Электрический датчик температуры двигателя
Где находится датчик температуры двигателя?
Автомобильные проблемы — это тот вопрос, который сегодня встает все чаще. Дело здесь в том, что машин становится больше, соответственно, и водителей больше, и проблемы их не увеличиваются, а просто начинают, образно говоря, бить по площадям. Ничего особенно печального в технических неполадках нет, особенно если вы способны самостоятельно закрутить несколько гаек. Если же опыт больше, например пять-десять лет регулярного техобслуживания своими руками, то и говорить не о чем. Но для начинающих автолюбителей даже самые очевидные вещи становятся серьезными проблемами, которые надо как-то решать. Одна из таких — это отслеживание температуры охлаждающей жидкости в моторе.
Устройство и принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости
«Прародителем» современного датчика температуры охлаждающей жидкости было термореле, которое устанавливалось на некоторые двигатели (например, в системе распределенного впрыска K-Jetronic). Контакт термореле открыт – идет прогрев двигателя, контакт закрыт – мотор работает в своей нормальной температуре.
В настоящее время основа датчика температуры охлаждающей жидкости – это термистор (резистор, который измеряет сопротивление в зависимости от температуры). Контроль за температурой ОЖ осуществляется непрерывно. Материалом для изготовления термистора служит обычно оксид никеля или кобальта. Особенность этих соединений в том, что при увеличении температуры у них увеличивается количество свободных электронов и, соответственно, уменьшается сопротивление.
Чаще всего термистор, который находится внутри ДТОЖ, имеет отрицательный температурный коэффициент. Максимальное сопротивление датчик имеет при холодном двигателе. На датчик температуры охлаждающей жидкости подается напряжение (5В), и по мере изменения сопротивления оно уменьшается. Блок управления двигателем фиксирует изменения напряжения и в соответствии с ним определяет температуру охлаждающей жидкости.
Схема подключения датчика температуры охлаждающей жидкости
На некоторых двигателях (например, на моторах Renault) установлен датчик температуры охлаждающей жидкости с положительным температурным коэффициентом. Он устроен так же, однако при увеличении температуры сопротивление на нем не уменьшается, а увеличивается.
Основные технические характеристики и цены автомобильных датчиков температуры серии ТМ
Тип датчика | Номинальное значение температуры, °С | Выходное сопротивление датчика, Ом при напряжении питания, В | Параметры коммутации напряжение, В сила тока, А | Цена*, руб | |
14 | 28 | без нал. | |||
Датчик ТМ-100В | 20 40 80 100 120 | ― 400…530 130…157 80…95 51…63 | 645…1065 380…510 129…156 80…95 51…63 | 12 и 24 0,1 | 1060 |
Тип датчика | Температура срабатывания датчика, °С | Параметры коммутации напряжение, В сила тока, А | Цена, руб | |
Замыкание контактов | Размыкание контактов | без нал. | ||
ТМ111, ТМ111-А | 100 | — | 12 и 24 0,15 | 1060 |
ТМ112, ТМ112-А | 105 | — | ||
ТМ113, ТМ113-А | 115 | — |
— Температура окружающей среды, °С — –60…+60
в диапазоне частот, Гц | до 250 |
с ускорением, g | до 10 |
— Габаритные размеры, мм, не более — 46,5х25,5х22
— Масса, кг, не более- 0,045
— Изготавливаются по:
ТУ 311-00225621.154-93 (ТМ100В)
ТУ 311-00225621.157-94 (ТМ111…ТМ113, ТМ111-А…ТМ113-А)
— Код ОКП — 45 7382
Габаритные и присоединительные размеры автомобильных датчиков температуры ТМ-100В, ТМ111…ТМ113, ТМ111-А…ТМ113-А
Форма заказа автомобильных датчиков давления серии ТМ
При заказе необходимо указать:
— Тип датчика
— Номер ТУ
— Пример заказа: “Датчик ТМ100В ТУ 311-00225621.154-93” .
Возможные ошибки при оформлении заказа на автомобильные датчики температуры ТМ-100В, ТМ111…ТМ113, ТМ111-А…ТМ113-А
Ввиду относительной сложности обозначения и формы заказа, рекомендуем быть внимательными при оформлении запроса на датчики давления (далее, сокр.- ДД), в т.ч. учитывать возможные варианты записи обозначения и встречающиеся ошибки при заказе. Например, нам доводилось сталкиваться с такими ошибками в заявках на покупку:
— некорректное или неправильное название датчика: машинные, транспортные, двигателя, компрессора, турбины, сенсор, реле, контактер, прессостат и т.п.
— неправильные обозначения и запись модели или орфографические ошибки и описки: ТМ 100В, ТМ 111А, ТМ-112А, ТМ11З (буква «З» вместо цифры «3») и т.п.;
— ошибки связанные с транслитераций или раскладкой клавиатуры, например: TM-100B, TM 1111A, NV-112F, NV (в En-раскладке) и т.д. и т.п.
Поэтому убедительная просьба, будьте внимательны при оформлении заказа на автомобильные ДД, не путайте обозначения, а если не знаете или не уверены, то напишите основные технические характеристики (диапазон измерения, тип контактов (нормально разомкнутые/замкнутые), опции и исполнения) в простой форме изложения и наши инженеры разберут и подберут необходимый Вам прибор, исполнение и оборудование.
Copyright © ТЕПЛОПРИБОР.рф 2015-2018 все права защищены,
текст зашифрован, копирование отслеживается и преследуется;
авт./ред.-МНН; соавтор , ТКК-М0/П20.
ГК Теплоприбор — производство и поставка КИПиА: Автомобильные датчики температуры масла, воды/антифриза, топлива грузовых и легковых автомобилей, см. техописание/характеристики, сравнительные таблицы, прайс-лист (оптовая цена), форма заказа — как заказать и купить реле по цене производителя; сроки и наличие на складе в Москве, доставка/отгрузка ТК (Деловые Линии и другими) по всей территории РФ.
Заранее благодарим Вас за обращение в любое из предприятий группы компаний — ГК «Теплоприбор» (Теплоприборы, Промприбор, Теплоконтроль и другие) и обещаем приложить все усилия для оправдания Вашего доверия.
Дополнительная информация, определения, понятия и разъяснения
Приборы, выполняющие диагностику всех механизмов автомобиля, необходимы для своевременного предупреждения водителя о возможных неисправностях. Это облегчает восстановительные работы. Экономит драгоценное время и деньги.
Автомобильные датчики температуры — важные детали системы управления двигателем, участвующие в экономии топлива и уменьшении вредных выбросов. Вместе с другими датчиками, температурные датчики передают электронному блоку управления двигателем (ЭБУ / ECU) данные, необходимые для управления впрыском топлива.
Существует несколько основных типов автомобильных датчиков:
1. Датчики температуры охлаждающей жидкости. Их функция заключается в измерении температуры охлаждающей жидкости. Эти датчики устанавливаются в малом круге циркуляции охлаждающей жидкости и передают данные напрямую в ЭБУ. Диапазон измеряемых температур колеблется от -40 градусов до + 130 градусов.
2. Датчики температуры входящего воздуха. Устанавливаются на впускном тракте. Эти датчики измеряют температуру поступающего в двигатель воздуха, эти данные, в сочетании с данными, поступающими с датчика расхода воздуха, позволяют ЭБУ более точно рассчитывать массу поступившего в двигатель воздуха. Диапазон измеряемых температур колеблется от -40 градусов до + 120 градусов.
3. Датчики наружной температуры. Функция этих датчиков аналогична функции датчиков температуры входящего воздуха. Отличие заключается в месте установки. Они устанавливаются не во впускном тракте.
В основе конструкции температурного датчика лежит терморезистор – полупроводник, электрическое сопротивление, которого изменяется в зависимости от температуры.
По типу изменения сопротивления от температуры выделяют два типа терморезисторов:
— терморезисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления (термисторы или NTC (Negative Temperature Coefficient) — термисторы).
— терморезисторы с положительным температурным коэффициентом сопротивления (позисторы или PTC (Positive Temperature Coefficient) — позисторы).
Коммутационная способность (коммутационная износостойкость контактов) реле характеризуется значением коммутируемой ими мощности, при которой контакты выполняют определенное число коммутаций.
Коммутационная способность контактов, т.е. условия, при которых контакты надежно работают в течение положенного срока службы, зависит, во-первых, от свойств коммутируемой цепи, во-вторых, от длительности прохождения тока через контакт и, в-третьих, — от скорости переключения.
В тех случаях, когда коммутационная способность контактов ключа управления оказывается недостаточной, схема дистанционного управления дополняется контакторами — аппаратами, которые способны коммутировать значительные токи.
Обозначение контактов реле на схемах — SPST и SPDT:
На схемах и на корпусах реле можно найти американские и английские обозначения для контактов следующего вида:
• SPST — single pole, single throw: нормально замкнутый (SPST-NC или А form contact) или нормально разомкнутый (SPST-NO или В form contact) контакт;
• SPDT — single pole, double throw: переключающий контакт (SPDT-C/0 или С-form contact).
Список самых популярных легковых автомобилей в России в 2017 году (Бренд-Модель), а значит в скором будущем и самых продаваемых авто запчастей (ведь на каждом автомобиле установлено по несколько датчиков давления и регуляторов (масла, охладителя-антифриза, воздуха и т.п.):
KIA Rio, Лада: Lada Granta, Lada Vesta, Hyundai Solaris, Hyundai Creta, VW(Volkswagen) Polo, Renault Duster, Лада: Lada Largus, Lada XRAY, Toyota RAV-4, Chevrolet-NIVA, Renault Kaptur, Renault Logan, Renault Sandero, Škoda Rapid, Lada 4×4, Toyota Camry, VW(Volkswagen) Tiguan, KIA Sportage, Škoda Octavia A7, UAZ(УАЗ), GAZ(ГАЗ).
Цена: от 1060 руб.
Наличие на складе: В наличии*
* На складе в Москве имеются в наличии промышленные и автомобильные датчики температуры в стандартном (базовом) исполнении; при отсутствии плановый срок производства составит 15-25 рабочих дней или могут быть предложены недорогие аналоги, имеющиеся в наличии или быстрые в изготовлении.
Краткие тех. характеристики автомобильных датчиков температуры воздуха, жидкости, топлива, двигателя: ТМ-100В, ТМ111…ТМ113, ТМ111-А…ТМ113-А: Тис до 120С, выход при 14В 51…530Ом, при 28В 51…1065Ом, 12В(0,1А)/24В(0,1-0,15А), ТОС -60+60С, до 250Гц.
*- Все цены на автомобильные датчики температуры и другое оборудование указаны на базовое исполнение в рублях в прайс-листе (см. общий прайс-лист) без учета налога (НДС=18%), стоимости дополнительного оборудования и опций, тары-упаковки, расходов на отгрузку и/или доставку, в расчете на оптовый заказ (при крупнооптовом заказе можно купить автомобильные датчики давления с предоставлением дополнительных скидок на цену).
ВНИМАНИЕ! Будьте осторожны — на российском рынке приборов и оборудования для контроля температуры и автозапчастей имеются дешевые некачественные копии автомобильных датчиков температуры: аналоги, подделки и неликвиды, лишенные должного сервиса, гарантии, с меньшими или истекающими гарантийными сроками, без дополнительных опций и полной комплектации; поэтому, возможно, имеющие более низкую цену, чем оригинальные изделия.
Список самых популярных легковых автомобилей в России в 2017 году (Бренд-Модель), а значит в скором будущем и самых продаваемых авто запчастей (ведь на каждом автомобиле установлено по несколько регуляторов и датчиков давления (масла, охладителя-антифриза, воздуха и т.п.) и температуры:
KIA Rio, Лада: Lada Granta, Lada Vesta, Hyundai Solaris, Hyundai Creta, VW(Volkswagen) Polo, Renault Duster, Лада: Lada Largus, Lada XRAY, Toyota RAV-4, Chevrolet-NIVA, Renault Kaptur, Renault Logan, Renault Sandero, Škoda Rapid, Lada 4×4, Toyota Camry, VW(Volkswagen) Tiguan, KIA Sportage, Škoda Octavia A7, UAZ(УАЗ), GAZ(ГАЗ).
Установка на двигатель
Сделать датчик для сигнализации своими руками — это еще полдела. Нужно правильно его установить и подключить к системе. Чтобы терморезистор как можно точнее показывал температуру двигателя, самое лучшее место для него — блок цилиндров.
Последний остывает позднее всех других деталей, поэтому сигнал на включение стартера будет поступать своевременно. При другом расположении система ошибочно считает, что двигатель уже остыл, будет пускать его чаще, что ведет к перерасходу топлива.
Свой датчик проще всего закрепить на патрубке термостата или радиатора охлаждения. В первом случае он будет показывать более реальную температуру, во втором — проще подключить в параллель с датчиком закрывания капота. Способ закрепления — одинаковый:
- приложить самоделку терморезистором к металлической поверхности патрубка;
- зафиксировать его с помощью изоленты;
- снаружи утеплить теплоизолирующим материалом с фиксацией той же изолентой.
Фирменный датчик следует устанавливать на любой металлической детали двигателя (блок цилиндров, головка блока, крышка клапанной коробки), где имеется выступающая шпилька с резьбой М6. Если таковых не найдется, можно сделать переходную деталь и закрепить ее в глухое резьбовое отверстия рым-болта.
Инструкция по снятию, замене и подключению ДТОЖ
Демонтаж контроллера ТОЖ
Как поменять датчик температуры охлаждающей жидкости своими руками? Перед тем, как заменить контроллер, нужно точно знать, где он расположен в вашем авто, для уточнения можно воспользоваться сервисной книжкой.
Процесс замены выглядит так:
- Откройте капот автомобиля и открутите крышку заливного отверстия бачка с антифризом.
- Затем под сливное отверстие хладагента нужно подставить емкость, а крышку отверстия нужно выкрутить.
- Отсоедините провод, который питает контроллер.
- Сам контроллер, в зависимости от конструктивных особенностей авто, может быть зафиксирован при помощи защелки, хомута, или закручен резьбой. Произведите демонтаж устройства.
- Далее, производится установка датчика температуры охлаждающей жидкости. Замененный девайс перед монтажом можно обработать герметиком, в частности, речь идет о соприкасающихся поверхностях.
- Залейте обратно антифриз.
Цена вопроса
Стоимость устройства определяется моделью авто, в котором оно будет использоваться, а также производителем. Регуляторы JP GROUP стоят около 200 рублей, от производителя BERU — в районе 350 рублей, от производителя Hella — примерно 700 рублей. Цены указаны средние, без учета модели авто.
Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости
Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть. При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:
- Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
- Заметное повышение расхода бензина;
- Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
- Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).
Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.
Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора
От состояния ДВВ зависит функционирование важной части системы охлаждения двигателя — вентилятора охлаждения радиатора. Вышедший из строя датчик может привести к перегреву мотора, поэтому данное устройство следует как можно скорее заменить.
Выбор датчика довольно прост — лучше всего брать тот тип и модель датчика, что стоял на радиаторе ранее (и это единственный вариант для новых авто на гарантии). Но в ряде случаев вполне допустима замена, главное, чтобы новый датчик имел те же температурные интервалы включения/отключения вентилятора, подходил по электрическому напряжению (12 или 24 В) и типу электрического разъема. Что касается размеров, то в большинстве случаев датчики имеют одинаковые корпуса, поэтому проблем с установкой новой детали не возникнет.
Замена датчика проста: нужно отключить и выкрутить старый датчик, и сразу же вкрутить новый. При этом следует не забыть о прокладке (уплотнительном кольце), а после ремонта нужно долить охлаждающую жидкость. В большинстве случаев слива охлаждающей жидкости производить не требуется, но рекомендуется приготовить емкость, в которую жидкость будет сливаться при демонтаже датчика.
При верной замене датчика система сразу начинает работать, обеспечивая надежное включение и отключение вентилятора при изменении температуры силового агрегата.
В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.
В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.
Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.
Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.