Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое шпонка на двигателе

Шпонка представляет собой некую деталь, являющуюся промежуточным звеном для передачи вращательного момента вала ступице. Данный процесс осуществляется за счет образования напряжения смятия шпоночных пазов. Именно по этой причине шпоночные соединения относят к группе жесткого способа передачи вращения.

В большинстве случаев шпонками пользуются в низко нагруженных изделиях. Преимущественно для деталей мелкой серии. Происходит это из-за малой несущей нагрузки шпонок, причина которой кроется в наличии следующих недостатков:

  • Шпоночные пазы уменьшают поперечную площадь вала, что отрицательно влияет на его прочностные характеристики. Особенно это имеет сильный эффект на пустотелых валах с отношением внутреннего и наружного радиусов 0,6. Изготовление шпоночных пазов в таких условиях является неприемлемым.
  • Форма паза отличается резкими переходами, что служит причиной образования концентраторов напряжения. Все это заметно снижает устойчивость соединения к циклическим нагрузкам.
  • Достаточно низкая технологичность.

Несмотря на все вышеуказанные недочеты шпонки все равно активно применяются в отраслях машиностроения из-за упрощенной конструкции и низкой стоимости. Но на массовом и крупносерийном производстве высоко ответственных деталей шпонки уступили более совершенным во всех планах шлицевым соединениям.

Шпонка и шпоночный паз коленвала.

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#1 Penguin

Мужики, т.к. для меня данная тема очень актуальна и по сей день, позвольте начать маленький срач
Перечитал кучу тем по поводу шпоночных пазов. Всё разделено на 2 лагеря ))) Кто-то говорит, что именно шпонка несет всю нагрузку, кто-то, что шпонка больше для «центровки» сборки узлов, лишь как направляющая, по большей части.

Хотелось бы услышать и ваши мнения. И так, суть сабжа: сегментная шпонка на коленвале(-лу).

Уважаемые знатоки, внимание — вопрос:

Передача крутящего момента достигается: — в посадке шестерни (сила трения в торцах, читать как «затяжкой болта») или в передаче момента за счёт шпонки?

Прикрепленные изображения

Сообщение отредактировал Penguin: 29 апреля 2018 — 09:51

  • Наверх

#2 andira2002

А вопрос то в чём??

  • Наверх

#3 Penguin

вопрос:
Передача крутящего момента достигается:
— в посадке шестерни (сила трения в торцах, читать как «затяжкой болта») или в передаче момента за счёт шпонки?

Сообщение отредактировал Penguin: 28 апреля 2018 — 19:02

  • Наверх

#4 Serega FOX

  • Наверх

#5 AnM

Тоже в нашем случае голосую за шпонку.

  • Наверх

#6 Penguin

А как же затяжка таким моментом? . (кстати, сколько точно? 120Hm?) Разве не для того, чтобы прижать хорошенько торцевые части, тем самым обеспечив неподвижность сочленений.

Сообщение отредактировал Penguin: 28 апреля 2018 — 20:22

  • Наверх

#7 andira2002

А как же затяжка таким моментом? . (кстати, сколько точно? 120Hm?) Разве не для того, чтобы прижать хорошенько торцевые части, тем самым обеспечив неподвижность сочленений.

  • Наверх

#8 Alex3337

+1000 Шпонка ( моё мнение )

Почему — переведу пример на колёса ( затягиваются с усилием, не прокручивают за счёт шпилек, бывают прослабляются и разбивает вначале посадочные у диска а потом срезает шпильки ) Диски бывают прикипают так что хрен сдёрнешь, открути гайки и поедешь но до времени.

Не спорю что конус держит, но до времени, поэтому и шпилька предохранительная, но не будь свободного хода — только она не даст провернуть.

  • Наверх

#9 fikssn

Менял ГРМ на рено SANDERO, обратил внимание, что шкив вспомогательных агрегатов держится только за счет затяжки болта (30 н.м + доворот на 80градусов). Показалось не надежно. Думаю шпонка и затяжка, иначе разобьет шпонку.

  • Наверх

#10 железкин79

  • Наверх

#11 Penguin

на фроське тоже было.

  • Наверх

#12 Алексей Барнаул

Шайбу, шайбу, блин шпонку, шпонку.

Вопрос как на первом курсе детского сада.

  • Наверх

#13 ashvud

Шпонка — страховка правильности соединения, пока она сидит без люфта — основную нагрузку несет именно сопряжение деталей, как только в узле появляется хоть малый люфт — основная нагрузка немедленно перераспределятся на шпонку.

  • Наверх

#14 AnM

Смотрю тут уже опрос организовали.

А для моей версии варианта нет )) Мой вариант — смотря как собирали . т.е. что удерживали при закручивании болта? шкив или колено . от этого и будет зависеть степень занятости шпонки в процессе передачи нагрузки в уже собранном узле.

Хотя выше я голосовал за шпонку . Но я думал, что основной вопрос стоит все-таки в том нужна ли шпонка вообще или нет в нашем случае. По-этому проголосовал ЗА шпонку.

  • Наверх

#15 Penguin

Шпонка — страховка правильности соединения, пока она сидит без люфта — основную нагрузку несет именно сопряжение деталей, как только в узле появляется хоть малый люфт — основная нагрузка немедленно перераспределятся на шпонку.

Вот, честно говоря, тоже пришел к такому мнению после перечитывания кучи форумов с аналогичными обсуждениями.

Смотрю тут уже опрос организовали.

А для моей версии варианта нет )) Мой вариант — смотря как собирали . т.е. что удерживали при закручивании болта? шкив или колено . от этого и будет зависеть степень занятости шпонки в процессе передачи нагрузки в уже собранном узле.

Хотя выше я голосовал за шпонку . Но я думал, что основной вопрос стоит все-таки в том нужна ли шпонка вообще или нет в нашем случае. По-этому проголосовал ЗА шпонку.

Читать еще:  1p64f что за двигатель

А если шестерня сидит без люфтов на кв, т.е. считай на шпонке. То какая разница как затягивалось? Или если при удержании за шкив, то нагрузка на левую сторону шпонки всё-равно как-то повлияет на соединение?

  • Наверх

#16 железкин79

Сообщение отредактировал железкин79: 29 апреля 2018 — 22:55

  • Наверх

#17 Penguin

Неее, это слишком просто. Вырвало кусок из паза, шпонку согнуло вдоль + болт остался там. Давно знал, что закалка и цементация коленки только на пару милиметров от поверхности. Полуавтомат с медной репликой шпонки с коленкой вполне справился, болт рассверлил на новый диаметр. Конечно же это была кама сутра, но мотор не снимал. Потому и уверен, что затяжка. Шпонка — метка по которой устанавливается шкив кв, имеющий свои собственные метки для зажигания, другими словами она для правильного выставления положения шкива кв относительно кв. В мануалах пишут про специальный инструмент или предусмотренное отверстие для предотвращения прокручивания кв при затяжке болта кв, при этом блокируется именно шкив, а толщина шпонки так же может говорить о ее функции предохранителя в случае потери момента затяжки, то есть если почувствовал или услышал ппц под капотом — есть время заглушить двигатель. ИМХО.
з.ы. Та же петрушка была с MMS с той лишь разницей, что развалился шкив кв.

У меня 1 в 1 ))) Сейчас в процессе.
https://forum4x4club. howtopic=158826
Шпонпаз тоже восстановил полуавтоматом. Но начал углубляться в тему, и очкую, а не маловато ли будет. может усилить это соединение, засверлившись ещё пару «дыр» ?
Но с другой стороны, много инфы по поводу того, что шпонка вторична, главное затяжка болта.

Форум Хабаровска — 27R.Ru — 27 Регион

Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

вроде как достаточно распространенная поломка:

На коленвале немного открутился торцевой болт, который крепит зубчатый
шкив ремня ГРМ и большой шкив наружных ремней.
В результате разбило шпонку под зубчатым шкивом ГРМ.
Замена данного шкива и установка сурогатной шпонки особо не помогло. Снова разбило за 4 дня.

Вечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?
Замену коленвала, замену двигателя не предлагать.
Интересен конкретный опыт с результатами, как положительными так и отрицательными.

Есть предложения посадить все это хозяйство на хорошую холодную сварку. Что скажите?

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Непрочитанное сообщение TDA_ » 07 ноя 2009, 20:01

surik_v писал(а): Вечный вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ?
Замену коленвала, замену двигателя не предлагать.
Интересен конкретный опыт с результатами, как положительными так и отрицательными.

Есть предложения посадить все это хозяйство на хорошую холодную сварку. Что скажите?

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

думаю проблема еще в том, что концевик на коленкале немного тоже подразбило.
поэтому даже новый шкив одевался на вал спокойно руками без усилий.
по всей видимости такой люфт сожрет и новый паз шпоночный.
поэтому на ум приходит два варианта:
— расточить шкив внутри и сделать втулку с новым пазом, чтобы очень туго одевался на вал.
— посадить на холодную сварку (очень хорошую)

а почему тока не садить на холодную сварку? какие противопоказания?

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

да че уж холодную сварку, сразу на скотч тогда сади.

если совсем разбило — может правда прихватить в паре мест сваркой обычной не холодной, с таким расчетом. чтобы потом болгаркой сдуть если снять понадобится.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Непрочитанное сообщение mals » 07 ноя 2009, 21:26

ага, про скотч верно замечено. была такая же байда, отогнал в «ламарк», там «приварили» cjr, типа холодной сварки, дали пожизненную гарантию. только продержалась она у меня 1500 км, до владика и обратно съездил и опять. клейщик сам охренел, то, что не выдержало, ходил и смущенно «как же так, ведь намертво же скрепляет». так машину и продал, потом слышал, что опять разбивало и поменяли коленвал.

ps. правда я там обороты в районе 4,5-5 постоянно держал с пиками до 6,7, когда во владик и обратно ездил, может из-за такой нагрузки, но тем не менее.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

mals писал(а): ага, про скотч верно замечено. была такая же байда, отогнал в «ламарк», там «приварили» cjr, типа холодной сварки, дали пожизненную гарантию. только продержалась она у меня 1500 км, до владика и обратно съездил и опять. клейщик сам охренел, то, что не выдержало, ходил и смущенно «как же так, ведь намертво же скрепляет». так машину и продал, потом слышал, что опять разбивало и поменяли коленвал.

ps. правда я там обороты в районе 4,5-5 постоянно держал с пиками до 6,7, когда во владик и обратно ездил, может из-за такой нагрузки, но тем не менее.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Catzilla
фрезернуть новый паз не получится — сместиш зубчики на шестерне ГРМ — это раз. Уйдут метки ВМТ и опережения на большом шкиве — это два.

Читать еще:  Что такое поддон двигателя автомобиля

так что не все так просто как может показаться. Учитывая материал колена скорее всего под замену.
Если разбило шкивы то чутка попроще. В большом можно продолбить паз и разметить новые метки а маленький хрен продолбите. Во первых он азотированный, во вторых каленый, а втретьих из 30 ХГС. Удачи.

Выход только один — найти фрезеровщика. который выполнит новый паз в колене со смещением 180 градусов. Так будет наименьшая ошибка. Потом шкив перемаркировать. Предварительно надо сосчитать зубья на малой шестерне. Если их количество не кратно 2-м, то вам крупно не повезло.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Непрочитанное сообщение TDA_ » 07 ноя 2009, 23:34

если не кратно, то можно угол сделать чуть меньше
Потому, что холодная сварка отстой
Есть на самом деле много вариантов..
Например посадить на краску.

Более перспективный но и менее правильный . Привари шпонку к валу и продай машину.

Если хочеш сделать хорошо, и не против секаса, изготовь шпонку из меди, зафиксируй ее на валу. Заплавь сколы на валу. Вытащи шпонку. Обработай вал чтобы шкив садился. Собери.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Ну смех смехом, а я ни первый раз слышу про сваркой прихвати, но сам не пробовал.

Менять колено — попа, придётся снимать коробку, а иногда и двиг целиком.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Непрочитанное сообщение TDA_ » 08 ноя 2009, 21:58

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

не из какого не из прутка
шпонки делают просто из подходящего по прочности и твердости материала на обычном плоско-шлифовальном станке. Во всяком случае мы так делаем. Заготовки фрезеруются, потом калятся, потом доводятся на шлифовалке. Всего делов. А про мифический пруток. — дайте его стандартное обозначение в сортаменте, тогда поверю.

Вопрос — зачем менять вкладыши, если они еще вполне нормальные? Неужели нельзя те же самые поставить на свои же места. Что изменится? ИМХО — новый ставят только для того, чтобы потом второй раз двигу не разбирать для капиталки, раз уж ее итак уже разобрали. Тогда уж и кольца смените и сальники по краям.

Перефрезеруйте паз, никакие наплавки и графитовые шпонки не помогут. Наплавленый материал будет хуже + получите зону термического влияния на хвостовике колена и радуйтесь если шкив вообще не отвалится через 1000 км. Фрезеровка шпоночного паза простейшая процедура, выполняемая на вертикалке палцевой фрезой (калиброваной по нормальному классу). Делов на час с установкой детали в станок. С чего вы взяли, что это дороже нового колена?

Электродов специально для наплавки нет. Есть материал, есть его физико-химические свойства и есть соответствующий этому всему электрод. Будет ли это Э42 или УОНИИ или Сармайт выбирается исключительно из того, что вы хотите получить после наплавки. Можно и СВ08Г2С наплавлять и неплохо получится, тока смотря для чего.

Re: Ремонт. Разбило шпонку на коленвале под шкивом ГРМ.

mail_robot
ай Дима, столько грамот в кабинете не стене, а про вкладыши не знаешь

Стандартные вкладыши идут нескольких размерных групп, под каждую шейку на заводе подбирается свой.
Коренных насколько я помню у Тойоты 3 номера, шатунных 5. Делается это для более ровного обеспечения маслянного зазора.

Если ставить стд вал — размеры шеек (в пределах тысячных) — будут другие, маслозазор будет уже не ровный, за пределы допуска врядли выйдет, но всёравно это неправильно. И если где то нагрузка высокой будет — может и не выдежржать.

А вообще вкладыши на капиталке меняют из-за их износа. Прямого контакта металла об металл там конечно нету, но постоянная маслянная плёнка и неочищенные частички грязи изнашивают вкладышь.

Шпоночные соединения

Служат для передачи крутящего момента от вала к ступице или наоборот.
Наибольшее распространение получили ненапряженные шпоночные соединения, в которых окружное усилие воспринимается боковыми поверхностями шпонок

Призматические и сегментные шпонки стандартизованы и подбираются по таблицам ГОСТ в зависимости от диаметра вала. Длина шпонок рассчитывается. Материал шпонок — Сталь 45, Сталь 50, для призматических шпонок — чистотянутая по профилю. Как правило, применяют лишь одну шпонку вследствие трудности пригонки нескольких (не более двух)

Расчет ненапряженных шпоночных соединений

Для упрощения расчета предполагается равномерная эпюра распределения нагрузок на боковую поверхность шпонки (хотя в действительности она неравномерна).
Шпонки рассчитываются на смятие и срез от действующего по диаметру вала окружного усилия

где h, b, l — высота, ширина и длина шпонки;

[σ]см, [τ] — допускаемые напряжения смятия и среза

Длина шпонки выбирается по более опасному напряженному состоянию

Соединения шпоночные с призматическими шпонками по ГОСТ 23360

Основные размеры шпонок и сечений пазов

Читать еще:  Что такое поперечный тип двигателя

Диаметр вала d, ммШирина шпонки bВысота шпонки hРадиус закругления или фаска Sх45°Глубина паза вала t1Глубина паза ступицы t2
св. 12 до 17550,16 — 0,253,02,3
св. 17 до 22660,16 — 0,253,52,8
св. 22 до 30870,16 — 0,254,03,3
св. 30 до 381080,25 — 0,45,03,3
св. 38 до 441280,25 — 0,45,03,3
св. 44 до 501490,25 — 0,45,53,8
св. 50 до 5816100,25 — 0,46,04,3
св. 58 до 6518110,25 — 0,47,04,4
св.65 до 7520120,4 — 0,67,54,9
св. 75 до 8522140,4 — 0,69,05,4
св. 85 до 9525140,4 — 0,69,05,4
св. 95 до 11028160,4 — 0,610,06,4
св. 119 до 13032180,4 — 0,611,07,4

Ряд длин шпонок: 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 25, 28, 32, 36, 40, 45, 50, 56, 63, 70, 80, 90, 100, 110, 125, 140, 160, 180, 200, 220, 250, 280

Пример условного обозначения шпонки исполнения 1 по ГОСТ 23360-78 b = 18мм, h = 11мм, l = 70мм:
Шпонка 18×11×70 ГОСТ 23360-78
То же, исполнение 2:
Шпонка 2-18×11×70 ГОСТ 23360-78

Соединения шпоночные с сегментными шпонками по ГОСТ 24071

Диаметр вала d, ммСечение шпонки bxhxDДлина шпонки lГлубина паза вала t1Глубина паза ступицы t2r или Sх45°r1 или S1х45°
св. 12 до 144х6; 5х1615,75,01,80,25 — 0,40,16 — 0,25
св.14 до 164х7; 5х1918,66,01,80,25 — 0,40,16 — 0,25
св. 16 до 185х6; 5х1615,74,52,30,25 — 0,40,16 — 0,25
св. 18 до 205х7; 5х1918,65,52,30,25 — 0,40,16 — 0,25
св. 20 до 225х9х2221,67,02,30,25 — 0,40,16 — 0,25
св. 22 до 256х9х2221,66,52,80,25 — 0,40,16 — 0,25
св. 25 до 286х10х2524,67,52,80,25 — 0,40,16 — 0,25
св. 28 до 328х11х2827,38,03,30,4 — 0,60,25 — 0,4
св. 32 до 3810х13х3231,410,03,30,4 — 0,60,25 — 0,4
св. 38 до 4412х19х6559,116,03,30,4 — 0,60,25 — 0,4

Пример условного обозначения шпонки исполнения 1 по ГОСТ 24071-80 сечением b × h = 5 × 6,5 мм :
Шпонка 5×6,5 ГОСТ 24071-80
То же, исполнения 2 сечением b х h1 = 5 х 5,2 мм
Шпонка 2-5×5,2 ГОСТ 24071-80

Как мы видим по картинке, такой вид шпонки выглядит отличительно от всех, имея овальную форму. Если рассматривать ее технические особенности, то она имеет высокую степень к ржавчине. Чтобы этого не происходило, необходимо натянуть муфту и вал. Такой металлический продукт применяется в подвижных устройствах, где требуется дополнительное крепление.

А назначение призматической детали — роль в качестве предохранителя.

Зубчато-кольцевые шпонки

Сопряжения на зубчато-кольцевых шпонках осуществляются непосредственным вдавливанием шпонки в древесину соединяемых элементов.

В сопряжениях на зубчато-кольцевых шпонках обязательна постановка стяжных болтов, располагаемых в центре шпонок.
Болты являются рабочими связями, обеспечивающими начальное плотное смыкание сопрягаемых элементов и воспринимающими распор шпонок. Болты должны ставиться плотно в отверстия, отвечающие их диаметру.
Размеры болтов и шайб, приведенные в таблице для данного диаметра шпонки, не могут быть уменьшены при неполном использовании допускаемых усилий на шпонки.

В каждой рабочей части растянутых стыков следует ставить не менее двух стопок шпонок.

Толщина накладок и прокладок в стыках должна быть, как правило, не менее толщины основных элементов (досок).
При проверке напряжений в элементах учитывается ослабленние как шпонкой, так и болтом. Ослабление болтом учитывается в пределах неослабленной шпонками толщины сечения, причем глубина ослабления элемента одной шпонкой принимается равной 1,3 см.

Бентонитовый шнур или гидрошпонка что лучше?

Данные гидроизоляционные материалы используются в разных случаях: гидрошпонки устанавливают на ответственных участках, где существует большая вероятность проникновения влаги. Бетонитовый шнур же, напротив, применяется на менее ответственных участках, где не требуется плотная изоляция.

Каждый материал имеет свои плюсы, однако, все зависит от вида работ и опытности производителя. В отличие от набухающего профиля, шпонка имеет больше положительных характеристик:

  • не деформируется от длительного воздействия давления;
  • обладает более широким температурным диапазоном эксплуатации;
  • производится в нескольких вариациях. Это позволяет сделать стык с минимальным промежутком.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что применение гидрошпонки будет более правильным, а главное – надежным выбором на сегодня. Если у Вас остались вопросы по выбору гидроизоляции, характеристикам и расчёту количества материалов, набирайте номер +7(499)653 72 82. Опытные профессионалы бесплатно окажут Вам помощь. Не теряйте момент, делайте Ваш дом лучше!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector