Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое забортный двигатель

Школа MBY: проверка двигателей перед выходом в море

О сопротивлении воды

Хроника одной катастрофы

Как часто нужно проверять двигатели на яхте и на что следует обратить внимание?

Многие думают, что перед выходом на воду вполне можно ограничиться беглым осмотром двигателей. Я же предпочитаю проверять и другие позиции из числа жизненно важных. В конце концов, что толку от идеальной работы двигателей, когда в иллюминатор каюты хлещет вода? Для удобства составьте список регулярных проверок и следуйте ему всякий раз, когда соберетесь провести день на воде.

Проверка двигателей

Современные дизели настолько надежны, что многие судовладельцы совершают одну и ту же ошибку — в промежутках между плановыми осмотрами просто забывают об их существовании и регулярных проверках. Однако яхта не машина, и, хотя многие стараются выбираться на воду как можно чаще, статистика такова, что большинство лодок отходят от причала не более 10−12 раз за год. Именно поэтому проверять двигатели важно каждый раз — со времени последнего выхода на воду многое могло измениться.

Возьмите за правило проверять все перечисленное не только перед выходом на воду, но и после. Это помогает заранее заметить приближение проблемы, сэкономить время и уберечь себя от разочарования, когда намеченный выход на воду срывается из-за того, что проблема обнаружилась только утром.

Перечень обычных проверок и график более детальных осмотров можно найти в инструкции производителя, но вот вам мой собственный список — для большей надежности и спокойствия.

Большинство морских двигателей рассчитаны на охлаждение как пресной водой из бака, так и забортной водой. Первая циркулирует вокруг центрального блока и некоторых других частей двигателя. Забортная вода (соленая или пресная, в зависимости от места эксплуатации яхты) охлаждает жидкость в теплообменнике и затем уходит за борт. Для очистки от мусора забортная вода сначала проходит через фильтр, а затем поступает к насосу. В зависимости от конструкции, она охлаждает все или некоторые узлы и жидкости в двигателе: теплообменник, моторное масло, топливо, масло в редукторе и воздух. Пройдя через контур, вода выбрасывается через выхлопную систему, также охлаждая ее и снижая шумность выхлопа.

Проверьте забортные клапаны и фильтры, удалив из них мусор. Полезно использовать инфракрасный термометр: он дает возможность инспектировать все части системы под нагрузкой; так можно найти «горячие точки», которые могут указывать на постепенное накопление мусора.

1. Подключите аккумуляторы и проверьте нагрузку.

2. Не забудьте отсоединить кабель берегового питания и проверить его состояние.

3. Проверьте забортные клапаны и закройте все люки.

4. Кратковременно нажмите на рукоятки газа.

Уровень охлаждающей жидкости нужно проверять каждый раз: она могла испариться или вытечь со времени вашего последнего визита на лодку. Жидкость, проходя через систему охлаждения, еще и очищает двигатели; со временем она обесцвечивается и теряет свою эффективность по предотвращению коррозии. Каждый раз доливайте в систему только рекомендованную марку охлаждающей жидкости, а не просто воду: замерзнув, она может повредить систему охлаждения. Полностью заменяйте охлаждающую жидкость каждые два года.

Девять из десяти случаев перегрева двигателей связаны с недостаточным током воды в системе охлаждения. Это может случиться очень быстро, если в систему забортной воды попал крупный мусор и засорил фильтр. Но может происходить и медленно, по мере постепенного загрязнения системы.

Масло

Двигатели любят масло, причем свежее. Правильный тип масла столь же важен, как и его уровень. Масло смазывает движущиеся части мотора, охлаждает его наиболее горячие и, главное, дорогостоящие узлы. Самое важное — регулярная проверка уровня масла: он должен находиться между метками на щупе. Перелив масла столь же опасен, как и слишком низкий его уровень. Убедитесь, что используете правильный тип масла (минеральное или синтетическое). Если оно слишком густое или жидкое, то не будет выполнять свою задачу как надо.

По возвращении на берег потратьте минуту на осмотр двигателя, пространства вокруг него и внутренней стороны крышки заливной горловины на предмет потеков, осадка и загрязнений. Это поможет выявить проблемы на ранней стадии. Регулярная проверка уровня масла в редукторе также полезна.

Ремни

Приводные ремни имеют все двигатели. В простых случаях это ремень генератора; в более сложных — ремни, приводящие в действие нагнетатели, водяные насосы, помпы гидроусилителя и пр. Для любого ремня, зубчатого (Poly belt) или более традиционного клинового (V-belt), важно правильное его натяжение. Это означает, что на самом длинном участке вы не сможете перекрутить ремень более чем на 90° или оттянуть более чем на 10−12 мм. У некоторых двигателей регулировка натяжения производится автоматически, у других — вручную; большинство ремней закрыты кожухом, что, конечно, затрудняет проверку, но сделать это надо.

Не перетягивайте ремень: излишнее натяжение может повредить подшипники. Также это может вызвать преждевременный износ ремня, что бывает заметно по черной пыли на пайолах моторного отсека. Пыль также может быть вызвана ржавыми или неотрегулированными шкивами.

Аккумуляторы

Аккумуляторные батареи требуют внимания, хотя некоторые производители утверждают обратное. Заявление «не требуют обслуживания» означает лишь то, что в них не долить электролит, поскольку крышки аккумуляторных секций запечатаны. При частой зарядке батарей они постепенно теряют жидкость, что может привести к преждевременному выходу из строя. Нередки проблемы, связанные с потерей контакта или коррозией клемм, и беглый осмотр с целью убедиться, что все в порядке и хорошо закреплено, никогда не помешает.

Осмотр

При осмотре моторного отсека в первую очередь следует искать следы протечек и коррозии. Правда, в некоторых отсеках настолько тесно, что вам это вряд ли удастся.

Особое внимание уделите топливным фильтрам. Грязное топливо — кошмар любого владельца яхты; оно не должно содержать воды и дизельных бактерий. Все фильтры обычно имеют сепараторы воды, чаще всего прозрачные, так что любое загрязнение хорошо видно на дне. Если вам не столь повезло, тогда на секунду откройте сливной кран, подставив емкость, и посмотрите, что выльется. Также перед выходом обязательно проверяйте запас топлива и взгляните на дейдвудный сальник на предмет водотечности или излишка смазки.

1. Проверьте уровень охлаждающей жидкости (вверху) и фильтры забортной воды — они должны быть свободны от загрязнений (водоросли, пластик и т. п.).

2. Убедитесь, что клеммы аккумуляторов на месте и нет следов коррозии и грязи.

3. Правильный уровень масла чрезвычайно важен: излишек так же опасен, как и недостаток. Всегда держите на борту запас масла.

4. В топливных фильтрах не должно быть следов воды и загрязнений. Если сомневаетесь, слейте немного топлива для проверки его чистоты.

5. Надавите на ремень или скрутите его – он не должен сильно провисать и выглядеть изношенным.

6. При нормальном токе забортной воды в системе охлаждения выхлоп должен быть бездымным.

Выхлоп

Его цвет — показатель состояния двигателя. Прогретый двигатель в нормальном состоянии практически не дымит. Небольшое количество черного дыма может появиться разве что при резком ускорении, а на высокой скорости в холодную погоду можно заметить немного белого пара. В других случаях выхлоп должен быть достаточно чистым, а если не так, то пора записываться на диагностику. Навскидку, белый дым обычно вызван повышенным расходом топлива, черный — его неполным сгоранием, голубоватый или фиолетовый — горением масла в двигателе.

И последнее. Неплохо фиксировать, что было сделано на борту и когда. В дополнение к истории обслуживания в сервисной книжке ваши личные заметки обо всех манипуляциях (хотя бы и долив жидкостей и масла) могут помочь при оценке «состояния здоровья» вашей яхты

Этапы прогрева

Прогрев двигателя идет неравномерно. Сразу же после старта увеличивается температура поршней, цилиндров и головки блока. Они нагреваются не мгновенно, поэтому начальный промежуток времени вредит двигателю — нагретый поршень скользит по еще холодным стенкам цилиндра. Если в этот момент энергично давить на газ, то существует реальная опасность деформирования канавок в цилиндре, что в конечном итоге приводит к снижению компрессии и постепенному выходу мотора из строя.

Охлаждающая жидкость постепенно прогревается – именно ее температуру мы видим на датчике, расположенном на панели приборов. Моторное масло, которое за время стоянки стекло в катер, нагревается позже. Причем при низкой температуре оно становится густым, текучесть снижается. В результате получается, что силовой агрегат некоторое время работает в режиме масляного голодания и это повышает его износ.

С точки зрения экологии стоит учесть, что холодный двигатель даже на холостом ходу работает на обогащенной смеси, которая сгорает не полностью. И нейтрализатор выхлопных газов эффективно действует также в нагретом виде. Поэтому первые минуты транспортное средство чадит нещадно.

Практическое занятие № 4

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДИЗЕЛЯ

Для осуществления нормальной смазки цилиндров двигателей необходимо, чтобы температура на внутренней поверхности их стенок не превышала 180-200°С. При этом не происходит коксование смазывающего масла и потери на трение сравнительно малы.

Основное назначение системы охлаждения состоит в отводе тепла от втулок и крышек цилиндров и в некоторых двигателях от головок поршней, в охлаждении циркуляционного масла к охлаждении воздуха при наддуве дизелей. Система охлаждения форсунок автономная.

Современные дизельные установки имеют двухконтурную систему охлаждения, состоящую из замкнутой системы пресной воды, которая охлаждает двигатели, и открытой системы забортной волы, которая через теплообменники отводит тепло от пресной воды, масла, надду­вочного воздуха и непосредственно от некоторых элементов установки (подшипники валопровода и др.).

Сами системы пресной воды делятся на три основные подсистемы охлаждения:

— цилиндров, крышек и турбонагнетателей;

— поршней (если они охлаждаются водой);

— форсунок (если они охлаждаются водой);

Система охлаждения цилиндров, крышек и турбонагнетателей может иметь три исполнения:

— на ходу судна охлаждение осуществляется главным насосом, а на стоянке — стояночным; перед пуском главный двигатель прогревается водой от

дизель-генераторов;

  • главный двигатель и дизель-генераторы имеют раздельные систе­мы, причем каждый дизель-генератор снабжен автономным насосом и общим для всех дизелей охладителем;
  • каждый из дизелей оборудован автономной системой охлаждения.

Наиболее рационален первый вариант системы, где высокая эксплуа­тационная надежность и живучесть обеспечиваются минимальным числом насосов, охладителей, трубопроводов. В общем случае в состав системы пресной воды входят два главных насоса — основной в резервный (ма­кет использоваться насос забортной воды), один стояночный (портовый) насос, один-два охладителя, терморегуляторы (регулирование перепус­ком пресной воды через холодильник), расширительные цистерны (компенсация изменения объема пресной воды в замкнутей системе при изменении температуры, пополнение количества вода в системе), деаэраторы

(удаление растворенного воздуха), трубопроводы, вакуумные опреснительные установки, контрольно-измерительные приборы.

На рис.1 показана принципиальная схема двухконтурной системы охлаждения. Циркуляционным насосом II пресная вода подается в водоохладитель 8, после которого она поступает в полости рабочих втулок 19 и крышки 20. Нагретая вода от двигателя подается по трубопроводу 14 к насосу II и снова в охладитель 8. Наиболее высоко расположенный участок трубопровода 14 соединен трубой 7 с расширительной цистерной 5, которая сообщается с атмосферой. Расширительная цистерна обеспечивает заполнение водой циркуляционной системы охлаждения двигателя. Одновременно через расширительную цистерну отводится воздух из этой системы.

Чтобы уменьшить коррозионную активность пресной воды, в нее добавляют раствор хромпика (бихромат калия К2Сr2O7 и соды) в количестве 2-5 г на литр воды. Раствор приготавливают в растворном бочке 6, а затем спускают в расширительную цистерну 5. Для регулирования температуры пресной воды, поступающей к двигателю, служит термостат 9, перепускающий воду помимо водоохладителя.

Читать еще:  Что такое термодинамика двигателя

Циркуляционная система пресной воды имеет резервный насос 10,включенный параллельно основному насосу II.

Забортная вода для охлаждения принимается через бортовой или донный кингстон 1.От кингстона вода через фильтры 18, задерживающие частицы ила, песка и грязи, поступает к насосу забортной охлаждающей воды 16, который подает ее на маслоохладитель 12 и водоохладитель 8, а также по трубе 15 на охлаждение компрессоров, подшипников валопровода и другие нужды. Но байпасному трубопроводу 13 вода может быть пропущена мимо маслоохладителя. Нагретая вода после водоохладителя 8 отводится за борт через отливной забортный клапан 4. При чрезмерно низкой температуре забортной воды и при попадании битого льда в приемные кингстоны часть нагретой воды по трубопроводу 2 можно перепустить во всасывающую магистраль. Регулирование поступления количества нагретой воды производится клапаном 3.

Охлаждающая система забортной воды имеет резервный насос 17, включенный параллельно основному насосу 16. В некоторых случаях устанавливают один резервный насос для забортной и пресной воды.

Особенно активной в коррозионном отношении является морская вода, содержащая хлористые, сернокислые и азотнокислые соли. Коррозионная активность морской воды в 20-50 раз выше, чем у пресной. На судах трубопроводы охлаждающей системы забортной воды иногда изготавливают из цветных металлов. Для уменьшения коррозионного действия морской воды внутреннюю поверхность стальных труб покрывают

Рис. I Схема системы охлаждения
цинковыми, бакелитовыми и другими покрытиями. Температуру в системах забортной воды не следует допускать выше 50-550С, так как при более высокой температуре происходит выпадение солей. Давление в системе забортной воды, создаваемое насосами, находится в пределах 0,15-0,2 МПа, а в системе пресной воды 0,2-0,3 МПа.

Температура забортной воды на входе в систему зависит от температуры воды в бассейне, где плавает судно. В качестве расчетной принимают температуру 28-30°С. Температуру пресной воды на входе из двигателя принимают в пределах 65-90°С, причем нижний предел относится к малооборотным двигателям, а верхний — к высокооборотным. Температурный перепад между температурой на выходе и входе в двигатель принимают Δt=8-100C.

Для создания статического напора расширительную цистерну устанавливают выше двигателя. Заполнение системы охлаждения производится из общесудовой системы пресной воды.

Правила Регистра СССР к охлаждающим системам пресной воды допускают установку общей расширительной цистерны для группы двигателей. Система охлаждения поршней должна обслуживаться двумя насосами равной производительности, один из которых резервный. Такое же тре­бование предъявляется к системе охлаждения форсунок.

В случае включения в систему вакуумной опреснительной установки следует предусмотреть обеззараживающие устройства. Полученный дистиллят может использоваться для технических, санитарных и бытовых нужд. Испарительные установки должны выполняться в виде одного агрегата, иметь автоматизацию и должны эксплуатироваться без специальной вахты.

Система забортной охлаждающей воды, включающая второй контур системы охлаждения двигателя, предназначена для снижения температуры пресной воды, масла и наддувочного воздуха главного двигателя и дизель-генераторов, вспомогательного оборудования машинно-котельных отделений (компрессоров, конденсаторов пара, испарителей, рефрижераторных установок), подшипников гребного вала, дейдвуда и др. Эта система может выполняться по схеме с последовательным и с параллельным расположением теплообменных аппаратов.

Требования Правил Регистра СССР к системе забортной охлаждающей воды в отношении резервирования агрегатов аналогичны требованиям к системе пресной воды.

Что такое забортный двигатель

Мембрана топливной камеры — она с нажимным диском

Мембрана насоса — она с лепестками клапанов

Чаще всего две разные по форме мембраны устанавливаются в одном карбюраторе, причем отвечают за разные задачи.

Мембрана топливного насоса работает в колебательном режиме, приводится в действие вакуумной пульсацией кривошипной камеры. На мембране топливного насоса установлены два лепестка, впускного и выпускного клапанов.
Эластичный материал прижимается к точно обработанной поверхности корпуса карбюратора, работая как простейший лепестковый клапан.

Мембрана, или иначе, диафрагма «поплавковой» камеры — эластичное изделие с тончайшей алюминиевой каркасной системой и нажимным штоком. Мамбрана нажимает штоком на качалку запорной иглы камеры, открывая подачу топлива в камеру. Когда давление снаружи карбюратора сравнивается с давлением эластичной системы мембраны, она поднимается, освобождая качалку иглы. Топливо останавливается.

Мембрана топливного насоса выпускается в трех видах, причем они все взаимозаменяемые между собой. Производитель WALBRO устанавливает тончайшую бензостойкую прорезиненную ткань черного цвета.
Так же можно встретить композитную пленку бежевого цвета, похожую на пропитанную лаком стеклоткань. В качестве запчастей (различные ремкоплекты WALBRO, их не менее 20 видов по вложению) можно встретить голубую полимерную мембрану.
В любом случае, топливная мембрана — это изделие с четко ориентированными просечками и контуром. Все её части обязаны быть безупречны по геометрии и ровности. Лепестки клапанов не должны топорщиться куда попало. Срок службы мембраны насоса может составить 10 !! лет, но для спортивной эксплуатации реальный срок составляет около 4-5 лет.

Реальный срок службы мембраны поплавковой камеры — не более 2х лет. Мембрана имеет тенденцию к очерствлению и потере эластичности складки. Благо она легко меняется, находясь под тонкой штампованной крышкой на 4х винтах.

Читайте обзор по WALBRO 257

Модификация

Модификацией называется процесс механической доработки стандартного двигателя.
При модификации двухтактных двигателей в большинстве случаев происходит съем металла с деталей цилиндро-поршневой группы. С поршня металл снимается изнутри со стенок, бобышек поршневого пальца, днища, с целью облегчения, при обязательном условии сохранения достаточной прочности поршня. Чрезмерно облегченный поршень может потерять прочность и лопнуть от перепада нагрузок или перегрузки. Подрезка длины поршня недопустима. В районе поршневого кольца обычно делается проточка высотой 4 мм, глубиной 0,05мм – для удержания масла и для предотвращения расширения донышка поршня на критических режимах.

Модификация цилиндра – наиболее распространенная операция, так же связанная с увеличением размера продувочных каналов цилиндра, с изменением формы и расширением продувочных окон, впускного и выпускного окон цилиндра. При модификации двигателя поднимаются максимальные обороты, поднимается мощность в пределах 25 %, при этом вырастает расход топлива. При правильном сочетании расширения фаз увеличивается степень наполнения цилиндра смесью каналов. При любых изменениях формы продувочных, впускных и выпускных окон должно сохраняться условие безопасности работы поршневого кольца. Кольцо обладает пружинным эффектом, направленным на расширение, оно обязано быть перекрыто по окружности металлом цилиндра. Если нарушить условие баланса сжатия кольца, то оно может быть выдавлено в окно цилиндра, что непременно приведет к аварии. При самостоятельной модификации цилиндра необходимо чётко знать о назначении каждого элемента поршня и цилиндра, необходимо чётко представлять о фазах газораспределения, хорошо представлять себе все процессы, происходящие в двухтактном двигателе во время работы. Модификация наугад заканчивается 100% неудачей.

Мусор в модели

При сборке модели на заводе или при собственной сборке в домашних условиях, мы клеим, сверлим, шлифуем, подрезаем, откусываем, растачиваем надфилем, части из стеклопластика, фанеры, шлангов и др. Мелкие и крупные частики могу задержаться в модели в карманах из нитей стеклоткани, или просто прилипнуть к стенкам за счет статического электричества. При сборке настоятельно рекомендуется чаще пользоваться пылесосом, удалять сразу всю стружку и опилки из корпуса модели. При запуске модели двигатель создает сильную вибрацию и мусор, находящийся до этого в невидимо для глаза месте, начинает произвольно перемещаться по полости модели. Нити стеклоткани, капли смолы, частички блоков плавучести и др. могут попасть в самое нежелательное место – в карбюратор двигателя, что приведет к проблемам. Новые из коробки, китайские модели могут иметь дефекты проклейки корпуса и рельс.
Были случаи отделения частичек эпоксидной смолы и клея от рельс. Рекомендуется тщательно проверить полость модели ДО и ПОСЛЕ первого и при возможности промыть водой полость. Во время эксплуатации порой откручивается крепеж и падает внутрь модели. Это могут быть винты, шайбы, гайки, барашки, хомуты. Периодически внимательно встряхивайте модель руками с целью поиска таких деталей.

Этот раздел добавляется

Опережение зажигания

На бензиновых двухтактных судомодельных двигателях с объемом 23-27 куб. см. опережение зажигания составляет 30 градусов до ВМТ.
В инструкции можно встретить такой термин Inginition — BTDC°/rpm, deg. Опережение на стандартном моторе не регулируется.
Регулировка возможна только в двух случаях — при установке электронного зажигания с внешним питанием или при замене серийного картера двигателя на мелкосерийный фрезерованный картер с подвижной пластиной управления зажиганием. В пределах 10 градусов можно производить регулировки, однако, это ответственное занятие, требующее четкого понимания смысла, целей и предельных величин такого тюнинга.

Полости двигателя

Поршень

Поршневой палец

Поршневое кольцо

Поршневое кольцо изготавливается из специального чугуна.
Кольцо установлено в канавке поршня, в сечении прмоугольное. Кольцо имеет определенную упругость, направленную на прижатие его тонкой грани к стенкам цилиндра. Сила прижатия кольца к стенке цилиндра называется начальным усилием. Основное усилие прижатия кольца создают расширяющиеся при воспламенении в камере сограния над поршнем газы. Газы с большим двлением приникают в зазор между поршневой канавкой и кольцом, сремясь расширить его, прижать к стенкам цилиндра. При большом нагаре или механическом засорении канавки поршня, кольцо теряет способность прижиматься газами к стенке цилиндра и компрессия падает.

Кольцо это то, что первое изнашивается в двигателе. Симптомы износа кольца – заметная потеря компрессии. Как узнать о потери компрессии? — Вы заводите двигатель, при этом стартер крутится слишком легко. Так же кольцо может потерять упругость из-за перегрева, и как следствие – та же потеря компрессии. Кольцо может закусить в канавке поршня, если в зазор между цилиндром и поршнем попадется мелкий мусор, шлак, обломок, например хлопья алюминия или дефект литья.

Прокладки
Паронит

Листовой уплотняющий материал на основе асбеста, минералов и вулканизированного каучука.
Из этого материала изготавливаются прокладки двигателя. На двигателях Зено это голубая прокладка под цилиндром, под карбюратором и между половин картера. Все двухтактные двигатели собираются на подобных прокладках, они достаточно долговечные, но при разборке все-таки следует проявлять осторожность.
Прокладки могут прилипнуть к частям двигателя и при разборке порваться или расслоиться. Особенно это касается китайских клонов Зено и конвертированных двигателей. На вид непрочные прокладки обычно имеют серый или графитовый цвет. При разборке медленно аккуратно отделяйте части друг от друга, прикипевшей прокладке помогайте отделиться от металла скальпелем или лезвием канцелярского ножа. Для сборки узла с прокладкой не следует смазывать поверхности какой-либо пластичной смазкой, не используйте герметик или литиевую смазку, достаточно немного смочить моторным маслом или WD-40 саму прокладку. Это удобно делать большим и указательным пальцами, прокладка перед установкой должна быть чуть промаслена, не более. Таким образом уплотняются шероховатости поверхностей разъема. Прокладка под цилиндром не должна быть заменена на более толстую, не рекомендуется в случае её повреждения заменять на самодельную картонную или бумажную. Запаситесь заранее комплектом прокладок, если собираетесь серьезно заниматься с моделью и планируете разбирать двигатель.

В комплекте с двигателем обычно идет специальная прокладка на выхлопное окно. Она изготавливается из асбеста с резиной и дополнительно армирована алюминиевой сеткой. Да, это качественная термостойкая прокладка, но её настоятельно НЕ рекомендуется ставить на спортивный выхлоп. Современные приемные устройства настроенного выхлопа собираются без этого прокладочного уплотнения. Более того, прокладка разрушается от воздействия воды при переворотах модели, и частички попадают внутрь цилиндра, вызывая износ и задиры. Эту прокладку можно поставить, если у вас не спортивный глушитель или пламегаситель в виде прямоугольной банки (на подобии авто- или вертолётного).

Этот раздел добавляется

Самоочистка

Способность работающей в бензиновом двигателе искровой свечи очищаться от частиц масла, нагара и сажи (продуктов горения масла и бензина), называется самоочисткой. Для начала самоочистки, выступающие в камеру сгорания электроды свечи должны нагреться от сгорающего в цилиндре топлива. При достаточно высоком нагреве, сравнимым с температурой раскаленного металла (примерно 400-700 градусов), боковой и центральный электроды, изолятор центрального электрода свечи, перестают задерживать на себе сажевые компоненты, они попросту отталкиваются, не найдя сцепления с поверхностью и сгорают (такой процесс еще называют пиролизация). Самоочистка свечи, как было сказано выше, происходит при определенной температуре её прогрева.
Если свеча быстро прогревается и самоочищается при минимальных температурах прогрева от сгорания топлива, то такую свечу называют «холодной». Она может перегреться на критических режимах работы мотора и от перегретых электродов начнется самовоспламенение топливной смеси – калильное зажигание. Мотор потеряет мощность или перестанет работать, а изолятор и электроды свечи могут разрушиться.

Читать еще:  Bmw x5m тюнинг двигателя

Свеча, для самоочистки и полного прогрева которой, требуется более высокая температура, называются «горячими».
Такие свечи хорошо и надежно работают на длительных режимах полного газа, без опасения возникновения калильного зажигания, перегрева и разрушения. Вместе с тем, они могут нестабильно работать на малых оборотах или длительных режимах холостого хода. Вышесказанного говорит в пользу оптимального выбора свечи и строгого выполнения инструкций производителя двигателей для моделей. Чаще всего для бензиновых двигателей с объемом 23-29 куб. см используется свеча с индексом 7, например, NGK BR7HCX. Иные двигатели с другой кубатурой могут иметь свечи с индексом 8 и 9. Конвертированные двигатели с водяным или воздушных охлаждением могут требовать установку «холодных» свечей с индексом 6.

Что бы определить, правильно ли работает свеча и верно ли выбран её артикул, следует проехать на модели в течении 10 минут на режиме максимальной мощности, затем остановить модель и выкрутить свечу. Цвет центрального электрода должен быть немного серо-коричневым, без рыхлых черных сажевых зон. Если электрод и изолятор абсолютно чистые без налета, то значит свеча немного перегревается. Можно немного обогатить топливную смесь и проверить еще раз. Чрезмерно мокрая и загрязненная свеча показывает на слишком богатую смесь или неправильно выбранный артикул, она явно недогревается и не очищается.

Смазка подшипников и поршня

Стопор поршневого пальца

Пружинное С-образное кольцо, устанавливается в паре с обоих торцев поршневого пальца и препятствует его перемещению. При разборке двигателя, если есть возможность, непременно рекомендуется проверить состояние поршневого пальца. На нём не должно быть вмятин, отслоений металла, следов наволакивания металла.
Любые раковины и нарушения поверхности в районе подшипника могут привести к аварии – заклиниванию игольчатого подшипника верхней головки шатуна. Рекомендуется иметь в запасе комплект поршня с пальцем и парой новых стопорных колец.

Для снятия кольца аккуратно прихватите тонкими пассатижами (утконосами) или прочным пинцетом одну выступающую его часть – усик и потяните внутрь, потом немного наружу. Кольцо выйдет частично из канавки, потом извлеките его аккуратно, без применения силы. Если вы согнули кольцо, это не очень страшно. Выпрямите его очень аккуратно, не оставляя задиров от инструмента на проволоке кольца. Если вы вытянули кольцо небрежно, оно может потерять форму и упругость. Такое кольцо лучше заменить.
При установке на место кольцо необходимо одной свободной частью ввести в канавку поршня и прижать пальцем от выскакивания. Потом, используя узкие пассатижи или прочный пинцет, взять за усик свободной половинки кольца и немного сжимая его в плоскости, завести в пальцевое отверстие поршня и дожать внутрь. Кольцо обычно издает легкий щелчок при правильной установке.
После монтажа кольца необходимо проверить правильность его установки – провернуть за усик в направлении разрыва кольца. Колечко должно с заметным усилием провернуться в канавке. Если усилие проворачивания слишком мало, то, значит, вы слишком сжали кольцо при монтаже или демонтаже и оно потеряло нужную упругость. Непременно смените такое кольцо на новое или разогните как было сказано выше. Выпадение стопорного кольца – примерно 50% аварий с порчей цилиндра и поршня двигателя. Спешка и неаккуратно здесь недопустима.

Стартёр и стартёрный запуск

Сцепление

Это возможный компонент трансмиссии бензиновой судомодели, служащий для отключения вращения винта при низких оборотах двигателя. Чаще всего сцепление поставляется с недорогими готовыми к запуску RTR-моделями, у которых устанавливается конвертированный триммерный двигатель. (Такой двигатель легко узнать по наклонной свече и несъемному пластиковому кожуху на стороне, обращенной к задней части модели.) В таком кожухе смонтированно простейшее, но эффективное сцепление. Сцепление работает по принципу центробежной муфты трения, где инерционная часть (водило) с башмаками трения и пружинами, либо с фрезерованными дисками, жестко стоит на валу двигателя, а колокол сцепления закреплен на подшипниках без касания к частям водила. При увеличении оборотов двигателя, подвижные части водила вступают в процесс трения с внутренней поверхностью колокола от касания до полного прилегания. Таким образом, через трение башмаков или дисков сцепления передается вращающий момент на колокол и выходной вал с него. На носке сцепления устанавливается цанга , которая зажимает гибкий вал трансмисии.
Сцепление помогает облегчить запуск и управление моделью большого размера. Так же сцепление устанавливается под заказ на любую бензиновую модель. Минусы у сцепления так же есть — оно сильно поднимает носок двигателя, параллельно поднимая высоко валовую линию. В некоторых случаях очень трудно будет установить радиобокс, либо высоко поднятый мотор будет мешать закрытию капота. Внимательно изучите схему и продумайте вопрос сцепления до переделки.

Cфера применения и конструкция

Вихрь представляет собой марку моторов с подвесной конструкцией для лодок. Производство данных систем велось в период с 1966-2010 в городе Самара на заводе Кузнецов. В отличие от других моторов отечественного производства, Вихри обладают двумя типами модификаций: для контроля посредством румпеля и контроля посредством электронного стартера. Лодочный мотор линейки Вихрь представлен всего 3-мя основными моделями. Это:

  • Вихрь 20.
  • Вихрь-М, основная мощность которого составляет 25 лошадиных сил.
  • Вихрь-30 Электрон.

Лодочные моторы типа Вихрь-30, Вихрь-М и Вихрь-20 были далеко не единственными моделями устройств. Под маркой Вихрь можно было встретить также лодочный мотор, который имел мощность в сорок, сорок-пять либо шестьдесят лошадиных сил. Однако данные образцы являлись чисто экспериментальными и выпускались ограниченной серией. Моторы данной марки создавались на основе стандартной схемы, имеющей месторасположение узлов в вертикальном виде.

Двигатель системы Вихрь — это карбюраторный аппарат двухтактного образца с двумя цилиндрами. Мотор оснащён дефлекторной продувной системой.

Описание технических характеристик 2-х моделей:

  1. Вихрь-М имеет 3-х канальную технологию продува возвратно-петлевого типа.
  2. Вихрь-30 Электрон имеет 3-х канальную продувку.

Вообще различий между Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М достаточно немного. Различаются разве что глушитель по форме и выхлопная структура (Вихрь-30 Электрон обладает отрегулированной выхлопной системой). Картер заполняется новой смесью путём использования аппарата золотникового типа, оснащённого специальными шайбами на основе текстолита.

Максимальный объём изделия — 423 кубических сантиметра, Вихрь-30 Электрон и Вихрь-М имеют по 423 и 488 кубических сантиметра соответственно. Моторное топливо представляет собой бензиновую и масляную смесь. Зажигательная система активируется от машины магнитоэлектрического вида. Сам двигатель охлаждается на принудительной основе, путём использования забортной воды. Для такого случая предусматривается дозаторный насос, или помпа.

Запускается двигатель путём использования стартера ручного образца. Модель с тридцатью л.с. дополняется в комплекте электростартером стандартного образца. Ещё предусматривается запуск системы в аварийном режиме при использовании шнура стартового образца.

Труба дейдвуда, относящаяся к моторной части, является корпусом промежуточного характера и отвечает за связь редуктора, а также двигательной системы. Подвеска, оснащённая элементами с упругой структурой, и моторный элемент струбционого образца фиксируется на лодочном транце. Моторный редуктор обладает конической формой с одной ступенью и реверсивной системой. Конструкция детали представляет возможность для активации открытого хода.

Винт гребной с тремя лопастями. Вращательный момент системы передаётся от редукторного вала к самому винту — путём прохождения через шпонку и демпфер, являющиеся наиболее слабым элементом в передаче силового типа, реализующейся на пути от редукторной конструкции до редуктора.

Если винт ударится вдруг о какое-либо препятствие, находящееся под водой, то шпонка будет срезана, что позволит предохранить моторные детали от возможной поломки. Чтобы лодка продолжила своё движение, шпонка должна быть заменена.

Мотор сам управляется румпелем на расстоянии. Конструкция его включает в себя отдельный бак для бензина, ёмкость которого составляет двадцать два литра. Его можно расположить практически в любом участке судна. Двигательная часть прикрывается небольшим кожушком. Моторная система оснащена генератором тока переменного типа (уровень напряжения — двенадцать вольт, уровень мощности — тридцать вольт). Он отвечает за передачу энергии ходовым лодочным огням, а также за подзарядку аккумуляторов.

Воздушный фильтр двигателя: принцип работы и виды устройства

В современном автомобиле нет ничего лишнего и малозначащего. Даже такой недорогой и простой с виду элемент, как воздушный фильтр, имеет важное значение, так как от него во многом зависит стабильная работа и общий технический ресурс двигателя. Как устроен воздушный фильтр, и почему требования технического регламента о сроках его периодической замены нужно неукоснительно выполнять?

Назначение

Воздушный фильтр предназначен для очистки поступающего в двигатель воздуха от пыли, песчинок и любых других мелких и твердых частиц, поступающих в двигатель.. Атмосферный воздух необходим для приготовления топливной смеси. При сжигании 1 литра бензина расходуется до 13 м² воздуха. Весь этот объём проходит через важнейшие системы двигателя, включая впускные и выпускные коллекторы, систему клапанов и рабочее пространство цилиндров.

Если поступающий в мотор воздух не очищать, резко возрастёт износ трущихся деталей, в результате чего двигатель даже после сравнительно небольшого пробега может полностью выйти из строя. Кроме обладающей абразивными свойствами пыли, «забортный» воздух содержит еще одну вредную для деталей мотора составляющую – водяные пары. Попадая на металл, влага провоцирует образование микроскопических очагов коррозии. Частицы ржавчины являются мощным абразивом, поэтому их присутствие в двигателе недопустимо.

Задача очистки необходимого для работы мотора воздуха от пыли и влаги полностью возложена на воздушный фильтр. Этот узел успешно выполняет и некоторые другие функции: частично гасит шум, создаваемый работающим двигателем, а в карбюраторных системах участвует в поддержании оптимальной температуры подготовленной топливной смеси. В процессе эксплуатации автомобиля воздушный фильтр постепенно засоряется, поэтому его необходимо периодически менять.

Устройство, принцип работы

Воздушным фильтром принято называть весь узел очистки поступающего воздуха в сборе. Он представляет собой корпус со съемной крышкой, под которой находится определенной формы и конструкции фильтрующий элемент. Место установки воздушного фильтра в подкапотном пространстве зависит от типа двигателя. Так, в карбюраторных бензиновых моторах этот узел имеет округлый вид и устанавливается над карбюратором. В инжекторных системах применяются более производительные фильтры прямоугольной формы.

Чтобы удалить пыль и другие микроскопические твердые частицы из засасываемого в двигатель воздуха, его пропускают через пористый материал воздушного фильтра. Его конструкция выполнена таким образом, чтобы поступающий на вход воздух мог пройти на выход только через фильтрующий элемент. Если установка сменного фильтра выполнена неаккуратно, и винты крышки должным образом не затянуты, воздушный поток сможет беспрепятственно проходить через образовавшиеся щели.

Виды и состав фильтрующих элементов

В процессе эволюции автомобильного транспорта для очистки поступающего в двигатель воздуха применялись следующие различные материалы:

  • Хлопчатобумажная ткань.
  • Сетки из конского волоса.
  • Поролон.
  • Мелкий насыпной уголь.
  • Бумага и картон.
  • Подушки из капроновой лески.
  • Емкости с машинным маслом.
Читать еще:  23hs9430b характеристика шагового двигателя

На современном этапе многие из них практически не применяются и были заменены на более совершенные пористые композиции бумаги и картона, способные лучше осекать вредные примеси.

В зависимости от времени года и местности, в которой эксплуатируется автомобиль, фильтр должен эффективно справляться со всеми нежелательными составляющими воздушной среды:

  • Дорожной пылью и песком.
  • Парами и каплями влаги.
  • Частицами цемента и строительной пылью.
  • Цветочной пыльцой.
  • Составляющими городского смога.
  • Мелкими насекомыми.

Основой воздушных фильтров для легковых автомобилей являются различной конфигурации элементы, изготовленные из бумаги, картона или микропористых полимерных материалов. Для того, чтобы такие фильтры не промокали и препятствовали проникновению влаги в мотор, их пропитывают смолистыми веществами. Данный способ обработки позволяет фильтрующему материалу задерживать даже мельчайшие взвеси частиц моторного масла, антифриза и других веществ, которые могут присутствовать в моторном отсеке.

Практика показала, что однослойные и однокомпонентные фильтры быстро засоряются. Для повышения эффективности работы и увеличения срока службы фильтрующих элементов разработаны новые технологии задержки пыли и примесей.

В первую очередь, это «глубинный» способ фильтрации. Он заключается в использовании трех слоев бумаги с порами различного размера. Поверхностный слой задерживает самые крупные частицы, средний – более мелкие, а третий уже завершает очистку, пропуская в двигатель абсолютно чистый воздух, немного подогретый в результате трения о поры бумаги. Заменяемые элементы фильтрации могут изготавливаться в любом размерном и пространственном решении, зависящем от типа двигателя и конструкции корпуса фильтра.

Конструктивные особенности

На конструкцию и геометрию современных воздушных фильтров существенно влияет тип, особенности устройства и функционирования двигателя, а также место установки узла в моторном отсеке и скорость поступающего в него воздушного потока. В автомобилях устанавливаются фильтры следующих видов:

  • Круглый фильтр в виде кольца, применяемый в авто с карбюраторным мотором. Кроме многослойной бумажной начинки, эти изделия обычно оснащаются сетчатым каркасом из алюминия, значительно увеличивающим их механическую прочность. Это необходимо, чтобы защитить фильтр от деформации потоком воздуха. Сверху и снизу фильтрующего кольца приклеены упругие резиновые или полимерные уплотнения.
  • Панельный фильтрующий элемент, применяемый в большинстве дизельных ТС и для инжекторных двигателей. Выпускается в каркасном и бескаркасном исполнении. Отличается большей площадью фильтрации воздуха и общей эффективностью. Панельные фильтры занимают меньше места, быстро и точно устанавливаются в корпус. Для защиты от деформаций могут содержать в себе армирующие элементы из металлической сетки или пластика.
  • Фильтры цилиндрической формы. Конструктивно напоминают кольцевые элементы, но значительно выше их и меньше в диаметре. Такое решение позволило сделать изделия более компактными и одновременно увеличить рабочую площадь цилиндрического фильтрующего элемента. Применяются на грузовом автотранспорте и ряде моделей легковых автомобилей с дизельными моторами.

В целях улучшения эксплуатационных характеристик основные фильтрующие элементы могут быть дополнены внешними деталями предварительной очистки. В зависимости от этого фактора различают:

  • Изделия с одной степенью фильтрации, выполненные в виде плотной гармошки из специальной бумаги и картона. Такие фильтры быстро засоряются и не защищены от деформации, поэтому на практике применяются редко.
  • Модели с двойной фильтрацией, рабочая поверхность которых защищена слоем пористого синтетического материала, выполняющего функцию предварительной очистки воздуха от самых крупных частичек примесей. Фильтры подобной конструкции рекомендованы для внедорожников и грузовых автомобилей, работающих в условиях большого скопления пыли (на стройках, в поле, карьерах и т. п.).
  • Системы тройной очистки, отличающиеся наличием циклонного блока. На начальном этапе воздух поступает в первое отделение корпуса, где поток принудительно закручивается. Под действием сил инерции из него выводится большая часть примесей, которая отправляется в накопительный контейнер. Движение воздуха по спирали может быть организовано за счет формы корпуса фильтра, либо при помощи крыльчатки с приводом от одного из шкивов.

В настоящее время многие производители освоили выпуск фильтров с так называемым «нулевым сопротивлением». Эти изделия содержат в себе многослойный элемент, состоящий из пропитанной маслом ткани. Такие фильтры эффективно задерживают примеси и практически не препятствуют интенсивному поступлению воздуха. Их недостатком является необходимость регулярной очистки и обслуживания, поэтому большинство автомобилистов предпочитают применять одноразовые фильтры стандартной конструкции.

Вопросы эксплуатации

Если автомобилист применяет только рекомендованный производителем тип воздушных фильтров и выполняет их замену так часто, как того требуют правила технического регламента, о качестве поступающего в двигатель воздуха можно не переживать. Исключения составляют случаи, когда автомобили систематически эксплуатируются на стройках, для вывоза сельхозпродукции с полей или добытых карьерным способом ископаемых. При работе в сложных условиях фильтры нужно менять вдвое чаще.

Рекомендованные специалистами сроки замены фильтрующих элементов равны периоду замены масла. Именно в этот момент принято менять как топливный, так и воздушный фильтр. Подобная привязка во времени позволяет не ориентироваться на сервисную книжку, тем более, что далеко не все автомобилисты её и ведут.

Нарушение рекомендованных сроков установки новых фильтрующих элементов чреваты следующими последствиями:

  • Повышенным износом трущихся деталей двигателя.
  • Проблемами с топливными форсунками.
  • Заметным падением мощности.
  • Увеличенным расходом топлива.
  • Снижением срока эксплуатации двигателя.
  • Значительным увеличением расходов на ремонт.

Медлить с заменой воздушного фильтра нельзя. Это простая операция, для которой не обязательно посещать СТО. Действия по смене фильтрующего элемента выполняются в следующем порядке:

  • Открутите фиксирующие винты и аккуратно снимите крышку воздушного фильтра.
  • Соблюдая осторожность, чтобы во впускной коллектор не осыпалась скопившаяся грязь и пыль, снимите и отложите в сторону старый фильтрующий элемент.
  • Очистите и протрите тканевой салфеткой дно корпуса.
  • Выньте из упаковки и аккуратно уложите на место новый фильтр.
  • Устанавливая крышку, убедитесь, что она правильно сориентирована. В некоторых моделях моторов возможно два направления установки, которые соответствуют рискам «Зима» или «Лето». Так регулируется подача в фильтр холодного «забортного» или подогретого теплого воздуха с поверхности двигателя.
  • Закрутите винты, фиксирующие крышку. Не прилагайте излишних усилий, чтобы не сорвать резьбу.

Внимание: особенно аккуратными при выполнении всех операций по замене фильтрующего элемента должны быть владельцы автомобилей с бензиновым мотором, оснащенным карбюратором. Этот узел находится непосредственно под фильтром. Специалисты рекомендуют после снятия крышки временно прикрыть карбюратор чистой ветошью. Поскольку в случае попадания в камеру частиц пыли или грязи придется снимать, разбирать и промывать весь узел.

Соблюдая сроки и правила замены воздушного фильтра, можно избежать многих проблем, связанных с необходимостью досрочного и достаточно затратного капитального ремонта двигателя.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 36

Техника и вооружение 2001 09

© ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ вчера, сегодня, завтра…

научно-популярный журнал сентябрь 2001 г.

Фото С.Скрынникова и А. Аксенова

Рожденный ползать – летать не может? Как бы не так, еще как может! В этом убедился каждый, кто посетил полигон в поселке Светлый (близ Омска), где проходил показ бронетанковой и колесной техники в рамках выставки «ВТТВ – ОМСК – 2001». На стрельбище и сложнейшей трассе полигона демонстрировались различные образцы БТР, БМП, танков, машин специального назначения. «В деле» были показаны последние модели армейских автомобилей повышенной проходимости, модернизированные БРДМ-2 и БТР-70, новейшая бронированная разведывательно-дозорная машина «Водник», боевые машины пехоты БМП-2 и БМП-3, артиллерийский тягач МТ-ЛБ, оснащенный 30-мм автоматической пушкой, различные варианты усовершенствованных танков Т-55, новейший Нижне-Тагильский Т-90С (поставляющийся в настоящее время не только российской армии, но и вооруженным силам Индии), а также другая техника.

Кульминацией «колесного и гусеничного шоу» стал показ модернизированного варианта омского Т-80У, оснащенного газотурбинным двигателем с увеличенной с 1250 до 1400 л.с. мощностью и гидрообменным механизмом поворота. Сорокашеститонная машина под восхищенные возгласы и аплодисменты зрителей легко и непринужденно преодолевала крутые подъемы, «вдоль и поперек» форсировала рвы с водой, ныряя в коричневую жижу по башню (и наглядно доказывая, что танки действительно грязи не боятся), всходила на вертикальные стенки. Однако самым эффектным «номером программы» стали прыжки с трамплина. При этом танк не только пролетал по воздуху несколько метров, но и производил выстрел из пушки. Стоит привести оценку Т-80У, данную опытным механиком-испытателем Валерием Рычаговым:

– Я на этом танке в многих странах побывал и безо всяких колебаний пошел бы на нем в бой !

Разумеется, ВТТВ-2001 – это не только танки. На выставке были представлены достижения отечественной «оборонки» (главным образом – предприятий Сибири и Урала) в области авиа- и ракетостроения, космической техники, радиоэлектронного оборудования, стрелкового оружия, военной оптики, систем управления, конструкционных материалов и многого другого. О ракетно-авиационной «составляющей» ВТТВ-2001 читатели могут подробно ознакомиться на страницах журнала «Вестник авиации и космонавтики»№ 5, а мы более обстоятельно остановимся на новинках бронетанковой техники, представленных в Омске…

Т-80 СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Основная экспозиция «ВТТВ-ОМСК- 2001» была развернута в помещении гипермаркета «Континент» на окраине Омска. У входа на выставку посетителей встречал весьма эффектно смотревшийся в своем желто- коричневом камуфляже Т-80УМ1 «Барс», оснащенный системой активной защиты «Арена». «Восьмидесятка» (в июле этого года отметившая 25-летие с начала своего серийного производства на Кировском заводе в Ленинграде) является предметом законной гордости омичей: на Омском заводе транспортного машиностроения в настоящее время ведется серийный выпуск Т-80У, а в КБТМ (совместно с санкт- петербургским АО «Спецмаш») осуществляют работы по дальнейшему совершенствованию этой машины .

Эволюция современных танков идет в нескольких направлениях, однако основным из них является повышение информационного потенциала. Перспективный танк рассматривается как субъект «цифрового поля боя», интегрированный с другими боевыми машинами и огневыми средствами, армейской и ударной авиацией каналами информационного обмена. Для танков создаются новые средства индикации, как и на самолетах-истребителях пятого поколения, выполненные с использованием многофункциональных цветных дисплеев. Внедряется спутниковая навигация, геоинформационные электронные системы. Идеология построения интегрального «борта» современных боевых самолетов переносится и на автоматизированные комплексные системы управления наземными боевыми машинами. Последние постепенно обрастают «нервной системой», позволяющей осуществлять все более тонкое и гибкое управление, все более глубокую диагностику.

В танкостроении внедряются средства снижения радиолокационной, тепловой, акустической и визуальной заметности (ранее нашедшие применение в авиации и на флоте), все шире используются новые конструкционные материалы и технологии. Эти тенденции нашли свое отражение и на ВТТВ- 2001.

На выставке был впервые продемонстрирован усовершенствованный вариант танка Т-80У, в конструкции которого наиболее полно воплотились технические достижения последнего времени. Модернизированная машина, выкрашенная светло-оливковой краской, внешне мало отличалась от «обычного» Т-80У и не вызывала особого интереса у случайных посетителей. Между тем модернизированный танк получил:

– 125-миллиметровую пушку повышенной точности 2А46М-4;

– усовершенствованный комплекс управления вооружением, включающий прицел 1Г46М, танковую информационно-управляющую систему (ИУС) 1В558, прицел командира ТО 1-К04, стабилизатор 2Э42М, систему измерения параметров атмосферы Т04В-8, а также систему 1ЭЦ29.

– танковый прицел с двухплоскостной независимой стабилизацией;

– комплекс управляемого оружия 9К119М;

– специальное покрытие, снижающее радиолокационную заметность;

– теплоизоляцию моторно-трансмиссионного отделения, обеспечивающую уменьшение инфракрасной сигнатуры;

– кронштейны для крепления естественных и искусственных масок, обеспечивающих снижение как оптических, так и других демаскирующих признаков машины;

– гидроамортизаторы с увеличенным ходом и термокомпенсационными клапанами;

– механические защитные устройства стекол прицела 1Г46М, а также оптики механика-водителя;

– высокоэффективную систему кондиционирования воздуха;

– блок предельной сигнализации БПС-6;

– зеркала заднего вица.

В сочетании с усовершенствованным двигателем увеличенной мощности, гидрообменным механизмом поворота и новыми органами управления на рабочем месте механика-водителя вышеперечисленные усовершенствования значительно увеличивают боевые возможности модернизированного танка, обеспечивая ему ряд важных преимуществ перед лучшими зарубежными аналогами.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector