Датчик нагрева двигателя не работает
Признаки неправильного функционирования датчика двигателя и его замена
Практически каждый владелец транспортного средства хотя бы раз сталкивался с такой ситуацией. На дороге стоит авто, из которого поднимается пар. Около автомобиля бегает владелец этого транспортного средства. Причин для такого может быть несколько.
Первая — датчик температуры масла двигателя перестал функционировать. Вторая — владелец транспортного средства не увидел резкое увеличение температуры мотора. Итогом этого является его перегрев.
Температура системы охлаждения двигателя стала выше основной точки кипения, в следствие этого жидкость стала превращаться в пар. С целью уменьшить температуру охлаждающей системы, владелец транспортного средства открыл радиатор, и пар теперь выходит через данный отсек.
Подобная ситуация для водителей с малым количеством опыта может быть чревата ещё и получением ожогов по причине неаккуратного открытия радиатора.
Что же стоит делать, чтобы датчик масла двигателя не переставал функционировать на дороге? Прежде всего следует всегда уделять внимание показанием приборов на своём транспортном средстве. К тому же не забывайте следить и за состоянием датчиков автомобиля, чтобы избежать такого процесса, как замена датчика температуры двигателя.
За наиболее благоприятную для транспортного средства температуру установки, при которой мощности достигнет своего максимума, отвечает охлаждающая система автомобиля. Она состоит из нескольких элементов.
- Патрубки. По ним перемещается жидкость.
- Радиатор.
Перемещение жидкости обеспечивается при помощи насоса. В системе охлаждения стоит термостат, который при помощи перекрытия трубы обеспечивает наиболее быстрый нагрев двигателя транспортного средства. Когда достигается оптимальный уровень температуры, термостат делает открытым патрубок, по нему охлаждающая жидкость перемещается по всей системе. В том числе и по радиатору, который влияет на работу двигателя.
В радиаторе непосредственно и происходит охлаждение жидкости. Для её наиболее быстрого охлаждения принято устанавливать вентилятор. Делается это для того, чтобы создавался ещё один поток воздуха. Таким образом, установленный вентилятор позволяет максимально быстро охладить нагретую жидкость.
Однако стоит учесть одну особенность, вентилятор, влияющий на работу системы охлаждения функционирует не постоянно. Начинает свою работу он только тогда, когда нагрев превысил определённый уровень.
Принцип работы системы охлаждения
В современных автомобилях применяют жидкостное охлаждение. В замкнутом контуре циркулирует жидкость, отводящая тепло от двигателя. Температура нагрева агрегата снижается при прохождении антифриза с водой через капилляры радиатора. Этот узел обдувается электрическим вентилятором охлаждения, повышающим эффективность отбора тепловой энергии в критических ситуациях.
Система комплектуется следующими узлами:
- радиатором;
- расширительным бачком;
- подкачивающим насосом;
- термостатом;
- электрическим вентилятором охлаждения;
- датчиком, который управляет вентилятором и контролирует температуру жидкости;
- соединительными патрубками;
- радиатором отопителя;
- антифризом (охлаждающей жидкостью).
Работу системы регулирует термостат, обеспечивающий охлаждение жидкости. Когда он находится в закрытом положении, антифриз циркулирует по малому кругу, отводя тепловую энергию от головки блока цилиндров. При включении термостата жидкость идёт по большому контуру через радиатор. В этом случае система дополнительно обдувается вентилятором охлаждения после срабатывания от команды датчика.
Для поддержания рабочей температуры двигателя важно обеспечить правильный режим работы вентилятора охлаждения, обдувающего радиатор. Этот узел необходим для дополнительного отвода тепла от радиатора при работе двигателя вхолостую или в момент остановки автомобиля. За включение узла отвечает датчик, реагирующий на степень нагрева охлаждающей жидкости.
При движении агрегат обдувается потоком встречного воздуха. Но когда машина находится в статичном положении при запущенном двигателе, естественного охлаждения недостаточно. Необходим искусственный отвод тепла за счёт обдува вентилятором, включающимся от команды датчика.
Способы диагностики рассматриваемых датчиков будут отличаться, в зависимости от того, на каком моторе они установлены и как происходит их включение:
На карбюраторе. Чтобы проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора на карбюраторном двигателе, необходимо заглушить автомобиль. Далее находите датчик в подкапотном пространстве и снимаете с него провода, подходящие к разъему. После этого запускаем двигатель и перемыкаем разъемы, с которых были сняты провода. Если вентилятор включился, можно диагностировать поломку датчика.
Обратите внимание: В ситуации, когда датчик выходит из строя в дороге, чтобы избежать перегрева двигателя, можно подобным образом перемкнуть контакты датчика. При этом важно их изолировать, чтобы они не коснулись корпуса и не вызвали замыкание.
Выше рассмотрены варианты с полным выходом датчика из строя. При этом возможны ситуации, когда он отказывает частично, например, срабатывает на неправильной температуре. Это также можно проверить следующим способом:
- Возьмите тестер, термометр для измерения температуры воды, емкость для нагрева воды, воду и сам датчик;
- Далее налейте в емкость воду и поставьте ее разогреваться;
- Опустите диагностируемый датчик в воду, чтобы его контакты находились сверху;
- Следите по термометру за температурой воды, при этом удерживайте щупы тестера (включенного в режим замера сопротивления – Ом) на контактах датчика;
В зависимости от полученных результатов, можно принять решение об исправности или неисправности датчика. Если он сработал при температуре ниже заявленной, то такой датчик имеет некоторые проблемы, но он сможет предотвратить перегрев двигателя, включив вентилятор заранее. Гораздо опаснее, если датчик срабатывает при температуре выше заявленной, в таком случае его потребуется заменить.
Тестируем датчик температуры
Признаки неисправности
Принято считать, что датчик, отвечающий за температуру в охлаждающей жидкости, ломается крайне редко. Это действительно так. Даже авторитетные автомобильные эксперты считают, что это одна из самых надёжных деталей в авто. Все дело в его простоте.
Максимальное упрощение конструкции позволило добиться невероятной надёжности в работе. Тем не менее даже с ним могут возникать проблемы, и чтобы их вовремя определить понадобится проявить некоторую внимательность.
Обычно все нарушения в работе сводятся к неверному измерению температуры охлаждающей жидкости. В результате нарушается сопротивление, а электронный блок начинает неправильно работать.
Для того чтобы упредить поломку автомобиля нужно всегда следить за его состоянием, и при малейших отклонениях от нормы вносить коррективы. Каждый водитель должен со вниманием относиться к своему транспортному средству. Это послужит залогом долгой эксплуатации.
Самым распространённым признаком неисправности датчика, который отвечает за температурные показатели охлаждающей жидкости, является неактивность вентилятора при превышении градусной границы субстанцией. Но данный признак не всегда является достоверным. Всё дело в том, что, как уже указывалось выше, в некоторых системах стоит два датчика.
Иногда автомобильные производители присваивают несвойственные датчикам температуры задачи. К примеру, одно устройство может следить за температурой и передавать данные в блок управления, а другое при превышении определённого порога включать вентилятор.
В большинстве случаев выход из строя вентилятора свидетельствует про окисление проводки. Как говорилось выше, сами датчики крайне редко ломаются. Но такое всё же случается.
Если у вас автомобиль, купленный в последние годы, и у него есть бортовой компьютер, то это устройство покажет, когда датчик, измеряющий температуру жидкости, выйдет из строя или станет работать нестабильно.
Но будьте внимательны! Не всегда сообщение на мониторе компьютера свидетельствует о неисправности аппарата. Обрыв проводки может привести к такому же сообщению, как, собственно и окисление контактов.
Важным индикатором неисправности датчика, регулирующего температуру охлаждающей жидкости посредством блока управления, является повышенный расход бензина. Также наблюдаются повышенные обороты, когда двигатель работает на холостом ходу.
Если датчик температуры имеет какие-либо неполадки, то с каждым разом вам будет всё сложнее запускать машину даже после прогрева. При наиболее неблагоприятных условиях может произойти поломка силовой установки из-за перегрева. Как результат нарушится стабильность работы головок в цилиндре, а это может не только привести к крайне дорогостоящему ремонту, но и стать причиной ДТП.
Проверяем датчик
Все описанные выше причины могут являться только предпосылками для замены или починки устройства. Чтобы определить поломку наверняка понадобится провести куда более тщательную диагностику.
В качестве примера, рассмотрим, как проходит проверка на ВАЗ-2110. Для начала отсоедините колодку и все провода от датчика. Для этого понадобится отжать пластиковый зажим.
Сама процедура диагностики не представляет собой что-то очень сложное. Но перед её началом проверьте целостность проводки, чтобы исключить данную причину нестабильной работы.
При тестировании напряжение будет не менее 5 В. Если же показатель гораздо меньше, значит, причина неисправности кроется не в датчике, который отвечает за мониторинг температурных показателей охлаждающей жидкости.
Для того чтобы провести диагностику вам понадобятся такие устройства:
- мультиметр,
- ключ на девятнадцать,
- электрочайник,
- ёмкость,
- термометр.
Перед тем как снять датчик температуры — слейте немного охлаждающей жидкости. Достаточно, чтобы датчик стал открыт наполовину. Фишку нужно отсоединить при помощи ключа. Просто выверните её из посадочного места.
Диагностика при помощи электрического чайника позволяет быстро и без каких-либо сложностей определить работоспособность устройства. Также при диагностике вам понадобится мультиметр и термометр.
Сама процедура проверки состоит из таких этапов:
- Погрузите часть датчика, которая отвечает за измерение температуры в электрочайник. Вода при этом должна быть холодной.
- Поместите в чайник термометр (устройство должно быть электронным) .
- Подсоедините к датчику мультиметр.
- Включите электрочайник.
- Замеряйте показатели.
Если устройство в рабочем состоянии, то при +15 должно быть сопротивление в 4450 Ом, при сорока — 1459, при 95 — 177 ом.
Замена ДТОЖ ВАЗ 2107
Данный элемент является не ремонтопригодным, а потому подлежит обязательной замене. При появлении первых признаков неисправности (закипание двигателя, вследствие отказа вентилятора), необходимо как можно скорее провести замену датчика. Если он неисправен, то вытащите из него провода и соедините между собой. Таким образом, можно добраться до места ремонта без перегревов.
Для замены достаточно иметь ровную площадку, а лучше – смотровую яму. Под радиатор устанавливается пустая тара, необходимая для слива охлаждающей жидкости. Выкрутите датчик с помощью гаечного ключа на 30 и дайте жидкости полностью слиться. После этого, на место старого вкручивается новое устройство.
К контактам нового устройства присоединяются провода, а в радиатор заливается ОЖ. Чтобы избавиться от воздушных пробок – запустите двигатель автомобиля, понажимайте на патрубки, идущие к радиатору, и закройте крышку радиатора. На этом замена датчика охлаждающей жидкости завершена.
Как видите, это не сложна процедура, и выполняется самостоятельно без применения специальных знаний и умений. Достаточно иметь лишь стандартный набор инструментов и место для проведения ремонтных работ.
Виды датчиков температуры в системе ГБО
Различают следующие виды датчиков температуры, которые входят в газовую систему:
- Датчик температуры редуктора ГБО 4 поколения. Служит для того, чтобы система знала, какая температура в данный момент времени на редукторе-испарителе. Измеряет температуру в рабочем редукторе и передает информацию ЭБУ, помогая системе переходить в нужный момент с бензина на газ. Это очень маленькие приборы весом примерно 0,015 г. Отличаются по посадочной резьбе в зависимости от конструкции редуктора и по сопротивлению (2,2 кОм, 4,7 кОм, 10 кОм). Подбирая данное устройство для редукторов разных брендов (OMVL, Romano, Lovato) нужно смотреть на маркировку, которая указывается на упаковке или пишется на проводах.
- Датчик температуры газа, необходимый для осуществления дополнительных коррекций в блоке для впрыска и для сбора информации о температурной величине, при которой газовая смесь проникает в цилиндры. Устройство может монтироваться на тройнике газовой магистрали, которая идёт на форсунки. Значение сопротивления 2,2 кОм, 4,7 кОм либо 10 кОм. Как вариант, эти датчик находится в самом МАП-сенсоре, дополнительно к датчикам давления и разрежения.
МАП, в котором есть температурный датчик, измеряющий параметры газа, подающегося на форсунки, называют комбинированным. Эти приборы присутствуют в ГБО Stag-300.
Датчик температуры редуктора ГБО представляет собой прибор из металла в виде колбы, на которой имеется резьба. Пару выходящих из него проводов подсоединяют к ЭБУ. Прибор устанавливают на редуктор в специально отведённый для этого паз. Подбирают устройства исходя из информации о производителе электроники и модели инжекторной системы. Автоматизированное переключение со штатного топлива на газ происходит после достижения редуктором более 50 градусов Цельсия.
У разных приборов свои технические параметры, которые различаются по сопротивлению. Чтобы не исказились полученные величины, следует правильно подобрать нужный тип.
Постараемся дать обобщенный ответ
Пользоваться автомобилем теоретически можно, но:
- Вырастет расход горючего;
- Выхлопные газы будут значительно вреднее для экологии;
- Двигатель подвергается повышенному износу;
- Будет всегда гореть сообщение об ошибке на приборной панели.
Датчик может перестать прогреваться из-за того, что сгорает транзистор в ECU. Это довольно распространенная ситуация, так что ее проверяют одной из первых. Отдельно подогрев обычно не чинят. Гораздо проще заменить зонд полностью — это не очень дорогая деталь. Или же установить обманку лямбды.
Зонды с подогревателем и без — не взаимозаменяемы. Допускается установка лямбда-зонда с подогревом вместо такого же без подогрева, но не наоборот. При этом потребуется смонтировать на авто цепь подогрева и подсоединить ее к цепи, питаемой при активации зажигания.
При замене старой неисправной лямбды на новую, важно соблюсти соответствие подключаемых проводов по цветам. Нельзя однозначно сказать, какие цвета именно в вашем авто (на эту тему есть отдельная статья на нашем сайте — провода в лямбде). В зависимости от конкретной модели автомобиля, провода на нагревателе (плюс и минус) могут быть черными, белыми, фиолетовыми, коричневыми. Сам нагревательный элемент монтируется внутрь керамического тела зонда и работает через подключение к электрической сети машины.
Если вам кажется, что ваш лямбда-зонд неисправен и вы считаете, что подогрев не работает — обращайтесь к нам за консультацией. Мы подскажем, в чем может быть причина.
Проверка датчика своими руками
Как вы уже могли понять из сказанного выше, датчик температуры передаёт водителю уровень нагрева охлаждающей жидкости на приборную панель, для того, чтобы водитель мог самостоятельно визуально оценить его состояние.
А для того, чтобы провести его диагностику, необходимо проделать следующее:
- Заблаговременно заводим автомобиль, даём ему поработать на холостом ходу до того момента, пока стрелка не будет показывать максимально рабочую температуру, то есть 90-98 градусов.
- Далее необходимо отключить контакты и посмотреть на то, что будет указывать стрелка на панели приборов.
В этом случае может быть два вида дальнейшего хода событий.
- Стрелка осталась без движения, и никак не реагирует на происходящее – причина кроется в проводке, либо в самом датчике. Необходимо проверить на целостность сами провода, а уже потом переходить непосредственно к датчику.
- Стрелка легла на «ноль» — в этом случае необходимо проверить предохранитель. Если предохранитель в блоке цел, а при замыкании контакта на массу стрелка начинает прыгать, — датчик температуры не работает.
Проверка мультиметром
Проверка работы датчика температуры охлаждающей жидкости мультиметром
Перед тем как приступить к проверке в режиме мультиметра, необходимо подготовить ёмкость, которая будет способна выдержать температуру в 100 градусов, водный градусник и кипятильник, при помощи которого будем нагревать приготовленный антифриз для тестирования датчика.
- На мультиметре ставим значения в режим проверки омметра.
- Далее, закрепляем щупы на корпус и на контакты датчика.
- Кладём датчик в ёмкость с антифризом и начинаем не спеша нагревать его.
Сравниваем полученные вами данные, с результатами полностью исправного устройства. И если они ниже или превышают эти показания, то датчик можно считать неисправным.
Показания термометра и мультиметра с режиме проверки сопротивления.
Температура, С | Сопротивление, Ом |
30 | 1350-1880 |
50 | 585-820 |
70 | 280-390 |
90 | 155-196 |
110 | 87-109 |
Подобным способом очень легко проверять как новые, так и использованные датчики.