Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что является двигателем эволюции общества

Что такое эволюция — ее движущие силы, синтетическая теория, этапы и доказательства эволюции человека

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Про существование теории эволюции слышали все, но вот объяснить толком, что это такое, о чем говорится в синтетической теории и каковы этапы эволюции человека расскажет не всякий.

Поэтому мы сегодня в научно-популярном стиле пробежимся по всем этим вопросам, чтобы у вас не осталось «темных пятен» в современном понимании эволюционных процессов. Будет интересно, не переключайтесь.

Эволюционные теории развития формаций

В XIV веке исламский ученый Ибн Хальдун задолго до возникновения социологической теории западной школы вывел основополагающие истины, что общества являются цельными живыми организмами, переживающими рождение, развитие, старение, упадок, а затем смерть. Это привело к возникновению среди европейцев мнения о состоянии упадка тогдашнего общества по сравнению с Древней Грецией и Римом. Культура и социальное развитие этих стран являлось для них образцом.

Сущность теории о стадиальном развитии

В период Просвещения уверенность европейцев привела к популяризации понятия прогресса. Научные деятели того времени считали, что общество изменяется по этапам, так они пытались определить факторы влияния на ход развития человечества. При этом утверждали, что развитие общественных формаций является неизбежным процессом, и множество споров возникало по вопросу, в чем выражается теория эволюционного развития общества.

Это интересно: что вы понимаете под информационными ресурсами?

Главную роль сыграли шотландские ученые, разработавшие один из видов эволюционного изменения общества. Их теория предусматривает прохождение формаций через четыре этапа:

  • собирательство и охота,
  • кочевой образ жизни и скотоводство,
  • сельскохозяйственный этап,
  • стадия торговых отношений.

Это интересно: високосные года 21 века, список.

Для становления теории важной составляющей являлось появление новых теорий культурной социологической эволюции, которые организовывали знания таким образом, что они оправдывали развитие экономического и политического господства. Еще одной прогрессивной теорией, являвшейся фоном для развития идей, была идея роста капитализма и революции в промышленности, из-за которых начался быстрый рост средств производства.

Доминирование демократической идеи вынудило учёных пересмотреть свои догмы общественной организации, в результате которой предложены три классические теории исторического и социального развития:

  • социокультурный эволюционизм,
  • социальные циклические этапы,
  • марксистская материалистическая теория.

Теория пессимистов

Лидерами, отказавшимися от социального классического эволюционизма, были Маргарет Мид, Рут Бенедикт и Франц Боас вместе с учениками. После разрушительных войн 1914 и 1945 года, геноцида и уничтожения инфраструктуры промышленности идея прогресса и развития выглядела в сомнительном цвете. Идеи классического эволюционизма претерпели множественные изменения и были попросту отвергнуты:

  • оценочные суждения этнографического центризма с несерьезными оценками обществ, принимавшими за эталон западные ценности,
  • предположение о единственном пути для всех культур и становление одних ценностей для любых общественных формаций,
  • приравнивание цивилизации к материальным культурам и благам, приведение социальной эволюции к рангу научной теории, что способствует поддержке расистских практик (рабства, колониализма, неодинаковой экономике),
  • дарвинизм в социальной теории критикуется из-за того, что его результатом стали некоторые философии нацистов.

Не пропустите: понятие онтологии, ее проблемы и функции в философии.

Теории современников

Для современных философий характерно избегание спекуляций этнографическими понятиями, сравнений, оценок отдельных общественных формаций, проживающих в собственном контенте исторического периода. В 40-е годы антропологи Джулиан Стюарт и Лесли Уайт пытаются возродить эволюционную теорию, связав ее с научным подходом известным как неоэволюционизм.

Читать еще:  Что такое мвт в двигателе

Уайт устранил разницу между малоразвитыми и прогрессивными обществами, но развивал мысль о дифференциации формаций в зависимости от величины энергии, увеличение которой ведет к последующей дифференциации. Стюард исключил в своем видении понятие прогресса, оставив способность общества приспосабливаться к окружающим условиям. В современной интерпретации философы отвергают прогресс, при этом пропагандируя взаимоотношения между окружающим миром и культурой. Окружающая среда включает в себя экономические и политические аспекты.

Неоэволюционизм

Начало теории относится к 30 годам XX столетия, широкое развитие философия получает в период после Второй мировой войны. В основе лежат эмпирические сведения палеонтологии, археологии, истории. Неоэволюционизм устраняет взаимодействие моральных и культурных ценностей и становится просто описательной и объективной теорией, при этом ставя общество в зависимость от технологических систем. Развитие общества он приравнивает к основным энергетическим технологиям, на каждом этапе развития человечество использует одну из них:

  • первоначально люди используют энергию собственных мышц,
  • второй этап характеризуется освоением энергии прирученных домашних животных,
  • сельскохозяйственная революция приносит энергию растений,
  • четвертая стадия нацелена на применение энергии природного угля, газа, воды, нефти,
  • на пятой стадии общество использует ядерную энергию.

Теория социальной биологии

Теория объясняет развитие человечества в аспекте естественного отбора. Учение Уилсона, который представил эволюционный прогресс в зависимости от социального поведения, эмпатии, альтруизма, заботливости или агрессии. Труды ученого вызвали величайший резонанс того времени, провоцируя множество споров вокруг основных положений учения. Особенно спорной была теория того, что гены человека определяют его поведение, хотя сложное взаимодействие между воспитанием и природой было отмечено.

Развитие эволюционной психопатии ведет к появлению нового направления — дуальной философии, которая использует математические законы генетики для моделирования селективных и адаптивных культурных принципов. Постулаты этой школы принадлежат Роберту Бойду и Питеру Ричерсону из Калифорнийских университетов, они предоставили описание культуры различных обществ с точки зрения математики.

Модернизационная теория

Эти постулаты становятся популярными в 1950—1960 годах и связаны с философией развития и зависимости. В теории заложены предыдущие принципы сочетания социальной культурной эволюции с эмпирическими исследованиями и практикой, особенно такие аспекты затрагивают деколонизацию. Основные постулаты гласят:

  • западный общественный бассейн наиболее развит по сравнению с остальными странами и бывшими колониями, находящимися на ранней стадии развития, но молодые государства достигнут желаемого уровня развития,
  • развитие предусматривает путь от традиционных формаций к прогрессивным,
  • малоразвитые и отстающие страны должны быть переформатированы на развивающийся путь.

Отмечено несколько догматических совпадений с оптимистическими и модерновыми эволюционистскими структурами К. Маркса и Г. Спенсера. В этих случаях общество идет вперед под действием экономики, проходя определенные стадии идентифицируемой последовательности. Критика этой теории связывается с этнографическим центризмом, восхваляющим культуру и устройство западного мира.

Постулаты информационного подхода

Социальный эволюционизм берет идеи в основном из биологии, но с развитием информатики, особенно естественного направления, он стал взаимодействовать с этим направлением. Взаимодействие обозначилось в виде двустороннего подхода, теория которого разработана Джулианом Стюардом и Лесли Уайтом. Научные философы рассматривают эволюционное развитие общества в свете технического прогресса, какой рассматривается в качестве основного фактора в развитии культуры и общества.

Читать еще:  Электропривод двигателя постоянного тока схема

Уайт развивает теорию использования прогрессивных технологий для получения и применения энергии. Продвинутые общественные формации отличаются множеством знаний и научной информации. Коммуникационные достижения связи положительно действуют на экономику, политику, распределение, социальное неравенство.

Прогресс и регресс общества

Эти два понятия-антипода сложно описать количественными показателями, но именно их используют для определения, что такое эволюция в обществознании. Наблюдая общественный прогресс (или регресс), рассуждают о таких знаковых моментах:

Благосостояние, качество жизни индивидуумов.

Социальная защищенность граждан.

Нравственность отдельных членов общества и в целом социума, в том числе отсутствие агрессии и противостояния отдельных групп граждан друг другу, например, расизм.

Демократия — она на данный момент считается высшим признаком политического развития общества.

Сопряженная с предыдущим понятием свобода каждого человека на слово, выбор, вероисповедание и прочее независимо от пола, возраста, материального благосостояния, принадлежности общественной организации и других социальных критериев. Все это отражено в Конституции РФ.

Понятие социальной революции

Социальная революция (от лат. revolutio – поворот, переворот)– радикальное переустройство общественного порядка, осуществляемое по воле социальных субъектов. Общество выходит на революционный путь развития тогда, когда правящие элиты перестают разрешать назревшие межклассовые проблемы и конфликты. Социальные революции знаменуют начало новой эпохи, связанной с коренными преобразованиями во всей системе общественных отношений:

  • сменой способа производства;
  • сменой социально-экономического строя;
  • изменением мировоззрения, идеологии общества;
  • переходом власти от одного класса к другому.

В противоположность эволюционному плавному развитию, революционные изменения носят скачкообразный характер. Преобразования осуществляются быстро, при помощи насильственных методов. Они сопровождаются разрушениями прежнего образа жизни, а их результаты недолговечны.

Эволюция (НФЭ, 2010)

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evulutio — развертывание) — в биологии — изменение живой материи в ходе развития организма или в последовательности поколений организмов. Термин «эволюция» впервые употребил английский богослов, юрист и финансист М. Хэйл (1677), говоря о скрытом в семени человека строении, или образе, «в эволюции которого должно состоять соединение и формирование человеческого организма». В современном смысле термин «эволюция» впервые использовал Г.

  • Подробнее о Эволюция (НФЭ, 2010)

Спонтанная теория эволюции

Греческий философ Аристотель (384–322 гг. До н.э.) был одним из первых зарегистрированных ученых, сформулировавших теорию самопроизвольного рождения, представление о том, что жизнь может возникнуть из неживой материи. Аристотель предположил, что жизнь возникла из неживого материала, если материал содержал пневму («жизненное тепло»). В качестве доказательства он отметил несколько случаев появления животных из среды, ранее лишенной живых организмов. Например, внезапное появление рыбы в новой луже воды.

Эта теория сохранилась до семнадцатого века, когда ученые предприняли дополнительные эксперименты, чтобы поддержать или опровергнуть ее. К этому времени сторонники теории цитировали, как лягушки просто появляются на грязных берегах реки Нил в Египте во время ежегодного наводнения.

Другие заметили, что мыши просто появились среди зерна, хранящегося в сараях с соломенными крышами. Когда крыша протекла и зерно отлилось, появились мыши. Ян Баптиста ван Хельмонт, фламандский ученый семнадцатого века, предположил, что мыши могут появиться из ветоши и зерен пшеницы, оставленных в открытом контейнере на 3 недели. На самом деле такие места обитания обеспечивают идеальные источники пищи и убежище для процветания мышей.

Читать еще:  Электробезопасность при работе с двигателями

Однако один из современников Ван Гельмонта, итальянский врач Франческо Реди (1626–1697), провел в 1668 году эксперимент, который одним из первых опроверг идею о том, что личинки (личинки мух) самопроизвольно образуются на мясе, оставленном на открытом месте. Он предсказал, что предотвращение прямого контакта мух с мясом также предотвратит появление личинок.

Реди оставил мясо в каждом из шести контейнеров. Два были открыты для воздуха, два были покрыты марлей, а два были плотно закрыты. Его гипотеза была доказана, когда личинки развивались в непокрытых кувшинах, но в плотно закрытых кувшинах не появлялись личинки.

Он пришел к выводу, что личинки могли образоваться только тогда, когда мухи имели возможность откладывать яйца в мясо, и что личинки были потомством мух, а не продуктом спонтанного рождения.

«Обезьянье» прошлое позволило заглушить голос совести

Таким образом, можно смело утверждать, что популярности своих идей Чарльз Дарвин обязан социокультурным изменениям предшествующих эпох. Именно Ренессанс и Просвещение запустили в европейском обществе процесс обмервшления и бесчувственности к вопросам веры и Бога, продолжающийся и доныне. В своей совокупности люди теряют ощущение связи с Всевышним, все меньше сопротивляются греху и все больше перенаправляют свои энергии в бесчувственный мир. Религиозное познание уступает место рациональному мировоззрению, христианство теряет возможность повлиять на социальные отношения, возможность регулировать основные сферы общественной и личной жизни посредством религии (9).

Что же касается ученых, принявших или отвергших теорию эволюции, то здесь можно выделить два фактора. Первый заключается в том, что отдельные умы, хоть и являют примеры эрудиции и логики, но уже не могут кардинально изменить мир. Второй – в том, что те же ученые являются частью общества и подвержены общим тенденциям жизни.

Втеории эволюции Европа смогла найти средство оправдания своего отхода от норм и правил христианской жизни. «Обезьянье» прошлое позволило заглушить голос совести, звучавший на протяжении предшествующих веков. Такие изменения можно охарактеризовать лозунгом «Секулярные идеи для секулярного общества».

Исходя из изложенного выше, очевидным становится тот факт, что популярность теории эволюции была натянута на духовно умирающее состояние европейской цивилизации, а многие ученые направили свои интеллектуальные ресурсы не на ее критический анализ, а на адаптацию науки под «нужную» идеологию.

Протоиерей Владимир Долгих, преподаватель КДАиС

1) Шестаков Вячеслав. Философия и культура эпохи Возрождения. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 24.
2) Бердяев Николай. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. С. 120.
3) Там же. С. 109.

4) Dennett Daniel C. Breaking the Spell: Religion as Natural Phenomenon. New York: Penguin Books, 2006. Р. 44.
5) Руссо Жан-Жак. Трактаты. М.: «Наука», 1969. С. 558.
6) Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 2003. С. 39.
7) Ницше Фридрих. Веселая наука // Полное собрание сочинений. Том III. М.: «Культурная революция», 2014. С. 440.
8) Там же. С. 427.
9) Минченко Т. П. Кризис идей секуляризма и религиозности в постсекулярном обществе. // Вестник Томского государственного университета. № 368, 2013. С. 52.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector