Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое самодиагностика двигателя

Что такое самодиагностика двигателя?

Под бортовой диагностикой (самодиагностикой) понимается система программно-аппаратных средств, способная определить и идентифицировать неисправности системы управления двигателем, двигателя, а также возможные причины их возникновения.

Самодиагностика двигателя решает следующие задачи:

  • Превышение предельных значений токсичности отработавших газов автомобиля,
  • Ухудшение параметров двигателя (например, снижение мощности, увеличение расхода топлива),
  • Выход из строя двигателя или компонентов системы управления.

Как работает бортовая диагностика двигателя?

Информирование водителя о наличии неисправности включением диагностической лампы.

Горящая диагностическая лампа не требует от водителя немедленного прекращения движения и остановки двигателя. Водитель предупреждается, что бортовая система диагностики зафиксировала неисправность двигателя, при этом автомобиль может двигаться самостоятельно в аварийном режиме. В этом случае обязанность водителя — доставить автомобиль в авто сервис.

Мигание диагностической лампы сигнализирует о том, что обнаружена неисправность, которая может привести к серьезным повреждениям других деталей автомобиля (например катализатора).

Сохранение информации об обнаруженной неисправности.

В момент обнаружения неисправности в память заносится код ошибки согласно международной классификации. Коды ошибок и вся сопутствующая дополнительная информация облегчают специалистам поиск и устранение неисправностей в системах управления двигателем.

Активизация аварийных режимов работы двигателя.

При обнаружении неисправности для обеспечения приемлемых ходовых качеств автомобиля, для предотвращения выхода из строя исправных компонентов, для предотвращения выхода значений токсичности отработавших газов — система управления двигателем переходит на аварийные режимы работы. Суть аварийных режимов состоит в том, что при возникновении неисправности в цепи какого-либо датчика, контроллер двигателя использует для расчетов замещающие значения, хранящиеся в его памяти, вместо реального сигнала датчика.

На аварийных режимах автомобиль должен быть способен доехать до авто сервиса. Случается так, что водитель и не подозревает о том, что двигатель работает в аварийном режиме.

Обеспечение взаимодействия с диагностическим оборудованием.

О наличии неисправности система бортовой диагностики сигнализирует зажиганием диагностической лампы. Далее система бортовой диагностики должна обеспечить возможность считывания сохраненной в памяти контроллера диагностической информации с помощью специализированного оборудования.

Для этой цели в системе управления двигателем организован последовательный канал передачи информации, в состав которого входят контроллер, стандартизированная диагностическая колодка для подключения диагностического оборудования и соединяющий их провод (К-линия). Для передачи информации используются стандартизированные протоколы.

С помощью диагностического оборудования специалисты могут считать из памяти контроллера информацию о выявленных ошибках, о самой системе управления двигателем, выполнить серию проверочных тестов.

Облегчение поиска неисправностей двигателя

Современные системы бортовой диагностики способны идентифицировать около сотни неисправностей. Каждой неисправности присваивается свой код согласно международной классификации. Например, код Р0102 соответствует неисправности ‘Датчик массового расхода воздуха. Низкий уровень сигнала’. В данном случае код ошибки однозначно указывает на компонент двигателя, сигнал которого считается ложным, но не определяет причину возникшей неисправности: это может быть и неисправный датчик, и короткое замыкание цепей.

Существуют коды ошибок, которые указывают на неисправности в целой подсистеме. Примером могут служить коды Р0301—Р0304 ‘Пропуски воспламенения в 1—4-м цилиндрах’. Причинами этих кодов могут быть как неисправности электрических компонентов двигателя (модуля или катушки зажигания, свечей, высоковольтных проводов, форсунок), так и механические неисправности двигателя, следствием которых является неравномерное вращение коленвала (например, из-за снижения компрессии).

Существуют неисправности, по которым коды ошибок не фиксируются вообще, но которые влияют на ходовые качества автомобиля.

Чтобы однозначно определить причину неисправности, требуется провести серию проверок с помощью диагностического оборудования. Правильное использование информации, которую выдает система самодиагностики, позволяет максимально сократить время на поиск неисправности.

Самодиагностика автомобиля: особенности считывания кодов, принцип работы

Усталость от «корявых» рук горе-мастеров на СТО уже настолько накопилась в обществе, что создание современных систем стало глотком свежего воздуха. Точное определение неисправности путем компьютерной диагностики делает возможным быстрый, а главное – эффективный ремонт транспортного средства. Кроме этого, в современных машинах на выручку приходят так называемые системы самодиагностики. Их задача – своевременное информирование водители об имеющихся неполадках в системе и необходимости принимать срочные меры.

Check Engine

Речь идет, конечно же, об индикаторе Check Engine, который для многих автолюбителей стал символом надежности. Любая критическая неисправность тут же фиксируется системой, и водитель видит сигнал на панели приборов. Подобные системы были и раньше, но они принимали вид обычных светодиодов, которые располагались прямо на устройствах управления.

Полная диагностика производится в процессе завода двигателя. Если тест прошел нормально – лампочка контроля гаснет. В случае обнаружения проблем – остается гореть. Если неисправность проявляется во время движения, то индикатор обязательно загорается и сигнализирует водителю о необходимости принимать меры. Иногда, если проблема самоустранилась, индикатор гаснет самостоятельно, но ошибка в памяти сохраняется. При этом желательно не затягивать с посещением СТО, ведь проблема может проявиться в самый непредсказуемый момент. В дальнейшем может понадобиться более детальная компьютерная диагностика.

Особенности систем самодиагностики

Все системы самодиагностики на автомобилях имеют одинаковый принцип действия (хотя конструктивно может отличаться). Есть блок управления, в задачу которого входит считывание основных параметров с датчика автомобиля (причем в разных режимах работы – во время пуска, на холостом ходу, в период прогрева, торможения и так далее).

Показания датчиков различаются – они бывают динамическими, то есть меняющимися во времени (контроль происходит в режиме онлайн) или статическими (дискретными). У статических показаний есть пороговое значение – сигнал определенного уровня. Что касается динамических показаний, то они передают действующий параметр, надежно контролируя его по верхнему и нижнему диапазону. Какой бы ни была диагностическая система, она обязательно сохраняет коды ошибок и выдает их при необходимости.

Работа системы самодиагностики во многом зависит от упомянутых выше показаний датчиков. Если они дискретные, то реакция системы происходит только на отсутствие электрического контакта, то есть водитель получает сигнал о неисправности контролирующего органа. Сверка динамических показателей происходит по другому принципу – с учетом таблиц, которые хранятся в памяти устройства. Но по сути, любой из датчиков в процессе работы проверяется, как на пределы измерения, так и на качество электрического контакта. В противном случае самодиагностика автомобиля была бы далеко не полной. При этом ошибка может иметь два основных вида – отсутствие сигнала от датчика или же выход за конкретно заданные параметры.

Состав системы и особенности фиксации событий

В состав системы управления зачастую входит несколько основных блоков: для мотора — Engine Control Module (в некоторых машинах — Engine Control Unit), для подушек безопасности транспортного средства — Air Bag Supplemental Restraint System (сокращенно SRS), для коробки-автомат — Electronic Automatic Transaxles, для антиблокировочной системы – ABS и так далее. Как видим, каждая система и жизненно важный узел автомобиля находится под полным контролем.

Сложность заключается в том, что система самодиагностики автомобиля при многообразии датчиков, должна давать унифицированный сигнал, то есть в одном стиле. Обязательно указывается номер (код) ошибки системы. В дальнейшем он сохраняется в долговременной памяти устройства, а сама система осуществляет ряд корректирующих действий, если, конечно, подобное предусмотрено программой устройства.

Накопленные за время эксплуатации коды ошибок можно в любой момент считать при помощи специального прибора – сканера. Часто данная работа делается вручную. Для этого достаточно перевести систему в режим указания кодов самодиагностики. Полученные данные анализируются, и принимается решение по дальнейшим мероприятиям – ремонту конкретного узла или проведении дополнительной компьютерной диагностики.

Стоит отметить, что ряд важных параметров двигателя не всегда фиксируется системой самодиагностики. Даже считывание кодов не дает возможности четко диагностировать неисправность и приняться за ее устранение. Да и сам автомобиль – очень сложное устройство, состоящее из многочисленных узлов, работа каждого из которых зависит от целого ряда параметров. В итоге небольшая проблема может привести к «высыпанию» множества кодов, которые не смогут четко дать ответ на причину проблемы.

В такой ситуации единственным выходом видится более глубокий анализ при участии квалифицированного специалиста. Точный диагноз устанавливается после проведения ряда дополнительных проверок, которые позволяют убедиться в актуальности того или иного кода. К примеру, многие проблемы возникают из-за забывчивости водителя или его неосторожности. Если забыть подсоединить разъем или повредить какой-то участок электропроводки, можно не рассчитывать на точные показания.

Многие автомобильные компьютеры способны фиксировать в памяти информацию от датчиков даже в нормальном режиме работы. Такая информация используется для дальнейшего улучшения эксплуатационных характеристик и повышения работоспособности устройства. Если обнулить систему, то упор делается на показатели, внесенные производителем по умолчанию. Через время компьютер снова набирает необходимые параметры и продолжает контролировать процесс. Не стоит удивляться, если во время «переобучения» системы самодиагностики возникают легкие перебои в работе авто, к примеру, повышается расход топлива или появляется некоторая нестабильность в холостых оборотах. Не стоит переживать, данные симптомы быстро уходят (через 30-50 км), как только компьютер запомнит несколько циклов вождения

Вывод

В любом случае перед окончательным определением диагноза должна проводиться полномасштабная компьютерная диагностика автомобиля. Только она дает четкий ответ на характер и причину поломки.

Еще статьи по теме Система питания впрыскового двигателя кратко. Топливная система Топливная система автомобилей с электронным впрыском имеет ряд особенностей по сравнению с системой карбюраторного двигателя: топливо бака подается под высоким давлением образование топливовоздушной смеси происходит во впускной трубе непосредственно перед впускным. Система питания впрыскового

Еще статьи по теме Электронная система зажигания кратко. Чтобы воспламенить топливовоздушную смесь, нужный момент цилиндр должна быть подана электрическая искра. Эту задачу выполняет электронная система зажигания, которая является составной частью системы управления двигателем. Электронная система зажигания имеет ряд существенных отличий от. Электронная система

Статья Самодиагностика системы управления двигателем и Датчики системы

Еще статьи по теме Датчики системы управления двигателем кратко. Датчики системы управления двигателем позволяют контроллеру определять, что происходит с двигателем и автомобилем целом конкретный момент времени. По сигналам датчикоконтроллер производит сложные расчеты, после чего выдает управляющие сигналы на исполнительные механизмы Датчик положения. Датчики системы управления

Статья Самодиагностика системы управления двигателем и Системы,

Еще статьи по теме Системы, соответствующие экологическим нормам “Евро-2” и “Евро-3” кратко. Датчик неровной дороги Датчик неровной дороги ДНД, рис. 1 является единственным датчиком системе, который не оказывает прямого влияния на процесс управления двигателем. Он выполняет чисто защитную функцию: по сигналу этого датчика контроллер может на время прерывать распознавание пропусков. Системы, соответствующие

Статья Самодиагностика системы управления двигателем и Контроллер

Еще статьи по теме Контроллер системы управления двигателем кратко. Главная часть системы впрыска контроллер системы управления двигателем. Его иногда еще называют “мозгами”, как бы подчеркивая важность той работы, которую он выполняет. Контроллер от английского control “управление” является коммуникационным и вычислительным центром системы зависимости. Контроллер системы

Статья Самодиагностика системы управления двигателем и Самодиагностика

Еще статьи по теме Самодиагностика системы управления двигателем кратко. Основная задача впрыска управление рабочим процессом двигателя. Для этого состасистемы управления входят контроллер СУД, датчики и исполнительные механизмы. По сигналам датчикоконтроллер определяет оптимальное количество топлива и момент, когда его необходимо подать цилиндр, определяет. Самодиагностика системы

Статья Самодиагностика системы управления двигателем и Исправное и

Еще статьи по теме Исправное и неисправное состояние системы управления двигателем кратко. Изучая работу системы управления двигателем СУД мы рассматривали исправное состояние каждого компонента, входящего состасистемы управления, а исправное состояние самого двигателя. Другими словами, идеализированную модель системы, и нам было важно разобраться с основными принципами. Исправное и неисправное

Статья Самодиагностика системы управления двигателем и Оборудование для

Еще статьи по теме Оборудование для диагностики впрыска кратко. Одной важнейших задач бортовой диагностики системы управления двигателем является обеспечение связи с диагностическим оборудованием. О наличии неисправности работе системы контроллер информирует водителя с помощью диагностической лампы. Далее система бортовой диагностики должна. Оборудование для диагностики

Статья Самодиагностика системы управления двигателем и Датчик

Еще статьи по теме Датчик кислорода кратко. Прелести автомобилизации бесспорны, как и связанные с этим глобальным явлением проблемы. В отработавших газах бензинового двигателя можно найти немало разнообразных токсичных компонентов, но верховодит традиционная триада: СО – окись углерода, угарный газ СН – несгоревшие углеводороды NOх. Датчик

Диагностика шумов, свистов и стуков двигателя

Для определения различных посторонних звуков оптимально иметь механический стетоскоп, при помощи которого легче установить источник. Также можно изготовить простейшее приспособление и самому. Для этого достаточно взять деревянную палку, на конце которой закрепляется жестяная или пластиковая банка. Это нехитрое приспособление также позволяет «прослушивать» мотор.

Также в процессе анализа следует внимательно изучить тональность стука (звонкий или глухой), а еще происходит ли изменение частоты и интенсивности с набором оборотов. Параллельно нужно учитывать, что посторонние звуки могут исходить не от самого ДВС, а от навесного оборудования или КПП, приводов и т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ

При обнаружении признаков появления неисправностей необходимо осуществить соответствующую диагностику, так как при качественном ее проведении исключаются:
— необходимость выполнения ненужных ремонтных операций;
— риск, связанный с возможностью замены исправных деталей;
— необоснованные финансовые, временные и моральные потери.
Оценка технического состояния современного автомобиля, оснащенного электронными системами управления, объективна и достоверна только в случае, если диагностика проведена специалистом, прошедшим специальную подготовку и использующим соответствующее оборудование. Компьютерная диагностика подразумевает неоднократное подтверждение и сравнение с эталонными значениями данных о неисправности, полученных различными методами с помощью соответствующих приборов и инструментов.

Назначение функции самодиагностики

Конечно, определить критические поломки двигателя, автоматической коробки или различного навесного оборудования с помощью такой самодиагностики будет невозможно. А вот выявить перегоревшие лампочки, севший аккумулятор или определить другие простейшие неисправности всё же возможно, при этом не требуется гнать автомобиль в сервис и платить за такую работу несколько тысяч рублей.

Подобная возможность самодиагностики будет полезна не только владельцам машин, но и потенциальным покупателям автомобилей на вторичном рынке. С помощью такой функции самодиагностики можно определить проблему с подушками безопасности, срабатывание датчиков ABS или появление сигнализации C heck E ngine. Скрыть подобные проблемы от системы самодиагностики будет невозможно.

С помощью этой функции можно узнать состояние тормозных колодок, которые в процессе эксплуатации часто стираются и требуют замены. Также, покупая машину на вторичном рынке, можно, активировав проверку автомобиля, определить все ли подушки безопасности на месте. Если удастся уточнить, что отдельные аэрбеги выстрелили и заменены на новые, то от покупки такой машины рекомендуется отказаться.

Нередки ситуации, когда различные предупреждающие лампочки на приборной панели перегорают. В таком случае даже при наличии в автомобиле тех или иных поломок, автовладелец не будет знать об имеющихся проблемах на его машине. Функция самодиагностики запускает проверку всей такой предупреждающей сигнализации и если какие-либо лампочки не загораются, то можно наглядно определить имеющиеся поломки и провести ремонт авто.

Самодиагностика инжекторного двигателя

Бортовая система современного автомобиля способна самостоятельно выявлять некоторые ошибки и неисправности. К таким неисправностям относятся:

  • отклонение от нормы параметров токсичности выхлопных газов;
  • нестабильная работа двигателя (увеличенный расход топлива, «троение», снижение мощности);
  • ошибки систем безопасности (ABS, подушки безопасности);
  • выход из строя какого-либо датчика;
  • низкий уровень заряда аккумуляторной батареи;
  • короткое замыкание в бортовой сети;
  • низкое давление масла.

Особенности работы системы самодиагностики

При возникновении какой-либо существенной неисправности на панели приборов загорается контрольная лампа. При появлении такого сигнала в движении по возможности необходимо остановиться и внешне осмотреть подкапотное пространство и прислушаться к работе двигателя. Движение в аварийном режиме возможно, но с минимальной скоростью и повышенным вниманием к работе двигателя. Код ошибки неисправности сохраняется в памяти компьютера автомобиля. При подключении к нему диагностического сканера определяется тип неисправности. Для считывания кода ошибки применяют специальное диагностическое оборудование.

Диагностика электрооборудования осуществляется при помощи следующих приборов:

  1. Автосканеры. Их основная задача – считывание информации с блока управления двигателем (ЭБУ) автомобиля и выявление неисправностей в работе различных систем и датчиков, привязанных к данному блоку.
  2. Программное обеспечение.
  3. Адаптеры.

Диагностика систем двигателя производится посредством следующего оборудования:

  1. Осциллографы и мотор-тестеры. Их функция – измерение параметров и выявление неисправности в работе двигателя.
  2. Газоанализаторы. Диагностируют состояние двигателя, следя за характеристиками отработанных газов.

Диагностика топливной системы выполняется с применением следующих приборов:

  1. Стенды для диагностики и чистки топливных форсунок.
  2. Манометры для определения давления в топливной системе.

Все это оборудование достаточно дорого стоит, требует немалого места для размещения и специальных знаний по его применению. Покупка этого оборудования для частного использования лишена смысла. Современный автомобиль оснащен сложной электроникой и похож на компьютер на колесах. Все оборудование требует к себе грамотного подхода и хороших знаний. Если у вас нет времени и желания вникать в суть проблемы, то за обнаружением неисправности лучше обратиться в автосервис, где все вышеперечисленное оборудование уже имеется. Выбирать лучше фирменный автосервис, с наличием сертификатов от производителя автомобилей. Так вы более быстро и качественно проведете диагностику и устраните поломку.

Самостоятельная диагностика

Доступность диагностического оборудования привела к тому, что каждый желающий автолюбитель может свободно производить диагностические операции самостоятельно. Это имеет также ряд преимуществ, по сравнению с диагностикой в автосервисе:

— экономия времени на поездки и очереди в сервисах;

— экономия на некачественном ремонте из-за некомпетентных диагностов;

— возможность окупить оборудование, предоставляя частные услуги по диагностике.

Существует два распространенных варианта самостоятельной диагностики:

1 вариант. Приобретение автосканера. Его плюсы – компактность в размерах и мобильность. Программное обеспечение уже заложено в память сканера. Его хорошо применять для выездной диагностики. Интуитивная работа с интерфейсом позволяет быстрее осваивать работу со сканером.

2 вариант. Покупка ноутбука или персонального компьютера (ПК), адаптера, который кодирует сигналы с ЭБУ автомобиля и делает их понятными для ПК. Недостатки такого варианта: стационарность, под каждую марку требуется свой адаптер.

Диагностика неисправностей автомобиля

Не всегда при поломках загорается лампа неисправности. Если система самодиагностики способна поверхностно определить неисправность, то диагностическое оборудование более подробно покажет поломки и выявит менее значимые неисправности, которые само диагностика не обнаружит.

Для диагностики необходимо иметь программное обеспечение, которое подбирается, исходя из модели ЭБУ.

Передача сигналов между ЭБУ автомобиля и диагностическим оборудованием происходит по специальным протоколам. Самым распространенным протоколом является OBD-II.

Установив программное обеспечение и подключив нужный диагностический разъем, настраиваем связь между ЭБУ и ПК.

После настройки происходит сканирование на предмет выявление кодов неисправности и сравнение существующих параметров с эталонными. Результаты сканирования выводятся на экран в виде кода ошибки. Затем происходит расшифровка кода неисправности. По этим данным делаются определенные выводы.

Диагностика двигателя автосканером

Диагностика сканером включает в себя последовательную проверку большинства систем управления, таких как: блок управления двигателем, автоматической трансмиссией, тормозной системой – ABS/ESP, подушками безопасности, круиз-контролем, климат-контролем, иммобилайзером, щитком приборов, системой парковки, пневмоподвеской, системой навигации и других систем.

Диагностика каждой системы разделяется на различные этапы: при диагностике двигателя проверяются системы, управляющие двигателем, , проверка подачи в цилиндры, топливные системы, анализ оборотов и др. По результатам диагностики, как правило. Исходя из результатов диагностики двигателя, предоставляется отчет об текущих ошибках и рекомендации по ремонту или замене неисправных агрегатов и узлов. Компьютерная диагностика позволяет провести проверку всех электронных систем автомобиля.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Двигатель afn что это
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector