Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель dvd привода схема

ЧПУ из CD-ROM / DVD-ROM

  • Форумы
  • Мастерская
  • Проекты в разработке

Dadza

Разобрал свои приводы.
Буду делать небольшой плоттер или гравер. Зачем? А просто жутко интересно.

Пожалуйста, если нравится тема, ставьте « Мне нравится«, что бы я мог видеть отклик от своей работы.

Arhat109

Старик Похабыч

Dadza

Dadza

Из CD/DVD были извлечены каретки с направляющими и шаговым двигателем.
Это будет осью Y:

Это будет осью X:

На каретки я приклеил небольшие брусочки, на которые в последующем будет крепиться площадка. Предварительно выровнял пластик на каретке.

Далее отпилил кусок листового материала (в моем случае кусок ламинатины). Из тех же сидиромов вырезал уголки и прикрутил две ламинатины под 90 градусов. Позже на них буду крепить направляющие с кареткой.

Dadza

И так , закрепил я шаговые двигатели и направляющие на своей «станине». Крепление производил винтами М4 и гайками. Штангенциркулем вымерял и выровнял направляющие относительно станины (чтобы направляющие были параллельны станине).

Верхняя будет двигать каретку по оси X.
Нижняя будет двигать каретку по оси Y.
Пока обойдёмся двумя осями.

Берём шлейф от флопика и отсчитывем 8 жил. 4 жилы пойдет на один движок, другие 4 на другой. Паяемся.

Dadza

Т.к. у меня получилось «по-шустрому» достать драйвера DRV8255, то буду подключать шаговые двигатели через них. К сожалению CNC шилд быстро не приедет, а у нас в Минске покупать — дораха, поэтому обойдемся без него.

Схема подключения DRV8825 без шилда (без CNC shield):

Ну вот и первые непонятки.
Какого верблюда не крутится шаговый двигатель с драйвером DRV8825 ?
Про*бался дня 2 наверно, пока разобрался что к чему.

Помогли статьи и видюшки, делюсь:
Про шаговый двигатель CD-ROM / DVD-ROM — ТУТ
Настройка шаговых двигателей DRV8825 — ТУТ
Обзор драйвера DRV8825 — ТУТ

Короче, перед тем как подключить двигатель нам надо выставить опорное напряжение (Vref) для двигателя. Выставляется это напряжение на драйвере. Как это делается.
1) Собираем схему:

2) Подаем питание на драйвер! (через красный и черный провод на макетке). Внимание подавать нужно строго от 8,2В до 45В!
Если подадите меньше — спалите драйвер!

3) Подаем питание на ардуинку. Я питался от USB ПК.

4) Переключаем мультиметр в mV , Подключаем Мультиметр к контактам:

И стараемся выставить Vref согласно формуле: Vref = I / 2 , где I ток нашего шагового двигателя.

5) Т.к. я использую шаговые двигатели CD-ROM/DVD-ROM их ток порядка 500mA. значит Vref = не более 250mV. Но я выставлю чуть поменьше, порядка 150mV, если двигатель греться не будет, то буду увеличивать Vref до 250mV.

Очень помогла ссылка по настройке DRV8825 — ТУТ

Ура, двигатель начал издавать звуки и даже крутиться.

Теперь мы собираемся проверить двигатели. Для этого нам нужно скачать Arduino IDE (физическая вычислительная среда), можно найти по адресу: http://arduino.cc/en/Main/Software.

Нам нужно, загрузить и установить версию Arduino 23.

После этого мы должны скачать прошивку. Мы выбрали Марлин (Marlin), который уже настроен и может быть загружен Marlin: Скачать. Скачать зеркало.

После того, как мы установили Arduino, мы подключим наш компьютер с ЧПУ контроллера Рампы / Sanguino / Gen6-7 с помощью кабеля USB, мы выберем соответствующий последовательный порт под Arduino инструментов IDE / последовательный порт, и мы будем выбирать тип контроллера под инструменты платы (Рампы (Arduino Mega 2560), Sanguinololu / Gen6 (Sanguino W / ATmega644P — Sanguino должен быть установлен внутри Arduino)).

Основное объяснение параметра, все параметры конфигурации находятся в configuration.h файла:

В среде Arduino мы откроем прошивку, у нас уже есть загруженный файл / Sketchbook / Marlin и мы увидим параметры конфигурации, перед тем, как загрузим прошивку на наш контроллер.

1) #define MOTHERBOARD 3, в соответствии с реальным оборудованием, мы используем (Рампы 1,3 или 1,4 = 33, Gen6 = 5, . ).

2) Термистор 7, RepRappro использует Honeywell 100k.

3) PID — это значение делает наш лазер более стабильным с точки зрения температуры.

4) Шаг на единицу, это очень важный момент для того, чтобы настроить любой контроллер (шаг 9)

А можно сделать и лазерный гравер

Для построения лазерного модуля ставится программная цель: он должен иметь легкую фокусировку, достаточно жесткую конструкцию, и его изготовляют, используя лишь подручные материалы.

Дело это несложное, но у исполнителя должна быть точность и аккуратность, чтобы самодельное устройство в его руках выглядело красиво и, главное, работало.

Стоит просмотреть краткую инструкцию, предложенную еще одним домашним мастером.

Нужно будет запастись такими комплектующими:

  • электромотором от DVD привода;
  • лазерным диодом и пластмассовой линзой из dvd привода (до 300 Мвт, чтобы она не расплавилась);
  • металлической шайбой с внутренним диаметром 5 мм;
  • тремя винтиками и таким же количеством маленьких пружинок от ручки с шариковым стержнем.

В таком гравере – два механизма перемещения, вертикальное перемещение для лазера не понадобится. Лазерным светодиодом пользуются как режущим или выжигающим инструментом.

ВНИМАНИЕ! Надо знать тонкости лазера. Даже его случайный отблеск может навредить зрению. Нужна предельная осторожность.

Поскольку диаметры лазерного диода и отверстия в корпусе двигателя немного отличаются, меньшее придётся расширить. Проводники, припаянные к диоду, следует заизолировать при помощи термоусадочной трубки.

Диод запрессовуют в отверстие, чтобы был достигнут хороший термоконтакт между ними. Лазерный диод сверху можно закрыть гильзой из латуни, взятой из данного двигателя. В шайбе под винты делают три выреза. Линза, вставленная в отверстие шайбы, аккуратно приклеивается, избежав попадания на нее клея.

Объектив крепится к корпусу. Убедившись, что он способен свободно перемещаться вдоль болтов, положение фиксируется. Пользуясь винтами, выполняют фокусировку луча, как можно точнее. Такой лазер из dvd приводов применяют в граверной технике.

Похожие статьи

  • Устройство управления шаговым двигателем на базе ПЛИС Altera
  • Всё о шаговых и серво моторах
  • Лазерный дальномер
Читать еще:  Экспертиза причины поломки двигателя

14 комментариев to “Управление мотором жесткого диска”

Я когда делал машинку моторчики покупал вот у этого китайца http://stores.ebay.com/top-racing2007

Здравствуйте. Опишу ситуацию — может что-нибудь посоветуете. Была задача: запустить 3х фазный двигатель БВГ (Блока ВидеоГоловок)при помощи микросхемы TDA5145. (Соединение обмоток двигателя — звезда)
Купил несколько TDA5145 (Philips). Собрал схему из документации (Datasheet) к этой микросхеме (ту самую, что чуть выше на вашей странице). Подключил к аккумулятору 12V. Двигатель даже не дергается! Ток потребления 8мА. При включении и отключении питания едва слышен слабый щелчек в двигателе (звук издают обмотки). Думал, может перегруз по току (каждая из обмоток двигателя по 6 Ом) — подключил выводы микросхемы для питания двигателя (7,8) к батарее 3V — эффекта нет. Проверял все конденсаторы, правильность подключения несколько раз — все в норме. Изменял емкости стартового (10nF) и времязадающего (220nF) конденсаторов в широких пределах. Всё то же — даже не дергается! Менял микросхемы — попробовал 3шт, 2 из которых из разных серий — все тоже — слабый звук при вкл./откл. питания и все.
Двигатель БВГ, возможно, и не будет работать в полноволновом режиме (т.е. когда напряжение между фазами изменяет полярность), т.к. я обнаружил, что на магните этого двигателя 16 разноименных полюсов (на статоре 12) — а для того, чтобы это была классическая 3х фазная синхронная машина — разноименных полюсов на магните ротора должно быть 8. Но дело даже не в этом. При запуске (а такой режим есть в этой микросхеме) двигатель должен хоть чуть чуть подергаться, и только потом, увидев по ЭДС в обмотках, неправильную последовательность, — выключиться. Подскажите, кто пользовался микросхемами этой серии (TDA5145, TDA5140, TDA5141, TDA5143) как происходит запуск. И в чем дело, может у меня все микросхемы битые?

Добрый день, Михаил. Много опыта в отладке контроллера нет — так как заработало всё с ходу. Использовал моторчики от жётских дисков Seagate 7200. Пользовался информацией с сайта http://pro-radio.ru — ссылки приведенные в первом комментарии — оказались очень полезны.

Замучился я с этими драйверами (TDA5145). Чую, что что-то не так со схемой подключения, а понять не могу в чем дело. И вот сегодня, в очередной раз проводя поиск информации по TDA5145, наткнулся все-таки на того, кто запускал двигатели с этими контроллерами.

форум Самодельная помпа из HDD 540 лч, 3,6 м
http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?f=107&t=331512&start=140
…собрал схемку на TDA5145, раскрутил движки с 3 и с 4 проводами (дельта, звезда). сначала она у меня не захотела работать, пришлось внимательней почитать даташит и посадить на землю некоторые ножки, после чего все заработало.
…если 3 провода, то подключается к ABC, если 4, то без резисторов на 680, напрямую, как в даташите.
(Резисторы на 680 Ом 3шт. соединены в «звезду», а нейтраль от этой звезды на вывод 26) На воздухе запускается и работает нормально, под нагрузкой возможно надо будет подбирать кондеры. если руками притормаживать, то микруха начинает греться.
а вот со сказевым движком засада — он запрессован и имеет другой крепеж, причем середина у него не вращается.
Адрес схемы (саму схему сюда почему-то не получилось поместить) http://forum.udmnet.ru/uploads/1281719455/gallery_8879_734_17017.gif
От себя (Михаил)
В общем, надо обязательно соединить с массой выводы 9 и 21 (Brake и Reset). После этого мой двигатель от Блока ВидеГоловок запустился! При 14v на входе и емкости Cap-TI 10nF, на выходе (между фазами) было 555Hz, что при четырехполюсной машине (если я все правильно посчитал) означает около 16500об./мин.
Следует отметить, что обороты, до которых может разогнаться двигатель одинаково зависят от емкости времязадающего конденсатора (Cap-TI) и от напряжения ритания двигателя. Т.е. если при уменьшении этой емкости обороты (частота) не возрастает — не хватает напряжения на питание обмоток двигателя.
На схеме силовая и логическая части микросхемы питаются от разных напряжений, причем, даже массы разные. Реально, я запитывал обе эти части от одного аккумулятор 12V и все работало (и масса была общая), но лучше все же поставить на питание логической части какой-нибудь фильтр (напримерRC, или запорный дроссель с конденсаторами 100..220mF на входе и выходе) или, например, микросхемный стабилизатор напряжения на 12V.

Всем здрасте помогите что означает Vmot Brake Dir FG VP и подскажите к чиму ето всьо подключать

Ищо вопрос раскажите как ето работает Зарание благодарин.

Пробовал и похожую микросхему и пробовал самодельный драйвер с программой, все получается не мощно и криво. Скорость получалилась приличная, но мощность мизерная, чуть что сразу останаливается и для старта надо рукой делать толчек. Нужно использовать или заводские микросхемы из приводов оптических дисков или если самому делать то нужно делать обратную связь и мерять ток на обмотках двигателя для комутации правильной.

Вот нормальная схема запуска мотора: http://gzip.ru/home/zapusk_motora_hdd.htm
Работает чётко.

Может и четко работает схема из предыдущего комментария, но микросхему такую незнаю где найти на Украине, пол страны уже обзвонил:( аналогов незнаете LB11880 ? (не считая КА8113С, о такой даже и не слышали 🙂 )

Привет всем!
Скажите, на ТДА5145 до какой скорости (об/мин) возможно разогнать мотор ЖД?

Вопрос к знатокам, до какой мощности можно раскачать эту микросхему, если посадить на радиатор. Из найденных мной она оказалась наиболее мощной по даташиту (сравнивал с HA13412,BA6859AFP,L6234PD). Вопрос в том что двигатель низкоомный и достаточно много кушает при запуске.

Приступим!

Сначала нужно распотрошить бокс для диска и извлечь оттуда плату-переходник с USB на SATA. Каждая модель разбирается по разному, общих советов тут не дам. Нам нужна только плата, остальное можно выбросить.

Главная проблема в разъёмах питания. У сидюков его зачем-то сделали короче и с другой распиновкой. Хотя в ноутбучных дисках линии в 12В и 3В не используются. В общем, будем делать питание сами. Вот схема разъёмов питания для оптического привода и жёсткого диска.

Читать еще:  402 двигатель медленно набирает обороты

Теперь займёмся доработкой привода. Его нужно разобрать, чтобы получить доступ к плате. В разборке нет ничего сложного: откручиваем винты (их три) на верхней крышке и снимаем её.

Плата, к которой нам нужно получить доступ, надёжно спрятана под лотком для диска. Но, как и в обычных больших приводах, лоток можно выдвинуть механически. Чтобы это сделать на ноутбучном приводе без морды, нужно ткнуться зубочисткой в отверстие чуть правее от кнопки выброса. Если декоративная морда на приводе есть, то на ней же есть отверстие, куда нужно тыкаться. Хотя оно, вероятно, будет немного уже, поэтому вместо зубочистки придётся взять разогнутую тонкую скрепку.

Когда доступ к плате будет получен, займёмся доработкой напильником. Нужно выгрызть в разъёме и в крышке достаточно большое отверстие, чтобы наш переходник из бокса туда свободно входил. В зависимости от аккуратности и используемых инструментов (я грыз книпсерами, кусачками и плоскогубцами), должно получиться примерно это:

Теперь берём канцелярский нож и перерезаем дорожки с задней стороны разъёма питания на приводе. Для надёжности можно сделать два надреза, чтобы выпилить целую полосу и наверняка разомкнуть контакт. Делаем мы это потому, что распиновка разъёма питания SATA-HDD и SATA-DVD отличается. Ниже видно, что дорожки перерезаны: сравните с контактами разъёма SATA-данных (слева)

Питание мы подадим отдельными проводами в соответствии с распиновкой обоих разъёмов (нам нужна одна GND и одна +5V). Кстати, если хотите, можно добавить на провода разъёмное соединение, чтобы отключать привод от платы совсем.

Вот так и получается внешний DVD-привод, с которого можно установить windows в случае неполадок. И никаких плясок с флешками. Правда, паяльник в руках надо уметь держать. Для кого это не проблема, тот экономит.

Профилактика, неисправности, ремонт

Если ваш привод, в общем-то, работает, но через раз, долго открывает диск, сообщает об ошибках, отказывается читать вполне сносные диски, то видимо настало время профилактики. В большинстве случаев причина подобных неприятностей — элементарная загрязненность. Когда компакт-диски, собирая пыль и грязь, валяются кучками по всей квартире, когда ваши дактилоскопические отпечатки покрывают диск в несколько слоев, ждите именно таких неприятностей.

Открыв верхнюю крышку привода первым делом удаляем пыль и грязь — продуваем, кисточкой, пылесосом. Если смазка на направляющих и зубчатых передачах выдвижения лотка и передвижения каретки с лазерным блоком подсохла, загрязнилась, удаляем ее, желательно мягкой тканью смоченной в спирте или чистом бензине. Можно вытирать и сухой тряпицей или ватным тампончиком, намотанным на спичинку (следите, чтобы ватных ворсинок не оставалось на механизмах!). После эти элементы привода надо смазать какой-нибудь густой смазкой — технический вазелин, циатим.

Следующим на очереди идет протирка спиртом посадочного места на центральном двигателе (том, что крутит сам диск). Загрязнение этого узла приводит к проскальзыванию диска и как результат ошибки в считывании данных или отказ вообще читать диск.

Выдвижение лотка привода осуществляется либо через систему шестеренок, либо, что чаще посредством пасика. При необходимости замените пасик — любым подходящего размера (от магнитофона или плеера). Несмотря на то, что руки так и тянутся протереть пасик спиртом, этого делать не стоит — спирт обезжиривает и сушит, в результате резиновый пасик вскоре начнет трескаться.

Проверьте надежно ли закреплен центральный двигатель, если есть бой требуется затянуть винты, которыми он крепится. Не забывайте, что большинство даже весьма именитых приводов изготовляются в Китае, где недокрутить винтик, вместо четырех оставить два — в порядке вещей.

В последнюю очередь очищается лазер, вернее линза или внешняя сторона преломляющей призмы. Это довольно ответственный момент, так как устройство находится в подвешенном состоянии и приложив чуть большее усилие можно вывести его из строя, причем безвозвратно. Чистку производят чистой обезжиренной спиртом и высушенной мягкой беличьей (колонок) кисточкой для акварельных красок. Можно дохнуть на линзу и круговым движением от центра к краю протереть сухим ватным тампоном. Следите, чтобы даже малейшие ворсинки от ваты или кисточки не остались на оптике лазера.

В более тяжелых случаях придется прибегнуть к возможному ремонту, в зависимости от вашего желания, квалификации и способности мыслить.

Если привод не определяется в БИОСе — погорела электроника, ремонту не подлежит. Однако дело может быть в повреждении шлейфа – подключите привод к другому шлейфу. Еще одна причина – окислились контакты питания – почистите их на самом приводе, и чуть сожмите бокорезами или пинцетом в разъеме типа «молекс». Не вращается центральный шпиндельный двигатель — найти аналогичный рабочий большая проблема. Сгорел или «подсел» лазер — то же, что и с двигателем. В общем-то, все эти поломки вполне ремонтируемые, но для их исправления необходимо иметь достаточно большие познания и опыт в электронике.

Необходимое пояснение. Недорогие приводы имеют соответствующую начинку, которая имеет обыкновение ломаться казалось бы на пустом месте: у шестеренок частично стираются зубцы или ломаются пластмассовые оси, «самопроизвольно» выскакивают всевозможные пружинки, болтаются направляющие, лопаются различные пластмассовые детальки. Определить такого рода поломку можно только внимательным изучением внутренностей привода, некоторые вещи легко исправить, другие уже невозможно. Так, например, в пишущих приводах частая поломка – «выгорание» лазера. Можно на какое-то небольшое время устранить эту проблему, увеличив подаваемое на лазер напряжение с помощью переменного резистора, но привод после этого проработает совсем недолго.

Изношенные шестеренки, если есть такая возможность, можно приподнять, подложив тонкие шайбы или вообще перевернув их.

Теперь остается только собрать привод и, если все было сделано правильно и аккуратно, он заработает как новенький.

Читать еще:  Что такое перечиповка двигателя

Ремонт дисковода . До неисправности…

Визуально можно проконтролировать и правильность работы системы фокусировки. В момент старта диска процессор управления вырабатывает сигналы корректировки, которые обеспечивают многократное (две-три попытки) вертикальное перемещение фокусной линзы, необходимое для точной фокусировки луча на дорожку диска. При обнаружении фокуса вырабатывается сигнал, разрешающий считывание информации. Если после двух-трех попыток этот сигнал не появляется, то процессор управления выключает все системы и диск останавливается. Таким образом, о работоспособности системы фокусировки можно судить как по характерным движениям фокусной линзы в момент старта диска, так и по сигналу запуска режима ускорения диска при успешной фокусировке луча лазера. Другие параметры правильной работы оптической системы визуально не определяются.

Оптические приводы имеют также множество механических узлов, которые требуют смазки трущихся частей. Отсутствие смазки приводит к тому, что привод с трудом выталкивает каретку с диском, а замок каретки может вообще заклинить, и тогда использование дисковода вообще станет невозможным. Смазку нужно наносить аккуратно, предварительно полностью разобрав устройство (места, где она требуется, как правило, хорошо видны). Перед смазыванием нелишне будет очистить места смазки от пыли и грязи. Дело в том, что если упустить момент, когда требуется нанести смазку, то затруднение скольжения приведет к механическим поломкам деталей транспортного механизма или нарушению его регулировок, что, в свою очередь, повлечет за собой либо остановку механизма каретки в промежуточном положении, либо проскальзывание диска во время вращения.

Подобная ситуация может возникнуть и из-за засаливания фрикционных поверхностей держателя диска вследствие частого использования грязных DVD-дисков, что приводит в конце концов к ненадежной работе привода, вплоть до полной его остановки.

Загрязнение посадочного места привода диска и слабый прижим диска к посадочному месту можно устранить, почистив посадочное место диска любым тканым материалом, смоченным в спирте.

Проверить, достаточна ли сила прижима диска к посадочному месту, можно при попытке воспроизвести обычный диск. Если ошибок и сбоев при воспроизведении диска нет, а диск с компьютерными данными все-таки читается неустойчиво, можно принять дополнительные меры — подогнуть пружины или увеличить груз для усиления прижима диска сверху.

Из других механических поломок можно назвать заклинивание диска на транспортной каретке (в этом случае диск вообще не раскручивается). Иногда это происходит оттого, что посадочное место диска самопроизвольно опускается по валу двигателя и диск касается элементов транспортной каретки. Для устранения этого дефекта посадочное место передвигают по валу вверх и «методом тыка» подбирают его высоту так, чтобы диск вращался без касания конструктивных элементов, а также чтобы привод обеспечивал устойчивое чтение всех дисков. После этого положение посадочного места диска аккуратно фиксируют на валу.

Впрочем, перечисленные механические неисправности касаются в основном простых механизмов относительно дешевых приводов. Дорогие модели, как правило, имеют сложные механизмы, для которых главным видом механических неисправностей является неустранимая поломка деталей механизма. Чаще всего это происходит из-за того, что пользователь, вместо того чтобы пользоваться кнопками управления, заталкивает каретку с диском внутрь дисковода рукой. Последствия таких действий могут оказаться самыми неприятными. Если загрязненный и запущенный механизм достаточно почистить, протереть и смазать, чтобы он вновь исправно выполнял свои функции, то спешка и приложение чрезмерных усилий к лотку диска могут вызвать поломки, которые вызовут дорогой и длительный ремонт дисковода .

И наконец, возможны неисправности электронных компонентов. Впрочем, их доля вряд ли превышает и малой толики от всех поломок. К сожалению, современные оптические приводы являются весьма сложными электронными системами, а неисправная микросхема по внешнему виду ничем не отличается от исправной. Соответственно, ремонт дисковода в домашних условиях без подготовки невозможен.

Сейчас приводы могут стоить дешевле какой-нибудь сетевой карты или видеоплаты, но это не значит, что они так же просто устроены. Оптический привод имеет довольно сложную конструкцию и, кроме механической части, содержит как минимум два микроконтроллера, сигнальный процессор (DSP), источник вторичного напряжения, схемы для управления механикой и т.д. Причем большинство микросхем, применяемых в современных приводах, являются специализированными, а следовательно, ремонт дисковода в его электронной части едва ли целесообразен.

Отметим, что в оптическом приводе довольно сложно бывает даже с достаточной степенью надежности диагностировать поломку электроники. Ведь в зависимости от выбранной производителем для конкретной модели стратегии коррекции ошибок и соответственно от сложности процессора и устройства в целом, на практике тот или иной привод может работать с различными дисками по-разному. Этим, кстати, объясняется часто встречающаяся ситуация, когда ваш диск спокойно читается на машине коллеги, а ваш собственный ПК его даже не видит. В дешевых моделях система коррекции может исправлять только одну-две мелкие ошибки в кадре информации, а сложная дорогостоящая система может восстанавливать даже серьезные и протяженные разрушения информации, причем делает она это в несколько этапов по сложному алгоритму. Так что ремонт дисковода в этом случае не получится из-за отсутствия неисправности как таковой.

Каждый изготовитель использует собственный набор микросхем либо комплектует его изделиями от разных изготовителей, а описания, естественно, не прилагает. В связи с тем что для каждого конкретного устройства необходимо разыскивать спецификации практически к каждой микросхеме отдельно, зачастую даже специалисты сервисных центров не всегда могут восстановить работоспособность вашего устройства. Хотя бы потому, что ремонт дисковода не будет экономически оправдан.

Короче говоря, если после чистки, проверки всех проводов и соединений, а также системных настроек ваш DVD-привод не заработал, а гарантия на него уже прошла, в итоге вы можете столкнуться с ситуацией, когда просто придётся выбросить старый и купить новый.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector