, за исключением небольшого количества, которое остается в фильтре и на деталях. Активным элементом системы смазки является насос, обеспечивающий непрерывную циркуляцию рабочей жидкости. В действие он приводится от коленчатого, распределительного или дополнительного приводного вала. Как правило, в ДВС применяются насосы шестеренчатого типа.

Масляный фильтр предназначен для очистки масла от нагара и продуктов износа деталей. Это сменный элемент, который меняется с определенной периодичностью в зависимости от типа мотора, условий эксплуатации и рекомендаций производителя.

В процессе работы двигателя его детали, а вместе с ними и масло, неизбежно разогреваются. Моторное масло при достижении определенной температуры способно потерять свои эксплуатационные качества, поэтому его необходимо охлаждать. С этой целью система смазки двигателя оснащена масляным радиатором, который охлаждается жидкостью из системы охлаждения.

Назначение и особенности системы смазки с сухим картером

В обычном двигателе система смазки устроена таким образом, что масло постоянно находится в поддоне картера, откуда с помощью насоса направляется в магистраль и по каналам, и куда самотеком возвращается после смазки всех деталей. Такая схема проста, поэтому и получила широчайшее распространение, однако она имеет и ряд недостатков.

Главная проблема — так называемое «масляное голодание» при некоторых режимах работы. Например, если автомобиль с таким мотором перемещается по пересеченной местности или по бездорожью, долго движется с креном, резко разгоняется, тормозит и поворачивает, то масло постоянно переливается по поддону, оголяя маслоприемник. В такие моменты масло не поступает в насос и всю систему, и двигатель начинает «голодать» — это приводит к ухудшению смазки, нагреву, быстрому износу, а в сложных случаях даже к заклиниванию и выходу двигателя из строя.

В связи с этим обычные двигатели практически невозможно использовать на спортивных автомобилях, тракторах, автомобилях, вездеходах и другом транспорте, предназначенном для движения по бездорожью. Специально для такой техники разработана система смазки с сухим картером. Эта система обеспечивает смазку двигателя в любых условиях и лишена такого недостатка как «масляное голодание».

Читать еще:  Starline e60 запуск двигателя

Система смазки МАЗ: конструктивные особенности и принцип работы

В двигателях внутреннего сгорания многотонных грузовиков применяется смешанная система смазки МАЗ. Она предназначена для обеспечения эффективной смазки деталей цилиндропоршневой группы силового агрегата методом разбрызгивания и подачи под давлением. Кроме того, происходит смазывание деталей, когда масло самотеком поступает в картер двигателя. Моторное масло охлаждает подшипники и другие детали, нагревающиеся в процессе трения, а также выводит в поддон картера продукты износа, продлевая ресурс деталей.

Основное устройство системы

Для выполнения возложенных функций система смазки МАЗ состоит из следующих деталей:

  • маслозаливная горловина;
  • масляный насос и маслозаборник в поддоне картера;
  • фильтры тонкой и грубой очистки;
  • радиатор охлаждения;
  • предохранительный и редукционный клапан;
  • масляные каналы (магистрали).

Масло под давлением подается по маслопроводам для смазывания коренных и шатунных подшипников распредвала, пальцев поршней, подшипников, на которых вращается распредвал, втулок коромысел и толкателей, наконечников штанг, а также привода масляного насоса и его подшипников. Благодаря разбрызгиванию масла обеспечивается смазка зеркальной поверхности гильз блока цилиндра, кулачков распредвала, приводных шестерен и подшипников качения.

Принцип работы

Для создания в магистрали давления залитое в двигатель масло всасывается масляным насосом шестеренчатого типа из поддона через специальный заборник с фильтрующей сеткой. Насос состоит из радиаторной и нагнетательной (основной) секции. Нагнетательная часть предназначена для прокачки смазки в основную магистраль через последовательно подключенный фильтр, обеспечивающий грубую очистку. Конструктивно в фильтре предусмотрен перепускной клапан, который срабатывает при разности давления во впускном и выпускном патрубке, возникающей в случае загрязнения фильтрующего элемента. После открытия клапана масло поступает напрямую в магистраль, минуя фильтрующий элемент.

Пройдя грубую очистку, смазка нагнетается в центральную магистраль. Далее по специальным каналам, проделанным в блоке цилиндров, подается к подшипникам, на которых вращается коленвал двигателя. По системе каналов коленчатого вала и шатунов масло под давлением нагнетается к подшипникам распредвала, подается к осям толкателей и по штангам смазывает приводы клапанов.

Параллельно главной магистрали, по которой смазка поступает к деталям цилиндропоршневой группы, подсоединяется фильтрующий элемент тонкой очистки центробежного типа. Элемент рассчитан пропускать не более 10% циркулирующей в системе смазки. После очистки техническая жидкость сливается в картер (поддон) силового агрегата. Центрифуга фильтра приводится в действие благодаря потоку рабочей жидкости, поступающей под высоким давлением. Очищенное благодаря центробежной силе масло вытекает в поддон картера через два сопла. Механические примеси и микрочастицы отбрасываются к плоскости корпуса и образуют осадок. При сервисном обслуживании фильтрующих элементов образованное загрязнение удаляется.

Для охлаждения рабочей среды, циркулирующей в системе смазки двигателя, подключается радиатор. Применяется агрегат трубчатого типа с воздушным охлаждением. Он монтируется перед радиатором системы охлаждения мотора. Радиатор активируется с помощью специального краника. Необходимость в охлаждении смазки возникает, когда грузовик эксплуатируется при температуре воздуха выше 15°С, а также в тяжелых условиях, предусматривающие высокую нагрузку и невысокую скорость движения.

Защита системы

С целью обеспечения стабильной работы системы смазки МАЗ конструкцией предусмотрены клапаны. Редукционный клапан установлен в нагнетательной части масляного насоса. Его задача в возвращении смазки в поддон при повышенном давлении на выходном патрубке, превышающее 7,5 кГ/кв.см. В радиаторной части масляного насоса смонтирован предохранительный клапан. Он отрегулирован на срабатывание при давлении 0,80 -1,2 кГ/кв.см.

Сливной клапан смонтирован в нижней части блока цилиндров и предназначен для стабилизации давления. Устройство открывается при достижении в магистрали уровня давления 5,0 кГ/кв.см.

Типовые неисправности и методы устранения

При эксплуатации грузовика МАЗ возможны следующие характерные для дизельного двигателя неисправности системы смазки:

  • повышение уровня масла до критического значения;
  • увеличенный расход смазки;
  • резкое падение давления в основной магистрали;
  • плавное снижение давления в процессе эксплуатации двигателя.

Основным дефектом системы является повышенное или пониженное давление циркулирующего масла. Показания контролируются с помощью указателя давления, смонтированного на панели приборов. Перед проверкой деталей необходимо убедиться в исправности штатного измерительного прибора. С этой целью в контур подсоединяется контрольный указатель давления смазки для сверки показаний.

Причиной отсутствия давления может быть повреждение привода насоса или засорение фильтрующих элементов грубой очистки. Пониженное давление возникает в результате низкого уровня смазки, а также разжижении охлаждающей жидкостью или топливом. Происходит понижение давления при перегреве масла по причине засорения радиатора или потери производительности насоса вследствие износа деталей.

Потеря давления возможна по причине выхода из строя масляного насоса, при засорении маслоприемника в картере или фильтров грубой и тонкой очистки. При длительной эксплуатации происходит естественный износ деталей в парах трения масляного насоса. При заедании плунжера редукционного или предохранительного клапана давление повышается выше нормы. Также причиной критически высокого давления является использование смазки повышенной вязкости.

В процессе эксплуатации возможно попадание в смазку охлаждающей жидкости из-за потери эластичности прокладки головки и блока цилиндров. Определить наличие жидкости можно, если слить немного смазки из картера в стеклянный сосуд. После отстоя в течение часа на дне образуется прозрачный слой, указывающий на наличие воды. При обнаружении такого дефекта моторное масло подлежит замене, дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена.

Если охлаждающая жидкость просачивается между стенками колодцев форсунок и головкой блока цилиндров, то при раскрутке силового агрегата до 2000 об/мин в районе форсунок образуются капли воды. Попадание охлаждающей жидкости в систему смазки проявляется резким повышением уровня масла и его разжижением.

Читать еще:  Электронная схема дизельного двигателя

Моторное масло может разжижаться также по причине просачивания топлива из-за недостаточно плотной затяжки стаканов форсунок. Поиск причины данной неисправности заключается в демонтаже крышки головки блока цилиндров и обследовании точек подключения к форсункам трубопроводов, через которые осуществляется слив топлива. Капли топлива, появившиеся в местах соединения топливопроводов после пуска и работы двигателя на протяжении 3 минут, указывают на протечки системы. Дефект устраняется прессовкой трубопровода. Если в местах присоединения топливопроводов не обнаружена утечка, то снимаются форсунки и проверяются на герметичность на специальном стенде.

Причины снижения уровня моторного масла:

  • утечка через поврежденные уплотнения;
  • выгорание масла из-за изношенных поршневых колец;
  • засорение прорезей в маслосъемных кольцах;
  • нарушение циркуляции через охлаждающий радиатор, приводящей к перегреву смазки свыше 120 °С;
  • образование трещин, нарушающие герметичность соединения фланца трубопровода с патрубком корпуса масляного насоса.

Поломка клапанов системы смазки МАЗ встречается крайне редко по причине незначительной нагрузки на эти детали. Чаще образуется засорение клапанов (закоксовка) в одном из положений: открытом или закрытом. Причина дефекта заключается в неудовлетворительном качестве заливаемого в двигатель масла или превышении срока его замены.

Техническое обслуживание системы смазки

Для поддержания работоспособности деталей и конструктивных элементов, обеспечивающих давление смазки в магистрали и подачу ее к трущимся поверхностям, необходимо выполнять в объеме регламентного обслуживания следующие действия:

  1. Ежедневно проверять уровень масла в двигателе с помощью маслоизмерительного щупа. Проверка выполняется на неработающем силовом агрегате при горизонтально расположенном автомобиле. После остановки мотора должно пройти не менее 5 минут. При низком уровне техническая жидкость доливается до верхней метки.
  2. Визуальным осмотром проверять отсутствие течи смазки через соединения силового агрегата. При этом двигатель должен быть прогретым и работать в течение 20 мин. на 2000 об/мин. Синеватый цвет выхлопных газов указывает на сгорание смазки в цилиндрах двигателя по причине износа или залипания маслосъемных поршневых колец.
  3. В процессе движения постоянно контролировать на приборной панели давление в магистрали. Нормальное значение давления на прогретом моторе составляет 4-7 кГ/кв.см (минимум 3,5 кГ/кв.см). На холостых оборотах давление не должно опускаться ниже 1 кГ/кв.см (минимум 0,5 кГ/кв.см). При падении давления в системе дальнейшая эксплуатация двигателя запрещена.
  4. Выполнять замену масла в установленные производителем сроки. Смазка меняется на прогретом двигателе, чтобы частицы от трущихся поверхностей и грязь удалились вместе с отработкой.
  5. После заливки в картер новой смазки запустить двигатель на 10 минут с целью создания давления и заполнения контура. После остановки мотора проверить уровень и долить до верхней метки маслоизмерительного щупа. Заливать необходимо масло по сезону через маслозаливную горловину.
  6. При обнаружении течи масла в процессе визуального осмотра принять меры по замене уплотнительных элементов: прокладок, сальников и пр.

При выполнении сервисных работ по замене моторного масла необходимо выполнять промывку фильтра, обеспечивающего грубую очистку, в следующей последовательности:

  • открутить пробку сливного отверстия и слить отработку;
  • снять колпак, крышку и демонтировать фильтрующий элемент, который поместить на несколько часов в емкость с растворителем;
  • снятые элементы промыть растворителем и продуть сжатым воздухом;
  • для эффективной очистки фильтрующего элемента поместить его в ванну с 10% водным раствором каустической соды, тщательно промыть в солярке и просушить сжатым воздухом;
  • собрать фильтр и установить на автомобиль.

При каждом техническом обслуживании необходимо разбирать и промывать также и фильтр тонкой очистки. При разборке и сборке детали обращать внимание на целостность прокладки колпака, ротора, упорной шайбы, сопл и правильное положение сетки. Работоспособность масляного насоса проверять на специальном стенде, имитирующем режимы работы. Если в процессе проверки насос не обеспечивает должной производительности, он подлежит разборке и ремонту.

При грамотном и своевременном регламентном обслуживании системы смазки МАЗ с использованием качественных расходных материалов обеспечивается нормальная работа силового агрегата и увеличивается эксплуатационный ресурс.

Подача на цилиндро поршневую группу

  • Втулка промежуточной шестерни смазывается от первой коренной шейки коленчатого вала.
  • Масло по наклонному сверлению в блоке попадает в кольцевую выточку на пальце промежуточной шестерни, а затем по продольному и радиальному сверлениям в пальце — на втулку. Далее поступает через зазоры в коренных и шатунных подшипниках, увлекается вращающимся коленчатым валом и под действием центробежных сил разбрызгивается.
    При этом масло забрасывается на зеркало цилиндров и смазывает трущиеся поверхности юбки поршня и поршневых колец.
  • Часть масла улавливается отверстием в верхней головке шатуна, откуда оно поступает для смазывания поршневого пальца.

Автоисток | Путешествие в историю создания и развития автомобиля

Все движущиеся части автомобиля нуждаются в смазке, чтобы избежать преждевременной «механической смерти» от трения.

Первые «безлошадные экипажи» смазывались примитивным образом. На всех трущихся деталях — в рессорных пальцах, шкворнях, приводах сцепления и тормозов, рулевых тягах и даже в моторе — стояли забытые сейчас масленки Штауфера. Во время остановок шофер подвинчивал на масленках колпачки, порциями выдавливая густой тавот. Это была неприятная и грязная работа — точек смазки в тогдашнем автомобиле было около сотни!

Читать еще:  Что такое импульсно детонационный двигатель

Ha Opel 4/8 1909 года масло подавалось в лоток на верхней части блока цилиндров черпачками цепного конвейера

Позже весь двигатель закрыли снизу масляным поддоном. В него наливали уже жидкое масло, а на больших головках шатунов сделали черпачки. Они цепляли и разбрасывали масло по внутренней поверхности картера — стекая, оно попадало на «нужные» детали. В первом десятилетии XX века фирма «Adam Opel» изобрела конвейер из черпачков. Приводимым в движение коленчатым ва лом, он захватывал масло и выливал его в галерею, отлитую на внутренней поверхности картера, — через отверстия в ней смазка стекала к трущимся парам. Увы, система оказалась малоэффективной. А вот в моторах французской фирмы «Delaunay-Belleville» масло к деталям стал подавать под давлением поршневой насос. С тех пор эта схема прижилась почти на всех автомобилях, только насос стал шестеренчатым.

Сухой картер

С ростом степени сжатия увеличивалась теплонапряженность деталей двигателя. В результате для гоночных моторов в тридцатые годы была создана система смазки с «сухим картером». Ее масляный насос состоял из двух секций — откачивающей и нагнетающей. Первая, отличавшаяся большей производительностью, откачивала смазку в отдельный бак, так что в картере масла практически не оставалось — отсюда и выражение «сухой картер».

Двигатели Ferrari, как и всех гоночных автомобилей, оснащаются смазкой с «сухим картером»

В маслобаке смазка охлаждалась, и дальше ее «забирала» нагнетательная секция, подавая, куда нужно. Поскольку масло постоянно циркулировало из двигателя в бак и обратно, эту систему смазки иногда называли циркуляционной. А почему производительность откачивающей секции всегда делали выше, чем у нагнетающей? Потому что горячее масло в картере пенилось, и перекачивать пену в смеси с маслом требовалось с большей интенсивностью. В некоторых случаях система с «сухим картером» оказывалась неспособной остудить смазку до нужной температуры, и тогда между откачивающей секцией и баком устанавливали радиатор.

Вредные частицы

Пластинчатый масляный фильтр 40-х годов, впоследствии уступивший место полнопоточному фильтру с бумажным вкладышем

При работе мотора в масло неизбежно попадают металлические частички, и его необходимо фильтровать. В тридцатые годы получил распространение «бай-пассный» фильтр (от англ. «pass by» — проходить мимо). В него поступала только часть масла, циркулировавшего в двигателе.

В шестидесятые вошли в обиход полнопоточные фильтры, пропускавшие через себя всю смазку. Они получили сменный бумажный фильтрующий элемент — он выполнял свою задачу настолько эффективно, что позволил заменять масло не чаще чем через 10 тыс. км пробега.

А вот центробежные полнопоточные фильтры просуществовали недолго, так как очищали масло не только от вредных примесей, но и от полезных присадок. В состав последних входит молибден в дисперсном состоянии, а центрифуга неизбежно отбрасывала его частицы в «отстой».

Чтоб уехать далеко…

Современный мотор со смазкой под давлением от насоса и полнопоточным масляным фильтром

В конце двадцатых годов некоторые автомобильные фирмы перешли на централизованную смазку узлов шасси, когда водитель через каждые 100—200 км нажимал особую педаль. Связанный с ней поршенек насоса подавал смазку под давлением из отдельного бачка к трущимся деталям по длинным медным трубочкам. При этом надо было регулярно проверять их герметичность, заботиться о качестве смазки… Пока в Америке не изобрели сайлент-блоки — резиновые втулки, с помощью которых стали соединять ушки рессор с серьгами и кронштейнами рамы. Резина уже не требовала смазки! В конце тридцатых годов гидравлика заменила металлические тяги привода тормозов.

В пятидесятые шкворни и шарниры рулевых тяг уступили место шаровым шарнирам с вкладышами из пластмассы — еще на заводе в них закладывают «пожизненный» запас консистентной смазки. Наконец, в 1952 году фирма «Lincoln» внедрила бесшкворневую переднюю подвеску с использованием все тех же шаровых шарниров.

Смазка узлов автомобиля стала теперь заботой станций техобслуживания, и руки водителя остаются чистыми…

Характерные неисправности системы смазки

Качество моторного масла имеет первостепенное значение для нормального функционирования системы смазки двигателя. Поэтому его регулярно необходимо проверять и, при необходимости, производить замену.

Самыми распространенными поломками смазочной системы являются подтекание масла и низкое давление. Подтекание масла легко заметить по характерным пятнам на месте стоянки автомобиля. К этому дефекту приводят износ и повреждения уплотнительных прокладок и сальников. Плохо затянутая сливная пробка поддона картера также может привести к вытеканию масла из системы.

Наука, занимающаяся изучением процессов трения, изнашивания и смазки называется трибологией

Низкий уровень масла в поддоне картера вызывает уменьшение давления в системе смазки (маслозаборник захватывает воздух), поэтому необходимо регулярно контролировать его уровень и доливать масло. Оптимально, когда уровень находится приблизительно посередине между отметками «MAX» и «MIN» на масляном щупе.

Масляный щуп

Следует помнить, что плохое функционирование смазочной системы может привести к преждевременному износу деталей и серьезной поломке двигателя в результате заклинивания деталей поршневой группы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector