Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое сопротивление изоляции двигателя

Здесь важно понять, что те материалы, которые применяются в качестве изоляционной обмотки для электрического двигателя, по сути своей не являются чистыми диэлектриками. Все они в большей или меньше степени проводят электрический ток. Это во многом зависит от их физических и химических свойств.

Вам будет интересно: Психология. Рассудительность — это.

Помимо того, что на показатель сопротивления изоляции влияют эти факторы, здесь нужно учесть еще и то, что такая характеристика как влажность играет очень важную роль. Кроме того, механические повреждения, а также возможные разнообразные загрязнения и пыль могут негативно сказываться на данной характеристике. Из-за всех этих факторов такая операция как измерение сопротивления является неотъемлемой частью рабочего процесса электрического двигателя.

Что такое сопротивление изоляции двигателя

электроизмерения
проектирование
электромонтаж

Электролаборатория

Эти люди доверяют нам

  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Электродвигатели переменного тока

    1.8.15.Электродвигатели переменного тока напряжением до 1 кВ испытываются по пп. 2, 4б, 5, 6.
    Электродвигатели переменного тока напряжением выше 1 кВ испытываются по пп. 1-6.
    1. Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1 кВ.
    Электродвигатели переменного тока включаются без сушки, если значение сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции не ниже указанных в табл. 1.8.9.

    Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции
    для обмоток статора электродвигателей

    Мощность, номинальное напряжение электродвигателя, вид изоляции обмоток

    Критерии оценки состояния изоляции обмотки статора

    Значение сопротивления изоляции, МОм

    Значение коэффициента абсорбции R60/R15

    1. Мощность более 5 МВт, термореактивная и микалентная компаундированная изоляция

    При температуре 10-30 °С сопротивление изоляции не ниже 10 МОм на 1 кВ номинального линейного напряжения

    Не менее 1,3 при температуре 10-30°С

    2. Мощность 5 МВт и ниже, напряжение выше 1 кВ, термореактивная изоляция

    3. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение выше 1 кВ, мощностью от 1 до 5 МВт включительно, а также двигатели меньшей мощности наружной установки с такой же изоляцией напряжением выше 1 кВ

    Не ниже значений, указанных в табл. 1.8.10.

    4. Двигатели с микалентной компаундированной изоляцией, напряжение выше 1 кВ, мощностью более 1 МВт, кроме указанных в п.3

    Не ниже значений, указанных в табл. 1.8.10.

    5. Напряжение ниже 1 кВ, все виды изоляции

    Не ниже 1,0 Мом при температуре 10-30°С

    6. Обмотка ротора

    7. Термоиндикаторы с соединительными проводами, подшипники

    В соответствии с указаниями заводов-изготовителей

    2. Измерение сопротивления изоляции.
    Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей напряжением выше 1 кВ должны соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.8.10.
    У синхронных электродвигателей и электродвигателей с фазным ротором на напряжение 3 кВ и выше или мощностью более 1 МВт производится измерение сопротивления изоляции ротора мегаомметром на напряжение 1000 В. Измеренное значение сопротивления должно быть не ниже 0,2 МОм.
    3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты. Производится на полностью собранном электродвигателе.
    Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса.
    Значения испытательных напряжений приведены в табл. 1.8.11. Продолжительность приложения испытательного напряжения 1 мин.

    Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей (табл. 1.8.9, пп. 3, 4)

    Температура обмотки, °С

    Сопротивление изоляции R60«, МОм, при номинальном напряжении обмотки, кВ

    Испытательные напряжения промышленной частоты
    для обмоток электродвигателей переменного тока

    Мощность электродвигателя, кВт

    Номинальное напряжение электродвигателя, кВ

    Испытательное напряжение, кВ

    1 . Обмотка статора

    От 1,0 и до 1000

    От 1000 и более

    До 3,3 включительно

    От 1000 и более

    Свыше 3,3 до 6,6 включительно

    От 1000 и более

    2. Обмотка ротора синхронных электродвигателей, предназначенных для непосредственного пуска, с обмоткой возбуждения, замкнутой на резистор или источник питания.

    8-кратное Uном системы возбуждения,

    3. Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором.

    4. Резистор цепи гашения поля синхронных двигателей.

    5. Реостаты и пускорегулирующие резисторы.

    *Uр напряжение на кольцах при разомкнутом неподвижном роторе и номинальном напряжении на статоре.

    4. Измерение сопротивления постоянному току.
    Измерение производится при практически холодном состоянии машины.
    а) Обмотки статора и ротора*
    ________________
    * Сопротивление постоянному току обмотки ротора измеряется у синхронных электродвигателей и асинхронных электродвигателей с фазным ротором.
    Измерение производится у электродвигателей на напряжение 3 кВ и выше. Приведенные к одинаковой температуре измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, а также обмотки возбуждения синхронных двигателей не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на 2 %.
    б) Реостаты и пускорегулировочные резисторы
    Для реостатов и пусковых резисторов, установленных на электродвигателях напряжением 3 кВ и выше сопротивление измеряется на всех ответвлениях. Для электродвигателей напряжением ниже 3 кВ измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.
    Значения сопротивления не должны отличаться от исходных значений более чем на 10 %.
    5. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом.
    Продолжительность проверки не менее 1 часа.
    6. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.
    Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования. Проверяется тепловое и вибрационное состояние двигателя.

    Электролаборатория в ЖК «Достояние»

    Электролаборатория в ЖК «Достояние»узнать больше.

    Электролаборатория в ЖК Маяк

    Наша электролаборатория работает в ЖК «Маяк»узнать больше.

    Электролаборатория в ЖК Наследие

    Наша электролаборатория работает в ЖК «Наследие»узнать больше.

    Есть вопросы?
    Мы ответим!

    Не дозвонились?

    Только в
    10%
    позвоните нам
    для получения скидки

    Новости

    ЖК Семеновский парк появилась прописка

    Новый ЖК в московском районе Соколиная гора. . узнать больше.

    В юго-восточных районах Москвы восстановлено электроснабжение

    Снабжение электричеством жилых домов на юго-востоке столицы восстановлено . узнать больше.

    Освещать Москву начали 289 лет назад

    В этот день, 27 ноября, только в 1730 году, началось непрерывное освещение Москвы . узнать больше.

    © ООО «Элкомэлектро» — Электролаборатория для вас : 8-495-723-00-95
    город Москва, улица Озёрная, дом 46/2, офис 403

    Несколько слов о мультиметре

    Большинство мультиметров имеют функцию замера сопротивления. Но измеряют они не сопротивление изоляции, а сопротивление электрической цепи.

    Поэтому для проведения периодических проверок сопротивления изоляции он не предназначен. Мультиметр позволит вам своими руками отыскать место повреждения провода, найти плохой контакт, проверить целостность заземляющего проводника, а также еще целый ряд необходимых задач. Но замерить сопротивление изоляции он не способен.

    Как подключить мегаомметр

    Для получения корректных данных сопротивления, во время подключения необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего нужно акцентировать внимание на том, что на корпусе устройства присутствует 3 гнезда, которые обозначены определенными буквами, такими как:

    • Э – экран;
    • Л – линия;
    • З – земля.

    Как правило, каждый мегаомметр имеет в комплекте 3 щупа. К первому подсоединяются два наконечника. Используется только, когда имеется необходимость исключить токовую утечку. Присоединяется данный щуп к экрану, если таковой имеется. Остальные же щупы должны быть соединены с теми гнездами, которые соответствуют маркировкам данных приспособлений.

    Когда надо померить только сопротивление изоляции без учета экрана, следует подключить лишь два щупа. Их надо подсоединять в гнезда З и Л. Другие их стороны должны быть подсоединены к объекту посредством «крокодилов». Это происходит следующим образом:

    • при тестировании на пробой между кабелями «крокодилы» крепятся к исследуемым проводам;
    • для определения пробоев на «землю» «крокодилы» прикрепляются к «земле» и жиле, что есть токоведущей.

    Чаще проверка проводится на выявление пробоя. Это обусловлено тем, что тестирование экранизированной оболочки в обычных квартирах не проводится.

    Измерение сопротивления изоляции кабелей и обмоток

    Стоит помнить, что измерение сопротивления изоляции кабельной линии необходимо производить при помощи специального прибора (мегаомметра) и в несколько этапов. Изначально проводится визуальный осмотр видимых частей изоляции. Затем необходимо обесточить всё оборудование, чтобы система работала безопасно. Подсоединив мегаомметр к исследуемому объекту, необходимо в течение одной минуты произвести замер сопротивления изоляции

    Стоит помнить, что сопротивление оболочки проводов не является стабильным параметром. На его значение с течением времени влияют такие факторы, как температура, влажность и т.д.

    Измеряется сопротивление изоляции обмоток электродвигателя при помощи такого же прибора – мегаомметра, который имеет диапазон высокого сопротивления. Замер осуществляется между самими обмотками и «землёй» электрического двигателя в момент подачи напряжения в 500 или 1000 Вольт. Минимальное значение сопротивления изоляции новых обмоток, а также после ремонта или чистки должно быть не меньше 10 МОм.

    Методика измерения сопротивления изоляции кабеля

    Сначала персонал должен определить отсутствие напряжения на кабеле с помощью указателя напряжения. На противоположном конце жилы кабеля должны быть разведены на достаточное расстояние, чтобы не было случайного замыкания. Затем вывешиваются запрещающие знаки в зоне проведения испытания. Также необходимо провести визуальный осмотр кабеля, если это возможно, чтобы определить, есть ли места перегрева или оголенные участки. После этого можно приступать к измерениям. Необходимо измерить сопротивление изоляции между фазами (А-В, А-С, В-С), между фазами и нулем (А-N. B-N, C-N), между нулем и заземляющим проводом. Время каждого измерения – 1 минута. После каждого испытания необходимо заземлять жилу кабеля, хотя современные мегаомметры могут проводить самостоятельную разрядку. Полученные результаты записываются в протокол. Стоит помнить, что, если полученные данные делаются для какой-то проверяющей комиссии, протокол имеет право делать только специализированная электролаборатория.

    Что такое селективность защиты? Виды селективности

    Селективность (избирательность) защиты — такое ее действие, при котором отключается только поврежденный участок цепи. Селективность может быть достигнута различными путями: подбором уставок по уровню перегрузки; по времени срабатывания; комбинацией уставок по уровню перегрузки и времени срабатывания.

    Селективность защиты по времени достигается при выполнении условия: время срабатывания защитных аппаратов уменьшается по мере удаления от источника питания.

    Селективность защиты по уровню перегрузки может быть достигнута при условии, что уставки автомата на ток перегрузки уменьшаются по мере удаления от источника питания.

    Нормально действующая при перегрузках и КЗ селективная защита выполняется правильным подбором зависимых ампер-секундных характеристик защиты отходящих от ГРЩ и РЩ линий установочными автоматами или предохранителями и селективными АВВ с независимой выдержкой времени на генераторах, т. е. защитой, построенной по комбинированному принципу: по уровню перегрузки и по времени.

    При этом предпочтительна защита отходящих от ГРЩ и РЩ линий установочными автоматами с комбинированными расцепителями, тепловые расцепители которых защищают линию от перегрузок свыше 1,3 Iн, а максимальные — от токов КЗ.

    Для обеспечения селективности необходимо, чтобы ток КЗ потребителя был меньше тока срабатывания максимального расцепителя на ГРЩ. Поскольку это условие не всегда выполнимо, прибегают к специальным мерам: устанавливают на РЩ быстродействующие предохранители или на ГРЩ ставят селективный автомат вместо установочного (для мощных потребителей).

    Выбор плавкой вставки предохранителей для потребителей, не имеющих больших пусковых токов (реостатный пуск двигателей, электронагревательные, осветительные и другие установки) производят по условию Iв = Iн, т. е. номинальный ток плавкой вставки должен быть примерно равен номинальному току потребителя. Плавкие вставки к предохранителям, защищающим асинхронные электродвигатели с КЗ ротором и прямым пуском, выбирают по условию:

    где Iп — пусковой ток двигателя; а — коэффициент, принимаемый для обычных условий пуска 2,5, а для тяжелых условий (частые или затяжные пуски) а = 1,6—2.

    Предохранители к фидеру, питающему РЩ с несколькими двигателями прямого пуска, производят по условию пуска наиболее крупного из них при работе остальных. Выбранная таким образом вставка должна защищать и кабель.

    Выбор установочных автоматов производят по условию Iнр > Iн, т.е. номинальный ток расцепителя автомата должен быть примерно равен или несколько больше номинального тока потребителя.

    Необходимость в выборе расцепителей установочных автоматов по пусковому току отпадает, так как время срабатывания теплового и ток срабатывания максимального расцепителей обеспечивают возможность пуска электродвигателей с короткозамкнутым ротором.

    Кроме защиты от КЗ и перегрузок в судовых энергосистемах при питании их с берега, предусматривается защита от работы двух фазах. Для этой цели широко применяется устройство ЗОФН, состоящее из блока трансформаторов тока включаемых в линию питания с берега, и блока реле. При обрыве фазы релейный блок обеспечивает подачу сигнала и включение независимого расцепителя автомата питания с берега.

    Рис. 1. Схемы измерения сопротивления изоляции щитовыми приборами: а — вольтметром для цепи постоянного тока; б — мегомметром для цепи трехфазного тока

    Защита генераторов от значительных перегрузок и токов КЗ осуществляется с помощью автоматических воздушных выключателей и устанавливаемых в этих АВВ расцепителей, а также с помощью реле обратного тока или обратной мощности.

    Кроме того, часто предусматривают защиту генераторов от перегрузки, выполняемую с помощью электромагнитных токовых реле, подключаемых к трансформаторам тока. При сравнительно небольших токах перегрузки (I = 1,1 Iн) реле срабатывают и включают реле времени с достаточно большой выдержкой времени (t = 8 с), чтобы не реагировать на кратковременные толчки нагрузки, вызываемые пусковыми токами двигателей.

    По истечении выдержки времени реле отключает неответственные потребители I очереди. Если перегрузка не исчезает, то второе реле времени отключит часть неответственных потребителей II очереди. При исчезновении перегрузки питание потребителей восстанавливается в обратном порядке.

    Для этой цели устанавливают унифицированное автоматическое устройство разгрузки генераторов (УРГ).

    Измерение и контроль сопротивления изоляции на судах могут выполняться следующими способами: измерение переносным мегомметром при отключенных источниках питания; измерение щитовыми приборами (вольтметрами или мегомметрами) под напряжением; измерение и непрерывный автоматический контроль изоляции с подачей звукового сигнала при ее снижении ниже уставки; контроль методом ламп накаливания.

    Для измерения сопротивления изоляции кабеля, электродвигателя или любого другого оборудования на судне важно предварительно отключить питание в измеряемом участке цепи или схемы, поэтому для быстрого измерения наличия напряжения используют переносной указатель напряжения, который работает в любых цепях постоянного и переменного тока, а также способен выявлять целостность электрических обмоток электродвигателей, реле и других катушек. Кроме этого с помощью указателя напряжения можно проверять диоды и тиристоры на пробой, что также немаловажно при поиске низкой изоляции на судне.

    Перед проверкой сопротивления изоляции портативным мегомметром проверь отсутствие напряжения с помощью указателя напряжения или мультиметра!

    В установках постоянного тока широкое применение получил метод трех отсчетов вольтметра (рис. 1, а). При этом методе высокоомным вольтметром V с помощью переключателя УП производят три замера напряжения: U1 — между положительным полюсом цепи и корпусом судна (УП в положении 1-1); U2 — между отрицательным полюсом и корпусом (положение 3—3); U — напряжение на шинах (положение 2—2).

    Сопротивления изоляции между положительным полюсом и корпусом Rx1, между отрицательным полюсом и корпусом Rx2 и общее сопротивление изоляции цепи Rx определяют соответственно по формулам:

    где Rв — сопротивление вольтметра, которое для напряжения 110 В составляет 50 кОм, для 220 В — 100 кОм.

    Напряжение U можно принимать равным номинальному напряжению цепи — тогда достаточно двух замеров U1 и U2.

    На вольтметре, кроме шкалы в вольтах, нанесена шкала в мегомах, рассчитанная по формуле для Rx. Поэтому величину сопротивления изоляции определяют по шкале сопротивлений против отметки U1 + U2 на шкале напряжений (после измерения U1, U2 и их суммирования).

    В установках переменного тока для контроля и измерения сопротивления изоляции получили применение схемы, использующие принцип наложения постоянного тока на контролируемую цепь. На рис. 1, б приведена схема включения щитового мегомметра с добавочным устройством в цепь трехфазного переменного тока с изолированной нейтралью.

    Работа схемы основана на измерении постоянного тока, протекающего через сопротивление утечки (изоляцию) контролируемой сети и состоит из дополнительного устройства и измерительного прибора. Дополнительное устройство состоит из понижающего трансформатора Тр, выпрямителя В, сглаживающего фильтра С1 — L — С2 и делителя напряжения R1 — R2. Оно предназначено для получения остоянного тока, протекающего при включенном автомате (АВ) по цепи, указанной стрелками на схеме. Измерительный прибор (ИП) магнитоэлектрической системы, отградуированный в мегомах, подключен одним зажимом к корпусу, а другим, через резистор и автомат АВ, к фазе С цепи. Постоянный ток, пройдя через сопротивление изоляции трех фаз, суммируется в измерительном приборе, который показывает общее сопротивление и изоляции Rиз всех фаз.

    Сопротивление изоляции каждого фидера кабельной цепи должно быть в процессе сдаточных ходовых испытаний: для силовой цепи не менее 1 МОм; для цепи освещения не менее 0,3 МОм при напряжении до 125 В и не менее 1 МОм при напряжении от 125 до 500 В; для установок слабого тока не мене 0,3 МОм при напряжении цепи 125 В и 1 МОм при напряжений от 125 до 500 В.

    Обслуживание цепей. В процессе эксплуатации судовые цепи тщательно осматривают, не реже двух раз в год.

    К основным неисправностям электрических цепей относятся: понижение сопротивления или пробой изоляции, механические повреждения жил, изоляции и защитных оболочек кабелей. При возникновении повреждения кабель отключают и с помощью мегомметра проверяют целостность жил, сопротивление изоляция жил между собой и на корпус.

    Поврежденные кабели ремонтируют или заменяют новыми. Сращивание кабелей посредством пайки токоведущих жил не допускается, а выполняется с помощью холодной опрессовки с последующей вулканизацией резиновой изоляции и оболочки. Все нетоковедущие части арматуры цепей, щитов и металлические оплетки кабелей должны быть надежно заземлены. После осмотра все кабели, конструкции их крепления и кожухи, закрывающие кабельные трассы, окрашивают.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Двигатель cat c27 характеристики
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector