Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое пожар двигателя

«Спроектирован неудачно, перетяжелен на 2-5 тонны». Авиаэксперт – о возможных причинах катастрофы Ил-112В в Кубинке

В Подмосковье разбился новейший самолет Ил-112В, как это было
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в Twitter

No media source currently available

В Подмосковье разбился новейший самолет Ил-112В, как это было

Утром 17 августа в Подмосковье недалеко от аэродрома города Кубинка загорелся и разбился опытный образец нового российского военно-транспортного самолета Ил-112В. Экипаж из трех летчиков погиб, все они были опытными пилотами, давно служившими в авиации.

В Подмосковье загорелся и разбился военно-транспортный самолет Ил-112В, три человека погибли

Источник «Интерфакса» в авиаиндустрии предположил, что крушение могло произойти из-за отказа техники, так как «машина экспериментальная, опытная, ее испытывали при избыточных нагрузках». На видео, снятом местными жителями, видно, что у самолета перед падением загорелся один из двигателей.

Ил-112В – первый военно-транспортный самолет, разработанный в России «с нуля» в постсоветский период. Он должен был заменить устаревающий парк Ан-24 и Ан-26 и разрабатывался для перевозки вооружения, военной техники, грузов и личного состава. Несколько дней назад экземпляр самолета прилетел с воронежского завода в Подмосковье для участия в форуме «Армия-2021».

Что могло стать причиной катастрофы? Настоящее Время задал этот вопрос авиационному эксперту Вадиму Лукашевичу. Тот считает, что Ил-112В – неудачная модель, которая сильно перетяжелена, и предположил, что причиной падения могли стать именно недостатки конструкции.

«Спроектирован неудачно, перетяжелен на 2-5 тонны». Вадим Лукашевич – о причинах падения Ил-112В
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в Twitter

No media source currently available

– Что такое вообще «Ил-112В»?

– Если вкратце, то есть «Ил-112В» создается на замену старого, очень хорошего, надежного самолета «Ан-26», который летает уже более полувека, фактически это мой ровесник. Но какой бы он ни был хороший, в ближайшие год-два они все эти самолеты должны будут выведены из эксплуатации по причине полного расходования ресурса, который уже не будет продлеваться. Именно поэтому на замену нужен военно-транспортный самолет такого же класса. Им и стал «Ил-112В».

«Ил-112В» спроектирован очень неудачно. Когда он полетел, выяснилось, что он перетяжелен: по разным источникам назывались разные цифры: от 2 до 5 тонн. Это сопоставимо фактически с его максимальной коммерческой нагрузкой. Это как раз говорит о том, что весовое проектирование, культура веса в КБ практически потеряна. «Ильюшинцы» (сотрудники КБ Ильюшина – ред.) сами признавались, что, как они говорят, набрали молодых специалистов – вот они и напроектировали. Это свидетельствует о разрыве поколений в КБ Ильюшина и о потере того, что называется конструкторская школа, культура проектирования, приемы проектирования. Почерк фирмы фактически там утерян.

В Турции разбился пожарный самолет Бе-200, арендованный у России

Поэтому они еще могут проектировать самолеты, но вот создать хороший самолет – это пока, получается, проблема. Я скажу сразу, что убрать, допустим, эти 3 тонны с каркаса самолета такой размерности – это архисложная задача даже для опытных конструкторов. То есть когда у тебя взлетная масса 250 тонн, то 3 тонны убрать можно. Но когда у тебя взлетная масса 15-20 тонн – это очень тяжело. Поэтому заказчик сразу высказал свое неодобрение, сказал, мягко говоря, что такой самолет его не устраивает, соответственно, потребовались доработки. Как сказал вице-премьер Юрий Борисов, курирующий оборонку, «постепенно проблемы самолета решаются».

– Могут ли эти проблемы конструкции самолета, в принципе, быть решены?

– У меня, честно говоря, есть в этом большое сомнение. Я опираюсь на свой конструкторский опыт и понимаю, что снять 3 тонны веса – это очень сложно, это фактически нужно перепроектировать самолет, его отдельные агрегаты. Где-то надо заменять конституционные материалы, принимать какие-то другие конструктивные решения. То есть это непросто.

Короче говоря, вот был создан первый опытный образец, который начал испытание. Понятно, что на первом образце, как правило, всегда вылезают всякие ошибки, просчеты, недостатки конструкции, ошибки проектирования. Как правило, у таких самолетов еще и не всегда комплектное оборудование и так далее. Но тем не менее в общем-то он начал летать. И вот он разбился.

– Такая катастрофа может привести к тому, что самолет могут снять с производства?

– Такая катастрофа – это, конечно, плохо в том смысле, что потеря опытного самолета на начальном этапе всегда ведет к удлинению и усложнению этапа испытаний. Во-вторых – потерян экипаж. Это опытный экипаж летчиков-испытателей, поэтому здесь тоже возникают проблемы.

Что можно сказать сейчас о причинах? Их должно установить расследование. То, что мы видели на видео, – это пожар правого двигателя, причем горело очень хорошо. Видно, что это горел разливающийся керосин, то есть пожар дошел до топливных магистралей. То есть это, в общем-то, не совсем пожар двигателя, это уже пожар топлива на борту. Когда возникает такой пожар, когда он развивается, по идее должна была сработать система пожаротушения, которая есть на каждом двигателе. То ли она не сработала, то ли ее не включили, то ли ее эффективности оказалось недостаточно для локализации и тушения этого пожара – это, опять же, надо разбираться.

Командира сгоревшего в Шереметьеве «Суперджета» обвинили в нарушении правил эксплуатации судна

Что мы видим дальше: самолет начал заваливаться на правое крыло и упал. У него не отвалился ни двигатель, ни крыло, он упал в нормальной конфигурации. Но видно, что, в общем-то, он был неуправляем. Почему? Это тоже вопрос, потому что двухдвигательные самолеты должны нормально садиться на одном двигателе. Ему не хватило высоты, была маленькая скорость, возникли какие-то еще проблемы? Пожар мог повредить какие-то коммуникации, опять же, надо все это выяснять.

Читать еще:  Ardo a600x схема двигателя

– Источники уже заявили, что причиной катастрофы могла быть ошибка пилотов.

– Следственный комитет уже поспешил, уже прошла информация, что могла быть ошибка пилотирования. У нас хорошая такая «традиция» все вешать на погибший экипаж, но надо понимать, что здесь экипаж – это летчики-испытатели. Во-вторых, если мы говорим об ошибке пилотирования, надо, во-первых, понимать: а было ли возможно пилотирование? Если самолет потерял управляемость и падал уже неуправляемым, то тогда какой смысл в какой-то ошибке пилотирования, если пилотировать было уже невозможно?

Поэтому сейчас, с моей точки зрения, можно только исключить одну причину катастрофы – погодные условия. А все остальное: техническая неисправность, ошибка пилотирования – тут надо все очень внимательно смотреть. Потому что понятно, что это не летчики зажгли двигатель, а первопричина случившегося все-таки была техническая – пожар двигателя. А вот почему это произошло – надо разбираться, а потом уже доходить до летчиков: была ли у них возможность вообще пилотировать, была ли какая-то ошибка, насколько они могли вообще бороться за машину в этой ситуации.

– Вы сказали, что это была первая машина из произведенных?

– К сожалению, экспериментальные опытные образцы потому и опытные, что создаются для испытаний. К сожалению, в ходе этих испытаний иногда машины теряются, иногда это приводит к гибели летчиков, Можно привести в пример, допустим, «Ан-70», когда был потерян опытный экземпляр с экипажем. На моей памяти в КБ Сухого то же самое было: как правило, отработка любого самолета фирмы приводила к человеческим жертвам и потерям летных изделий.

«Самолет довольно сырой, внутренности часто отказывают». Специалист по безопасности полетов – о Sukhoi Superjet

Поэтому возникает вопрос: насколько вообще было оправдано перегонять такой самолет, который еще не закончил испытания, в Москву для показа на военной выставке. Он в Кубинку перелетел с заводского аэродрома и здесь проводил полеты, которые наверняка тоже шли в зачет испытаний. Первый образец, как правило, – это в общем-то машина, которая просто должна подтвердить способность летать. Потом возникают последующие опытные образцы: вот, допустим, у «Су-57» порядка 4-5 машин проводили испытания. И потом уже идут какие-то специальные виды испытаний.

Поэтому потеря этой машины, а это первая машина – я считаю, это плохо, это существенно плохо. Потому что это, во-первых, сейчас нужно понять, что произошло. Может быть, нужны будут какие-то доработки. Но в любом случае программа испытаний уже остановлена или сильно замедлена. Ну и конечно, человеческие жертвы – это всегда трагически, это всегда печально.

Тот факт, что следственный комитет уже вешает на летчиков каких-то собак, с моей точки зрения, – это неправильно. Как вообще можно об этом говорить, если ты еще черные ящики не нашел, не расшифровал? О чем можно говорить, почему у тебя сейчас сразу виноваты пилоты?

– В «Ростехе», если я не ошибаюсь, заявили, что пилоты уводили самолет от столкновения с деревней. Как считаете, сейчас есть какие-то данные и основания рассуждать об этом или пока рано еще?

– Слушайте, у нас всегда героические летчики неуправляемую машину уводят от жилых построек. В данном случае видно, что развивается пожар и самолет начинает просто заваливаться. Никаких маневров не совершает, он просто продолжает прямолинейный полет и начинает заваливаться на правое горящее крыло. Поэтому говорить о том, что они что-то там уводили, я бы, по крайней мере, не стал.

Задача летчика вообще в этой ситуации. Первая задача – это максимально попытаться сохранить машину. Возникли в полете неполадки у испытательного образца – и летчик-испытатель, первое, что он должен сделать, – привезти эту машину на аэродром. привезти конструктору эту проблему: какой был отказ, какая неполадка, какой сбой, чтобы конструктор мог разобраться. Вторая задача летчика – выжить. А вот эти вот мантры, все эти героические сказки, эпос, с моей точки зрения, они вообще здесь ни при чем.

Общие рекомендации

  1. Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
  2. Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
  3. Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
  4. Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
  5. Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
  6. Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
  7. Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
  8. Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
  9. Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
  10. Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
  11. Радиус опасной зоны – 10 метров.
  12. Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
  13. Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.
Читать еще:  Датчик температуры двигателя ока 1111

Пожароопасные зоны машины

Современные автомобили на стадии проектирования неоднократно подвергаются так называемым краш-тестам, задача которых заключается в повышении безопасности пассажиров, а также в максимальной защите потенциально опасных элементов авто.

Эти компоненты стараются размещать в тех частях кузова, что в меньшей степени подвержены деформациям. Но даже авария средней тяжести имеет более серьезные последствия, нежели при испытании техники.

В устройстве автомобиля выделим несколько потенциально опасных зон, т. е. возможных очагов возгорания, которым следует уделять повышенное внимание:

  • двигатель;
  • газодизельные и газовые топливные системы;
  • электрооборудование;
  • аккумуляторная батарея;
  • бензобак.
  1. Открыть клапан между дренажной ёмкостью и отстойным танком
  2. Закрыть клапан, когда опорожнится дренажная ёмкость
  3. Проверить трубы от AV фланца к вентилирующей трубе дренажной ёмкости: Если воздух уходит из вентилирующей трубы дренажной ёмкости, то проход от AV фланца к ёмкости свободен, в противном случае необходимо прочистить трубы, как описано ниже.
  4. Проверить трубы с помощью тест-кранов на AV фланце, для этого открыть тест-краны один за другим между главной дренажной трубой и подпоршневыми пространствами, а также между главной дренажной трубой и воздушным ресивером/ вспомогательными воздуходувками. Начать необходимо с фланца AV, проследовав прямо к фланцу BV.

Если выходит воздух, то область надувочного воздуха очищена нормально, что объясняется свободным проходом от действующего тест-крана к фланцу AV.

Если выходит масло, то дренаж выполнен некорректно. Это указывает на то, что главная дренажная труба заблокирована между тест-краном из которого должен происходить слив масла и соседним тест-краном прямо на фланце AV. Необходимо прочистить дренажную трубу при первой возможности, как описано ниже.

Конструкционные материалы, из которых изготовлены детали автомобиля, в большинстве своем относятся к огнеопасным. Поэтому начавшийся пожар способен уничтожить машину в течение нескольких минут.

Среди возможных причин возникновения пожара при эксплуатации автомобиля наиболее распространенной, согласно статистике, является утечка топлива. Даже несколько капель бензина, попав на раскаленные части двигателя, мгновенно воспламеняются. О его утечке может свидетельствовать появление устойчивого запаха топлива.

Поврежденная электрическая проводка способна стать причиной короткого замыкания цепи, в результате чего происходит воспламенение. Неисправность в аккумуляторе или электропроводке может вызвать пожар на любом участке.

При работе двигателя повышается температура технических жидкостей, которые начинают расширяться. Поэтому бывают случаи возгорания автомобиля из-за выброса масла, попадающего на горячие детали.

Перегрев двигателя может закончиться внезапным возгоранием в моторном отсеке автомобиля во время движения. Такие случаи возникают во время автомобильных гонок и чреваты тяжелыми последствиями.

К возгоранию может привести и подтекание технических жидкостей:

  1. моторного масла;
  2. антифриза;
  3. тормозной жидкости;
  4. омывателя стекол.

Во время работы двигателя температура в подкапотном пространстве сильно повышается, что может привести к воспламенению потеков жидкости.

Причиной возгорания автомобиля на стоянке может стать:

  • заполненный топливом бак машины, оставленной в жаркий день под прямыми лучами солнца;
  • газовая зажигалка, забытая на приборной панели под солнцем;
  • самодельная газобаллонная система при несоблюдении мер безопасности;
  • умышленный поджог автомобиля.

Алгоритм действий водителя

Действия водителя при возгорании автомобиля должны быть быстрыми и четкими.

  1. остановиться на обочине, заглушив двигатель;
  2. если возможно, обесточить электросистему;
  3. вывести всех пассажиров и увести на несколько десятков метров от машины;
  4. забрать из салона документы, вещи и огнетушитель;
  5. если возгорание произошло внутри гаража, постараться вытолкнуть машину наружу;
  6. попытаться определить место возгорания;
  7. вызвать пожарную машину и приступить к тушению огня.

Если воспламенение произошло под капотом, действия при возгорании автомобиля требуют особой осторожности. При резком его открытии пламя многократно усилится от притока воздуха и может привести к сильным ожогам.

Капот следует слегка приподнять с помощью подручного средства и направить на пламя струю огнетушителя. Закрытый капот поливать сверху водой не имеет смысла, она просто будет уходить по водостокам.

Можно использовать и другие средства огнетушения, которые окажутся под рукой:

  • накрыть очаг возгорания плотным куском натуральной ткани;
  • засыпать песком или грунтом;
  • в некоторых случаях залить водой.

Меры безопасности при тушении

Действия водителя при пожаре в автомобиле требуют соблюдения техники безопасности:

  1. окна и двери машины должны быть закрыты, чтобы не допустить поступления свежего воздуха;
  2. струя огнетушащего средства должна направляться непосредственно на очаг возгорания;
  3. мощность автоогнетушителей невелика, но призвав на помощь других водителей, можно справиться с возгоранием;
  4. тушить пламя нужно с наветренной стороны, находясь на расстоянии струи огнетушителя;
  5. если загорелся бензобак, следует срочно отойти на безопасное расстояние, так как он может взорваться;
  6. если поблизости находятся другие автомобили, надо откатить их в сторону.

Профилактические мероприятия

Пожарная безопасность транспортного средства во многом зависит от ответственного отношения автовладельца и соблюдения правил эксплуатации.

Основные мероприятия по предотвращению возгорания автомобиля включают:

  • содержание в чистоте подкапотного пространства;
  • наличие исправного огнетушителя и умение им пользоваться;
  • регулярную проверку технического состояния автомобиля;
  • контроль утечки газа или бензина по запаху в процессе эксплуатации машины;
  • применение для мойки двигателя огнестойких моющих средств.

Чтобы избежать возгорания, не следует:

  1. заправлять машину бензином при включенном двигателе;
  2. использовать пластмассовые емкости для перевозки бензина;
  3. курить в салоне автомобиля;
  4. выполнять ремонт машины в промасленной спецодежде.
Читать еще:  Двигатель om502la технические характеристики

Заключение

Автомобиль считается источником повышенной опасности. Невозможно предусмотреть все факторы, способные привести к возгоранию. Но обеспечив техническую безопасность автомобиля, можно в значительной мере минимизировать риск возгорания.

Видео: Действия водителя при возгорании автомобиля

Пожар в автомобиле: причины возникновения

Эффективность мероприятий в борьбе с горящим автомобилем зависит от понимания причин, вызывающих возгорание. Зная возможные очаги воспламенения автомашины, можно избежать критической ситуации.

Утечка топлива и горючих жидкостей. Если в салоне чувствуется запах бензина, нужно найти и ликвидировать неисправность. Следует проверить уплотнитель впускного коллектора, прокладку головки блока, из-за повреждения которых начинает подтекать горючая жидкость. Нагрев двигателя или искра могут вызвать воспламенение. Опасность представляют и поврежденный корпус фильтра, и наличие трещин в соединительных трубках.

Повреждение шлангов вызывает протекание топлива, моторного масла и горючих жидкостей. Все они могут загореться от единственной искры.

В машинах с газовым оборудованием вероятность воспламенений увеличивается. Любой дефект фильтра, поврежденная мембрана испарителя, трубки, расположенные возле редуктора или форсунки ведет к утечке газа. Неграмотная настройка оборудования нарушает пропорции топливной смеси, в результате чего возникает перегрев мотора и выхлопной системы.

Электрооборудование является второй по значимости причиной внезапных пожаров в автомобиле. Длина всех проводов в автомобиле составляет сотни метров. Они расположены по всему корпусу автомобиля: под капотом, в конструкции дверей, под полом. Везде много быстро воспламеняющихся материалов. Нарушенная изоляция вызывает искрение, образует оголенные участки проводов, которые и являются причиной короткого замыкания. В большинстве случаев этому предшествуют сбои в электронной системе машины, и внезапные разрядки аккумулятора.

Аккумулятор сам может стать источником взрывоопасного газа в моторном отсеке, представляющего угрозу рядом с поврежденной электропроводкой. При этом пламя может возникнуть в любой части автомобиля. Профилактические мероприятия заключаются в диагностике, смазке контактов и уходе за клеммами аккумулятора.

Оборудование автомашины дополнительными устройствами с большим энергопотреблением, такими как подогрев сидений, увеличивают нагрузку на проводку. Провода начинают греться, что отражается на изоляции. Если же проводку расположить недалеко от двигателя, выхлопной, либо охлаждающей системы, она может воспламениться от перегрева.

Перегрев двигателя повышает температуру масла и охлаждающей жидкости. При значительно увеличенных нагрузках двигателя масло нагревается, меняет свои свойства и начинается процесс просачивания через швы и соединения. От контакта с раскаленным цилиндром жидкость сразу воспламеняется. В жаркую погоду желательно полностью не заправлять бензобак. Правильнее немного не доливать бензин в бак, так как при высокой температуре топливо расширяется.

Перегрев нейтрализатора выхлопной системы. При нарушении работы двигателя догорание горючей смеси происходит в нейтрализаторе, в выхлопных газах увеличивается концентрация токсичных веществ, увеличивается нагрузка на фильтр-нейтрализатор. Температура в выхлопной системе повышается. Перегрев может вызвать пожар в автомобиле.

Брак изготовителя может быть разовой оплошностью или конструктивным просчетом. Недоработки не станут причиной возгорания, но могут создать предпосылки.

Авария. Машины сконструированы так, что металл должен воспринимать удар на себя. Но иногда такая защита не срабатывает. Сильный удар может вызвать утечку жидкости, повышение температуры и сильное задымление, что приведет к возгоранию. Даже при внешних небольших повреждениях удар может отразиться на цельности проводки или топливного шланга.

Умышленный поджог имеет различные цели: отомстить, смошенничать на страховке или просто похулиганить. Спастись от него поможет только усиленная охрана.

Незатушенная сигарета, выброшенная через окно передней двери, может залететь в открытое окно задней двери той же автомашины, или машины, идущей сзади. Оставленный в салоне окурок может прожечь обивку, а может спалить автомобиль.

Безответственность водителя также часто является причиной пожара в автомобиле. Бумага, тряпки, канистры с горючим содержимым, оставленные под капотом, мгновенно воспламеняются при соприкосновении с горячим двигателем.

Классификация пожаров и горючих веществ [ | ]

Классификация пожаров по рангу [ | ]

Номер (ранг) пожара — условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств гарнизона, привлекаемых к тушению пожара. В зависимости от сложности пожара определяется количество задействованной техники и личного состава. Так, например, в крупных гарнизонах пожарной охраны (таких, как Московский) выделяют 5 рангов пожара:

  • Вызов № 1 Поступило сообщение о задымлении или пожаре. На место вызова выехало 2 отделения на двух основных пожарных автомобилях (автоцистернах). Обнаружен пожар. Приступили к тушению.
  • Вызов № 1-БИС Подтверждено сообщение о пожаре. При нехватке сил и средств дополнительно запрашиваются в помощь ещё 2 отделений из соседних районов. Всего на месте пожара работают 4 отделения.
  • Вызов № 2 Подтверждено сообщение о пожаре. При большой площади горения, нехватке сил и средств, отсутствии водоисточников и других проблемах, запрашиваются дополнительно ещё 4 отделения из соседних районов. Всего на месте пожара работают 8 отделений.
  • Вызов № 3 Подтверждено сообщение о пожаре, сложная обстановка, запрошены дополнительные силы. Всего на месте пожара работают 12 отделений на основных пожарных автомобилях (автоцистернах).
  • Вызов № 4 Подтверждено сообщение о пожаре, сложная обстановка, запрошены дополнительные силы. На месте пожара работают 16 отделений.
  • Вызов № 5 Подтверждено сообщение о пожаре, сложная обстановка, запрошены дополнительные силы. На месте пожара работают 20 отделений.

В гарнизонах пожарной охраны с меньшим количеством сил и средств может быть от трех до пяти номеров вызова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector