Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое разнос двигателя тепловоза

Предупреждение повышенного боксования

Тяговые электродвигатели соединены в шесть параллельных ветвей и в каждой паре электродвигателей включено реле боксования РБ, которое реагирует ка разность токов электродвигателей. При 134 отсутствии боксования в тяговых электродвигателях протекают примерно одинаковые токи, и разность потенциалов в точках подключения катушек реле боксования близка к нулю, что не вызывает его срабатывания. При пробоксовании одного из двигателей в нем резко падает ток и растет напряжение на якоре, т. е. потенциал одной из точек включения реле боксования возрастает, что вызывает срабатывание реле РБ. При срабатывании одного из реле РБ1, РБ2, РБЗ разрывается цепь питания катушки контактора ВВ возбуждения возбудителя между проводами 149, 155, 163, 169 соответственно, чем вызывается резкое уменьшение мощности генератора, т. е. силы тяги тепловоза, и боксование прекращается. Если условия боксования сохраняются, то реле боксования РБ периодически включается и выключается.

При этом контактами реле боксования создается цепь питания зуммера от проводов 173, 172, 171, а также размыкающей блокировкой контактора ВВ между проводами 313 и 312 создается цепь на сигнальные лампы «Сброс нагрузки».

Защита дизеля при пониженном давлении масла

На дизеле имеются два реле давления масла РДМ1 и РДМ2. Реле РДМ2 сброса нагрузки работает следующим образом. До XII позиции рукоятки контроллера питание катушки контактора возбуждения главного генератора КВ производится через замыкающую блокировку реле управления РУ4 (катушка реле РУ4 получает питание от контроллера с I по XI позиции), а при давлении масла в верхнем коллекторе дизеля выше 1,1 кГ/см 2 также и через замкнутые контакты реле давления масла РДМ2. На XII и последую-щих позициях рукоятки контроллера питание катушки контактора КВ производится только через контакты реле РДМ2, поэтому при понижении давления масла контакты РДМ2, размыкаясь, прерывают цепь катушки контактора КВ.

После отключения контактора КВ отпадает его замыкающая блокировка, и благодаря этому отключается также контактор возбуждения возбудителя ВВ. Отключение контакторов КВ и В В обеспечивает снятие нагрузки.

Реле остановки дизеля РДМ1 работает таким образом. Катушки тягового электромагнита ЭТ получают питание через контакты РДМ1. При давлении масла ниже 0,5-0,6 кГ/см 2 контакты реле РДМ1 размыкаются и питание катушки ЭТ прерывается, в результате чего прекращается подача топлива в цилиндры дизеля, и он останавливается.

Защита дизеля от перегрева масла и охлаждающей воды

На тепловозе применено раздельное регулирование температуры воды, охлаждающей дизель, и температуры масла дизеля. Следовательно, в случае плохой работы охлаждающих устройств может произойти перегрев как воды, так и масла.

В связи с этим па тепловозе для защиты от перегрева масла и охлаждающей воды установлено комбинированное термореле типа КР-2, представляющее собой два совмещенных самостоятельных термоэлемента. Один термоэлемент настроен на температуру срабатывания 85° С и контролирует перегрев масла, другой элемент — на 92° С (95° С — на тепловозах с водомасляным охлаждением) и контролирует перегрев охлаждающей воды дизеля. Размыкающие контакты микропереключателей ТРМ и ТРВ, встроенных в термоэлементы, включены последовательно в цепь контактора возбуждения главного генератора КВ. При перегреве воды или масла разрывается цепь питания катушки КВ, а затем и ВВ, что вызывает снятие нагрузки.

Чтобы обеспечить включение нагрузки, необходимо понизить температуру воды, после чего поставить рукоятку контроллера в нулевое положение для разрыва цепи питания реле РУ8 (которое контролирует включение нагрузки только с I позиции), а затем вновь перевести рукоятку контроллера в нужное положение.

Сброс нагрузки при экстренном торможении

В цепь питания катушки контактора возбуждения КВ включено реле давления воздуха РД, которое контролирует давление воздуха в тормозной магистрали. Если вследствие торможения или других причин давление воздуха в тормозной магистрали меньше 3 am, то контакт РД размыкается, разрывается цепь питания катушки КВ и происходит сброс нагрузки. Реле давления воздуха предотвращает также трогание тепловоза при недостаточном (менее 5 am) давлении воздуха в тормозной магистрали.

Защита от высокого напряжения

С целью защиты локомотивной бригады от поражения током высокого напряжения в высоковольтной камере установлены концевые выключатели БД1-БД4, которые обеспечивают цепь питания контактора возбуждения КВ только при закрытых дверях высоковольтной камеры.

Устройство от «разноса» дизеля

Устройство от «разноса» срабатывает в трех случаях:

а) при появлении давления в картере со II позиции рукоятки контроллера;

б) при включении кнопки А К’,

в) при срабатывании предельного регулятора.

В случае увеличения скорости вращения вала дизеля до 940- 980 об/мин срабатывает предельный регулятор числа оборотов, механизм которого прекращает подачу топлива в цилиндры. С предельным регулятором связан концевой выключатель ВПР, который при срабатывании предельного регулятора замыкает свои контакты и создает цепь питания катушки реле РУ7 по проводам 224, 225, 223, 990, 993, 991, д16, контакту ВПР и проводам д15, 976, 215, 220.

Реле РУ7, сработав, замыкающей блокировкой между проводами 223, 215 становится на самопитание, второй замыкающий контакт РУ7 между проводами 990, 994 создает цепь питания электромагнитов 1М, 2М; провод 990, замыкающий контакт РУ7, провод 994, размыкающий контакт РУ6, провода 995, 996, К8 катушки 1М, 2М, провод 922 и на минус цепи управления.

Электромагниты, сработав, втягивают защелки воздушных заслонок, расположенных между первой и второй ступенями наддува дизеля. Воздушные заслонки под действием пружин поворачиваются и перекрывают доступ воздуха в цилиндры, после чего дизель глохнет. Электромагниты 1М, 2М кратковременного действия и после срабатывания системы должны быть отключены. Для этого с якорями электромагнитов связаны концевые выключатели 1МЗ, 2МЗ, которые при срабатывании электромагнитов создают цепь питания катушки реле РУ6 от находящейся под напряжением клеммы 3/20 по проводам 992, К25, К21, 898, 899, 955. Реле РУ6, сработав, замыкающим контактом между проводами 934, 955 становится на самопитание, а своим размыкающим контактом между проводами 994, 995 разрывает цепь питания электромагнитов 1М, 2М. Реле РУ7 при этом разорвет цепь питания катушки РУЗ, после чего выключатся электромагнит тяговый ЭТ и топливный насос.

Для приведения схемы в рабочее состояние необходимо открыть воздушные заслонки, обесточить реле РУ6 и РУ7 переключением автомата «Топливный насос» на правой высоковольтной камере.

После этого можно опять производить пуск, если нет повреждений по дизелю.

Как видно из вышесказанного, реле РУ6 выполняет две задачи: участвует в автоматическом пуске дизеля и в схеме защиты его от разноса. Реле РУ7 также выполняет две функции: участвует в схеме защиты от разноса дизеля и в схеме защиты от повышения давления в картере.

При повышенном давлении в картере замыкается цепь питания катушки реле РУ7 от контроллера машиниста через контакты дифманометра К ДМ. Срабатывание реле РУ7 вызывает срабатывание защиты от разноса.

Включение аварийной кнопки ЛК, расположенной на столике помощника машиниста, приводит к замыканию цепи между проводами 356, 357, через которые реле РУ7 получит питание, что позволяет устройству выключать подачу топлива.

Поскольку быстрое закрытие воздушных заслонок приводит к резкой остановке дизеля с большими динамическими силами, то нельзя пользоваться аварийной кнопкой АК для обычной остановки дизеля.

Ввод тепловоза в депо

Для ввода тепловоза в депо на пониженном напряжении от постороннего источника напряжения от второго и третьего электродвигателя выведены провода к штепсельным разъемам, находящимся в правой высоковольтной камере. Для трогания тепловоза необходимо заглушить дизель, установить реверсор в соответствующее положение «Вперед» или «Назад», подсоединить провода без напряжения от постороннего источника к разъемам и плавно подавать напряжение, которое не должно превышать 50 в. Подключение плюса и минуса к розеткам безразлично, так как направление движения тепловоза зависит только от положения реверсора.

Читать еще:  Электромаховичный двигатель белашова схема

Движение тепловоза при этом происходит на двух последовательно включенных тяговых двигателях: втором и третьем. Использование двух двигателей, на которые включено реле боксования, не допускается, так как в этом случае можно сжечь катушку реле боксования.

Ток через тяговые двигатели в момент трогания при напряжении 50 в должен не превышать 600 а.

Вспомогательные цепи

Работа узлов заряда батарей, реле перехода, реле заземления, блокировки I позиции, защиты от воспламенения масляных паров в картере в руководстве не приведена, так как она аналогична работе перечисленных узлов на других существующих тепловозах.

На тепловозе установлены щелочные батареи типа ТПЖН-550, имеющие емкость 550 а×ч, более приспособленные к пусковым токам, лучше сохраняющие емкость при пониженной температуре электролита. Ток заряда щелочных батарей выше, чем у кислотных, и доходит до 150 а после многократных пусков.

Токи срабатывания реле перехода равны: при срабатывании РП1-3 100 а, при срабатывании РП2-2 900 а, при отпускании РП1-4 350 а, при отпускании РП2-4 200 а.

Схема освещения

Внутри тепловоза установлено большое количество светильников для освещения дизельного помещения. В цепь освещения пульта управления включено переменное регулируемое сопротивление, которое позволяет регулировать освещенность пульта. Впереди, и сзади тепловоза установлены красные и белые сигнальные фонари, которые включаются тумблерами, расположенными на высоковольтной камере.

Система возбуждения тепловоза 2ТЭ10Л обеспечивает полное использование свободной мощности дизеля, а также ограничение напряжения и тока главного генератора. Возбуждение главного генератора осуществляется от возбудителя постоянного тока.

Дизель пошел в разнос: причины неисправности

Ответить, почему дизельный двигатель идет вразнос, помогает изучение особенностей системы топливоподачи и воспламенения смеси в двигателях данного типа. Обороты бензинового мотора напрямую зависят от степени открытия дроссельной заслонки, через которую поступает необходимый для сгорания бензина воздух. Чем больше подается воздуха, тем больше сгорит топлива.

Что касается дизеля, то подача воздуха в таких моторах не ограничена, а управление частотой оборотов коленвала осуществляется посредством дозирования топлива, подаваемого в цилиндры. Более того, смесь топлива и воздуха воспламеняется в дизеле не от искры, а от сжатия и нагрева. Получается, дизель работает до того момента, пока в камере сгорания есть топливо.

Подача топлива и ТНВД

Вполне очевидно, что нарушения, связанные с работой систем подачи топлива, могут привести к разносу дизельного двигателя. В данном случае речь идет о ТНВД, который отвечает за точное дозирование топлива. Для того чтобы дизель поддерживал строго заданные обороты, в конструкции используется центробежный регулятор. Указанный регулятор ограничивает подачу солярки при увеличении частоты вращения коленвала.

ТНВД имеет прямую взаимосвязь с коленчатым валом через редуктор. Рост оборотов коленвала заставляет насос подавать еще больше топлива, получается замкнутый круг. В результате такой зависимости ТНВД от оборотов двигателя насос попросту заливает цилиндры соляркой, дизель быстро выходит на максимум оборотов и далее идет в разнос.

Попадание моторного масла в камеру сгорания

Данная проблема встречается реже, чем разнос дизеля по причине неисправностей ТНВД, а также более свойственна дизельным двигателям с неисправным турбокомпрессором. Необходимость смазывать и охлаждать турбину заставляет конструкторов подавать в устройство моторное масло. Масло отличается горючестью при высоких температурах. Высокая степень сжатия в цилиндрах дизельного двигателя обеспечивает очень высокую температуру в момент окончания такта сжатия. При условии обильной течи масла в турбине и попадания его в цилиндры смазка закономерно начинает гореть.

Дополнительно масло может попадать в цилиндры через систему вентиляции картера, так как картер двигателя соединяется с впускным коллектором для того, чтобы вентилировать масляные пары в процессе работы ДВС. Износ поршневых колец позволяет газам активно прорываться в картер, давление картерных газов растет (дизель сапунит), количество паров масла во впуске увеличивается.

Сгорание масла в рабочей камере заставляет дизель набирать обороты. Рост оборотов повышает давление масла в системе смазки двигателя. Снова получается замкнутый круг, в результате чего масло под давлением все более интенсивно проникает в цилиндры через турбину и воздушный фильтр. Дизель в этом случае также идет в разнос.

Несмотря на всю эту канитель с санкциями и тому подобным, тепловоз Progress Rail (капотный тип) прибыл на испытания в Якутию.

Локомотивы 2ТЭ3250 произведены дочерним предприятием американской Caterpillar в США для «Железных дорог Якутии».

Собран в Чикаго, оттуда по железной дороге прибыл на побережье Тихого океана, затем морем – до Владивостока и снова по рельсам – уже в Якутию.

В качестве топлива локомотив будет использовать смесь (80% – газ, 20% – дизель), а запас хода должен составить 5-6 тыс. км.

Если тепловоз подтвердит эффективность в сложных климатических условиях Якутии, компания

планирует начать сборку локомотивов этой серии в депо станции Алдан с начально невысоким уровнем локализации.

Почему американец?–ЖДЯ ищут пути повышения весовой нормы поездов и снижения эксплуатационных расходов на тягу.

Тепловоз имеет асинхронный тяговый привод, который легче, мощнее и менее затратен в эксплуатации, чем его коллекторные собратья.

Конструкционная скорость – 120км/ч.

Интервал технического обслуживания – 1 раз в 184 дня.

На данном этапе машиной довольны все, особенно экипажи.
Все обслуживание проходит через бортовые компьютеры.
У тепловоза просторная кабина, созданы условия для комфортной работы.
И самое главное – это технические параметры машины, которые значительно превосходят аналогичные характеристики существующих тепловозов.
Это и мощность локомотива, сила тяги при трогании с места и длительного режима, максимальная тормозная сила, передовая система управления асинхронным тяговым приводом EMD, которая позволяет осуществлять плавное замедление с высоких скоростей движения, превосходная вписываемость в кривые с обеспечением низкого износа гребней колёс и др.

Компоновка тепловоза EMD серия SD70.

Это уже не первая попытка Caterpillar освоить пространство 1520.

Например, Монголия подписала контракт с компанией Progress Rail на поставку 16 тепловозов EMD SD70ACeLW для тяги углевозных поездов.

Ожидается, что поставки начнутся в 2022 г.

Тут более европейская кабина.

Рассчитанные на скорость 120 км/ч шестиосные локомотивы оснащены 16-цилиндровыми двигателями серии EMD 710 мощностью 3355 кВт и соответствуют нормам МСЖД и ЕС по выбросам уровня Stage IIIA.

Количество осей 6.

Высота локомотива 5066 мм.

Длина по сцепкам 22708 мм.

Максимальная скорость 120 км / ч.

Стартовое тяговое усилие 660 кН.

Запас топлива 9300 литров.

Интервал технического обслуживания 184 дня.

Максимальный вес 150 тонн.

Максимальная нагрузка на ось 25 тонн.

Ширина колеи 1520 мм.

Показать полностью 4 1

Почему дизель идет в разнос, и как остановить процесс?

На самом деле причин разноса двигателя не много. Чаще всего это может произойти по двум причинам:

  1. Неисправность топливного насоса.
  2. Попадание масла в цилиндры внутреннего сгорания.

В первом случае сбой может наступить из-за поломки топливной рейки в ТНВД. В таком случае развитие событий будет происходить по одному из сценариев:

  • Солярка полностью перестает поступать в двигатель, и он попросту глохнет.
  • Количество поступающего в двигатель топлива многократно увеличится, из-за чего вал начнет оборачиваться все быстрее (работа дизельных двигателей контролируется поступающим в камеры сгорания топливом). А так как скорость подачи солярки напрямую зависит от числа оборотов коленчатого вала, то чем быстрее будет работать двигатель, тем больше топлива будет вбрасывать в него насос. Круг замкнулся!

Также встречаются случаи разноса дизеля по причине проникновения масла в камеру сгорания. Если двигатель турбированный, то вполне вероятно, что проблема вызвана именно неисправностью турбины. Дело в том, что турбина в связи с большими нагрузками сильно нагревается, поэтому нуждается в постоянном охлаждении и смазке. Таким образом, конструкторами было обеспечено бесперебойное поступление масла к этому механизму. Если в системе возникают утечки, то масло вместе с воздухом начинает попадать в цилиндры внутреннего сгорания, где под воздействием сильного давления станет выполнять функцию топлива и разгонять дизельный двигатель.

Читать еще:  Что такое пхх инжекторного двигателя

Попасть масло в камеры сгорания может и через вентиляцию картера. Так как система вентиляции соединяется с впускным коллектором. Если поршневые кольца изношены, то давление с камеры сгорания проникает в картер, а масляные пары при этом с большой вероятностью начнут попадать в цилиндры двигателя, провоцируя рост оборотов. В свою очередь, увеличение числа оборотов приводит к повышению давления масла, замкнутый круг. Именно поэтому остановить разнос дизельного двигателя очень непросто.

Гораздо реже причина может скрываться в некорректной работе акселератора. Но заметить и исправить такую поломку вовремя гораздо легче. В любом случае надрывная работа двигателя может привести к закипанию, заклиниванию, перегоранию поршней, деформации клапанов или поломке самого коленчатого вала. Кроме того, может произойти возгорание в выпускном коллекторе.

Турбина

Дизель в разнос может пойти по разным причинам. Если это турбированный мотор, велика вероятность, что такое произошло именно из-за этого механизма. Данный элемент охлаждается за счет масла. Иногда происходят утечки. В результате механизм не в состоянии обеспечить наддув. Обороты двигателя непроизвольно увеличиваются. С их увеличением, масляный насос начинает быстрее качать смазку. В итоге она попадает в камеру сгорания. Из выхлопной трубы идет черный дым.


При такой неисправности агрегат и вовсе может остаться без смазки. Ведь все масло ушло в выхлопную трубу. Бывали случаи, когда даже после отключения подачи топлива, агрегат продолжал работать чисто на смазке. И пускай данный процесс длится не больше минуты, этого вполне достаточно, чтобы ушел дизель в разнос. Особенно часто это случается на старых военных двигателях. Они рассчитаны на потребление мазута и керосина. Поэтому не стоит удивляться, что после прекращения подачи топлива мотор продолжает работать дальше. Если пошел дизель в разнос, коленчатый вал может лопнуть пополам. Не обязательно, что он вырвет блок цилиндров и с осколками улетит наружу. В некоторых случаях мотор будет продолжать работать, но с характерными стуками. Что еще происходит, когда идет дизель в разнос? С увеличением числа оборотов возрастает температура двигателя. Он быстро перегревается. Также, если это течь с турбины, возможны возгорания в районе выпускного коллектора. Заклинивание поршней возникает в считанные минуты. Причем неважно, какая на данный момент сила инерции маховика. Даже если авто стоит на холостых, возможен обрыв шатунных болтов и других элементов КШМ (кривошипно-шатунного механизма).

Что делать, если двигатель пошел в разнос: действия и причины

Иногда, двигаясь по автомагистрали или городской улице, можно увидеть необычное зрелище: с трудом просматривающийся через клубы дыма грузовик, дорожный каток или легковой автомобиль, с истошным ревом извергающий из выхлопной трубы облака едкого чада. Бывалый шофер не удивится, отметив: “Движок в разнос ушел”.

Разнос двигателя – серьезная неполадка, на которую лучше сразу обратить внимание

Почему двигатель уходит в разнос

Под разносом двигателя принято понимать резкое и неконтролируемое водителем увеличение оборотов до критических. Особенно опасно это во время движения, так как резкий и неожиданный разгон автомобиля способен легко спровоцировать аварийную ситуацию. Но даже при успешной остановке работающий на предельных оборотах мотор легко может разрушиться.

Разнос дизельного двигателя как правило опаснее, чем у бензиновых агрегатов. Это связано с различным механизмом регулировки оборотов:

  • Бензиновые двигатели имеют количественное регулирование: водитель, изменяя положение дроссельной заслонки, регулирует сопротивление впускного тракта и, соответственно, количество горючей смеси условно постоянного состава, попадающей в двигатель. Давление в конце такта сжатия при этом варьируется в широких пределах: от 12 бар при резком открытии газа на низких оборотах до 1-2 бар при сбросе газа на высоких оборотах для обычного двигателя наподобие ВАЗовского;
  • Дизельные моторы должны иметь постоянное высокое давление в цилиндрах (более 20 бар) для обеспечения самовоспламенения впрыскиваемого топлива, поэтому ограничение поступления воздуха для них неприемлемо и приводит к остановке двигателя. Регулировка оборотов осуществляется количеством подаваемого топлива, и, соответственно, качеством смеси. Такой механизм называют качественным регулированием.

Узнайте как сделать подсветку днища автомобиля, чтобы не попасть под действие штрафа.

Смотрите у нас, сколько стоит лицензия на такси и каков порядок ее получения.

Таким образом, для резкого увеличения оборотов двигателя, работающего на бензине, необходимо каким-то образом быстро увеличить как подачу воздуха, так и соответственно подачу топлива, чтобы сохранить способность топливной смеси к воспламенению от искры. Согласитесь, это трудновыполнимое условие. Кроме того, бензиновый двигатель легко заглушить отключением зажигания (карбюраторные двигатели, конечно, способны работать на калильном зажигании при перегреве электродов свечей зажигания, но это – редкость, требующая крайне грубой ошибки при подборе свечей).

Для поддержания же работы двигателя, работающего на тяжелом топливе, никакие электрические цепи не нужны, и даже путь поступления топлива в цилиндры не важен – именно поэтому даже современные дизели с электронным впрыском Common Rail могут уйти в разнос на выключенном зажигании, когда форсунки не распыляют ни миллиграмма горючего. Не принципиален и состав горючего: высокая степень сжатия позволяет воспламенять самые, казалось бы, неподходящие для этого вещества: моторы старых тепловозов на угольных разрезах уходили в разнос даже от взвеси угольной пыли в воздухе из-за неэффективных воздушных фильтров.

Вот мы и пришли к истинной причине, по которой уходят в разнос именно дизельные моторы и почему их при этом трудно заглушить: разнос возникает из-за самопроизвольного поступления во впускной коллектор способных к воспламенению в цилиндрах двигателя жидкостей, а именно – моторного масла. При этом отключение подачи топлива (перекрытие электроклапана, управляемого замком зажигания, на старых дизелях или отключение насоса и ЭБУ впрыска на современных) не приводит к остановке мотора – пока он вращается, масло продолжает поступать во впуск… и он продолжает вращаться, пока поступает масло. Этот замкнутый цикл может прерваться только разрушением двигателя от критически высоких оборотов или масляного голодания.

  • Масло попадает во впускной коллектор двумя путями: либо через вентиляцию картера (но для увеличения его выноса этим путем до критических величин нужна серьезная неисправность наподобие разрушения поршня), либо через неисправный турбокомпрессор. Второй вариант наиболее част и опасен: масло подается в турбину под давлением, а значит, через неисправные уплотнения сможет попадать в двигатель в таком количестве, что он разовьет обороты, далеко уходящие в красную зону тахометра. Не остановленный вовремя двигатель неминуемо разрушится из-за клина шатунных или коренных вкладышей при исчерпании объема моторного масла – на высоких оборотах это приводит к обрыву шатунов, способных легко пробить блок цилиндров. Кроме того, масло при этом скапливается в интеркулере – даже если Вы вовремя остановите двигатель, мотор и после ремонта сможет снова уйти в разнос, если забыть промыть интеркулер.

Другой причиной ухода в разнос дизельного мотора может стать неисправность ТНВД на старых автомобилях с механическим управлением – в этом случае мотор перестает сбрасывать обороты при отпускании педали газа, но отключение подачи топлива его останавливает. Этот вариант, хоть и не менее неприятен (ремонт ТНВД достаточно дорог), но не несет таких разрушительных последствий.

Узнайте, каков принцип работы дизеля и как поступить, если двигатель пошел в разнос (видео)

Как остановить ушедший в разнос мотор?

Впервые со склонностью дизельных двигателей советские водители столкнулись после войны, благодаря широкому распространению скопированного с американского двигателя GMC конца 30-х годов двухтактного дизельного мотора ЯАЗ-204. За почти сорок лет, что он стоял на конвейере, им оснащалось множество разнообразной техники: грузовики ЯАЗ (Ярославский Автомобильный Завод), ЗИЛ и МАЗ, дорожные катки и даже катера.

Читать еще:  Что такое двигатель эко буст

Двухтактный цикл, по которому работал этот дизельный агрегат, потребовал применения нагнетателя для принудительной продувки цилиндров. В его роли выступал мощный двухроторный компрессор типа “Рутс”, ныне часто встречающийся возвышающимся над капотами американских тюнингованных масл-каров. Низкое качество шестеренчатых уплотнений редуктора компрессора (в те времена привычные нам резиновые сальники были экзотикой, их роль выполняли малоэффективные фетровые набивки) часто приводило к попаданию моторного масла в цилиндры и уходу мотора в разнос.

Частота этого явления привела к тому, что перед нагнетателями на заводе устанавливались специальные аварийные заслонки, предназначенные для глушения мотора вручную. Именно этот способ является единственным, позволяющим остановить взбесившийся дизель – если нельзя остановить поступление топлива, остается только перекрыть поток воздуха.

Отсюда родом и известные шоферские байки о “Камазах”, способных проглотить фуфайку – для остановки ушедшего в разнос двигателя нужно забить в воздухозаборник какую-либо плотную ткань, у дальнобойщиков, зачастую, ту самую фуфайку. Попытки остановить большеобъемный мотор зажатием тормозов на включенной передаче часто приводят к тому, что мотор, ушедший на режим пиковой мощности, продолжает тащить автомобиль вперед, сжигая сцепление.

Итак, порядок действий при потере контроля над двигателем:

  1. При резком неконтролируемом росте оборотов мотора немедленно выключите передачу и зажигание, и по возможности переместитесь на обочину.
  2. Включите аварийную сигнализацию и откройте капот, если это необходимо для доступа к воздухозаборнику.
  3. Закройте воздухозаборник любым доступным куском плотного материала. Ни в коем случае не пытайтесь закрыть его рукой, это может привести к серьезным травмам! Если же у Вас есть углекислотный огнетушитель, направьте его раструб в воздухозаборник и откройте кран – мощный поток негорючего газа заставит мотор захлебнуться и остановиться.
  4. До места ремонта автомобиль можно доставлять тольо на буксире или эвакуаторе: не пытайтесь его повторно завести!

Как правило, при своевременной остановке ушедший в разнос дизель не получает повреждений (если, конечно, причиной поступления масла в цилиндры двигателя не стало разрушение поршня) и после ремонта или замены турбокомпрессора без проблем может эксплуатироваться дальше.

Как уже упоминалось, дизельный двигатель не просто не нуждается в наличии дроссельной заслонки, она даже вредна для его работы. Вместе с тем, удивление у многих знакомых с принципами работы дизельных двигателей вызывает ее наличие у современных автомобилей со впрыском Common Rail, причем эта заслонка имеет только электрическое управление от ЭБУ впрыска.

На самом деле ее основное назначение – создавать локальную зону разряжения во впускном коллекторе после выхода турбокомпрессора в рабочий режим для правильной работы системы рециркуляции отработавших газов (EGR). Одновременно с этим, при выключении зажигания она автоматически закрывается, осуществляя плавное глушение двигателя без характерного для дизелей с механическим ТНВД “взбрыка” и предохраняя мотор от ухода в разнос. Поэтому, если Ваш автомобиль оснащен именно таким мотором – считайте, что эта статья для Вас носила исключительно познавательный, а не практический характер.

Когда мотор идет в разнос, его обороты резко увеличиваются и стрелка на тахометре перемещается в красную зону. Из выхлопной трубы вырываются черные клубы дыма, порой, вместе с пламенем. Все это происходит внезапно и не поддается контролю со стороны водителя. Такое поведение дизель может демонстрировать в любом состоянии:

  • при движении по трассе;
  • на стоянке в нейтральном режиме.

Первый случай — самый опасный, особенно, для начинающего водителя. При выходе мотора из нормального режима функционирования начинается бесконтрольный разгон автомобиля. Тут и до аварии рукой подать, если водитель не сориентируется по ходу движения.

В случае сбоя при режиме нейтральной позиции, вышедший из строя дизель может снести себе головку и разбросать свое содержимое вокруг автомобиля. Это тоже опасная ситуация, потому что можно получить осколочное ранение, как при взрыве гранаты.

Почему так происходит

Причинами подобного состояния дизельного двигателя могут быть:

  1. неисправность топливного насоса;
  2. неисправность турбины.

Почему дизель идет в разнос? В конструкции дизельных моторов контроль над поступлением топлива в цилиндры осуществляется топливным насосом ТНДВ. Центробежный регулятор держит число оборотов на необходимом уровне, координируя поступление топлива. Скорость работы насоса зависит от числа оборотов коленвала. Выход из строя топливной рейки вызывает сбой в работе насоса и бесконтрольное поступление солярки в цилиндры, что неизбежно влияет на ускорение работы движка. Чем быстрее крутится вал, тем больше топлива заливается в камеры сгорания. Замкнутый круг.

В случае заклинки данного механизма происходит либо остановка движка из-за недостачи топливного ресурса, либо мотор идет в разнос от его переизбытка. Это и вызывает поломку мотора, со всеми вытекающими:

  • прогар поршней;
  • деформация клапанов;
  • перегрев мотора;
  • поломанный коленвал в некоторых случаях.

Дизель идет в разнос: причина в неисправности турбины. Недостаточная герметичность узла может спровоцировать течь масла, которое очень легко возгорается и долго горит. Почему происходит бесконтрольное поступление моторного масла? Из-за нарушения герметичности узла масло вместе с воздухом может попадать в двигатель, который воспринимает его как ресурс питания и начинает работать. Масло может накопиться в интеркулере или во впускном коллекторе.

Как заглушить мотор

Если водитель сможет быстро заглушить мотор, в этом случае ужасных последствий может и не произойти. Однако не пытайтесь заглушить движок поворотом ключа зажигания — бесполезное действие. Заглушить движок можно такими способами:

  • тормозить автомобиль двигателем;
  • перекрыть подачу воздуха;
  • отсоединить трубку, подающую солярку.

Если у машины автоматическая коробка передач, можно сделать так:

  1. отрегулировать самую высокую передачу;
  2. нажать на тормоза;
  3. отпустить сцепление.

В этом случае движок заглохнет из-за большой механической нагрузки без движения автомобиля.

Другой способ. Как только вы почувствовали несанкционированное ускорение, срочно нажмите на тормоз, поставьте коробку передач на нейтральную позицию и выведите машину на обочину дороги. Двигатель будет продолжать работу какое-то время, а потом заглохнет. Вы же в это время звоните в экстренные службы.

Что еще можно сделать? Попытаться самостоятельно заглушить движок с помощью огнетушителя. Нужно открыть капот и распылить содержимое огнетушителя по всей подкапотной поверхности. Углекислый газ СО2 сработает как воздух, необходимый для выгорания топливного ресурса: это остановит работу движка.

Перекрыть воздушную магистраль (воздухозаборник) можно каким-либо предметом типа фуфайки или куска фанеры (с ним можно сразу попрощаться). Не пытайтесь это сделать рукой! Если в авто есть горный тормоз, его следует включить: это аварийное устройство перекроет поступление воздуха в цилиндры.

Отсоединение трубки — более длительный процесс, который к результату все равно не приведет. Вы просто не успеете завершить отсоединение, так как мотор все равно вас опередит и выйдет из строя.

Если машину покрыли клубы черного дыма — причина неполадки во впускном коллекторе. В этом случае следует удалиться от машины на некоторое расстояние и вызывать экстренные службы.

Что делать после остановки двигателя

Даже если вам и удалось заглушить движок, не пытайтесь его снова заводить. Оставьте авто на обочине и ждите эвакуатор. Если машина находится посередине дорожного полотна, вручную откатите ее на обочину. Не пытайтесь заводить мотор!

Теперь машина нуждается в ремонте. В автосервисе должны детально исследовать причину разноса и устранить неполадки. Профилактикой подобных случаев является:

  1. своевременная проверка и замена цилиндров и поршней;
  2. своевременная проверка центробежного регулятора и топливного насоса (ТНДВ).

Если движок изношенный, вероятность попадания масла с цилиндры очень велика.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector