Двигатели для моторных лодок характеристики
Лодочные моторы от российских производителей
В РФ, предприятия, которые занимаются выпуском лодочных моторов, появились в 60 годах прошлого столетия. Наиболее известными моделями являются: «Вихрь», «Бийск», «Нептун», «Ветерок», «Кама», «Прибой».
- Двигатели “Вихрь” и “Нара” ↓
- “Вихрь” ↓
- “Нара” ↓
- Двухтактные моторы «Парус» ↓
- «Парус Т2 S» ↓
- «Парус Т-3,5» ↓
- «Парус Т-60» ↓
- «Парус Т-5» ↓
- Лодочные моторы «Ветерок», «Бийск», «Кама» ↓
- “Ветерок-8“ ↓
- “Бийск 45М” ↓
- «Кама» ↓
- Агрегаты для лодок «Нептун» и «Импульс» ↓
- “Нептун-25” ↓
- “Импульс-90” ↓
- Критерии выбора ↓
- Полезная информация ↓
Среди широкого ассортимента представлены двигатели для плавсредств в различной комплектации и отличающиеся по мощности и техническим характеристикам.
Разновидности лодочных двигателей
На сегодняшний день можно встретить как стандартные бензиновые модели, так и электромоторы. Вторые отличается экологичностью и небольшим весом, подходят для негабаритных лодок. Но все же большую популярность и востребованность пока можно наблюдать в отношении бензиновых агрегатов.
Число тактов
Все моторы различается по числу рабочих циклов:
Двухтактные моторы
Двухтактные моторы отличаются меньшей мощностью, простой транспортировкой и сборкой. Они достаточно нетребовательны к топливу.
Плюсы:
- невысокая стоимость;
- небольшой вес;
- нетребовательность к октановому числу бензина;
- отличные показатели работы при большом диапазоне температур.
Минусы:
- большой расход;
- шумность;
- необходимость приготовления топливной смеси (бензин + масло).
Четырехтактные моторы
Четырехтактные моторы относятся к более позднему поколению силовых агрегатов, которые не так шумны, более экологичны и экономичны. Но стоимость такого двигателя существенно превышает цену его предшественника. Обычно мощность мотора с 4 тактами достаточно высокая, что не подходит всем без исключения надувным лодкам ПВХ.
Плюсы:
- низкий расход топлива 0,3-0,4 литра/час;
- подходит обычный бензин;
- низкий уровень шума.
Минусы:
- высокая стоимость;
- необходимость обслуживания в сервисе;
- необходимость соблюдения правил транспортировки.
Мощность
Одной из главных характеристик двигателя считается его мощность. Этот параметр измеряется в лошадиных силах и для ПЛМ варьируется в диапазоне от 2 до 300 лс.
Стоит учесть, что мотор с мощностью в 5 лс потребует получения прав на управление плавсредством, а силовые установки более 10 лс — регистрации в ГИМС.
Производитель
Сегодня на рыке лодочных моторов представлены изделия брендов из:
- России,
- Китая,
- Америки,
- европейских стран.
Традиционно считают, что установки отечественного и китайского производства уступают по надежности и качеству японским или европейским. Однако, сейчас это достаточно спорное утверждение — многие бренды переместили свои заводы в Китай, поэтому их качество по отзывам примерно одинаково с фабричными китайскими моделями. Что выбрать? Ответ кроется в цене и личных предпочтениях покупателя.
Как определиться с мощностью ПЛМ?
Для начала стоит заглянуть в техпаспорт к своему плавсредству. Как правило, производитель указывает там, какой максимальной мощности мотор можно установить на данную модель. Следующий момент — определитесь с целями, которым должна соответствовать лодка с установленным на нее двигателем и, соответственно, желаемой скоростью:
- 2–5 л.с. Подходит для неспешного перемещения по воде вполне. Такой мотор даст скорость до 9 км/ч. Примеры моделей: MFS 3.5 СS, Yamaha 2 CMHS, Hidea HD4FHS.
- 5–6 л.с. Оптимальный вариант, для тех, кто желает совершать более быстрые прогулки с возможным разгоном до 13–15 км/ч. Примеры моделей: Sea-Pro F 5S, Mercury F 6 M, Tohatsu M 5BD S.
- выше 6 л.с. Если больше тихого хода вас интересует прогулка «с ветерком», берите более мощный агрегат. Примеры моделей: Tohatsu M 18E2 S, Sea-Pro F 9.8S, Yamaha 15 FMHS.
Имейте в виду, чтобы обеспечить прирост скорости для шлюпок, которые имеют повышенную грузоподъемность и увеличенное водоизмещение, будет необходим достаточно мощный подвесной двигатель. Так как у мотора с небольшой мощностью не получится разогнать загруженную лодку и вывести ее на глиссер.
Также учитывайте, что покупка мотора выше 5 л.с. обязывает владельца получить права на управление судном. А если в силовой установке более 10 л.с., необходимо будет пройти регистрацию в ГИМС.
Также есть классические формулы расчета оптимальной мощности для бензиновых двигателей на надувную лодку:
М = (А+Б+В+Г)/30 (для модели без киля),
М = (A+Б+В+Г)/28 (для судна с килем),
где, А — вес лодки в кг, Б — вес водителя, В — вес двигателя, Г — масса рыболовных снастей и прочих грузов, которые обычно берутся с собой.
Количество тактов
Все лодочные моторы делятся на двухтактные и четырехтактные. Максимальной популярностью пользуются двухтактные, однако, нельзя утверждать, что они лучше четырехтактных. Каждый тип лодочного мотора имеет свои преимущества. Двухтактные двигатели обладают большей удельной мощностью (из расчета на 1 кг веса). Двигатели универсальные, подходят практически для любых нужд. Четырехтактные выбирают потребители, ценящие экономичность и комфорт в эксплуатации. Модели этого типа отличаются минимальным уровнем вибрации, работают практически бесшумно. Двигатели имеют больший вес, стоят дороже. Однако разница в цене вернется через 2-3 года эксплуатации за счет меньшего расхода топлива.
Мощность
Выбирая мотор по мощности, нужно учитывать цель его приобретения и параметры лодки. Для рыбалки и водных прогулок на небольшие расстояния достаточно мощности 2-3 л.с. Для катания на водных лыжах нужен двигатель с мощностью от 30 л.с. Имеет значение и вид лодки: надувная из ПВХ или морской катер. Для последнего нужен мотор в 250 л.с. С увеличением мощности растет расход топлива. Так двигатель 250 л.с. тратит до 90 л бензина в час.
Если Вам важна не экономичность, а скорость, то можно приобрести двигатель помощнее. Однако нужно помнить, что для каждого судна есть предел мощности устанавливаемого на него мотора. При возрастании скорости увеличивается сила, действующая на корпус. Если безопасный порог превысить, то на большой скорости судно либо опрокинется, либо разрушится его корпус. Поэтому при выборе мотора руководствуйтесь требованиями, предъявляемыми производителями лодок и катеров. Они есть в паспорте лодки.
Глиссирование
Режим глиссирования — это движение лодки на скорости, при котором она касается воды не всем корпусом, а лишь небольшой его частью. Лодка, как бы летит над водой. Если необходимости в таком перемещении нет, то можно обойтись мотором небольшой мощности 2-15 л.с.
Одно из условий выхода на глиссирование: соотношение мощности к весу лодки должно превышать 1/25. Это справедливо для обычных лодок, для килевых соотношение равно 1/20, а для специально оптимизированных под глиссирование — 1/35. Если мощности недостаточно, лодка не разовьет необходимую скорость, а под излишне мощным мотором глиссирующая лодка может потерять устойчивость и перевернуться.
Также существуют рекомендации ограничивающие мощность мотора в зависимости от длины лодки и максимальной ширины транца. Еще один фактор, определяющий максимально допустимую мощность — это прочностные характеристики лодки. От частых ударов о волны непрочный корпус может пострадать.
Что еще нужно учитывать?
Система зажигания: обычная или электронная. В обычной используется контактный прерыватель. Сила искры не достаточ- ная. Электронная система безконтактным способом вырабатывает сильную искру, что обеспечивает быстрый запуск двигателя и ровную его работу на малых оборотах.
Дистанционное управление . Эта опция необходима при движении в режиме глиссирования. Управлять лодкой на большой скорости будет безопасно и удобно. Рулевому нужны не только профессиональные навыки, но и хороший обзор окружающего водного пространства. Логичным дополнением к ДУ станет электростартер.
Фиксация двигателя
Для рыболовных лодок рекомендуют приобретать двигатели с возможностью жесткого крепления к транцу. Однако такой вариант подходит для тех, кто отправляется на знакомые водоемы и реки. Жесткое крепление несет в себе определенную угрозу: из-за высоких волн или неожиданных подводных препятствий силовой агрегат может быть оторван от транца и утонет.
Уровни наклона двигателя
От угла наклона зависит сила сопротивления воды. При неправильной установке силового агрегата уменьшается мощность. Проверить угол наклона можно, двигаясь на средней скорости. Правильной считается такая установка, при которой нос лодки приподнимается над водой на 3-5 градусов.
Уровень наклона влияет на характер эксплуатации плавсредства. При движении по мелководью киль мотор задевает дно или растительность. В подобных случаях рекомендуют изменить угол наклона.
Какую роль играет масса мотора?
Планируя покупку подвесного лодочного мотора, следует учитывать его массу, влияющую на удобство транспортировки и скорость монтажа. Кроме того, тяжелый двигатель сложнее поднимать и перемещать при регулировке. Вес небольших бензиновых двигателей мощностью до 5 лошадиных сил не превышает 15-20 кг. Самостоятельно легко справиться с погрузкой и выгрузкой мотора из автомобиля и установкой на транец лодки. Для крепления более мощных моторов, вес которых превышает 30-40 кг, возникнет необходимость в услугах помощника.
Следует учитывать массу, планируя покупку подвесного лодочного мотора
Топ 5 лодочных моторов
Рыболовы определили лучшие лодочные моторы, которые прошли испытания временем в самых разных условиях. Все больше хороших недорогих моделей попадает на отечественный рынок из Поднебесной. Обзор лодочных моторов начнем с популярной китайской модели.
HDX T 2.6 CBMS
Отличительными чертами этого компактного мотора являются простота и неприхотливость. Благодаря небольшому весу (9,8 кг) его может переносить даже подросток.
У двухтактного агрегата имеется 3-х лопастной винт из алюминиевого сплава. При заявленной мощности в 2,6 л. с. двигатель может разогнать лодку до скорости 9 км/ч. Мотор заводится без проблем в любую погоду, а расход топлива ограничивается показателем 1,3 л/ч. Встроенный бензобак вмещает 1,2 л топлива.
Из недостатков маломощного «китайца» необходимо отметить отсутствие заднего хода. Разворачивать лодку придется поворотом корпуса на 180ºС. Не отличается надежностью и пластмассовая ручка газа.
Toyama TM5TS
Одним из лучших представителей двухтактников с мощностью до 5 л. с. является Toyama TM5TS. Хоть этот бренд считается японским, фактически моторы для нашего рынка собираются в Китае.
Двухтактник выделяется необычной живучестью и простотой. Обычный рыболов может справиться с обслуживанием двигателя. Встроенный бак вмещает 2,7 л, но этого объема не хватит при движении на полной скорости даже на час.
К недостаткам, кроме прожорливости, можно отнести и высокую цену (45 тыс. руб).
Mercury ME F 9.9 M
В категории до 10 л. с. лидирующие позиции удерживает американский двигатель Mercury ME F 9.9 M. Это четырехтактная версия способна долго служить своему хозяину, экономя его средства на заправке топливом.
Цена этого агрегата сопоставима с некоторыми японскими двухтактниками. Рабочий объем двухцилиндрового агрегата составляет 209 куб. см., мотор оснащен водяным охлаждением и внешним топливным баком (12 л). Наличие генератора (6А) позволяет совершать переходы и ночью.
Недостатком модели может стать малая распространенность.
Honda BF20D3 SHSU
Превосходным ресурсом обладает японская Honda BF20D3 SHSU. Хоть цена мотора сопоставима со стоимостью автомобиля, но и послужит он очень долго своему владельцу.
Мощность в 20 лошадок обеспечивает 350-кубовый агрегат с рабочим циклом в 4 такта. Производитель оснастил агрегат эффективной системой охлаждения с 2 водозаборниками. Мотор заводится с помощью электростартера, хотя предусмотрена и ручка с тросом.
Минусом этой модели рыболовы считают только высокую цену.
Intex (серия 68631)
Из электромоторов лучшей моделью для надувных лодок становится Intex (серия 68631). Он предназначен для плавсредств массой до 600 кг.
Электродвигатель оснащен телескопическим румпелем и индикатором заряда батареи. Конструкция предусматривает наличие 5 передач для движения вперед и 3 задние скорости.
Выбрать лодочный мотор непросто. Но если все продумать, то он станет настоящим помощником для рыболова.