Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое мкс в двигателе

Будет нам «Наукой»: 9 вопросов к модулю «Наука», отправленному к МКС

  • космос
  • технологии

Как появился модуль «Наука»?

Мы привыкли, что каждые полтора часа над Землей делает виток самый большой рукотворный объект в космосе — Международная космическая станция (МКС). Ее размеры 109 x 73 x 27 метров, а масса — более 400 тонн. Вывести в космос такой объект за один раз не под силу никому. Поэтому придумали модульную систему для орбитальной станции. В космос запускаются отдельные блоки, такие как первый модуль «Заря», МЛМ или поменьше, а уже на орбите стыкуются в единую конструкцию, внутри которой космонавты могут жить как дома: воздух есть, они имеют некоторую защиту от радиации

Как все началось?

В 1993 году Россия и США заключили соглашение о создании общей станции, а в 1995 году наш Центр им. М. В. Хруничева начал делать первый модуль МКС — «Заря» — по заказу американцев. Чтобы подстраховаться, параллельно создавался дублер модуля «Заря» — ФГБ-2 (функционально-грузовой модуль), который был на 80% готов к 1998 году. Это был будущий модуль «Наука».

В 1998 году году «Заря» успешно была запущена и стала первым кирпичиком МКС. Россия переключила все внимание с ФГБ-2 на собственный модуль «Звезда». А будущая «Наука» осталась ждать своего часа в цеху — ее услуги пока были не нужны. Так началась более чем 20-летняя эпопея МЛМ «Наука» на Земле. В результате последующих приключений и получился МЛМ (многоцелевой лабораторный модуль) «Наука». Точнее МЛМ-У (многоцелевой лабораторный модуль усовершенствованный — это название он получил после долгих переделок, но давайте не будем его использовать, чтобы не множить сущности).

По размерам этот модуль сравним с первыми блоками МКС, самыми большими: 13 метров в длину и 4 метра в диаметре, объем герметичных отсеков — 70 кубических метров. Это почти 40% объема текущего российского модуля, который включает жилой блок «Звезда», функционально-грузовой блок «Заря», стыковочный и стыковочно-грузовые модули «Пирс» и «Рассвет», а также малый исследовательский модуль «Поиск». Объем последнего всего 12,5 кубического метра — в таких условиях приходится вести исследовательскую работу.

Но главное — не размеры «Науки», а функционал. Подробно о ее структуре мы расскажем ниже, но в целом этот модуль заточен под то, чтобы вести научную работу в промышленных масштабах. Ведь только на орбите есть условия для экспериментов, проверяющих решения для дальних межпланетных перелетов, только там есть невесомость и практически неотфильтрованная космическая радиация.

Почему он прождал на Земле более 20 лет?

В начале 2000-х решили, что ФГБ-2 можно превратить в склад и даже сдавать место в нем в аренду американцам. В процессе переделки демонтировалась часть аппаратуры, спиливались трубопроводы. Видимо, в тот момент в топливную систему попала металлическая стружка, из-за которой модуль мог вовсе остаться на Земле.

К 2004 году необходимость в складе отпала. Модуль решили переделать в лабораторию для научных экспериментов. Официально появилось название «МЛМ «Наука». Но объем переделок был таков, что их закончили только к 2012 году.

Что сделали со стружкой?

После очередной переделки модуля его проверили и обнаружили металлическую стружку в топливной системе. Видимо, при спиливании лишних баков мелкие частицы попали внутрь патрубков. Посторонние частицы могли нарушить работу двигателей, которые должны работать слаженно и бесперебойно. Мелкие металлические частицы могут нарушить подачу топлива и работу двигателей в целом. Поэтому трубопроводы по возможности заменили, топливную систему промыли.

Если топливную систему промыли, то из баков удалить металлическую стружку оказалось сложно. Внутри баков расположена «гармошка», которая растягивается при заполнении топливом, а потом сжимается, чтобы отдать его в двигатель. Были опасения, что стружка может проколоть «гармошку». Решили двигатели использовать только один раз, при этом подходе стружка не должна вызвать проблем.

Что изменилось в «Науке»?

Проще сказать, что осталось в «Науке» от ФГБ-2. Почти ничего, кроме корпуса и двигательной системы. Была обновлена электроника, в частности система управления, усовершенствована система жизнеобеспечения, а главное, появились места для проведения экспериментов — универсальные рабочие места (УРМ) и современное оборудование.

А операции снаружи можно проводить роборукой ERA размером 11,3 метра. Она может позиционироваться с точностью до 5 миллиметров, работает с грузами до 8 тонн, имеет 7 степеней свободы и 4 камеры. С ее помощью космонавтам будет легче работать в открытом космосе. А для некоторых операций и выход не понадобится: роборука поможет и нужные образцы на внешней оболочке станции перевернуть, и осмотреть снаружи корпус. Отметим, что ERA создана в Европейском космическом агентстве.

Что такое универсальные рабочие места?

Стандартные рабочие места с подведенным электричеством и прочими необходимыми коммуникациями. Все необходимые составляющие для экспериментов доставляются на орбиту в посылке — космонавтам остается собрать экспериментальную установку, как лего.

Всего на «Науке» 14 УРМ внутри модуля и 16 на его поверхности. То есть ученые могут планировать эксперименты не только на станции, но и снаружи, в условиях, максимально приближенных к открытому космосу.

Какой наукой можно заниматься на МЛМ?

Из передового научного оборудования отметим многозонную печь для выращивания кристаллов из расплавов металлов, термостаты для работы с биообъектами и перчаточный ящик.

Например, в многозонной печи планируется эксперимент «ВАМПИР», в котором будут выращиваться кристаллы для ИК-детекторов. Обычно высокоточные детекторы требуют дорогих материалов и охлаждения жидким азотом (температура -196 градусов Цельсия). Но ученые надеются, что в невесомости удастся добиться нужной однородности расплава цинка, теллура и кадмия, которая позволит вырастить кристаллы без дефектов в кристаллической решетке. Получатся кристаллы для чувствительных, но сравнительно недорогих инфракрасных детекторов, которые смогут работать при комнатной температуре без необходимости заправки жидким азотом.

Отдельное направление — это проверка влияния радиации. В эксперименте «Перепел» планируется вывести птенцов японского перепела в условиях МКС, несмотря на невесомость, температурный режим и радиацию. Аналогичный эксперимент на «Мире» завершился неудачей, пора исправляться. Замкнутый цикл воспроизводства фауны будет необходим в дальних пилотируемых экспедициях.

А внешние УРМ позволят проверить новые вещества в качестве смазки — как они реагируют на вакуум, космический холод и радиацию.

Условия для космонавтов

«Наука» — один из самых больших модулей МКС. Кроме научной составляющей она предлагает больше места для жизни и работы космонавтов. На ней размещены третье спальное место, туалет с системой восстановления воды из урины и система регенерации кислорода на 6 человек.

Новое пространство позволит добавить третьего российского космонавта в состав экспедиций или привезти космического туриста. По идее, идеальным было бы привезти ученого, который смог бы сам следить за экспериментом и оперативно вносить изменения, чтобы получить наилучший результат.

Читать еще:  406 двигатель карбюраторный технические характеристики

Теперь мы круче американцев?

Вопрос поставлен некорректно. Конечно, хочется выиграть в соревновании, но мы пока бежим в разные стороны. Или даже они бегут, мы плывем. Когда СССР и США устроили «лунную гонку», цель была одинаковая. На МКС нет единой задачи, которую стараются решить 15 государств (не только нам с американцами принадлежит станция). Каждая страна вносит посильный вклад и решает задачи, которые важны именно для нее. Поэтому соревнования пока не получится. Но можно сравнить возможности российских космонавтов без модуля и с ним.

Если модуль «Наука» удачно стыкуется с МКС, то научные возможности российского сегмента возрастут в разы. Конечно, МЛМ — это только инфраструктура, еще надо найти финансирование и эксперименты, которые, если помечать, дадут надежду на Нобелевскую премию. Не думаем, что шансы получить столь известную награду велики, но теперь хотя бы появится на это шанс!

Пока же будем напряженно следить за полетом 20-тонной «Науки» в надежде, что все пройдет успешно.

Что такое МКС?

Станция МКС — это международная пилотируемая станция, расположенная на земной орбите и используемая как исследовательский комплекс в условиях открытого космоса. МКС существует с 1998 года, когда были состыкованы ее первые модули. Международный статус МКС подтверждается участием в проекте нескольких стран: России, США, нескольких стран ЕС, Японии и Канады.

На какой высоте находится станция?

Высота орбиты МКС колеблется от 330 до 430 км над поверхностью Земли.

До 21 января 2021 года, среднее расстояние от Земли до МКС составляло 418 км.
21 января 2021 года высота была увеличена на 1,25 километра.
12 марта 2021 года высоту увеличили еще на 450 метров. Таким образом, средняя высота орбиты составила 419,7 км над поверхностью Земли.

Высота орбиты корректируется работой собственных двигателей станции или воздействием силовых агрегатов пристыкованных грузовых кораблей. Из-за влияния земной гравитации и трения атмосферы, МКС постоянно теряет скорость движения и снижает свою орбиту, поэтому ее высота нуждается в постоянной корректировке.

Характеристики станции

Скорость МКС на орбите7,6 км/с (27,5 тыс. км/ч)
Время полного оборота МКС вокруг Земли1 час 32 минуты и 53 секунды
За сутки станция совершает15,5 оборота вокруг планеты
Размеры МКС сравнимы с 30-этажным домом.
Длина станции109 м.
Ширина51 м. (73 с ферменными конструкциями)
Высотапочти 30 м.
Общая масса всех модулейоколо 420 тонн.

Структура станции

Принцип построения МКС — модульный. Собранные на Земле готовые блоки доставляют на орбиту и пристыковывают к МКС. На сегодняшний момент станция состоит из 15 основных модулей:

  • 5 российских («Заря», «Рассвет», «Звезда», «Поиск», «Пирс»);
  • 7 американских («Юнити», «Дестини», «Транквилити», «Квест», «Купола», «Гармония», «Леонардо»);
  • европейского «Коламбус»;
  • японского «Кибо»;
  • экспериментального жилого модуля BEAM, созданного частной компанией Bigelow Aerospace.

Максимальный экипаж МКС составляет 6 человек – именно на столько космонавтов и астронавтов рассчитаны системы жизнеобеспечения станции. Однако из-за прекращения программы полетов управляемых шаттлов максимальная численность экипажа была снижена до 5 человек. Так как российский пилотируемый корабль «Союз МС» вмещает всего трех пилотов, а новый пассажирский корабль «Crew Dragon» – двух, то одновременно на МКС обитает не более 5 членов экипажа.

Что делают космонавты на МКС?

Кроме поддержания статуса постоянного присутствия человека в космосе, одной из основных целей создания станции было проведение научных опытов в условиях естественной невесомости и отсутствия земной атмосферы.

Эксперименты в области биологии, физики, астрономии, космологии и метеорологии проводятся с использованием оборудования, расположенного в научных модулях станции. Так, например, уже много лет космонавты не без успеха пробуют выращивать в условиях космоса различные растения. Почитать о результатах можно в нашей статье: «Космические грядки: что и зачем выращивают в космосе?»

Часть опытов, требующих наличия вакуума, проводится в открытом космосе с помощью оборудования, закрепленного на внешней обшивке МКС.

Какие двигатели есть на МКС

Что касается «моторов», которых на МКС всего 42, то основными из них являются пара жидкостных реактивных двигателей коррекции и сближения (ДКС) многократного включения типа 11Д442 с мощностью (тягой) 417+16 килограмм-сил (кгс) каждый.

При помощи этих агрегатов можно корректировать орбиту станции во время её полёта, создавая дополнительное ускорение. Кроме такого режима тяги, эти жидкостные реактивные двигатели (ЖРД) имеют ещё и режим перекачки топлива, во время которого они могут перемещать горючее из баков с низким давлением в баки с давлением высоким.

Для стабилизации основного функционально-грузового блока (ФГБ) станции используют 24 ЖРД многократного включения типа 11Д45-8. Каждый из них обеспечивает тягу 40+2,0 кгс. В классификации эти «моторы» обозначаются как ДПС – двигатели причаливания и стабилизации.

Для стыковки МКС с космическими кораблями типа Space shuttle или Crew Dragon станция оснащена 16 двигателями точной стабилизации (ДТС) многократного включения 17Д58Э. Как и все агрегаты, эти тоже имеют вытеснительную систему подачи горючего. Каждый из 16 ДТС имеет мощность 1,36+0,06 килограмм-сил.

Станция движется вокруг планеты по определенной траектории. Существуют специальная карта, которая показывает, какой участок пути корабль проходит в данный момент времени. Также на этой карте показаны разные параметры — время, скорость, высота, широта и долгота.

Возьмите на заметку: посмотреть, где сейчас МКС, можно здесь http://spacegid.com/media/iss_tracker/.

Почему МКС не падает на Землю? На самом деле объект падает на Землю, но промахивается, так как постоянно двигается с определенной скоростью. Требуется регулярно поднимать траекторию. Как только станция теряет часть скорости, она приближается всё ближе к Земле.

Зачем нужда Международная космическая станция? Что на ней делают космонавты?

МКС – международный космический проект, осуществляемый силами 14 стран. Содержание станции обходится человечеству в 6.5 миллиардов долларов в год. Отдельно Россия тратит на МКС 300 миллионов долларов. Зачем нужна такая станция? Чем занимаются российские космонавты и насколько оправданы их научные изыскания?

Кому принадлежит МКС?

У каждой стран есть свои станции на МКС. У США их 7, у России – 5, у Японии и Евросоюза по одной, а Канада располагает отдельными конструкциями на американских станциях. Китай не пускают на международный проект по политическим причинам.

Однако участие России изначально тоже не предусматривалось. Американцы согласились на сотрудничество лишь благодаря космическому наследству СССР. У России был опыт строительства и доставки на орбиту кораблей, а у США деньги.

Читать еще:  Двигатель kzm192mr схема разборки

На условиях того, что русские строят станцию, но она будет принадлежать США, в 1993 году международная миссия приняла в свои ряды россиян. Даже первый запущенный в космос модуль «Заря» был построен в России, но собственностью он является иностранной.

Сегодня станция условно поделена на 2 части – российскую и американскую. Несмотря на совместный проект, каждая сторона работает автономно.

После политических конфликтов участники не раз грозились разорвать друг с другом сотрудничество. Из-за этого космонавты разных сегментов ограничены в сотрудничестве и обычно не делятся научными открытиями и оборудованием. Однако если на одном сегменте МКС случается авария, другой сегмент принимает весь экипаж.

Каков распорядок дня космонавта?

В космосе живут по Гринвичу, то есть с отставанием на 3 часа от московского. У космонавтов есть строгий распорядок в дня: они встают в 6:00, до 7:30 завтракают, до 9:45 работают. С 10 до 13 часов космонавты занимаются спортом, чтобы избежать атрофии мышц

Затем они обедают и продолжают работу до 16:30. После этого у покорителей космоса есть несколько часов личного времени перед сном. Отбой происходит рано, в 21:30.

Какую работу выполняют космонавты?

Основная задача космонавтов – проведение научных исследований. Также они проверяют и ремонтируют механизмы МКС и занимаются приёмом грузов с Земли.

На МКС изучают биологические, физические и химические процессы в условиях низкой гравитации, вакуума и космического излучения. Рассматривается возможность колонизации космоса, исследуется Земля и другие планеты.

Американцы в основном исследуют опасность земных вирусов в космосе, европейцы изобретают лекарства, японцы озадачены глобальным потеплением, рассматривают озоновый слой и земные поверхности.

Российские ученые проводят медицинские опыты над собой и животными, разглядывают Россию, предугадывая природные и техногенные катастрофы и т.д. Всего за годы работы наши космонавты сделали около 100 исследований.

Нужна ли России МКС?

МКС – это самый критикуемый проект за всю историю освоения космоса. Критикуется не только ценность научных открытий, но и огромные затраты на содержание.

Дело в том, что микрогравитацию, вакуум и других космические условия можно создать искусственно прямо на Земле. Это будет намного дешевле и проще.

Кроме того, опыт покорения космоса показал, что беспилотные аппараты справляются с этим гораздо эффективнее, чем люди. Изучение воздействия космоса на человека и животных проводится косвенно и зачастую не несет в себе ценности.

В России проект критикуется сильнее, чем в Америке. Наши космонавты работают под эгидой США, арендуя их оборудование. Самостоятельных исследований проводится очень мало.

Роскосмос заявляет, что у страны нет денег на собственную аппаратуру и её доставку на орбиту. Более того, существует определенные не выгодные договоренности, заключенные с США еще в 1990-х годах. Поэтому завершать проект в России не собираются.

Новая орбитальная станция Lunar Gateway: зачем нужна замена МКС и какая она

В США активно работают над новым проектом лунной орбитальной станции Lunar Gateway: фактически это станет заменой МКС, которая в ближайшие 4-8 лет будет выведена из строя. Рассказываем подробнее, в чем особенности нового американского проекта и как его реализуют.

Читайте «Хайтек» в

Как планируют сделать Lunar Gateway

Лунная станция от США была публично представлена НАСА в марте 2017 года под названием Deep Space Gateway как часть программы по разработке пилотируемого полёта на Марс.

Первым этапом подразумевалось создание станции на окололунной орбите, вторым этапом сборка на станции транспортного корабля для полета на Марс и проведение годового пилотируемого полета на орбите Луны для проверки возможности длительных полетов.

Согласно меморандуму от 2 мая 2018 года, НАСА рассматривает станцию на орбите Луны, а также поддерживаемые правительством США коммерческие лунные проекты по созданию небольших спускаемых на Луну аппаратов, как подготовку запуска крупных автоматических миссий и основу для реализации высадки людей на поверхность спутника.

Текущая идея этого проекта подразумевает постройку многомодульной станции, которая будет вращаться вокруг Луны. Предполагается, что на станции во время экспедиции смогут работать четыре человека на срок от 30 до 60–90 дней. Планируется, что пилотируемые полеты к станции с использованием ракет-носителей Space Launch System первоначально будут проводиться раз в год.

Станция будет располагаться на орбите Near Rectilinear Halo Orbit сокращенно NRHO: минимальное расстояние от поверхности Луны около 3 тыс. км, максимальное около 70 тыс. км. Станция будет делать один оборот вокруг Луны в течение приблизительно 7 дней.

Помимо такой орбиты, которая может использоваться как переходная точка, откуда можно лететь и на Луну, и в дальний космос, рассматривался вариант размещения станции на низкой окололунной орбите высотой между 100 и 200 км, с которой проще садиться на Луну.

Модули станции

  • Электродвигательный модуль. Первый модуль НАСА. В мае 2019 года в конкурсе на разработку и предоставления модуля победила компания Maxar Technologies (ранее SSL), с которой был заключен контракт на сумму 375 млн долларов. Также в создании модуля примут участие Blue Origin и Draper. Заявлено, что дизайн модуля основан на платформе класса 1300, солнечные батареи основаны на ROSA, мощность электродинамического двигателя, питающегося от солнечных батарей — около 50 кВт; также на нем будут расположены системы связи; масса модуля на момент запуска 5 000 кг; запуск модуля запланирован на конец 2022 года. После периода успешной эксплуатации модуля его поставщиком на окололунной орбите НАСА может приобрести его для использования в качестве первого элемента станции. В запросе, изданном в июле 2017 года, указано, что модуль в рамках концепции станции будет иметь ионные, а также химические двигатели, использующие гидразин, бак, вмещающий 2 000 кг ксенона для ионных двигателей, и иметь минимум 15-летний срок службы, также масса не должна превышать 7,5 тонны, чтобы быть запущенным на РН SLS.
  • Малый жилой модуль. Второй модуль НАСА в составе станции в рамках программы Артемида, необходимый для пилотируемой высадки в 2024 году. В июле 2019 года Northrop Grumman Innovation Systems была выбрана как изготовитель модуля, без заключения контракта на тот момент. Модуль создается на основе корабля Сигнус, создаваемый вместе с компанией Thales Alenia Space, ранее участвующей в создании Многоцелевой модуль снабжения и грузового корабля ATV. Два осевых и до двух радиальных стыковочных портов. Благодаря модулю на станции сможет находиться экипаж из 4 человек на срок до 30 дней. Запуск не ранее 4 квартала 2023 финансового года. Ранее — U.S. Utilization Element.
  • Международный жилой модуль. Жилой модуль, создаваемый международными партнерами США совместно европейским и японским агентствам. Благодаря жилому модулю на станции сможет находиться экипаж на срок от 30 до 60 дней.
  • Американский жилой модуль. Жилой модуль, создаваемый США.
  • Модуль снабжения. Разные модули снабжения, создаваемые США и международными партнерами.
  • Шлюзовой модуль. В случае участия России планируется, что российская версия модуля для выхода в открытый космос будет создана на основе модулей «Пирс» и «Узловой», разработанных для МКС. Модуль будет создан под американские стандарты — по напряжению в электросети, интерфейсам систем. Управление модулем также будет вестись через американские системы. Рассматриваются разные варианты запуска модуля: на SLS или на «Ангара-5М»; в случае запуска на «Ангаре-5М» масса модуля составляет 4,6 тонны.
Читать еще:  Что такое навесное двигателя ваз

Планируется, что модули станции будут доставляться на окололунную орбиту с использованием американских коммерческих РН, также с кораблем «Орион» РН Space Launch System. Роскосмос не исключал использование для запуска российских модулей российских ракет Протон-М и Ангара-A5M, а также сверхтяжелого РН.

Новые возможности Lunar Gateway

Станция на окололунной орбите позволит решать новые задачи. Прежде всего МКС, хоть и находится в космосе и подвержена воздействию космического излучения, находится в облегченных условиях — ее прикрывают радиационные пояса Земли.

Первый пилотируемый полет к станции с высадкой на Луне, как ожидается, продлится примерно месяц, и это будет новым рекордом по продолжительности нахождения человека за пределами радиационных поясов. До сих пор нельзя точно предсказать время и направление выброса на Солнце, так что длительные вахты на окололунной станции вполне могут с ними столкнуться.

В этом случае астронавты, скорее всего, должны будут использовать как убежище максимально защищенный отсек — корабль Orion. Расчеты, производившиеся для программы Apollo, говорят, что в командном модуле с толстыми стенками даже в случае очень сильной солнечной бури астронавты смогут сохранить работоспособность и безопасно завершить миссию. Но реальный опыт может принести важные данные для уточнения расчетов.

Lunar Gateway как замена для МКС

Такой проект может стать весомым ответом на вопрос о том, что станет с пилотируемой космонавтикой после МКС, как и на что будет использован громадный опыт совместной работы, накопленный за годы ее создания и эксплуатации. Международная станция действует уже почти 20 лет, окончание ее работы обозначено 2024 годом — возможно, сроки будут продлены до 2028-го, но рано или поздно ее все равно придется сводить с орбиты.

И тогда международная кооперация может найти естественное продолжение уже у лунной орбиты. Работа на новой станции позволит сохранить этот опыт и набрать новый, необходимый для следующего этапа пилотируемой экспедиции на Марс.

Когда запланирован запуск

Модуль связи (HLCS) должен быть запущен в 2023 году вместе с американским модулем HALO (по другим данным в 2024-м).
А в 2026-м будет запущен модуль дозаправки (ERM).

На каком этапе сейчас находится работа над станцией

  • Строительство модуля ESPRIT

7 января 2021 года ЕКА подписало контракт с Thales Alenia Space (франко-итальянский производитель) на сумму 296 миллионов евро на строительство европейского модуля ESPRIT для космической станции НАСА Lunar Gateway.

ESPRIT (European System Providing Refueling, Infrastructure and Telecommunications) служит модулем голосовой и видеосвязи между Gateway и поверхностью Луны.

Также он обеспечивает дозаправку станции Gateway топливом. Через него же можно заправлять внешние корабли, например, отправляющиеся на поверхность Луны. ESPRIT состоит из двух этих модулей.

  • Строительство модуля HALO

НАСА подписало контракт с компанией Northrop Grumman на сумму $935 млн на строительство модуля Habitation And Logistics Outpost (HALO) для для окололунной станции Lunar Gateway. Контрактом также предусмотрена интеграция модуля с силовой установкой производства Maxar Technologies.

HALO будет одновременно местом обитания экипажа и центром исследований. Герметичные жилые помещения будут состыкованы с космическими кораблями, включая корабль НАСА «Орион», лунными посадочными аппаратами и кораблями снабжения.

Сразу после запуска исследования на HALO начнет проводить Экспериментальный комплекс по гелиофизическим измерениям окружающей среды и радиации, созданный при Центре космических полетов им. Годдарда.

Критический анализ проекта состоится в 2022 году. Планируется, что запуск HALO состоится в ноябре 2024 года на ракете SpaceX Falcon Heavy. Northrop Grumman будет руководить интеграцией силовой установки и HALO и подготовкой к запуску с SpaceX, а также обеспечивать активацию и проверку HALO во время полета на лунную орбиту.

Буксир подтянет трафик

Частный оператор МКС мог бы снизить бюрократические барьеры и эффективнее реализовывать коммерческий потенциал станции, полагает блогер Виталий Егоров (Зеленый Кот): «Сегодня реализация своего эксперимента в космосе, особенно на российском сегменте МКС, – это долгая и сложная процедура согласования со множеством инстанций для достижения соответствия с многочисленными ГОСТами и техническими требованиями, причем некоторые из них писались еще в СССР или засекречены. Частный оператор станции был бы в первую очередь заинтересован в упрощении процедур и подготовке единого открытого стандарта требований, что повысило бы экономическую отдачу МКС. Однако даже эти усилия подняли бы коммерческий потенциал станции на считаные проценты. Государство все равно останется основным заказчиком и плательщиком за эксплуатацию станции, но при этом снизит свои затраты».

Космический туризм вкупе с научно-исследовательской деятельностью не позволят окупить затраты на МКС, которые сегодня составляют более 5 млрд долл. в год. В S7 Space это хорошо понимают. Идея создания ОК сработает при условии постоянного грузопотока между Землей и, например, Луной. С другой стороны, появление нового транспортного средства – российского «межорбитального атомохода» – будет способствовать формированию такого трафика. На космическом рынке появится предложение с конкретной ценой и возможными датами.

Опыт SpaceX Илона Маска, равно как и проектов вроде Mars One, показал, что декларация такой цели, как колонизация Марса, моментально привлекает миллионы людей со всего мира, большая часть которых готова не только бесплатно работать, но и принести в жертву свою жизнь. То есть покорение Марса уже вряд ли исчезнет из глобальной повестки: столь обширный спрос заслуживает предложения. В обозримой перспективе люди попытаются закрепиться на Красной планете. Ограниченные возможности химических двигателей для полетов на межпланетные расстояния очевидны давно, но мощный ядерный двигатель для космоса сегодня разрабатывают только в России. Если проект увенчается успехом и межорбитальный атомоход будет создан в разумные сроки, то у россиян появятся большие шансы стать одними из первых марсопроходцев.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector