Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что улучшает двигатель у танка

Танк Т-34 с пробегом: ТО каждый день, слабое сцепление и масложор литрами

Мы продолжаем обзор легендарного танка Т-34 (который, кстати, до сих пор применяется в боевых действиях – например, в Йемене) с полусерьёзных позиций покупки подержанного экземпляра. Как мы уже выяснили из первой части, к качеству заводской сварки и окраски Т-34 есть претензии, но на фоне потенциальных проблем с трансмиссией и мотором, о которых речь пойдёт ниже, кузовные проблемы можно считать малозначительными мелочами.

Тормоза и рулевое управление

Тормозная система танка совмещена с системой рулевого управления. В Т-34 для этой цели используются бортовые фрикционы с автоматически действующими ленточными тормозами. Привод у них от ручных тяг, а для смазки применяется консталин, которым ежедневно заполняют масленки на картере КПП.

Бортовые фрикционы системы сталь-по-стали многодисковые, толщина комплекта фрикционов 136-138 мм, а количество пластин колеблется от 35 до 43, в зависимости от толщины и степени износа. Основная проблема – это термическое коробление пластин бортовых фрикционов при длительных поворотах, и часто встречается попадание грязи в систему и утечка смазки через фильцевые сальники. Ресурс механизмов сравнительно небольшой, порядка 300-1000 километров, с ежедневным обслуживанием, поэтому сразу купите хороший запас смазки.

Сам тормоз реализован с помощью ленточных механизмов. Управление системой сдвоенное: сначала с помощью рычага разобщается фрикцион, а потом срабатывает ленточный тормоз. С помощью педали можно тормозить, не разобщая фрикцион, что полезно при движении на уклонах.

Тормозная лента стальная, но 13 накладок на ее поверхности чугунные. Стояночный тормоз реализован с помощью фиксирующего механизма на приводе педалей. Привод тормозов механический, тягами с уравновешивающей пружиной. Конструкция очень надежная, но требующая постоянных регулировок и хорошего усилия на педали.

Подвеска

Конструкция подвески у Т-34 значительно сложнее, чем у большинства автомобилей. Она состоит из ведущих колес сзади, направляющего колеса и пяти сдвоенных опорных катков диаметров 830 мм и, конечно же, гусеницы из 36 траков с гребнем и 36 траков без гребня.

Т-34. Bojo, wikipedia.org

Ведущие колеса в основном бывают двух типов: цельнолитые или со штампованными дисками, оба вида с роликами. Изредка встречаются цельнолитые ведущие колеса без роликов образца 1942 года. Танки выпуска 41-42 годов можно определить по наличию литого колеса с роликами, фиксированными корончатыми гайками. Танки выпуска после 43 года в основном комплектовались штампованным колесом с роликами, оси которых фиксировались чеками. По надежности все решения с роликами примерно эквивалентны, а вариант без роликов отстает как в части шумности, так и в части КПД.

Катков у танков Т-34 по пять штук с каждой стороны. Изначальная конструкция предусматривала внешнюю амортизацию катков – это обеспечивало приемлемую шумность. Но в процессе производства конструкцию оптимизировали для снижения расхода резины, а летом 1942 года СТЗ ставил на танки по три центральных катка вообще без амортизации. Много танков выпуска после 42 года оснащались и катками с внутренней амортизацией.

Ленивец, он же направляющее колесо, расположен спереди и служит для натяжения гусеницы. По конструкции он обычно цельнолитой.

Направляющее колесо Т-34. wikipedia.org

Подвеска катков типа Кристи расположена внутри корпуса и является одним из слабых мест конструкции. Передний каток сильно перегружен, что вызывает раннее разрушение бандажей, повышенный износ подшипников и самой подвески. К тому же пружины и амортизатор занимают много места внутри корпуса.

Ресурс подвески сильно зависит от покрытия, по которому движется танк. В эксплуатации требуется ежедневная проверка всех ее элементов и выполнение текущего ремонта по необходимости. В среднем она неплохо справлялась даже с массой танков Т-34-85, требуя на порядок меньше внимания, чем двигатель и главный фрикцион, о которых пойдет речь ниже.

Трансмиссия

Все танки имеют привод на заднее ведущее колесо и гусеницу – полноприводных версий, увы, не бывает. Механическая часть состоит из бортовых редукторов и фрикционов, коробки передач, а также главного фрикциона. Бортовые фрикционы мы уже рассмотрели в главе «Рулевое управление и тормозная система». Бортовые редукторы тут с шестернями бокового зацепления, не особенно надежные, но в целом их ресурс вполне приемлемый. Зависит в основном от состояния наружного сальника редуктора и уровня масла.

Бортовой редуктор не соосный

Основное проблемное место танка Т-34 – это главный фрикцион, в автомобильных терминах это сцепление. В условиях дефицита фрикционных материалов он был выполнен в конструктиве сталь-по-стали, а из-за низкого коэффициента трения стальных дисков фрикционов потребовалась аж 21 штука. Из-за ограничений по длине рабочий ход и рабочий зазор оказались очень малы.

В условиях качественной сборки опытных экземпляров фрикцион был относительно работоспособен, хотя усилие на педали сцепления было очень велико. Но при серийной сборке неполное размыкание дисков приводило к неполному выключению главного фрикциона, а при неполном выключении сцепления переключать передачи в коробке сложно. Особенно если это Т-34 до обновления июля 1942 года.

В серию танк Т-34 пошел с 4-ступенчатой КПП, выполненной по схеме с подвижными шестернями – такая конструкция была общепринятой на тот момент. К ее основным достоинствам относили простоту и малое количество зубчатых пар. Но в миг переключения она требовала отсутствия момента на валах. При «ведущем» сцеплении переключение нуждалось в очень больших усилиях, ход шестерен был большим, а профиль зубьев плохо подходил для постоянного включения-выключения.

Двухвальная КПП с подвижными шестернями по схеме Кристи

Технологические доработки в виде нарезки зубьев по краю через один, накатки боковой поверхности шестерни (что-то вроде синхронизатора) обработки валов для снижения сопротивления давали лишь небольшой эффект. То, что неплохо работало с хорошим сцеплением на грузовиках того времени и вполне приемлемо – на танках серии БТ, на новом и заметно более тяжелом Т-34 с задачей не справлялось. Усилия на механизме переключения могли превышать 50 кг, что осложняло труд механика-водителя и постоянно приводило к выходу двигателя за оптимальный рабочий диапазон. Ну и, конечно, поломки самой коробки передач были обычным делом: зубья крошились, а ударные нагрузки разрушали корпус и подшипники.

Разработка новой пятиступенчатой трансмиссии началась еще до постановки танка в серийное производство. Дело было не только в том, что танку требовалась еще одна передача для расширения динамического диапазона, улучшения проходимости и повышения топливной экономичности. Новая коробка использовала шестерни постоянного зацепления с муфтами, как у современных конструкций.

Внедрение такой коробки в серию стало возможным с поставками новых зуборезных станков по ленд-лизу. Дело в том, что в коробке постоянного зацепления зубчатых пар больше почти в два раза, что заметно повышает нагрузку на станочный парк. Но внедрение КПП на муфтах – это лучшее решение, если нет возможности изменить конструктив главного фрикциона, что потребовало бы переделки присоединительных размеров силового агрегата, переделки корпуса. В целом объем работ по модернизации был бы сравним с созданием нового танка с тем же двигателем.

КПП Т-34. wikipedia.org

Новая КПП оказалась требовательной к качеству комплектующих, ей необходимы были роликовые подшипники высокого качества. Но эта проблема была решена достаточно быстро, и конструкция коробки оставалась неизменной еще много лет.

При выборе танка сегодня отдавайте предпочтение Т-34 после лета 42 года с 5-ступкой или требуйте существенную скидку, так как выбор хороших контрактных КПП на Т-34 невелик.

Мотор

Линейка двигателей Т-34 состоит из единственного агрегата В-2 – дизельного V12 с непосредственным впрыском. Этот двигатель так сильно опередил свое время, что его база используется до сих пор, а для двигателей разработки 30-х годов он смотрелся вообще как пришелец из будущего.

Посудите сами: алюминиевые блоки цилиндров, алюминиевый картер, стальные мокрые гильзы цилиндров, алюминиевые поршни с 5 кольцами, по три компрессионных и два маслосъемных, 4 клапана на цилиндр, система смазки с сухим картером и масляными фильтрами. Рабочие обороты мотора – 1700-2000 в минуту, объем – 39 литров, а мощность – 400-600 лошадиных сил. И все это при массе около тонны, что неплохо даже в сравнении с «бензинками» той же мощности.

Секрет прост: двигатель разрабатывался в том числе и как авиационный, тогда это было модное направление, и аккумулировал в своей конструкции наработки нескольких конструкторских бюро за много лет. К сожалению, с надежностью и стоимостью дела обстояли не лучшим образом. В августе 1940 года конструкторское бюро Сталинградского моторного завода в своей докладной записке в ЦК ВКП(б) так охарактеризовало его конструкцию: к основным недостаткам представители завода отнесли тот факт, что В-2 «является недоработанным образцом авиационного дизеля[,] который не является ни надежным, ни весьма компактным и достаточно мощным, ни сколько-нибудь дешевым двигателем». И это была суровая правда.

Читать еще:  Двигатель d4bh заводится и глохнет

Доводка двигателя заняла без малого десять лет, и только во время войны его ресурс довели до приемлемых показателей. К моменту начала серийного производства танка Т-34 гарантийный ресурс составлял 100 моточасов для Т-34 и 80 моточасов для КВ-1, и лишь по настоянию наркома М. А. Малышева эти цифры увеличили до 150 и 100 моточасов соответственно при желаемых военными 300. Реальная же наработка на отказ часто была ниже гарантийных цифр. Только моторы выпуска 1944 года смогли с запасом перекрывать срок наработки на отказ в 250 моточасов, некоторые из них могли проработать более 1000.

Не сравнивайте режимы работы с авиационными или автомобильными, в танках время работы на режиме максимальной мощности составляет более 30% времени, что в шесть раз больше, чем у автомобильных моторов, а более 55% времени он проводит при нагрузке более 60%. Еще во впуске много-много пыли, а летом добавляется перегрев из-за высокой температуры воздуха.

Основное слабое место двигателя – вовсе не топливная аппаратура, и с холодным стартом особых проблем не было. Хотя к заправке требовалось относиться с почтением: фильтровать солярку через шелковую ткань, не допускать значительной примеси керосина, греть топливо перед запуском в морозы, как и сам мотор. Впрочем, пневматический стартер с хорошим запасом мощности позволял запустить исправный мотор даже в сильные морозы, благо масло заливалось в бак горячим с поста подогрева. В систему охлаждения зимой заливали смесь из 45% воды и 55% этиленгликоля. Допускались и спирто-глицериновые смеси с номенклатурой до -32 градусов.

Основная беда на протяжении сороковых годов – это износ цилиндропоршневой группы, прогорание поршней из-за перегревов, прорыв газового стыка ГБЦ и гильзы, а также нарушения топливоподачи и работы системы смазки из-за поломок маслонасосов. Расход масла в изношенном моторе шел буквально литрами, достигая 5 килограммов в час. Традиционно в качестве основного документа о состоянии мотора на начало 42 года приводят отчет Абердинского полигона. Да, танк Т-34 попал на испытания в США и там весьма подробно исследовался.

Т-34-85, захваченный армией США в Корейской войне. wikipedia.org

Основная проблема советского 39-литрового V12, по мнению заокеанских экспертов, была в низком качестве очистки воздуха. Центробежно-масляный воздухоочиститель терял масло, не очищал, отправлял масло в камеры сгорания, что приводило к работе вразнос и гидроударам. Вторая проблема была в слабости системы охлаждения – она не позволяла ему долго работать на максимальной мощности даже в зимних условиях. Правда, судя по отчету, американцы не залили в фильтр типа «Помон» масло, вследствие чего фильтр фактически не работал. Моторесурс мотора на испытанном танке составил 73 часа.

Воздушные фильтры явно нуждались в улучшении в любом случае. К концу 1943 года на танках уже применяли фильтры конструкции «Циклон», а после 44-го и «Мультициклон», обеспечивающие на порядок лучшую фильтрацию воздуха и меньшую трудоемкость обслуживания.

Медные прокладки ГБЦ не выдерживали работы на максимальной мощности. Позже была улучшена точность обработки блоков и использована цельная алюминиевая прокладка, а затем и прокладка типа «металлопакет» для обеспечения работы газового стыка.

Т-34-85 с дополнительной броней, 1996 год, Босния. wikipedia.org

Маслонасосы последовательно улучшались, менялись приводные валы, рабочие пары и зазоры. Уже к 45 году основные проблемы удалось решить. На удивление, в остальном конструкция мотора оказалась весьма удачной. Конечно, крайне трудоемкой в обслуживании и дорогой, но тем не менее ресурсной.

Послевоенные модификации этого двигателя для железнодорожной и автомобильной техники были значительно усовершенствованы, и их моторесурс был доведен более чем до 10 тысяч моточасов на тяжелых грузовиках и гусеничной технике. При покупке танка Т-34 сейчас можно рассчитывать на установку контрактного агрегата или ремонт оригинального мотора по новым технологиям, что позволит относительно надежно эксплуатировать технику.

Брать или не брать?

Как вы смогли убедиться, Т-34 представляет собой достаточно сложную конструкцию, которую нельзя назвать неубиваемой ни в коем случае – напротив, даже поддержание исправного танка в рабочем состоянии требует немало усилий и средств. И если кроме шуток, то находятся энтузиасты, которые от фантазий о собственном танке переходят к действиям. Известно как минимум о двух проектах последних лет, которые легко гуглятся.

Модули

Модули — это базовые компоненты любой машины.

Всего существует пять типов исследуемых модулей.

Танковая пушка, которая устанавливается во вращающуюся башню или же прямо в корпус танка. Характеристики орудия определяют огневую мощь вашей техники.

Один из важнейших модулей. На башню устанавливается орудие, и в ней же обычно размещается большинство членов экипажа. Это единственный модуль, который влияет на прочность машины, так как у башни есть броня. Также от башни зависит дальность обзора и количество очков прочности вашей техники.

Это гусеничный механизм, с помощью которого танк передвигается и разворачивается. Ходовая определяет грузоподъёмность, проходимость и скорость поворота машины.

Этот модуль приводит в движение ходовую. Чем двигатель мощнее, тем быстрее едет ваша машина. При попадании снаряда в двигатель может возникнуть пожар.

Радиостанция — модуль, позволяющий видеть вражеские танки на мини-карте. Чем больше дальность связи радиостанции, тем больше ваш радиус обнаружения противников по разведданным.

Для всех исследуемых машин, кроме X уровня, есть возможность усовершенствовать один или несколько модулей. Зачем это делать?

  • Усовершенствованные модули улучшают характеристики машины.
  • Для изучения техники следующего уровня нужно изучить некоторые модули от предыдущей машины.
  • Техника, у которой исследованы все модули и машины следующего уровня, приобретает статус элитной и позволяет зарабатывать особый боевой опыт, который можно перевести в свободный.

Для исследования и покупки модулей вам понадобится боевой или свободный опыт и кредиты.

  1. Нажмите Исследовать в правом верхнем углу Ангара, чтобы открыть дерево исследований для текущей машины.
    Под изображением неисследованных модулей указана их стоимость в единицах опыта . Если вам хватает опыта для их изучения, стоимость будет отображаться на зелёном фоне.
  2. Щёлкните по стоимости изучения и подтвердите исследование. После этого отобразится стоимость покупки модуля .
  3. Щёлкните по стоимости и подтвердите покупку, чтобы приобрести и сразу же установить изученный модуль.

B-92С2 – двигатель для танка Т-90.

В-92С2 – V-образный четырёхтактный 12-ти цилиндровый дизельный двигатель, используемый на танках Т-90, а так же на новейших Т-72Б3.

История создания

B-92С2 является продолжателем семейства двигателей В-2, история создания которых уходит в далекие 30-ые годы прошлого века. Конечно, современный двигатель это уже совсем другой агрегат, однако его габариты и рабочий объем остаются прежними уже более 80-ти лет. Изначально он разрабатывался для применения на бомбардировщиках, но модель получилась настолько удачная, что после ряда доработок его начали устанавливать и на танки.

Различные улучшенные модификации этого двигателя устанавливались на многие советские танки. Непосредственно на Т-90 изначально устанавливался двигатель В-84, однако уже при его создании было понятно, что он до конца не раскрывает все возможности танка. Разработка 92-ой модели затянулась, так как попала на 90-ые годы прошлого века, когда стране было явно не до танковых дизелей. Первые испытания начались в конце 90-ых годов, а в 2000 году он был принят для эксплуатации и пошёл в серийное производство. С того времени на всех новых танках Т-90 используется двигатель B-92С2.

Общее описание

B-92С2 самый современный на данный момент серийный танковый двигатель в России, глубокая модернизация двигателя В-2. Выпускается на Челябинском Тракторном Заводе.

Танковый двигатель существенно отличается от двигателей гражданского назначения. Если основной задачей гражданских моделей является большой моторесурс, то для военной машины на передний план выходит надежность в любых условиях, удельная мощность и многотопливность. Для работы B-92С2 используются различные виды дизельного топлива, каждый из которых лучше всего подходит для определенной местности и температуры окружающей среды. При крайней необходимости допускается даже использование авиационного топлива некоторых типов, но ресурс двигателя при этом очень страдает. В двигателе используется жидкостное охлаждение, а благодаря удачному расположению, которое предотвращает сильный нагрев корпуса, снижается заметность для систем ИК-наведения.

Удельная мощность составляет примерно 22 л.с./т, что является практически идеальным показателем, ведь при большей удельной мощности расходуется большее количество горючего, при этом танк не выигрывает в ходовых качествах и маневренности. Но именно по этому показателю данный двигатель не подойдет для новейшего танка Армата, так как тот заметно тяжелее Т-90.

Читать еще:  Swap двигателя что нужно

В конструкции двигателя используются алюминиевые сплавы, что существенно уменьшает общий вес двигателя. Так же для повышения ресурса клапаны изготавливаются из хромомолибденовой стали.

Применение

Двигатель B-92С2 устанавливается на Т-90А и более поздние модификации танка, выпущенные после 2004 года, а так же на новейшие модификации Т-72Б3.

Несмотря на отличные показатели надежности, B-92С2 все-таки имеет некоторые ограничения по использованию:

Технические характеристики

Габариты

Рабочие характеристики

Форсированная модификация

После серьёзной модернизации танков Т-72 и Т-90 назрел вопрос о недостаточной мощности устанавливаемых для них двигателей. Для создания абсолютно новой модели может потребоваться достаточно много времени, поэтому было решено в очередной раз усовершенствовать проверенный годами агрегат. Новый двигатель получил обозначение B-92С2Ф (форсированный).

Максимальная мощность выросла до 1130 л.с. Картер, коленчатый вал, шатунно-поршневую группу пришлось серьезно усилить, чтобы они могли стабильно и надежно работать на повышенных режимах. Серьезным улучшением подверглись турбокомпрессор, система охлаждение и выпускная система. Однако у форсирования есть и недостаток, ведь за повышенную мощность приходится платить сокращение моторесурса двигателя, который теперь ровняется 1000 часам.

Вооружен и очень опасен

Обновленный Т-90М все-таки совсем не похож на своего предка Т-90. Уже только по внешнему виду его можно считать совершенно новой машиной. И если делать аналогию с истребителями, то он относиться к поколению 4++. То есть как последняя ступень перед появлением машин совершенно нового 5-го поколения. В авиации это истребители Су-30/35 и их старший брат Су-57. Для «Прорыва» это танк нового поколения Т-14 «Армата». Опять же проводя аналогии, на том же Су-35 долгое время отрабатывали технологии и оборудование, стоящее на более продвинутой машине. То же самое происходит и в танкостроении.

На Т-90М установлена принципиально новая башня. Она легко узнаваема по внешнему виду из-за находящегося сзади короба для боеприпасов. Машина получила 125-мм пушку, обеспечивающую применение новых боеприпасов высокого могущества, а также управляемых ракет, позволяющих поражать бронированные цели и даже вертолеты на дальности до 5 км. Имеются и два пулемета: спаренный с пушкой 7,62 мм и установленный на башне, дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом.

При этом конструкторам удалось существенно увеличить внутренний забронированный объем пространства башни, благодаря чему внутри разместили дополнительное электронное оборудование и улучшили условия работы экипажа. Командир теперь обладает панорамным прицелом и высокоавтоматизированной системой управления огнем «Калина». Это позволило значительно повысить точность огня, сократить время подготовки первого выстрела, внедрить автомат сопровождения цели. Машина интегрирована в сетецентрическую систему тактического управления «Созвездие-М2». Что обеспечивает так называемый армейский интернет, который объединяет в единое информационное пространство все объекты, оснащенные подобными комплексами, на поле боя. Благодаря этому танк может получать целеуказания даже о тех целях, которые экипаж визуально не наблюдает: координаты поступят с командного пункта, беспилотника или другого средства разведки на поле боя.

Как это работает, было показано в одном из видеороликов концерна «Уралвагонзавод» и в передаче «Военная приемка» телеканала «Звезда«. В них несущийся с внушительной скоростью по полигону Т-90М преодолевал кочки и канавы так, как будто ехал по шоссе. А командир боевой машины в этот момент отмечал пальцем на жидкокристаллическом дисплее новой управляющей системы координаты цели, и дальше последовал выстрел. При этом в башне ничего не пошелохнулось.

Кроме того, новая электроника сделала возможным реализацию режима ведения огня «охотник — стрелок». Это когда командир ведет разведку целей и ставит задачи на их поражение наводчику, а тот самостоятельно их уничтожает. Одновременно командир продолжает наблюдение и разведку других объектов. Функция двухканального автоматического сопровождения целей (одновременно и независимо с места наводчика и командира) позволяет сократить время на их поражение в разы.

4) Хризантема (ПТРК).

Тип двигателя: Четырехтактный безнад­дувный дизельный двигатель УТД-29.

Число цилиндров: 10.

Максимальный крутящий момент: 1461 Нм.

Мощность: 450 л.с.

«Хризантема» это самоходная противотанковая машина на базе которой установлен ракетный комплекс.

Эта боевая Российская машина разработана для поражения танков, БМП и другой военной техники, которые оснащены бронезащитой. Также данный ракетный комплекс имеет возможность поражать: фортификационные сооружения, надводные объекты и не скоростные морские транспортные средства. Стоит здесь отметить, что данный ракетный комплекс оснащен и имеет возможность поражать как открытые цели противника, так и те, которые находятся в укрытии.

  • Активные темы

Поделиться119-06-2019 14:15:24

  • Автор: Armaleit
  • Супермодератор
  • Зарегистрирован : 21-03-2017
  • Сообщений: 90
  • Уважение: +5
  • Провел на форуме:
    1 день 6 часов
  • Последний визит:
    26-02-2020 23:31:16

Ранее, начиная с конца 90-х, по экономическим причинам Т-80БВ стали постепенно списывать из рядов российской армии, но недавно, при формировании арктических подразделений снова стали идти в войска. Сейчас они снова списываются, заменяясь на Т-80БВМ. Непонятна ситуация с БВ на Дальнем Востоке – информации оттуда кот наплакал. Так что пока можно говорить с уверенностью только то, что у нас их около 200-300 машин у морпехов, в Кантемировской дивизии и на Дальнем Востоке и поставки продолжаются — только в конце 2018 — начале 2019 армия получили 160 (скорее 164) Т-80БВ.

Т-80БВ Кантемировской дивизии

Вооружение

По своему основному составу соответствует Т-72Б – 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-1 (от 2А46М отличается тем, что заряжание идёт с помощью МЗ, а не АЗ) со спаренным ПКТ и КУВ (только на Т-80Б стоит 9К112-1) и ЗПУ с Утёсом. А теперь по порядку. Наличие МЗ имеет свои плюсы – БК первой очереди составляет 28 выстрелов – рекордное на сегодня количество, да и перезарядка несколько быстрее (хотя большую роль в скорострельности играет наличие СУО). Сам БК составляет 38 выстрелов (меньше, чем у Т-72, но в бою всё равно мало кто возит снаряды вне карусели). Углы наведения по вертикале аналогичны 72-кам.

Пулемётное вооружение, аналогичное по комплектности, незначительно уступает 72-кам. Причина – боезапас спаренного пулемёта всего 1250 патронов. Это рекордно малый БК среди ОБТ. Возможности зенитного вооружения аналогичны.

Схема КУВ 9К112-1

В отличие от Т-72 и Т-64, на 80-ках денег не экономили и все машины оснащены ракетным вооружением. КУВ 9К112-1 обеспечивает стрельбу ракетами 9М112М с БЧ 9Н124, имеющей пробиваемость порядка 600-650 мм гомогенной брони, на 4 км с управлением по радиоканалу. В отличие от КУВ с лазерным наведением, где всё встроено в прицел-прибор наведения, радиокомандное наведение выделяется на танке отдельным антенным блоком ГТН-12 перед люком командира. Плюсом перед 9К120 является возможность стрельбы на ходу. Но есть и минусы – сложность всей схемы (фактически размещённая по всей башне) и излучение антенны опасно для людей, находящихся до 100 м перед танком. Однако, 9М112М уже достаточно старые и не факт, что сейчас находятся в боеспособном состоянии.

ТУР 9М112


Антенный блок ГТН-12 на башне Т-80Б

Подвижность

Высокая подвижность – один из главных плюсов перед Т-72Б и один из серьёзных минусов 80-ки сегодня. Двигатель у Т-80БВ газотурбинный трёхвальный с двухкаскадным турбокомпрессором ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. на стенде. Это позволяет разгонять 44-тонную 80-ку максимум до 70 км/ч, по грунтовой дороге – до 45 км/ч, по шоссе – до 65 км/ч. Преимущество перед 72-кой небольшое, при движении в большой колонне вообще сходит на нет, зато по пересечённой местности 80-ка идёт гораздо уверенней, тем более, что управление несколько удобнее и выше плавность хода. Назад же скорость гораздо выше – 11 км/ч. Ещё к плюсам относится быстрый запуск зимой, малошумность. Всё это сделало танки с ГТД любимцами танкистов.

ГТД-1000ТФ

А теперь то, почему ГТД является минусом Т-80БВ. Во-первых, эти двигателя не производятся, а запасы законсервированных не бесконечны. Во-вторых, это продолжение разунификации в танковых войсках, ведущей свою родословную с 50-х годов прошлого века – эксплуатация 6 двигателей, 2 из которых газотурбинные, не лучшим образом сказываются на логистике, обучении персонала и финансах. В-третьих, потребление топлива гораздо выше, чем у дизелей. У ГТД-1000ТФ оно равняется 230 г/л.с.*ч, что даёт общий расход в 253 кг/ч против 153 кг/ч для В-84 и 156 кг/ч для В-92С2. Если же вести расход в литрах, то для ГТД выйдет 326 л/ч (топливо РТ по ГОСТ 10227-86* плотностью 775 кг/м3) против 178 л/ч и 181 л/ч (топливо Л-0,2-40 по ГОСТ 305-82 плотностью 860 кг/м3) своих дизельных коллег. Запаса хода с двумя 200-кг дополнительными бочками запаса в 2200 л (из них 1100 во внутренних баках) хватает на 600 км, а расход топлива по грунтовой дороге доходит до 790 л на 100 км.

Трансмиссия на Т-80БВ механическая, с гидравлическим включением фрикционных элементов, состоящая из двух основных сборочных единиц, каждая из которых конструктивно объединяет бортовую коробку передач и бортовой редуктор. БКПП – планетарные, с фрикционным включением, имеющие четыре передачи вперёд и одну назад. В силу особенностей конструкции газотурбинного двигателя, состоящей из двухвальной схемы и разобщения турбины компрессора (передающей мощность) и силовой турбины (принимающей мощность), и вытекающей из этого плохой приёмистости, увеличение скорости оборотов происходит значительно дольше по времени, соответственно и разгон танка по времени увеличивается, тем самым проигрывая дизельным двигателям с сопоставимой тяговооружённостью. Также конструкция имеет большие потери мощности (19,1% в сравнении с 11,3% у Т-72 с В-46-4).

Читать еще:  Бустер нитро двигателя что это

Ходовая шестикатковая с 5 поддерживающими катками на борт. Диаметр опорного катка 670 мм. Гусеница с параллельным резинометаллическим шарниром с обрезиненной беговой дорожкой массой 1767 кг. Подвеска индивидуальная, торсионная, с телескопическими гидроамортизаторами на первом, втором и шестом опорных катках обеспечивает высокую плавность хода, опережающую остальные отечественные ОБТ. Вместе с тихим двигателем, ходовая обеспечивает крайне малошумное движение, что даёт возможность скрытного перемещения у линии фронта. Но, как всегда, есть и минусы – стоимость ходовой и потери на трение гораздо выше, чем у 72-ек, а износоустойчивость ниже.

Ходовая танков серии Т-80


Амортизация ходовой Т-80 и обрезиненная беговая дорожка гусениц

При использовании ОПВТ танк может преодолевать водоёмы глубиной до 5 м. Ширина же преграды лимитируется только запасами топлива благодаря воздушной системе охлаждения с продувкой охлаждающего воздуха двумя вентиляторами через масляные радиаторы двигателя и трансмиссии.

В сумме получаем, подвижность Т-80БВ примерно равнозначна Т-72Б – на поле боя 80-ка превосходит 72-ку за счёт более мощного двигателя (хотя, опять же, в плане разгонных характеристик всё не так просто), по возможностям переброски на поезде, тягачах и других транспортных средствах – паритет, тогда как в длительных маршах своим ходом скажется прожорливость ГТД.

Защита

Пассивное бронирование Т-80БВ не так было подвержено изменениям, как у Т-72А и тем более у Т-72Б. Самые первые БВ были сделаны на базе выпущенных Т-80Б. Их ВЛД была четырёхслойной – 60 мм стали, два слоя по 50 мм СТБ и тыльный 45-мм стальной лист. Стальные детали выполнены из стали БТК-1 повышенной твёрдости, что дало защиту, по заявлениям, в районе 380 мм от БОПС. Возможно, в армии и остались машины с такой ВЛД. Как и другие ОБТ, 80Б проходили модернизацию по программе Отражение и получили аж 30-мм лист. Таким образом, с определённой долей вероятности можно сказать, что защита от М111 до усиления была несколько меньше, чем у Т-72А. В конце 80-х танки стали оснащаться НДЗ Контакт-1, а вновь произведённые получили усиленную ВЛД – 50 мм стали, 35 мм СТБ, 50 мм стали, 35 мм СТБ и 50 мм стали. Возможно, между 3 и 4 слоями есть 10-мм промежуток воздуха. С учётом ДЗ стойкость составляет примерно 570 мм от БОПС и 820 от КС. НЛД прикрыто резинотканевым экраном, который, по словам танкистов, ещё и защищает от «дельфинов».

Варианты бронирования ВЛД Т-80БВ

Борт корпуса защищён основным 80-мм бронелистом и резинотканевым экраном, усиленным стальными пластинами (так называемые силовые экраны). Блоки динамической защиты расположены узкой полоской вдоль надгусеничных полок, хотя, по идее, там итак самое защищённое место борта. Почему не расположили контейнеры на экранах (тем более, что, в отличие от Т-72, МЗ занимает больше площади в проекции и меньше закрыт катками) – остаётся загадкой. Экраны имеются двух типов – постоянной ширины и с выступами для подножек.

Защита борта Т-80БВ с экранами первого типа


Устройство силового экрана Т-80БВ. Сам экран, как видно по подножкам, второго типа

Башня литая, со 110-120 мм наружным стальным слоем, 180-200 мм нишей под песчаный наполнитель и 120-130 мм внутренним слоем. За всю историю производства Т-80Б и Т-80БВ не менялась. Контакт-1 ставится так же, как и на Т-72АВ – под углом, благо габарит небольшой и мехводу не мешает. Защита с учётом ДЗ составляет примерно 420 мм от БОПС и 760 мм от КС.

Засветившийся на одном из совещаний разрез башни Т-80Б

Защита от оружия массового поражения в целом аналогична применяемой на других советских ОБТ, за исключением аппаратуры управления – если у 72-ек это 3ЭЦ11-3, то на 80-ке – 3ЭЦ11-2. Несколько отличается и ППО – 15 термодатчиков и один ручной огнетушитель ОУ-2.

Система постановки дымовых завес представлена ТДА (время действия до 10 мин) и восемью гранатомётами 902Б Туча, которые, в отличие от 72-ек расположены по обе стороны башни группами по 4 штуки.

Также имеется и встроенное оборудование для самоокапывания. Можно устанавливать и разнообразные тралы.

Защита Т-80БВ подтвердила свою надёжность против ручных гранатомётов с моноблочными БЧ в Грозном. Танки выдерживали до 12 попаданий и уходили с поля боя. Танк, как и Т-72АВ/Б/БА, сможет показать себя в локальных войнах. Но, в отличие от собратьев, есть несколько крупных минусов – более слабая защита борта и башня, так и не получившая усиления и равная по бронированию старым башням ранних Т-72А.

Т-80Б без навесного оборудования. Видно, что габарит щёк башни достаточно скромный.

Прицелы и приборы наблюдения

Устройство СУО 1А33

В отличие от 72-ек, на Т-80БВ установлена СУО 1А33-2 Обь, в состав которой входят прицел-дальномер 1Г42, баллистический вычислитель 1В517, блок разрешения выстрела 1Г43, датчики крена, курсового угла, скорости, датчик ветра 1Б11, преобразователь напряжений ПТ-800 и электрогидравлический стабилизатор 2Э26М. Прицел-дальномер 1Г42 имеет переменную кратность 3,9-9, поле зрения в 20-8,4 град. Лазерный дальномер позволяет измерять дальность от 500 до 4000 м с погрешностью 25 м. Баллистический вычислитель обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения пушки с учётом дальности, направления движения, крена и скорости танка, бокового ветра, относительного перемещения цели и типа снаряда. Блок разрешения выстрела не даёт делать выстрел из пушки и пулемёта, если фактическое положение пушки отклоняется от заданного на 2,5-4 угловые минуты.

Датчик ветра 1Б11

Для ведения боя ночью используется прицел ТПН-3-49, не входящий в состав СУО.

Приборы наблюдения аналогичны устанавливающимся на Т-72, за исключением нескольких моментов – командир используется модернизированный ТКН-3В, у наводчика установлен лишь один прибор наблюдения ТНПА-65, зато мехвод имеет целых три ТНПО-160, что сильно улучшает обзор.

Обь имеет несомненные плюсы перед 1А40, что в случае боя с серьёзным противником, одинаково пробивающим и Т-72Б, и Т-80БВ, даст преимущество 80-ке. Украинские Т-64БВ с 1А33, выступавшие на Strong Europe Tank Challenge 2017, достаточно хорошо показали себя в стрельбе. Но это не меняет факта, что СУО сильно устарела, особенно для ведения боёв в сложных условиях.

Прочее оборудование

Здесь так же больших отличий от 72-ек нет. Генератор на танке – ГС-18МО, радиостанция – Р-123М с ТПУ Р-124, аккумуляторы – 12СТ-85Р, гирополукомпас – ГПК-59.

Власть огня — здесь брода нет,
Но есть последний твой удар, все остальное не в счет.

Другие новшества обновления 1.4:

  • В World of Tanks появилась карта «Затерянный город», ранее знакомая по турнирам. После определенной переработки она стала доступна всем желающим в различных режимах. Карта претерпела значительные изменения, выросла в размере до 1000 x 1000 метров, трейлер вашему вниманию:

    Была несколько снижена сложность выполнения личных боевых задач в разделах «Союз», «Блок», «Альянс» и «Коалиция», но их выполнение требует прежнего уровня мастерства.

  • Появилась поддержка многопоточной отрисовки, разработанная в тесном сотрудничестве с компанией Intel. Благодаря нововведениям многие игроки увидят ощутимое повышение частоты кадров в секунду, особенно на компьютерах со средней и высокой производительностью.
    • Wargaming установила связь с космосом! Игроков World of Tanks поздравили с Днем космонавтики прямо с борта МКС
    • Железный капут — история супер-танка Maus и его воплощение в World of Tanks
    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector