Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое шейка в двигателе

Дисплазия шейки матки

Говоря о заболеваниях шейки матки, хочется внести ясность в некоторые основополагающие термины. Зачастую на приеме пациентку спрашивают: «Были ли у Вас какие-то операции?». После получения отрицательного ответа, задается еще один вопрос: «Шейку матки когда-нибудь лечили?». В 80% случаев женщины отвечают: «Да, давно уже эрозию прижигала».

Что же такое «эрозия» и почему к лечению этого состояния так легкомысленно относятся?

Во-первых, здесь имеет место неточность в самом названии заболевания. Оно максимально упрощается, чтобы женщине проще было его запомнить. Эрозией в большинстве случаев называются следующие состояния: эктопия и эктропион.

Что же такое «эктопия»? Шейку матки покрывают 2 типа эпителиев (клеток), различающихся по виду, функциям и расположению.

Первый тип – многослойный плоский эпителий, он представлен несколькими рядами клеток, различающихся по степени зрелости. Поверхностные клетки этого эпителия постоянно слущиваются (отпадают), унося с собой прикрепившиеся патогены (вирусы, бактерии). Таким образом, одна из основных задач этих клеток – защита шейки матки от болезнетворных воздействий.

Второй тип – цилиндрический эпителий, покрывающий внутреннюю часть шейки матки – цервикальный канал. Его основная задача – продуцировать слизь, которая в зависимости от дня менструального цикла либо помогает сперматозоидам проникнуть в полость матки, либо, наоборот, препятствует этому процессу. Данная слизь также защищает вышерасположенную полость матки от проникновения болезнетворных бактерий.

Вернемся к нашему вопросу. Что же такое «эктопия»? Это состояния неправильного расположения внутреннего, цилиндрического, эпителия. Он «выходит» на поверхность шейки матки. Считается, что в норме до 25 лет этот эпителий может находиться снаружи, такое состояние называется «физиологической эктопией». Впоследствии окружающий многослойный плоский эпителий «заползает» на неправильно расположенный цилиндрический, как бы закрывая его собой, и эктопия больше не наблюдается. Однако такое «самозаживление» эктопии наблюдается не всегда.

«Эктропион» — это выворот слизистой цервикального канала наружу, с появлением цилиндрического эпителия на поверхности влагалищной части шейки матки. Эктропион также бывает врожденным, но чаще носит посттравматический характер – развивается после родов, абортов.

«Эрозия» шейки матки – это состояние, при котором эпителий, покрывающий влагалищную часть шейки отсутствует, представляя собой раневую поверхность.

Все мы в детстве срывали корочки с ран на коленках, при этом мы видели ямку, лишенную эпителия, красного цвета (за счет поверхностно расположенных сосудов). Состояние этой ранки напоминает состояние шейки матки при эрозии. Если имеет место истинная эрозия, то лечение направлено на ускорение роста клеток — заживления (антибактериальные мази; свечи и мази, способствующие регенерации и др.).

Итак, мы разобрались с терминами «эктопия», «эктропион» и «эрозия», поняв, что «прижигают» шейку матки чаще всего именно при эктопии и эктропионе.

А чем же опасны эктопия и эктропион? Сами по себе они не представляют опасности для здоровья женщины, беспокоя, в основной, обильными выделениями. Однако мы не зря уделили внимание различиям в эпителиях влагалищной части шейки матки и цервикального канала. Цилиндрические клетки цервикального канала представляют собой один слой, в результате чего являются более уязвимыми для инфекционных агентов. Наиболее грозным из них является – вирус папилломы человека (ВПЧ).

Именно этот вирус признан основной причиной развития рака шейки матки, занимающего на сегодняшний день первое место в России по причинам смертности у молодых женщин. Проникая в клетку ВПЧ начинает размножаться и обеспечивать себя необходимым для жизни «строительным материалом» — белками.

Эти специфические белки нарушают функцию структур клеток, задача которых контролировать «поведение» клетки и предотвращать ее опухолевое перерождение. В результате клетка, в которой поселился вирус, постепенно приобретает черты опухолевой – развивается дисплазия.

Термин «дисплазия» в переводе с греческого обозначает «неправильное развитие». В зависимости от того, как много клеток поверхностного многослойного и цилиндрического эпителия видоизменились под действием вируса дисплазия бывает 3 степеней тяжести: легкая (CIN I), умеренная (CIN II) и тяжелая (CINIII). Наши зарубежные коллеги для того, чтобы подчеркнуть высокий риск развития онкологического процесса, назвали это состояние не «дисплазией», а «неоплазией» — цервикальной интраэпителиальной неоплазией (Cervical Intraepithelial Neoplasia, CIN). Таким образом, «Дисплазия» = «Неоплазия» = CIN.

Видео: как выбрать коленвал

В ролике рассказано, как выбирать новое изделие. Один из критериев грамотного выбора основан на визуальном осмотре. На поверхности изделия не должно быть зазубрин, забоин, царапин и других дефектов. Если подбираются коленвалы для мотоцикла, то обе части — левая и правая — обязаны иметь одинаковую толщину цапф. Допуск до 0,01 мм — настолько всё строго. Также даются другие полезные рекомендации по выбору.

В цехах «Механики». Диагностика

(фото: диагностика состояния коленчатого вала)

Дальнейший разговор поведем, опираясь на опыт компании «Механика». Здесь принимают в ремонт любые коленчатые валы – от автомобильных (бензиновый ДВС, дизель) до громадных тепловозных.

Вал прибывает в ремонт в составе двигателя либо отдельно, если мотор уже разобран самим заказчиком. И сразу попадает на проверку. Первое, что с ним делают – замеряют износ шеек.

Вал устанавливается крайними коренными шейками на призмы. Далее мастер микрометром замеряет диаметры всех шеек в нескольких плоскостях, чтобы проверить – есть ли «эллипс»? До величины 0,01 мм его можно вытерпеть, больше – нет.

Про замеры шеек, как правило, клиенты знают. Это делают во всех мастерских. Но «Механика» выполняет еще один замер – прогиб (биение) вала. К центральной коренной шейке подводят часовой индикатор и вращают вал на призмах. Если стрелка отклоняется в пределах 0,01 мм – прекрасно. Эту «сотку» можно списать на погрешность измерений. Также необходимо проверить биение хвостовика и поверхностей сальников.

А если биение центральной коренной шейки больше «сотки»? По опыту компании, биение до 0,1 (а иногда до 0,2 мм) исправляется шлифовкой. Разумеется, с учетом особенностей данного вала.

Как я уже говорил, коленвал довольно редко выходит из строя, как правило, причины две: масляное голодание, а также критическая нагрузка. В современных авто чрезмерная нагрузка, как правило, исключена, так как «умная» электроника следит за всем. Как только датчики сообщат ЭБУ о недопустимых значениях, «мозг» тут же снимает все задачи, переводит двигатель в аварийный режим (проще говоря «давит» его обороты) и выдает кучу ошибок на панель задач.

Смерть коленвала обычно наступает из-за «масляного голодания», или по причине выхода из строя подшипников. Коленвалу не хватает смазки, в результате чего происходит разрушение подшипников шатунов, а дальше по цепочке. Хотя следует отметить тот факт, что серьезный урон при кратковременной нехватке масла вряд ли произойдет. Чтобы причинить большой вред потребуется время (

30-40 мин.), а также повышенная нагрузка. Кроме того, прежде чем от нехватки масла урон получит коленвал, из строя, скорее всего, выйдет турбина, которая более деликатная в данном вопросе.

Неисправность коленвала может проявиться по-разному, в основном это: вибрация, громкий стук, грохот и прочие посторонние шумы.

ИЦН при беременности встречается сравнительно редко, лишь 1-9 % женщин. Что же скрывается за этим словосочетанием? Чтобы понять, что это такое, и какие процессы приводят к этой патологии, нужно понять строение матки.

Она состоит из тела – мышечного полого мешка, в котором вынашивается ребенок, и шейки, закрывающей вход в матку. Совместно с перешейком шейка матки образовывает первую часть родовых путей. И шейка и перешеек состоят из двух видов тканей: соединительной и мышечной. Причем мышечная ткань сконцентрирована в верхней части шейки, у внутреннего зева матки. Мышцы образуют кольцо-сфинктер, которое не выпускает из матки плодное яйцо раньше времени.

Читать еще:  Что такое модель двигателя abl

Однако в некоторых случаях это самое мышечное кольцо оказывается неспособно выдержать увеличивающуюся нагрузку: вес плода и околоплодных вод, тонус матки. В результате под давлением плодного яйца шейка матки укорачивается и раскрывается раньше времени.

Чем же опасно ИЦН при беременности? Во-первых, раскрытая шейка матки провоцирует опускание плода, плодная оболочка попадает в канал матки. В этот период она может вскрыться буквально от любого резкого движения.

Во-вторых, влагалище женщины никогда не бывает стерильным. В нем всегда имеются различные бактерии, а часто и инфекции. В итоге происходит инфицирование плодной оболочки. В этом месте она истончается и может порваться просто под весом околоплодных вод.

Вскрытие плодного пузыря и излитие вод вызывают начало родовой деятельности. Таким образом, ИЦН становится одной из самых частых причин выкидышей на поздних сроках (до 22 недель), или преждевременных родов (с 22 до 37 недель).

Как правило, ИЦН развивается на сроке от 16 до 27 недель. В редких случаях патология может развиться раньше, даже на 11 неделе.

Виды и причины истмико-цервикальной недостаточности

В чем причины ИЦН? Они могут быть самыми разными, и в зависимости от причин, выделяют травматическую и функциональную недостаточность.

С первым видом все ясно из названия. Травматическая ИЦН развивается в том случае, если мышцы шейки матки были травмированы тем или иным образом. Из-за чего могут возникнуть травмы? Любая процедура, связанная с расширением шейки матки чревата ее травмой. Это и аборты, и выскабливания после выкидышей, и диагностические выскабливания. Кроме того, мышцы шейки матки могут быть травмированы в ходе родов, а также после ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).

В этом случае механизм образования ИЦН при беременности крайне просто: на месте любой травмы возникает рубец из соединительной ткани. В отличие от мышечной, соединительная ткань не способна растягиваться, это и становится причиной недостаточности.

С функциональной ИЦН все несколько сложнее. Ее причины могут крыться в разных факторах. Однако чаще всего данный вид недостаточности связан с гормональными сбоями. Как правило, речь идет о недостатке прогестерона, или же об избытке мужских гормонов – андрогенов. Кстати, это вторая по частоте причина ИЦН.

В этом случае недостаточность начинает развиваться на ранних сроках, примерно с 11 недели беременности. Связанно это с тем, что в это время начинает работать поджелудочная железа плода.

Она вырабатывает мужские гормоны, и, если у матери их количество повышено или имеется чувствительность к ним, последствия не замедлят сказаться: мышцы в шейке матки ослабевают, и шейка раскрывается.

ИЦН может развиться и по более прозаичным причинам. Например, в том случае, если беременность многоплодная или же имеет место многоводие. В этом случае нагрузка на шейку матки больше, чем при обычной беременности, что также может привести к недостаточности. Не стоит забывать и о патологиях развития матки.

Симптомы ИЦН

К огромному сожалению, истмико-цервикальная недостаточность протекает бессимптомно. Лишь в некоторых случаях ИЦН на ранних сроках может проявлять себя примерно также как угрожающий выкидыш: мажущими кровянистыми выделениями, тянущими болями в животе, распирающие ощущения во влагалище. Обычно же симптомы у ИЦН при беременности отсутствуют.

Диагностика ИЦН

Из-за того, что ИЦН протекает практически бессимптомно, диагностировать ее очень сложно. Для этого необходимо регулярно посещать гинеколога и проводить вагинальный осмотр каждое посещение. К сожалению, многие врачи считают, что осматривать родовые пути достаточно при постановке на учет и уже в роддоме перед родами.

В итоге женщина посещает консультацию, однако врач проводит лишь измерение веса, размера живота и артериального давления. В таких условиях о диагнозе ИЦН при беременности женщина может узнать, когда уже будет поздно. Очень часто об том узнают уже после выкидыша или преждевременных родов при помощи особого исследования: гистеросальпингография – рентгеновский снимок матки и труб с использование рентгеноконстрастного вещества.

Конечно же, если у женщины ранее уже наблюдалась данная патология, за её здоровьем будут наблюдать куда более пристально. Впрочем, вы можете настоять на том, чтобы вагинальный осмотр проводился каждый раз при посещении гинеколога.

Во время осмотра врач должен обратить внимание на размягчение шейки матки, уменьшение ее длинны на начальной стадии ИЦН, и раскрытие шейки на более поздней стадии. Остается один вопрос, какая длинна шейки матки считается нормальной? Многое зависит от срока, ведь ближе к родам уменьшение длины считается нормальным:

  • на сроке 24-28 недель: 35-45 мм;
  • после 28 недели: 30-35 мм.

Впрочем, в распоряжении врача только его собственные ощущения и гинекологическое зеркало. И если внешний зев матки еще не открыт, гинеколог может только предположить ИЦН, а более точно поставить диагноз при помощи ультразвукового исследования.

Исследование проводится вагинальным датчиком. Отмечаются следующие факторы, которые позволяют определить, имеет ли место истмико-цервикальная недостаточность:

  • длина шейки матки;
  • наличие раскрытия внутреннего зева.

Если внутренний зев уже начал открываться, а внешний еще находится в закрытом состоянии, шейка матки принимает V-вид, и это хорошо видно на УЗИ.

Лечение ИЦН

Только после того, как будет точно установлен диагноз, а также причина патологии, можно приступать к лечению ИЦН при беременности. Без знания причины, как и в любом другом случае, подобрать адекватное лечение не получится.

Прежде всего, выделяют функциональную ИЦН, возникающую на фоне гормональных сбоев. В этом случае назначается гормональная терапия, призванная восстановить нормальный уровень гормонов. Прием препаратов продолжают в течение 1-2 недель, после чего повторно осматривают пациентку. Если ситуация стабилизировалась, и шейка матки больше не раскрывается, то прием препаратов продолжают, сохраняя постоянный контроль за состоянием беременной. Если же ситуация ухудшается, отдают предпочтение другим способам лечения.

Второй способ лечения ИЦН при беременности – установка разгрузочного пессария, его еще называют кольцом Мейера. Фактически, оно представляет собой небольшую конструкцию из пластика особой формы. Его помещают во влагалище, и оно поддерживает шейку матки, перераспределяет вес плода и околоплодных вод. Консервативное лечение ИЦН позволяет сохранить беременность.

Кольцо Мейера может быть установлено практически на любом сроке, когда вообще целесообразно оттягивать роды. Именно его используют в случаях незапущенной ИЦН на фоне многоплодия или многоводия. Если же ИЦН ярко выражена, то данный способ может быть использован только как вспомогательный.

Насколько бы не был полезен пессарий, это все-таки инородное тело, которое может спровоцировать дисбиоз влагалища. Во избежание этого у женщины регулярно берут мазки, а также проводят профилактическую санацию антисептиками. В редких случаях могут быть назначены антибиотики.

Снимают кольцо после 37 недели, или же в том случае, если начинается родовая деятельность.

В случаях, когда пластикового кольца явно недостаточно, избирается следующий метод лечения ИЦН при беременности: наложение швов. Внутренний зев матки сужается и сшивается не рассасывающимися нитками. Чаще всего используются шелковые.

На каком сроке проводится операция? В данном случае все определяется индивидуально. Чаще всего, швы накладывают на ранних сроках, то есть до 17 недель. В зависимости от индивидуальных показаний операция может быть проведена и позже, но не позднее 28 недель. В этом вопросе пессарий выгодно отличается от швов, он может быть установлен и на более поздних сроках.

Наложение швов — довольно серьезная операция. Она проводится в условиях стационара, под местным, кратковременным наркозом. Особое внимание уделяется подбору наркоза. Он не должен повредить ребенку. Чтобы избежать осложнений, за несколько дней до операции обязательно берется мазок на микрофлору, а непосредственно перед процедурой проводят санацию влагалища. Мазки и санацию делают и после наложения швов.

Читать еще:  Что такое маховый момент двигателя

Повышенный тонус матки при уже наложенных швах – это серьезный риск. Поэтому часто пациенткам назначают препараты, снижающие тонус матки, такие как магнезия и гинипрал, а также спазмолитики, например, тот же папаверин.

Снять швы можно в простом кабинете гинеколога на кресле. Делают это в следующих случаях:

  • На 38 неделе, так как беременность уже считается доношенной, и в любой момент могут начаться роды;
  • Если на любом сроке начинается стабильная родовая деятельность;
  • Если околоплодные воды отходят или начинают подтекать, так как в этом случае есть риск инфицирования плода, и речь уже идет о срочном родоразрешении;
  • Если наблюдаются кровянистые выделения;

При прорезывании швов.

Если швы снимают не в соответствующий срок, а по причине возникающих осложнений, врачи проводят коррекцию и лечение этих осложнений. После этого принимается решение, проводить ли повторную коррекцию.

К сожалению, у этой процедуры, как и почти у всех лечебных процедур, имеется ряд противопоказаний. В том числе:

  • различные тяжелые заболевания матери;
  • патологии развития плода;
  • предлежание плаценты.

Соблюдение режима

Любая патология в течение беременности требует не только своевременного лечения, но и соблюдения того или иного режима. Истмико-цервикальная недостаточность не исключение. Женщине с этой патологией необходимо отказаться от лишних физических нагрузок, исключить половые контакты, побольше лежать. Пусть домашние дела за вас делают близкие. Не забывайте своевременно принимать все назначенные вам препараты.

Не последнюю роль играет и психологический настрой женщины. В этот период очень важен оптимизм, вера в успех и положительный исход ситуации. И, конечно же, не пропускайте плановые осмотры. От этого зависит ваше здоровье, и появление на свет вашего ребенка.

Роды при ИЦН

Поскольку ИЦН – это, по сути, неспособность мышечного кольца оставаться в закрытом состоянии, часто роды при ИЦН проходят стремительно. Конечно, и здесь все индивидуально, и время родов может быть разным.

Своевременная терапия и соблюдение режима, как правило, помогают будущей маме доносить ребенка до положенного срока. Тогда женщину заблаговременно кладут в стационар, где она находится под постоянным наблюдением.

В случаях, когда роды все-таки начинаются до срока, ситуация складывается несколько более сложная. Очень важно своевременно попасть в роддом, и при этом быть во всеоружии, то есть, хотя бы с папой документов: обменная карта, полис, паспорт. Особенно важна обменная карта, так как в ней содержатся сведения о вашей беременности, которые необходимы акушерам для правильного ведения родов. Поэтому женщинам с ИЦН особенно важно носить все документы с собой.

К счастью, истмико-цервикальная недостаточность встречается все-таки достаточно редко. А современная медицина позволяет решить и эту проблему, причем без вреда для женщины и ее малыша. Поэтому данного диагноза бояться не стоит. Главное, соблюдать все рекомендации вашего врача.

Если обнаружены трещины на коренных или шатунных шейках и на щеках коленчатого вала, его требуется заменить. Мелкие задиры, царапины, забоины и риски на шейках и поверхностях коленчатого вала двигателей ВАЗ, сопрягаемых с рабочими кромками сальников, нужно зачистить и заполировать. При износе более 0,03 мм или овальности более 0,03 мм, а также при наличии значительных задиров и рисок, шейки следует отшлифовать.

Зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала двигателей ВАЗ можно проверить расчетом, измерив детали, либо с помощью пластмассовой, оловянной или свинцовой проволоки.

Для этого необходимо сделать следующее.

1. Тщательно очистить рабочую поверхность вкладышей и шеек.
2. Установить шатун на шейке коленчатого вала согласно нумерации.
3. Поместить отрезок проволоки на поверхность шатунной шейки.
4. Установить крышку с вкладышем на шатун и затянуть гайки моментом 51 Нм (5,2 кгсм).
5. Поместить отрезок проволоки на поверхность коренной шейки.
6. Установить крышку с коренным вкладышем и затянуть болты моментом 80,4 Нм (8,2 кгсм).
7. Снять крышки.
8. По толщине сплющенной проволоки определить величину зазора.

Если зазор меньше предельного, прежние вкладыши можно использовать снова. При зазоре, большем чем допустимый, необходимо заменить вкладыши новыми. Если зазор больше предельного, то возможно использование номинальных или ремонтных вкладышей без шлифовки коленчатого вала.

Но если заменить вкладыши без перешлифовки коленчатого вала, то срок их службы составит половину срока службы новых. При благоприятных условиях эксплуатации удается еще раз установить новые вкладыши без перешлифовки вала, но они уже служат примерно треть срока новых. Так как зазоры велики и вкладыши разбиваются при перегрузках.

Зазоры в подшипниках коленчатого вала двигателей ВАЗ.

Если шейки коленчатого вала двигателей ВАЗ изношены и шлифуются до ремонтного размера, то устанавливают ремонтные вкладыши увеличенной толщины.

Установив коленчатый вал на призмы, индикатором проверяют:

— Биение коренных шеек.
— Биение посадочных поверхностей под звездочку, шкивы, маховик, подшипник первичного вала коробки передач.
— Смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек.
— Биение торцевой поверхности фланца.

Допуски биения шеек коленчатого вала двигателей ВАЗ.

Если установлено биение коренных шеек, то нужно промерить их микрометром. Если эллипсности шеек нет, значит, вал погнут.

Коленчатый вал может быть погнут при:

— Прилипании и проворачивании вкладышей.
— Работе с разбитым и стучащим вкладышем шатуна.
— Заклинивании поршня.
— Обрыве шатуна.

Цифры -0,25, -0,50, -0,75 и -1,00 указывают величину уменьшения диаметра шеек коленчатого вала после шлифования. Промерами всех коренных шеек на эллипсность и биение необходимо установить величину прогиба вала и решить, до какого ремонтного размера шлифовать коренные шейки, чтобы компенсировать погнутость. Также следует проверить, на эллипсность и биение посадочных мест под шкивы звездочки и маховик.

Размеры шеек коленчатого вала двигателей ВАЗ.

Контрольные параметры для коленчатого вала двигателей ВАЗ.

Два упорных полукольца, установленных по обе стороны заднего (на двигателях ВАЗ-1111 и 11113 — среднего) коренного подшипника, ограничивают осевое перемещение коленчатого вала. С передней стороны подшипника установлено сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны — металлокерамическое, желтого цвета. Полукольца могут изготавливаться нормальной толщины (2,310-2,360 мм) и увеличенной (2,437-2,487 мм).

Проверка осевого зазора между полукольцами и упорными поверхностями коленчатого вала двигателей ВАЗ осуществляется следующим образом.

1. Установить индикатор на магнитной подставке, уперев его шток в торец вала.
2. Вставить концы двух отверток между крайними щеками вала и стенками блока.
3. Перемещая вал отвертками, проверить по индикатору осевой зазор.

Проверка осевого зазора коленчатого вала двигателей ВАЗ.

Нормальный зазор для всех двигателей ВАЗ находится в пределах 0,06-0,26 мм. Если зазор больше максимально допустимого (0,35 мм), необходимо заменить упорные полукольца ремонтными, увеличенными на 0,127 мм.

Осевой зазор коленчатого вала можно проверить прямо на автомобиле. Осевое перемещение коленчатого вала создается нажатием и отпусканием педали сцепления, а величина зазора определяется по величине перемещения переднего конца вала.

Шлифование шеек коленчатого вала двигателей ВАЗ.

Шейки шлифуют с уменьшением диаметра до ближайшего ремонтного размера. При шлифовании выдерживают размеры галтелей шеек, овальность и конусность коренных и шатунных шеек в пределах установленных норм. До завершения шлифовки вала приобретать вкладыши не стоит, так как неизвестен нужный размер.

В результате скручивания вала при работе и остаточной деформации возникает несоосность шатунных шеек, исправление которой при шлифовании может потребовать перехода не к очередному ремонтному размеру, а через него к следующему.

Читать еще:  Газ соболь 4х4 тюнинг двигателя
Контроль обработки галтелей шеек коленчатого вала двигателей ВАЗ.

Этого же может потребовать и брак шлифовщика, «запоровшего» одну из шеек. Ведь не всегда учитывают жесткость, материал, длину и вес вала, как это требуется при обработке. Кроме того, устанавливать вал для шлифовки следует только в центрах. При этом обработка ведется от базовых размеров и осей изготовителя, а также устраняется опасность прогиба вала.

Закрепление вала в патроне ведет к его деформации и отклонению от осей из-за неточности положения кулачков в самом патроне, несоосности патрона и задней бабки. В результате вместо прежних величин овальности, конусности, несоосности и биения шеек появятся новые, тоже превышающие допустимые. Вал лишь по виду будет выглядеть красиво.

Еще одна важная особенность. Вращение вала в станке должно быть в ту же сторону, что и при работе в двигателе. При трении шеек о вкладыши верхний слой металла шеек должен испытывать усилия в том же направлении, что и при обработке шеек. Иначе сопротивление трению возрастает из-за незаметных «волн» остаточного напряжения верхнего слоя металла от действия резца или шлифовального круга.

Хорошо отшлифованные шейки не должны иметь следов прижита. После шлифовки снова проверяются биение вала, овальность, конусность и размеры шеек. При небрежном шлифовании коренных шеек можно повредить поверхности, контактирующие с упорными шайбами.

Смещение осей шатунных шеек от плоскости, проходящей через оси шатунных и коренных шеек, после шлифования должно быть в пределах ±0,35 мм для всех двигателей. Для проверки необходимо выставить вал на призмах так, чтобы ось шатунной шейки первого цилиндра находилась в горизонтальной плоскости, проходящей через оси коренных шеек.

Шлифовка шеек коленчатого вала двигателей ВАЗ.

Индикатором нужно проверить смещение в вертикальном направлении шатунных шеек второго, третьего и четвертого цилиндров относительно шатунной шейки первого цилиндра. На первой щеке коленчатого вала следует отмаркировать величину уменьшения коренных и шатунных шеек (например, К 0,25; Ш 0,50).

Шейки и места, контактирующие с сальниками, необходимо отполировать. Чистота поверхности должна быть примерно 0,2-0,4 мкм, так как сальники работают долго лишь при шероховатости не более Ra = 0,16-0,32 мкм и овальности вала до 0,05 мм.

Ориентиром шероховатости поверхностей может служить новый шарик или ролик подшипника, шероховатость которого менее 0,32 мкм. Размеры шеек при шлифовании следует контролировать не микрометром, а индикатором. Позволяющим непрерывно следить за изменением размера шлифуемой шейки. После шлифования и полировки шеек нужно промыть коленчатый вал для удаления остатков абразива. Удалить заглушки каналов для смазки и несколько раз промыть каналы бензином под давлением.

Прежде чем доверить шлифование своего коленчатого вала специалисту из мастерской, посмотрите, как там поставлено дело. Если коленвалы, ожидающие ремонта или уже отремонтированные, лежат на стеллажах или верстаках, если вал крепится на станке не в центрах, а в патроне, если измерения ведут не индикатором, а микрометром или даже штангенциркулем, бегите оттуда и ищите другую мастерскую.

Все длинные точные детали — коленчатые и распределительные валы — должны храниться в подвешенном состоянии во избежание прогиба. В крайнем случае — лежа. Имея опоры под коренными шейками.

Подшипники коленчатого вала двигателей ВАЗ.

На вкладышах и упорных полукольцах не производят никаких подгоночных операций. При наличии задиров, рисок или отслоения антифрикционного слоя, вкладыши и полукольца нужно заменить. При правильных зазорах и сборке обеспечивается свободное вращение коленчатого вала.

А при слишком малых зазорах возможен проворот вкладышей со смятием замков и перекрытием масляного канала в шейке вала. Из-за отсутствия смазки они плавятся, прилипают к валу. Снова проворачиваются и буквально обдирают шейку. Нередко так глубоко, что перешлифовкой не удается получить даже последний ремонтный размер.

Лучше проверить новые вкладыши шатунных подшипников до сборки узлов. Шатуны с вкладышами, но без поршней, необходимо установить на шейки коленчатого вала, лежащего на верстаке. После чего затянуть гайки рекомендованным моментом.

Далее нужно проверить легкость скольжения в подшипниках. Поднять висящий верхней головкой вниз шатун на 45 градусов и отпустить. Под действием собственного веса он должен плавно опуститься в прежнее положение. Опуститься, а не упасть (при слишком большом зазоре) и не застрять в поднятом положении (при недостаточном зазоре).

Дефекты вкладышей коленчатого вала двигателей ВАЗ.

Если после затяжки болтов вал не проворачивается рукой, крышку нужно снять и проверить вкладыши. Места защемления хорошо заметны. Чаще всего они бывают возле замков. Аккуратно зачистите их шабером. Не стоит работать шкуркой. Так как в мягкой поверхности вкладыша могут остаться крупинки абразива, которые будут царапать вал и вкладыш.

Нежелательно использование старых вкладышей с прокладками под них из фольги или бумаги. Как это практиковалось во времена дефицита запчастей. Нарушение геометрии сопряжения подшипника и вала ускорит износ шеек и увеличение их овальности до степени, неисправимой шлифовкой или вынуждающей шлифовать, перепрыгивая через ремонтный размер, сокращая тем самым ресурс вала.

Толщина вкладышей коленчатого вала двигателей ВАЗ.

Затягивать болты лучше при проворачивании вала рукой. Легкого вращения вала удается добиться только постепенной затяжкой и вращением для осадки вкладышей в постелях и замках. Затянуть болты, вращать вал, пока он не станет вращаться легко, вновь затянуть и снова вращать и т. д. Так поступают с каждым подшипником. После сборки всех коренных подшипников вал должен проворачиваться от усилия рук, воздействующих на противовесы или на звездочку.

После завершения работы и проверки легкости вращения вала нужно снять крышку заднего подшипника (на двигателях ВАЗ-1111, 11113, 2110, 2111 — среднего) и установить в гнезда опоры два упорных полукольца выемками к упорным поверхностям коленчатого вала. С передней стороны опоры следует установить сталеалюминиевое полукольцо, а с задней стороны — металлокерамическое. На последнем этапе нужно проверить осевой зазор коленчатого вала.

По материалам книги «Ремонт двигателя своими руками».
Волгин В.В.

Ремонт коленчатых валов

Шлифовка коленвала выполняется на вращающемся наждачным круге. В процессе работы вал поворачивают вокруг осей базирования то коренных, то шатунных шеек. Также необходимо следить за соблюдением межцентрового состояния и крайне бережно отнестись к сохранению форме галтелей, иначе ремонт может только ускорить разрушение коленчатого вала.

После шлифовки вал необходимо динамически отбалансировать в сборе с маховиком, чтобы избежать вибрации в отремонтированном двигателе. Однако на практике это условие редко выполняется, особенно при индивидуальном ремонте.

В некоторых случаях устранить повреждения шеек шлифованием невозможно. Тогда можно рассмотреть вариант наплавке или напыления (в том числе — плазменного) с последующим шлифованием под нулевой (номинальный) размер. В зависимости от наплавляемого материала прочность шейки может даже повыситься по сравнению с заводскими значениями. На финальной стадии обработки шейки полируют и подвергают финишированию до получения оптимальной степени шероховатости.

Важно учитывать, что размеры шеек одного типа обязательно должны совпадать. Разные типы же могут иметь разные диаметры. Например, коренные могут быть второго ремонтного размера, а шатунные – третьего. Исключение – ситуации полевого ремонта, при котором шейки могут вообще не иметь стандартного ремонтного размера.

Также необходимо отметить, что специфика нагрузок, приходящихся на коленвал, часто вызывает его поломку. Чаще всего это случается из-за увеличения зазоров с вкладышем, что влечет за собой ухудшение смазки. Сломанный коленвал не ремонтопригоден и подлежит замене.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector