Двигатели для катеров характеристики
Как выбрать лодочный мотор: советы эксперта
Многие рыбаки или просто любители лодок часто задумываются о приобретении лодочного мотора для передвижения по воде без помощи вёсел. Такое желание появляется после очередного преодоления нескольких километров водной глади вручную. Как правило, мотор нужен уже на существующую лодку, или же она будет покупаться уже с мотором. Так или иначе, нужно знать, как выбрать лодочный мотор.
Чтобы правильно подобрать двигатель, необходимо разобраться во всех характеристиках, которыми он обладает. Грамотная компоновка основных узлов и других деталей позволяет подобрать идеальный вариант для небольших путешествий по рекам и озёрам, а также любительской рыбной ловли.
Лодочный мотор. Виды и работа. Особенности и как выбрать
Лодочный мотор – это специальный двигатель, предназначенный для фиксации к транцу лодки для обеспечения быстрого движения без применения весел. Это подвесная конструкция, которая не занимает полезное пространство судна. Она используется на компактных лодках, предназначенных для прогулок, охоты или рыбной ловли. Мощность серийных моторов может достигать 350 л.с.
Типы моторов по разновидности силового агрегата
Лодочные двигатели отличаются между собой в зависимости от способа обеспечения движения. В качестве силового агрегата может использоваться несколько типов моторов:
- Электрический.
- Бензиновый двухтактный.
- Бензиновый четырехтактный.
- Дизельный.
Электрические характеризуются небольшой мощностью и габаритами, что компенсирует значительный вес батареи для их питания. Обычно в продаже встречаются только устройства до 5 л.с. Они недорогие и компактные, к тому же могут легко сниматься для хранения в безопасном месте для предотвращения воровства. Это важно если лодка постоянно находится на причале. Электромоторы тихоходные агрегаты. Их обычно выбирают для движения на водоемах с особым экологическим статусом, на которых запрещено использовать агрегаты с опасными выбросами или повышенным шумом.
Бензиновые двухтактные более распространены. Они являются самыми легкими устройствами, работающими на топливе. К сожалению, они более прожорливы и шумные. Для их заправки необходимо смешивать бензин с моторным маслом в пропорции рекомендуемой производителем. Такие устройства имеют ограниченный ресурс. У них значительная часть топлива сбрасывается в воду вместе с выхлопными газами, поскольку оно не успевает прогорать.
Четырехтактный мотор, работающий на бензине, более совершенный. Он тихоходный и потребляет на 30% меньше горючего, но и весит больше. Для него не нужно специально подготавливать топливо, поскольку бензин и масло заливаются по отдельности. Такой вариант подойдет для установки на судна длиной больше 3-4 м.
Дизельные наиболее экономичные в плане потребления топлива. Они тяжелее, и запускаются сложнее, особенно в зимнее время. При этом у них огромный ресурс и очень надежная конструкция. Мощность таких моторов на порядок выше, поэтому их часто устанавливают на прогулочные катера, когда на агрегат ложится большая нагрузка, сопровождаемая минимальными перерывами между поездками.
Виды лодочных моторов в зависимости от способа движения
Силовые агрегаты могут по-разному передавать создаваемое усилие на формирование движущей силы. Подвесной лодочный мотор может быть:
- С винтом.
- С турбиной.
Преимущества и недостатки винтов
Такие моторы имеют в своей конструкции гребной винт. Это самые распространенные устройства, которые хорошо подходят для движения на глубоководье. Они сравнительно недорогие и предусматривают более простое техническое обслуживание, которое зачастую можно провести самостоятельно без обращения в мастерскую. При этом такая конструкция имеет и недостатки. В первую очередь вращающийся винт может наматывать на себя водную растительность. Если она довольно жесткая, то двигатель останавливается. Также недостатком является высокая вероятность повреждения винта при движении на отмели. Он может деформироваться при ударе о камни.
Параметры винтовых двигателей во многом зависят от конструкции самого винта. Чем больше лопастей, тем более маневренной и быстроходной будет лодка. При этом форма винта должна соответствовать мощности силового агрегата. Обычно винты вращаются в правую сторону. В том случае если лодка имеет два мотора, то второй должен совершать обороты влево. Это предотвратит снос в сторону во время движения.
Турбинный лодочный мотор
Мотор с турбиной еще называют водометным. Он также имеет винт, но тот укрыт в специальном канале, выполненном в виде трубки. Лопасти захватывают воду с передней части лодки и выбрасывают ее через более узкий проход, создавая тонкую струю. Повторяется принцип работы водомета. Такая конструкция не имеет открытых вращающихся частей. Благодаря этому она меньше страдает от длинных водорослей, а также не так подвержена механическим повреждениям при движении в условиях мелководья. Обычные суда с турбинным агрегатом способны двигаться даже на глубине 30 см. Это позволяет подходить на созданной тяге прямо к берегу, не используя весла.
Важным преимуществом турбинных лодочных моторов является их тихоходность и низкая вибрация. Их часто выбирают охотники для установки на резиновые лодки, чтобы меньше распугивать дичь. Также двигатели с водометами применяют для развлекательных лодок, которые курсируют на оживленных пляжах. Они более безопасны для пловцов.
Почему требуется настройка погружения винта или водомета
Чтобы лодочный мотор работал как следует, необходимо правильно выставить глубину погружения его винта или турбинного механизма. Если поставить привод слишком высоко, то лодка не сможет развивать свою оптимальную скорость. Если перестараться и заглубить слишком сильно, то создастся повышенная нагрузка, что может сопровождаться вибрацией от мотора, передаваемой на корпус судна. Также если перестараться с глубиной, то повышается вероятность случайного повреждения винта или водомета в случае движения на высокой скорости по участку с выступающими камнями.
Многие типы топливных лодочных моторов предусматривают систему выхлопа газов через винт, а не сверху. Для них чрезмерное заглубление приводит к созданию дополнительной нагрузки на агрегат. Ему сложнее вытолкнуть отработанные газы из камеры сгорания. В результате мотор больше греется и не может набрать свою полную мощность.
У электрических двигателей предусматривается специальный механизм для регулировки глубины винта. У моторов на ДВС это осуществляется путем наклона самого агрегата. Для этого предусматривается специальный механизм, который дает возможность менять положение оси относительно горизонта.
Выбор мотора под габариты лодки
Покупая лодочный мотор, следует обратить внимание на рекомендации производителя. Он всегда указывает максимальные параметры судна, для которого может подойти данный агрегат. В первую очередь это касается длины лодки и ее веса. Вполне возможно установить более слабый двигатель, но при этом нужно понимать, что динамика движения понизится. При этом если поставить слишком мощное устройство, то использование такого водного средства небезопасно. Чтобы это компенсировать, необходимо нагрузить нос лодки, это уберет ее чрезмерный подъем при разгоне.
Также важным критерием являются габариты транца лодки. Это задняя жесткая часть, предназначенная для фиксации двигателя. Информация о том, какой транец подходит под агрегат имеется в инструкции для мотора. Если данные показатели не будут совпадать, то не удастся настроить правильное заглубление винта. Зачастую параметры рекомендуемого транца указываются в название самого мотор.
Для этого используются латинские буквы:
- S – 38-45 см.
- L – 50-57 см.
- X – 60-64 см.
- U – 65-68 см.
Способы запуска двигателя
Лодочный мотор может иметь различную систему запуска. В плане электрических устройств никаких проблем нет. Достаточно нажать кнопку и винт начинает вращаться. В случае с агрегатами на ДВС все гораздо сложнее. В них применяется несколько способов пуска:
- Ручной.
- Электрический.
- Комбинированный.
Моторы с ручным пуском самые распространенные, поскольку недорогие и обладают меньшим весом. В качестве стартера у них применяется шнурок, наподобие используемого в бензопилах и мотокосах. Сначала нужно прокачать топливо с помощью специального ручного насоса, после чего дернуть за шнурок. Это требует значительной физической силы. Хотя это и популярная конструкция, но она имеет и недостаток. Зачастую после рывка за шнур тот может потянуть в обратную сторону, вызвав болевые ощущения и растяжение связок руки. Особенно эта проблема актуальна для дизельных двигателей.
Электронный пуск намного удобнее. Лодочные моторы более высокого класса имеют электростартер, который при нажатии кнопки или повороте ключа, в зависимости от модели, раскручивает коленвал и мотор запускается. Это действительно очень удобно, но за это придется доплатить и поплатиться весом устройства. Это большой недостаток, поскольку такие агрегаты стоят дорого, и оставлять их на лодке возле причала нежелательно. В связи с этим большинство рыбаков вынуждены снимать двигатель и переносить его для хранения в защищенное место. Также такие агрегаты имеют аккумуляторную батарею, которая необходима для пуска стартера.
Комбинированный лодочный мотор может запускаться как от стартера, так и вручную. Если аккумулятор сел, то это не проблема и всегда можно воспользоваться шнурком. Подавляющее большинство агрегатов являются именно комбинированными. Моторы чисто с электронным пуском более редкие.
Генератор
Практически любой лодочный мотор, который работает на топливе, имеет в своей конструкции генератор. Он вырабатывает электроэнергию, требуемую для подзарядки аккумулятора. Даже те устройства, которые запускаются вручную, могут иметь генератор, что необходимо для подключения внешних электрических приборов. В первую очередь это система навигации, рация, эхолот или другое оснащение. Генераторы вырабатывают постоянный ток напряжением 12В. При выборе двигателя необходимо ориентироваться по тому, какой способ подключение внешнего оборудования в нем предусматривается, чтобы избежать несовместимости.
Главные характеристики лодочных моторов
- Мощность — наиболее важный параметр, который стоит учитывать в первую очередь. Существует простая формула расчета мощности: на 30 кг веса приходится 1 л.с. Например, чтобы лодка длиной 3,3 м, в которой находятся 2 человека, глиссировала, понадобится мотор мощностью около 8 л.с. Если же вы предпочитаете тихую рыбалку, то подойдет лодочный мотор мощностью от 2 до 6 л.с. Тогда лодка будет двигаться со скоростью 9 или 15 км/ч соответственно.
Приведем еще примеры на соотношение мощности мотора и скорости лодки.
Если вы собираетесь отдыхать в одиночку, то вам подойдет мотор на 5 л.с. (груз учитывается). Тогда наибольшая скорость при глиссировании будет около 20 – 25 км/ч. А вот лодочного мотора с мощностью 4 л.с. уже может не хватить для такого способа движения.
Если в лодке 2 человека плюс поклажа, потребуется мотор около 9 – 10 л.с. Максимальная скорость при глиссировании будет 25 – 35 км/ч. Мощный мотор на 15 л.с. брать нецелесообразно: скорость возрастет буквально на 2 км/ч, а вот расход топлива увеличивается сильно.
Совет специалиста. Транец — важнейшая часть надувной лодки, к которой крепится мотор. Обязательно учитывайте его толщину: от нее зависит, мотор какой мощности можно закрепить на лодке. А именно – под двигатель мощностью до 15 л.с. толщина транца должна быть от 25 см, для более мощных двигателей — от 35 см.
- Вес двигателя обязательно стоит учитывать: если двигатель очень тяжелый, то его крайне трудно перемещать. К примеру, устройство с мощностью 8 л.с. весит около 35 кг, это очень много. А двигатель на 2 л.с. — всего 14 кг, что вполне по силам взрослому мужчине.
- Количество тактов двигателя также влияет на его характеристики. Двухтактныемоторы для лодки весят примерно на 10 – 20 кг меньше, чем четырехтактные, менее шумные, что очень полезно при рыбалке «на дорожку» (троллинге) — рыба не пугается звуков работы устройства. Однако четырехтактные двигатели расходуют меньше топлива, которое к тому же не нужно предварительно смешивать с маслом.
Место рыбалки или отдыха также стоит принять во внимание: для диких мест, например, заросших озер или прудов, с трудным доступом к воде рекомендуется компактный и довольно легкий двухтактный двигатель. Если же трудностей с погружением двигателя в воду нет, то подойдет четырехтактный.
Подведём итог
Для небольших рыбацких лодок подойдут маленькие подвесные карбюраторные двухтактные двигатели или троллинговые электромоторы.
Наиболее универсальный тип двигателя для катеров — четырёхтактный инжекторный подвесной мотор мощностью 100–200 л.с.
Такие устанавливают на лодки от 5 до 9 метров, созданные для коротких прогулок и рыбалки в несложных акваториях. Например, на катера серии Barracuda и Antares у Beneteau или Merry Fisher у Jeanneau.
Для рыбалки в сложных акваториях со скалистым дном или плавающим мусором стоит отдать предпочтение не винту, а водомёту.
Повортно-откидные колонки — выбор для тех, кто собирается часто эксплуатировать яхту, а также для морских акваторий.
Их часто устанавливают на больших каютных катерах и на моделях, у которых важно наличие купальной платформы. Это также хороший переходный вариант для тех, кто намерен пересесть на яхту побольше в будущем.
Для занятий водными видами спорта производители адаптировали двигатели всех трёх типов: и подвесные, и колонки, и водомёты.
И всё же о многом говорит тот факт, что лидеры на рынке спортивных буксировщиков, вроде американских компаний Nautique Boat, Bayliner, Crowline, Chaparral и Four Winns в основном используют на своих катерах именно стационарные двигатели.
- ПЛМ с электрическим стартером.
- ПЛМ с ручным стартером.
- ПЛМ с ручным и с электрическим стартером.
- ПЛМ с прямым направлением вращения гребного винта (по часовой стрелке).
При работе, ПЛМ создает на мотолодке момент, который приподнимает правый борт судна. Этим обусловлено размещение рулевого, именно с правой стороны кокпита, что компенсирует силу кручения корпуса лодки при поездке в пустой лодке. - ПЛМ с обратным (противоположным) направлением вращения гребного винта (против часовой стрелки).
Обратное направление вращения гребного винта используется при установке пары подвесных лодочных моторов.
Какой мотор выбрать
Учитывая модель лодки, подбирается двигатель определенной мощности. У мотора должны быть такие характеристики, как:
• Экономичность;
• Легкость;
• Компактность (легко мог бы помещаться в багажнике машины);
• Простота в эксплуатации и обслуживании.
Ведущие фирмы – разработчики и производители подвесных моторов для лодок активно наполняют рынок своей продукцией. Более 20 лет как популярны у рыбаков двухтактные двигатели, поскольку разработчики повысили экологичность модели, убрали проблемы с запуском. Обслуживать такой мотор можно почти дома. Показателем служит тот факт, что «Гринпис» свои лодки и катера оснащает двухтактными подвесными моторами.
После того, как ужесточились экологические требования и сформировалась жесткая конкуренция 2-ух и 4-ех тактных двигателей, создалась новая система управления сгоранием топлива — Ficht и Optimax. Моторы с такими системами расходуют топлива в разы меньше, чем моторы традиционной конструкции. Но есть один минус – эти системы стоят лишь на больших и очень мощных двигателях.
Более экономичны (хотя не так мощны) электромоторы. Они не такие шумные, как бензиновые, более экологичны. Электромотор «Сигма» может похвастаться наличием пяти передних и двух задних скоростей. Чтобы работа была более эффективной, в наличии есть специальный кронштейн. Он способствует изменению угла наклона мотора и глубины погружения двухлопастного винта.
Понадобиться всего пару минут, чтобы установить мотор на деревянную или надувную лодку. Мотор обладает большой экономичностью и экологичностью.
Тем, кто владеет надувными лодками и суднами с твердыми днищами, необходимо купить гидрокрыло для установки подвесного мотора. Так повысится эффективность работы надувной лодки, какой бы у нее режим не был. Подводное крыло призвано выталкивать лодку из воды, снижая сопротивление движению. При небольшой скорости подводное крыло формирует такую подъемную силу, которая препятствует «зарыванию» лодки в воду. Выход лодки на глиссирование намного легче происходит при наличии подводного крыла. Это способствует обеспечению постоянного контакта транца лодки с водной поверхностью. Топлива расходуется меньше, а потери мощности минимальны. При наличии подводного крыла лодкой становится проще управлять вообще. При желании подводные крылья можно установить на мотор даже до 500 литров.
ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА МОТОРНЫХ ЛОДОК
— Производство моторных лодок это одновременно простой и сложный процесс, состоящий из ряда этапов, которые…
ПОЧЕМУ ПЛАСТИКОВЫЕ ЛОДКИ?
— Довольно часто, рыболовы, при покупке лодки останавливают свой выбор на, стремительно набирающих популярность, маломерных…
Фотографии пластиковой лодки Касатка 450
Подбирают его, руководствуясь параметрами лодки или катера . Какой лодочный мотор выбрать из китайских. Среди китайской продукции выбор не так прост, тем более, что лодочные моторы китайского производства отличаются должным качесвом.
Добавить комментарий Отменить ответ
Каталог лодок
- Катера серии Касатка PRO
- Касатка pro 940 (Выс-борт)
- Касатка pro 900 (стандарт)
- Касатка pro 800
- Касатка pro 650
- Лодки и катера Касатка
- КАСАТКА 820
- КАСАТКА 710
- Касатка 640
- Касатка 580
- Касатка 560
- Касатка 520
- Касатка 480
- Касатка 450
- Лодки Тунец
- Тунец 580
- Касатка
- Партнеры — лодки дельта
- Главная
- Каталог лодок и катеров
- Все лодки и катера
- Как заказать
- Доставка
- Новости
- Контакты
- Фотографии пластиковой лодки Касатка 450
- Фотографии лодки Касатка 560
- Фотографии лодки Касатка 580
- Фотографии катера Касатка 710
- Фотографии катера Касатка 820
Краснодарский Край, г. Приморско-Ахтарск, ул. Заводская, 1
Для выбора электромотора необходимо определить задачи, которые он призван решать, на какое плавательное средство будет устанавливаться, на каких водоемах будет использоваться, какую массу должен перемещать. В зависимости от тяги, длины дейдвуда, системы управления электромоторы используют на байдарках, надувных лодках, маломерных судах, катерах и корпусных лодках.
Для легких лодок подойдут исключительно подвесные электромоторы, которые можно установить только на транец. Они просты и удобны в управлении, доступны по цене.
Для лучшего маневрирования катеров и лодок, имеющих жесткий корпус, целесообразнее выбрать носовые электромоторы. Они имеют большую функциональность (работа с GPS устройствами), набор управляющих устройств (румпель, педаль, дистанционный пульт), и в то же время высокую стоимость.