Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое прожиг двигателей ракеты

Что такое прожиг двигателей ракеты

Ничего нового в эпоксидном полусопле нет, они делались и раньше, но такие сопла имеют тенденцию к неравномерному разгару, что приводит к отклонению вектора тяги от оси двигателя. В связи с этим возникла мысль попробовать добавлять в эпоксидку какие-либо мелкодисперсные порошки, чтобы добиться равномерного разгара. В одном из своих экспериментов ракетчик Pashok подтвердил правильность этой гипотезы. Первые же мои пробы замесить в качестве наполнителя мелкий порошок алюминия ПАП-1 дали хороший и устойчивый результат. Таким образом, получилось легко выгораемое сопло, но четко выполняющее свою роль организации выходящей струи.

В результате, с появлением возможности сохранения правильной формы критики на соплах с большим разгаром, можно говорить о появлении новой технологии, или, по крайней мере, нового направления в любительском моторостроении. Полусопловик занимает промежуточное положение между бессопловым и классическим сопловым РДТТ.

Уже прошли испытания полусопловики разных калибров. В данной статье речь пойдет о наиболее массовом и отработанном у меня моторе РДК-Х3. Схема представлена на рис.1. Конструкция не сильно сложнее, чем бессоплового мотора. Звездочкой помечены размеры, которые могут быть изменены по конструктивной или функциональной необходимости.

Топливо

Мне удалось прожечь полусопловые моторы с разными ТРТ:
сорбитовой карамелью F3.
перхлоратным с нитратом аммония F2.
перхлоратным с нитратом бария АНУБИС.
Лучше всего показало себя топливо АНУБИС, но это понятно в условиях конкретной конфигурации РДК-Х3.

В 20-ти миллиметровый мотор реально запрессовать от 50 до 80 г топлива.

Корпус

Отрезаем 2 полосы по длине и мотаем на оправку Ø20 мм на силикатном клею. Ширина полос 160-180мм, в зависимости от необходимости и планируемого канала. Для карамели лучше взять покороче, чтобы легче было закладывать топливо, для густого перхлоратного можно взять длиннее, чтобы использовать излишек корпуса для центровки каналообразующего стержня. Потом отрежем под размер.

Чтобы корпус не повело, лучше сушить прямо на оправке.

После высыхания, надо обязательно торцануть шкуркой или подровнять ножом, чтобы сделать четкий срез без клея и без сдвига слоев. Это обязательное условие для прочного сцепления сопла и заглушки с корпусом.

Заряд
Заглушка

Метод хорош тем, что эпоксидка пропитывает бумагу на самом срезе корпуса и намертво с ним соединяется. Соединение получается очень надежным и не требует никаких дополнительных мер.

По высыхании эпоксидки заглушка готова.

Сопло

В эпоксидку добавляем 20% мелкодисперсного порошка. Я добавляю обычно ПАП-1. Некоторые добавляют гипс. Думаю можно взять, например, мел, цемент, глину, но не проверял.

Для формирования канала в сопле, берем металлический стержень, например, сверло Ø6 мм, одеваем на него подходящий кембрик или термоусадку. Слегка смазав маслом, вставляем в канал заряда. Стержень должен входить без зазоров плотно и ровно держаться в канале.

Т.е. в результате последовательность такая. Делаем ванночку из скотча, как в случае с заглушкой, вставляем стержень в канал, ставим движок вертикально на заглушку и заливаем эпоксидку с замешанным в ней порошком выше среза корпуса на 3-4 мм. Сушим. После высыхания вытаскиваем стержень и сопло готово.

Зажигание

При необходимости ничто не мешает вмонтировать запал в заглушку и вывести контакты со стороны заглушки. Для этого перед заливкой заглушки запал ВЗК-2 вставляется в переднюю часть заряда и после этого заливается эпоксидкой, формирующей заглушку, как это уже делалось на моторе БРДК-3 и на моторе РДК-2х. Более поздние эксперименты показали, что даже нет необходимости очищать изоляцию на заливаемых смолой участках провода.

Читать еще:  Блок двигателя 2112 характеристики
Характеристики

Надо только отметить, что полусопло позволяет улучшить показатели тяги и импульса мотора, по сравнению с бессопловыми аналогами. При этом увеличивается прогрессивный характер зависимости тяги от времени.

Но основные цели полусоплового мотора связаны не столько с энергетикой, сколько с организацией четкой и надежной работы. Полусопло прежде всего позволяет укрепить торцевую часть заряда, что дает возможность использовать заряды не отличающиеся очень большой прочностью, а значит расширяет диапазон применимых топлив.

Еще один недостаток бессопловиков это неравномерное выгорание торцевой части заряда. Следствием этого становится несанкционированное отклонение вектора тяги, крайне не желательное для ракетного мотора. Грамотно сделанное полусопло позволяет устранить этот недостаток.

Полусопло позволяет также легко герметизировать заряд при хранении.

Летный вариант РДК-Х3-А7

Собственно в наличии трассера-замедлителя и вышибного заряда и состоит основное отличие летного варианта мотора. На этом и остановлюсь подробно. Для начала замечу, что для организации трассера необходимо место, поэтому длина корпуса увеличена до 180 мм, без учета выступающих частей заглушки и сопла.

После запрессовки заряда АНУБИСА 65 г в корпусе, со стороны будущей заглушки в канал шашки вклеивается пробочка из того же топлива. Она формируется прессовкой в любой подходящей форме. Я просто взял сопло от аварийного мотора. Заложил в канал немного топлива, поджал торцом сверла и выдавил. Получается аккуратная пробочка длиной 5-6 мм. Подсушив её в течение суток, вклеиваем на эпоксидке POXIPOL. Это позволяет нам заткнуть канал для заливки трассера сверху шашки, а также избежать влияния состава трассера на работу основного заряда.

Теперь можно залить сверху состав трассера. Технология практически та же, что и в случае мотора РДК-3ФЭ, поскольку она даёт наиболее надежный результат. Только трассер не выполняется в виде отдельной шашки, а заливается прямо в корпус. Для заливки я взял обычную сорбитовую карамель с добавкой 1% окиси железа. Скорость горения такого состава 4,8 мм/с. Длина заливки должна составлять

30 мм для времени замедления 7 с. Делаем немного длиннее — 33 мм, из-за особенностей технологии. После застывания трассера засверливаемся сверлом Ø3,5 мм на глубину 3 мм в торце трассера.

Вставив в углубление кембрик и, намотав скотч на корпус, получаем форму для отливки заглушки с каналом. Заливаем эпоксидку и сушим под лампой накаливания. Эпоксидка затвердевает примерно через час. Вытаскиваем кембрик и получаем готовую заглушку с каналом для передачи зажигания от трассера на вышибной заряд.

Мортирку можно организовать по-разному. Проще всего сделать углубление в самой заглушке. Я так и сделал засверлившись зенковкой. Надо только подобрать объем углубления под нужную навеску пороха.

Теперь можно заняться непосредственно организацией вышибной пиросистемы. В канал засыпаем и утрамбовываем гранулы дымного охотничьего пороха и фиксируем каплей нитропороха, разведенного ацетоном. После высыхания нитропороха укладываем небольшое количество легковоспламеняющегося состава. Это может быть спичечная обмазка или состав МИКС-1К.

Осталось засыпать вышибной заряд, например, дымный порох, и зафиксировать его скотчем. Прикрываем сверху куском широкого скотча и, подогнув края, фиксируем их полоской тонкого скотча.

Читать еще:  Что такое двигатель аткинса

Все, заглушка с вышибной системой готова.

Кроме того, на моторе РДК-Х3-А7 был использован немного другой вариант состава полусопла. Для отливки была использована высококачественная эпоксидка West System. Она очень жидкая, что позволило замесить в нее 50% наполнителя. Наполнитель тоже взял немного другой, а именно строительный гипс, или алебастр. Большой процент порошка гипса позволил заметно снизить разгар критики с 13,5 мм до 12,0 мм, что естественно положительно сказалось на характеристиках мотора.

Что касается последних, то есть характеристик, то они были получены в успешном испытании от 03.04.2011г на серьезно доработанном стенде ТСК-1М. График тяги показан на рисунке 4.

Мотор имел следующую конфигурацию:
Габариты
— L=188 мм
— D=23.5 мм
— M=124.5 г
Заряд топлива АНУБИС скрепленный
— L=125 мм
— D=20 мм
— M=65.7 г
— Lкан=119 мм
— Dкан=7 мм
Сопло ЭДП(WestSystem)+50%гипс
— L=14 мм
— D=7 мм

Результат может и не выдающийся, но весьма примечательный. Движок действительно летный. С мотора массой 125г удалось снять тягу 15кг! Удельный импульс 132 с тоже хорош, если учесть, что мотор не имеет жесткого сопла. Я уже не говорю о шикарном факеле, который с новым составом полусопла стал более острым, агрессивным, но не менее ярким. Голосок у этого малыша тоже не детский, запись, конечно, полностью его не может передать, но в натуре хватает за нерв.

Если учесть, что это третий мотор с таким зарядом, то уже можно говорить о надежности конструкции. Небольшие размеры, достаточная приемистость и тяга позволяют устанавливать его на все имеющиеся у меня на данный момент ракеты.

12.06.2011 состоялся удачный запуск ракеты Циклон-М с этим мотором. Старт был очень мощным, несмотря на приличный стартовый вес ракеты 505г. Звук был очень впечатляющим, факел тоже неплохо смотрелся. Мотор отработал по полной и вовремя сработала система спасения. Надежды, возлагаемые на него, мотор РДК-Х3-А7 полностью оправдал.

Заключение

По данной технологии уже сделан летный вариант мотора, имеющий очень приличные характеристики.

Есть замечательный резерв у этой технологии. При необходимости усиления критики можно сделать это за счет установки жаропрочной шайбы. Такой вариант уже успешно проверен мной на моторе РДК-Х3 с топливом RLAN-M.

Очень интересное и перспективное направление. /17.03.2011 kia-soft/

Типы установок для прожига кабелей

В России и странах ближнего зарубежья рассматриваемые установки принято классифицировать по назначению. В связи с этим аппараты для прожига разделяют на следующие три вида:

  • Устройства, используемые как в процессе испытаний, так и при высоковольтном прожиге. Пиковое напряжение таких аппаратов около 60,0-70,0 киловольт.
  • Приборы с рабочим диапазоном до 20,0-25,0 киловольт. Как правило, на них устанавливаются несколько высоковольтных источников и один низкого напряжения. Прожигающий аппарат АПУ 1-3 М
  • Дожигающие аппараты, разрушают контакт (металлический мост), образующийся при однофазном КЗ одной из жил на оболочку кабеля. Для этой цели через поврежденный кабель пропускается ток величиной до 300,0 Ампер.

УД-300 — аппарат для дожига

Соответственно, делая выбор между моделями устройств для прожига, необходимо принимать во внимание, что оборудование различных производителей может быть несовместимо и отличаться эксплуатационными характеристиками.

Читать еще:  Авео трудный запуск двигателя

Перечень основных характеристик

Из текста выше становится понятно, что основными показателями устройств прожига является выходное напряжение и ток. Не менее значимая характеристика – количество ступеней. Здесь необходимо дать пояснение.

Дело в том, что рассчитывать на эффективность прожига прибором можно только в тех случаях, когда внутреннее сопротивление аппарата и значение переходного сопротивления в проблемном месте примерно одного порядка. То есть, на практике невозможен прибор, способный поддерживать пиковое напряжение при небольшом внутреннем сопротивлении.

Единственный выход из создавшегося положения – многоступенчатая методика. Она заключается в переключении на источник с меньшим напряжением при понижении переходного сопротивления. Современные аппараты для прожига могут быть оснащены тремя-шестью ступенями прожига.

Ниже приведен фрагмент таблицы с основными характеристиками различных многоступенчатых моделей.

Сравнительные характеристики устройств для прожига кабеля

Эффективность

Новое гиперзвуковое оружие, благодаря высокой маневренности и способности корректировки курса на всей дистанции полета, поражает цель с точностью практически до одного метра. Старт осуществляется с воздушных или космических носителей, которые отследить очень сложно. Они двигаются в слоях атмосферы (в плазменном облаке), оставаясь максимально незаметными для любых систем противоракетной защиты.

По своей эффективности такое оборудование в несколько раз превосходит все существующие виды вооружения, включая межконтинентальные баллистические ракеты с термоядерными боеголовками. Стоит отметить, что «гиперзвук» неразличим не только для существующих средств ПРО. В обозримом будущем не предвидится создания реально действующих систем перехвата рассматриваемых элементов. Соответственно, страна, сумевшая разработать весь комплекс гиперзвукового оружия, получит абсолютное средство массового поражения, позволяющее решать любые стратегические задачи.

Принцип действия

Благодаря инфракрасной лампе, которая освещает цель во время прицеливания, на пусковую установку (за счет электроники) поступает команда, которая подстраивает ракету и осуществляет пуск в наивыгоднейший для этого момент. Все что требуется от наводчика оператора на этом этапе — это держать цель на прицеле.

После нажатия оператором кнопки «Пуск», происходит последовательное срабатывание электроники и пиропатронов, через 0.2 секунды крышка контейнера открывается, и ракета 9М113 устремляется к цели.

Чтобы цель была поражена, необходимо держать ее на прицеле до непосредственного попадания ракеты.

Существуют два режима контроля полета ракеты 9М113. В «Полуавтоматическом режиме» подсветка цели происходит за счет автоматики пусковой установки. Но это не самый надежный вариант, поэтому подавляющее большинство операторов используют «Ручной режим».

В этом случае наводчик комплекса сам контролирует процесс корректировки полета 9М113 при помощи оптических прицелов и специальных ручек управления.

Этот комплекс прозвали «грозой танков». Попадание 15 кг ракеты зачастую приводит не только к переводу в статус «не боеспособная единица» техники, еще недавно представлявшей угрозу, но и к ее полному уничтожению. Но не только вражеским танкам стоит бояться «Конкурса».

При умелых действиях наводчика оператора в воздухе вряд ли найдут спасение низколетящие самолеты и вертолеты.

А на воде не доплывут до своей цели неприятельские катера и даже небольшие корабли. ПТРК «Конкурс» является ярким примером мощного российского противотанкового оружия, и этот комплекс по сей день опасаются все танкисты мира.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector