Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое перегретый двигатель

Признаки и причины перегрева двигателя и способы их устранения своими силами

Летняя пора нравится всем, кроме мотора. Ему жара – в тягость. Постоянные простои в пробках по дороге на работу, затяжные подъемы по пути на отдых – все это дает перегрузку на двигатель, приближая его температуру к критической. Здесь недалеко и до перегрева. Впрочем, выходить за пределы нормального теплового состояния исправная силовая установка не должна, но всякое бывает. Как определить, если агрегат вдруг начал выходить из строя?

Чем грозит слабый, средний и сильный перегрев двигателя?

Последствия перегрева двигателя напрямую зависят от того, какому перегреву он был подвержен. Если перегрев движка автомобиля длился не более 10 мин, то он слабый. Скорее всего, к возникновению серьезных проблем он не приведет, самое худшее – подплавятся поршни. Отправлять авто на диагностику следует лишь в том случае, если при перегреве наблюдался дымок из-под капота.

Если от двигателя идет даже слабый дым, следует отправить авто на диагностику

Более ощутимые последствия будут после среднего перегрева, в пределах 20 мин. Такой перегрев может привести к искривлению головки блока цилиндров (ГБЦ), образованию в них трещин, из-за которых может «вылететь» клапанное гнездо. Также следствием среднего перегрева двигателя являются прогоревшие прокладки ГБЦ, испорченные межкольцевые перегородки, пропускающие масло сальники и много других подобных неисправностей.

Сильный перегрев – это своего рода «инфаркт» транспортного средства. Волна поломок стремительно двигается, беря свое начало от камер сгорания, на своем пути она «парализует» работу практически всех деталей двигателя, а также запчастей, которые его окружают.

Вследствие сильного перегрева, поршни начинают плавиться и прогорать, а расплавленный алюминий остается на стенках цилиндров, что делает ход поршней затруднительным и приводит к очень быстрому их износу. Под действием высоких температур, масло перегревается и теряет смазывающие свойства: все трущиеся детали выходят из строя, на коленчатый вал налипают расплавившиеся коренные и шатунные вкладыши, под действием поршня коленвал лопается на 2 части. И напоследок – «кулак дружбы», поршень пробивает стенку блока и двигателю приходит конец.

Порешь пробил блок и вылетел наружу

В видео ниже показано, к каким последствиям привел перегрев двигателя ВАЗ из-за безалаберности владельца автомобиля.

Способы определения перегрева

Если вы заметили, что перегрев двигателя выше нормы (80 – 90 градусов), не стоит надеяться на чудо, что температура самостоятельно упадет, нужно немедленно остановиться, выбрав безопасное место для стоянки. Заглушить двигатель, ни в коем случае не трогайте крышку радиатора или бочка, вы можете получить ожег от пара. Лучше всего подождать некоторое время, пока жидкость в радиаторе не остынет, хотя бы до 50 – 60 градусов. Не поливайте двигатель водой, чтобы быстрее остудить, это приведет к деформации головки блока цилиндров и появлению трещин.

Теперь можно определять причину перегрева, посмотрите на расширительный бачек и, через его, обычно, прозрачные стенки, будет видно, есть ли жидкость в нем. Если жидкости нет, значит, возможно, причина в утечки жидкости. В таком случае следует добавить жидкость в бачек и завести автомобиль. Выждать некоторое время, внимательно наблюдая за местами соединения радиатора и двигателя со шлангами. Если не видно явных течей, то по часам засеките, сколько времени пройдет до перегрева двигателя. Если до ближнего населенного пункта недалеко, то через эти промежутки времени вы сможете добираться до помощи, на остановках постоянно доливая воду (жидкость) в бачек. Соответственно при обнаружении течи постарайтесь ее устранить.

В том случае если жидкость на месте и стоит по уровню, то нужно осмотреть ремни, все ли на месте. Возможно, что оборвался ремень, приводящий в действие водяной насос (помпу). При обрыве ремня ехать дальше можно только через очень короткие промежутки или если вы замените ремень, который возили с собой, попросили у проезжающего мимо водителя. На современных автомобилях обрыв ремня покажет не только то, что греется двигатель, но и отключение:

  • гидравлического усилителя руля,
  • генератора,
  • вентилятора.

В том случае если ремни все на месте, то при заведенном двигателе, осторожно ощупайте шланги, подходящие к радиатору. Оба шланга должны быть теплыми либо горячими, при 80 градусах температуры. Если нижний (один) шланг холодный, то причина в термостате, он не исправен. Единственный выход это его вытащить, тогда можно спокойно продолжать путь до ближнего автосервиса, либо применить старый способ как можно охлаждать двигатель, двигаясь, даже при неисправном термостате. Нужно на каждом спуске выключать мотор и двигаться накатом, но если спуск очень крутой и длинный, то не выключать пятую (четвертую) передачу на КПП. Встречный поток воздуха охладит через радиатор, двигатель и его снова можно будет завести до следующего спуска.

Читать еще:  Двигатель ifa 6vd характеристики

Автомобиль должен сам по инерции двигаться вперед, когда заметите значительное замедление, снова включите зажигание и посмотрите на датчик. Температура жидкости по идее должна снизится. Таким образом, вы сможете добраться к станции техобслуживания.

В наше время станции техобслуживания расположены на каждом шагу, в связи с чем, большинство автолюбителей знают только азы строения автомобиля и не способны устранить даже самые незначительные поломки. Так что лучше когда сам водитель знает как устранить причину перегрева двигателя

Действительно, выход из строя «движка» автомобиля может стать досадной неудачей в пути и нарушить все ваши планы. Есть много причин, которые могут привести к перегреву или, как его еще называют, закипанию двигателя автомобиля. Рассмотрим самые распространенные ситуации, с которыми сталкиваются автомобилисты, методы их устранения, а также профилактику двигателя.

Двигатель – это сердце автомобиля и самые даже не значительные его встряски, могут привести к самым пагубным последствиям. Поэтому нужно всегда следить за температурой двигателя, его звуком и расположенными на панели приборов датчиками.

Каждый хороший и опытный водитель должен знать, что же нужно сделать с автомобилем, когда двигатель перегрелся? В первую очередь нужно съехать на обочину и заглушить двигатель. Обязательно нужно включить аварийную сигнализацию и поставить знак аварийной остановки. Открыть капот, и подождать пока остынет двигатель. Это займет 15-20минут.

Если нет явных признаков протечки охлаждающей жидкости, можно попробовать снова завести автомобиль и не спеша двигаться в сторону автосервиса для установления причины перегрева двигателя.

В профилактических целях и во избежание неприятных ситуаций с перегревом мотора в будущем, необходимо вовремя проходить техосмотр.

Выявить неполадки двигателя можно путем его периодического визуального осмотра, проверяя части на целостность и износ.

Также нужно правильно выбирать режимы работы мотора. Так, если постоянно использовать пониженные передачи на высоких оборотах, вероятность перегрева двигателя существенно увеличивается, тем более при проблемах работы системы охлаждения.

Действия при обнаружении перегрева

Однозначно: остановиться и выключить двигатель. Для безопасности включить аварийные огни и выставить знак вынужденной остановки. Открыть капот и подождать пока не прекратится процесс кипения в системе. После этого открыть крышку расширительного бачка или радиатора. Убедиться в снижении давления воздуха в патрубках.

Оно появляется в процессе кипения охлаждающей жидкости. Для этого надо потрогать шланги, они должны быть мягкими. И только после этого начать доливать жидкость в систему охлаждения. Если под рукой не оказалось требуемой по техническим характеристикам автомобиля, то можно добавлять и воду. Настоятельно рекомендуется максимально охладить двигатель, чтобы не было большой разницы в температуре заливаемой и оставшейся в системе жидкости.

Контроль можно осуществлять, включив зажигание и посмотрев на датчик. Залив холодную смесь, и вызвав резкое снижение температуры, можно повредить узлы и агрегаты мотора даже больше, чем перегревом. После этого закрываем пробки и запускаем двигатель. Если нигде не подтекает и не поднимается резко температура, можно продолжать движение.

Желательно сразу проконсультироваться у специалиста, и устранить причины неполадки. Бывают ситуации, когда нет возможности остановиться и необходимо продолжать движение дальше. В таком случае поможет включение салонной печки на максимальную мощность. Она будет отбирать температуру в системе и на какое-то время сдержит появление процесса кипения или, по крайней мере, его отрицательное воздействие.

Одновременно рекомендуется использовать приём езды накатом. Разгоните автомобиль и продолжайте двигаться выключив передачу. В случае, если этот способ малоэффективен, во время движения накатом выключите двигатель. Эти методы на некоторое время помогут удержать рабочую температуру в пределах допустимой нормы.
Теперь о там, какие действия запрещены.

Нельзя сразу после остановки открывать крышку расширительного бачка или радиатора. Кипящая жидкость с паром вырвется наружу и может нанести травмы водителю. Также запрещено охлаждать двигатель, поливая его снаружи холодной водой. Перепад температур негативно отразится на сердце автомобиля и вызовет очередную поломку.

Что делать если машина перегревается

Если ваша машина перегревается, вам следует немедленно остановиться. Никогда не продолжайте движение, иначе вы можете повредить двигатель.

При перегреве критически важно сделать следующие шаги:

  • Оставьте свой автомобиль и дайте двигателю остыть. Выключите двигатель, так как на холостом ходу он станет еще горячее.
  • Откройте капот, чтобы позволить воздуху циркулировать, но НЕ открывайте крышку радиатора, пока двигатель не остынет, иначе вы можете ошпариться.
  • Когда двигатель остынет, проверьте уровень охлаждающей жидкости и, если он низкий, долейте охлаждающей жидкости. Если у вас нет охлаждающей жидкости, можно использовать водопроводную воду, если ваша система охлаждения будет промыта позднее.
  • Ищите утечки вокруг и под моторным отсеком. Если нет ничего очевидного, например, лопнувшего шланга радиатора, обратитесь к услугам мобильного механика. Лучше не поддаваться поддавайтесь искушению отогнать машину до ближайшего сервиса.
Читать еще:  Что такое мкс в двигателе

Наиболее вероятные последствия перегрева

Чаще всего при перегреве, под удар попадает прокладка ГБЦ. Если головку повело, а зачастую именно так и бывает, то между двумя плоскостями нарушится геометрия. Происходит деформация головки блока, а иногда и самого блока. Кстати, 4-цилидровые моторы, за счет их компактности ведет меньше, чем длинные рядные шестицилиндровые моторы.

Второй под удар попадает — ЦПГ (цилиндропоршневая группа). Если перегрев кратковременный, то есть вероятность, что все закончится незначительными задирами и снижением компрессии. Возможно также появление проблем с кольцами. При конкретном длительном перегреве, происходит тотальное разрушение поршней, кольца намертво цементируются в поршневых канавках. Если не повезет, хотя в данном случае уже не повезло, то мотор просто заклинит. В любом случае капремонт гарантирован, вопрос лишь в том, насколько глобальный. Порой, кстати, капремонт просто нерентабелен и гораздо дешевле заменить весь мотор в сборе.

Напоследок, несколько дельных советов!

  1. Прежде всего, избегайте всех возможных причин, которые способствуют перегреву они озвучены выше!
  2. Регулярно следите за общим состоянием двигателя, производите замену антифриза согласно регламенту, как правило это 60-80 тысяч.
  3. В жаркую погоду не старайтесь выжать из мотора по максимуму, вместо этого отдайте предпочтение неспешной езде. Помните о том, что мотору тоже жарко и как показывает практика закипеть в жару — довольно просто.
  4. Если силовой агрегат склонен к перегревам, или не имеет на приборке температурной шкалы, установите термодатчик сами или используйте диагностический разъем и OBD II, для подключения и мониторинга температуры на вашем телефоне.
  5. При необходимости, можно доработать систему охлаждения таким образом, чтобы повысить порог закипания двигателя, путем установки более эффективного радиатора, термостата и так далее.
  6. Следите за чистотой подкапотного пространства. Слой пыли и грязи всегда будут способствовать ухудшению теплоотвода и повышению общей температуры двигателя.

На этом у меня все, спасибо за внимание! Прошу прошения за такое обилие информации, уж больно тема обширная и всеобъемлющая. В двух словах не получается рассказать обо всем, а поверхностное освещение вопроса — это не моя история. Поэтому вот так.

Жду ваших комментариев, дорогие друзья. Обязательно поделитесь вашей историей перегрева, если таковая имеется, или же дополните мой рассказ своими знаниями по данному вопросу. Заранее спасибо всем и каждому!

Перегрев двигателя и последствия

Проблема с перегревом обязательно негативно отразятся на работе многих блоков и деталей. Это может быть:

  • износ резиновых сальников, колечек, клапанов, прокладок, патрубков — все они от высокой температуры со временем становятся жесткими и ломкими;
  • быстрая потеря свойств охлаждающей жидкости;
  • происходит окисление тосола;
  • в соты радиатора охлаждения попадают продукты окисления и забивают их.

Все это не столь критично, но может повлечь за собой серьезные неполадки. Довольно часто перегрев происходит в жару, при сильный перегрузках или продолжительном движении пробках большого города.

Водители с опытом не станут доверять электронике и показаниям внутрибортовых приборов — они умеют на слух определить неисправности и неполадки в работе двигателя на начальной стадии возникновения потенциальной проблемы. Чтобы убедиться в своем предположении, можно брызнуть аккуратно водой на головку двигателя — ее вскипание подтвердит ваши догадки.

А “кипение” — это уже стопроцентный признак того, что мотор машины перегрет. В этом случае необходимо максимально снизить скорость и как можно быстрее припарковаться на обочине. Если условия движения на дороге позволяют, лучше докатиться на нейтралке. Не спешите сразу глушить двигатель — в некоторых случаях (например, при признаках разрушения вкладышей, когда присутствует низкий гул или металлические звонкие удары) машине нужна циркуляция воздуха и нарушать ее еще более опасно — может произойти из радиатора выброс закипевшего тосола. Нужно дать мотору немного поработать при открытом капоте, затем его заглушить, дать немного остыть и очень аккуратно долить в расширительный бачок чистой воды (идеально — дистиллированной). Все это нужно делать не спеша — торопливость может стать причиной полученных ожогов парами или каплями кипящего тосола.

Читать еще:  Электропривод для асинхронного двигателя схема

Основные причины перегрева двигателя

Причин перегрева двигателя может быть множество, но есть несколько основных, о которых должен знать каждый водитель и не допускать их:

  • в системе охлаждения недостаточно охлаждающей жидкости — может случиться, что антифриз вытек через патрубки или трещины. Важно постоянно осуществлять зрительный контроль этой области. Но может быть внутренняя утечка, когда антифриз попал в картер двигателя. Это становится причиной того, что моторное масло серьезно разжижается. Привести к такому явлению могли заклинивание коленвала или гидроудар;
  • неисправный подвижные элемент термостата, который может заклинить. Чем грозит такое состояние? Устройство перестанет реагировать на температуру антифриза, который выходит из двигателя, что неизбежно приведет к перегреву;
  • длительная работа мотора в нестандартных режимах — при буксировке, когда работа идет на холостом ходу, когда не хватает силы воздушного потока для полноценного отвода тепла;
  • малоэффективное охлаждение радиатора из-за скопившейся между его ребрами грязи;
  • нарушение в регулировании системы впрыска или зажигания, когда рабочая смесь сгорает при открытом клапане. Это приводит к перегреву головки блока, от которой закипает антифриз в самой системе охлаждения;
  • прогар выпускного клапана, когда на перегрев влияет повышенная температура отработанных газов.
  • засоры в камерах сгорания — это свойственно для возрастных авто, у которых двигатель порядком изношен. Тогда цилиндры начинают потреблять много масла, которое плохо горит — несгоревшие части откладываются в камере сгорания. Внешний признак — сизый дым из выхлопной трубы, что особо опасно для бензиновых агрегатов;
  • отложения минеральных солей в полостях охлаждения — еще одна причина, того что движок перегретый;
  • некачественные присадки, которые обычно водители добавляются в масло. Иногда на поверхности цилиндров появляется металлокерамический слой, который проявляет себя как сильный теплоизолятор.

Это происходит по причине того, что часть смеси догорает уже в выхлопной системе. При этом перегрев будет не таким уж и интенсивным, но частые его повторы могут привести к проблемам с работой двигателя. По этой причине перегрев двигателя зимой случается чаще всего.

Многие водители, которые не знают, как определить перегрев двигателя своевременно, боятся, что двигатель может взорваться. Но такую ситуацию помогает избежать конструкторская хитрость — при повышенной температуре разные детали начинают разрушаться по-разному, каждый со своей скоростью, что приводит к тому, что машина просто глохнет. Перегреву могут быть подвержены и дизельные двигатели. Обычно причиной такого явления являются изношенные патрубки, поломка термостата или повреждение термостата, протекание водяной помпы или датчика, который показывает температуру работы “сердца” авто. И в этом случае стоит сразу же съехать на обочину, остановить машину, дать агрегату естественно охладиться и потом при необходимости долить в расширительный бачок охлаждающую жидкость.

Был ли двигатель перегретым — признаки

Установить это сложно при зрительном осмотре — после ремонтов все погрешности, вызванные таким явлением, устраняются. И все же имеются некоторые признаки:

  • перешлифовке подвергалась привалочная плоскость головки движка;
  • мутный, с элементами хлопьев, тосол в системе охлаждения;
  • в двигателе нарушается внешняя геометрия в области стыковки головки, блока и масляного картера — наблюдается деформация металла;
  • падение масла до нулевой отметки без всяких предпосылок — это происходит из-за того, что сальники и манжеты стали из-за перегрева твердыми и неупругими.

Как можно не допустить перегрев двигателя

Существуют правила, соблюдая которые защита двигателя от перегрева станет максимальной и эффективной. Самое важное — систематически проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости ее доливать. Также немаловажно контролировать работу термостата — его перегрев чувствуется на ощупь. А вот холодный термостат — это уже серьезный повод заняться ремонтом. Важно устанавливать состояние проходных каналов — они не должны иметь трещины и дефекты,через которые может вытекать охлаждающая жидкость — лучше, если это будет тосол или жесткая вода (дистиллированная, грунтовая, дождевая, морская).

Нужно хотя бы иногда проверять систему охлаждения — особо важна герметичность ее верхней части. Исправно должен работать вентилятор, из-за остановки которого может произойти тепловой удар двигателя.

Важно следить и не допускать перегрев двигателя — это точно приведет в повышенному расходу нерационально использованному топливу, затруднит его повторный запуск и может обернуться серьезными ремонтными работами.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты