Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронный контроль температуры двигателя

Все датчики служат для контроля работы определенных узлов и деталей. При нарушении функций работы, датчик показывает, что работа того или иного устройство нестабильна. Автомобиль в своей конструкции имеет множество датчиков.

Важная рекомендация: можно ли смешивать антифриз с тосолом или между собой, или с водой, и что будет, если смешать? Ответ найдет по ссылке.

Двигатель внутреннего сгорания нуждается в стабильной работе. Так вот, температурный датчик жидкости охлаждения обеспечивает контроль за стабильностью работы ДВС. Мотор машины быстрее греется благодаря этому датчику и медленнее достигает высоких температур, приводящих к кипению охлаждающей жидкости в системе.

ДТОЖ — это не датчик, который показывает температуру жидкости в системе блока и радиатора. Некоторые неправильно думают на счет этого.

Если сломается датчик, который выводит значение температуры для водителя, то ничего серьезного для системы это не принесет. А, если выйдет из строя датчик, который передает значение температуры в ЭБУ, тогда блок управления неправильно будет регулировать работу ДВС.

Информация для начинающих автомобилистов: охлаждающая система (радиатор, рубашка системы охлаждения двигателя) должна содержать жидкость (желательно, которая имеет высокую температуру кипения), которая отводит тепло от мотора.

Помимо отведения тепла и охлаждения двигателя, циркулирующая жидкость охлаждения охлаждает моторное масло, которое, при закипании теряет свои свойства.

Также охлаждающая жидкость охлаждает воздух, который есть в системе турбонаддува (турбины), охлаждает выхлопные газы и масло коробки переключения передач. Есть у датчика функция нагрева воздуха в вентилирующей и отопительной системах.

Датчик температуры жидкости охлаждения — маленькое звено в агрегатной конструкции системы автомобиля, но оно очень важное. От правильности его работы и исправности в целом, зависит стабильность работы мотора.

Датчик температуры жидкости — назначение и особенности

Датчик температуры жидкости (датчик температуры охлаждающей жидкости, ДТОЖ) — один из основных датчиков системы контроля и управления силовым агрегатом; электронный датчик для контроля температуры охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения силового агрегата.

С помощью ДТОЖ решается несколько задач:

  • Визуальный контроль текущей температуры двигателя с помощью связанного с датчиком прибора (термометра) в салоне/кабине автомобиля;
  • Управление системами силового агрегата в соответствии с изменением его температуры — соответствующие корректировки вносятся электронным блоком управления (ЭБУ) двигателем;
  • Аварийное включение и отключение систем или всего двигателя при чрезмерном росте или падении температуры.

Данный датчик играет важную роль в обеспечении нормальной работы мотора любой конструкции и типа (как бензинового, так и дизельного), поэтому при любой неисправности или некорректной работе его следует заменить. А, чтобы сделать верный выбор, нужно разобраться в типах и особенностях этих приборов.

Принцип работы и место датчика температуры в транспортном средстве

В общем случае принцип работы датчика температуры прост. На датчик подается постоянное напряжение (обычно 5 или 9 В), на термисторе в соответствии с законом Ома (за счет его сопротивления) напряжение падает. Изменение температуры влечет за собой изменение сопротивления термистора (при росте температуры — сопротивление снижается, при понижении температуры — повышается), а значит, и падение напряжения в цепи датчика. Измеряемая величина падения напряжения (а точнее — фактическое напряжение в цепи датчика) как раз и используется термометром или ЭБУ для определения текущей температуры двигателя.

Для визуального контроля температуры силового агрегата в цепь датчика подключается специальный электрический прибор — логометрический термометр. В приборе используется две или три электрических обмотки, между которыми расположен подвижный якорь со стрелкой. Одна или две обмотки создают постоянное магнитное поле, а одна обмотка включена в цепь датчика температуры, поэтому ее магнитное поле изменяется в зависимости от температуры ОЖ. В результате взаимодействия постоянных и переменных магнитных полей в обмотках заставляет якорь проворачиваться вокруг оси, что влечет за собой изменение положение стрелки термометра на его циферблате.

Для контроля функционирования мотора на различных режимах и управления его системами показания датчика подаются на электронный блок управления через соответствующий контроллер. Измерение температуры производится по величине падения напряжения в цепи датчика, для этого в памяти ЭБУ присутствуют таблицы соответствия величины напряжения в цепи датчика и температуры двигателя. На основе этих данных в ЭБУ запускаются различные алгоритмы работы основных систем двигателя.

На основе показаний ДТОЖ осуществляется корректировка работы системы зажигания (изменение угла опережения зажигания), питания (изменение состава топливно-воздушной смеси, ее обеднение или обогащение, управление дроссельным узлом), рециркуляции отработавших газов и других. Также ЭБУ в соответствие с температурой двигателя устанавливает частоту вращения коленвала и другие характеристики.

Датчик температуры на радиаторе охлаждения работает аналогичным образом, с его помощью осуществляется управление электровентилятором. На некоторых автомобилях этот датчик может работать в паре с основным для более точного управления различными системами двигателя.

Читать еще:  Шаговый двигатель клапана холостого хода

Датчик температуры играет важную роль в любом транспортном средстве с ДВС, в случае поломки его необходимо как можно скорее заменить — только в этом случае будет обеспечена нормальная работа силового агрегата на любых режимах.

Признаки неисправности

Для принятия мер по контролю датчика температуры ОЖ требуется вовремя определить проблемы в этом узле.

Но стоит учесть, что рассмотренные ниже признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях силового агрегата.

Вот почему для получения точного результата может потребоваться дополнительная диагностика.

Также важно понимать, какое участие ДТОЖ принимает в работе мотора:

  1. Информирует водителя в реальном времени об температуре охлаждающей жидкости.
  2. При достижении мотором порогового значения температуры ЭБУ, получив информацию от датчика ОЖ, включает вентилятор принудительного охлаждения, как правило, это около 100 0 С.
  3. Участвует в процессе увеличения оборотов холостого хода за счет обогащения топливо-воздушной смеси на холодном двигателе.
  4. При движении автомобиля ЭБУ формирует общую информацию об работе всех систем на основании полученных данных от датчиков и основываясь на эти данные формирует правильную топливо-воздушную смесь. Датчик температуры ОЖ тоже учувствует в этом процессе.

Первичные симптомы поломки:

  1. Зажигание лампочки «Check Engine» на приборной панели. Для получения более точной информации лучше сканировать ЭБУ и посмотреть ошибки, к примеру, через автосканер ELM327 подключенный к смартфону. Коды ошибок смотрите дальше.
  2. Двигатель заводится и сразу глохнет.
  3. Сбои в работе вентилятора в радиаторе. Неисправность может проявлять себя отказом включения в случае нагрева или работе даже после остывания мотора. При выключении ДТОЖ электронный узел управления машины воспринимает проблему как обрыв и включает вентилятор.
  4. Появление из выхлопной трубы темного или серо-черного дыма.
  5. Увеличение «прожорливости» машины. Это объясняется тем, что на ЭБУ подаются неправильные сведения. Соответственно, «мозги» машины не могут определить объем необходимой смести для поддержания оптимального температурного режима.
  6. Протечка антифриза из-под корпуса ДТОЖ. Такую проблему можно определить при визуальном осмотре.
  7. Глохнет разогретый мотор. Проблема может возникнуть при достижении максимальной температуры. При этом тип залитой ОЖ не имеет значения.
  8. Не работает указатель нагрева силового узла на приборной панели.
  9. Сбои в работе двигателя. Проблема может проявиться остановкой при низких оборотах, трудностях с пуском зимой, колебаниями при работе на ХХ и т. д.
  10. Закипание ОЖ, но при этом на панели приборов отображается температурный режим в пределах нормы.
  11. Увеличение времени нагрева двигателя и т. д.

Рассмотренные выше проблемы могут иметь место по одной или в комплексе, но в большинстве случаев они свидетельствуют о неисправности силового узла. При этом датчик температуры антифриза не всегда является основной причиной неисправности.

Как работает датчик температуры двигателя?

Датчик температуры в двигателе обеспечивает раннее предупреждение о его перегреве мотора, что позволяет водителю остановить и заглушить автомобиль прежде, чем произойдет его повреждение из-за такого перегрева. В очень холодную погоду датчик температуры может также показать Вам, если двигатель ещё не прогрелся, а на непрогретом двигателе ездить также очень вредно для него.

Датчики показывают текущую температуру двигателя за счёт специального указателя, который постепенно поднимается вверх, когда Вы включаете зажигание. Блок датчика позволяет силе тока менять своё значение в зависимости от температуры двигателя за счёт нагревательной катушки внутри датчика. Биметаллическая полоска внутри катушки поворачивается на величину, зависящую от величины силы тока, и отклоняет указатель по калиброванному циферблату, чтобы дать водителю относительно точные показания температуры двигателя.

Система измерения температуры, как правило, состоит из двух элементов: сам датчик и блок датчика, который контролирует датчик, соединяясь с ним проводом.

Типы датчиков температуры

Есть два основных типа механизмов датчиков температуры двигателя:

  • магнитные датчики
  • биметаллические датчики

Вы сможете определить, какой тип из этих двух расположен в Вашем автомобиле, по тому, как он реагирует, когда Вы включаете зажигание. В случае магнитных датчиков указатель сразу же даёт показания температуры, а вот биметаллические датчики медленно толкают стрелку к чтению после включения зажигания.

Температурные датчики двигателя встроены в корпус приборной панели автомобиля. Блок датчика, однако, может быть в одном из следующих нескольких мест:

  • корпус термостата,
  • головка блока цилиндров
  • верхний шланг радиатора.

В некоторых случаях датчик может быть и в иных местах, но во всех случаях датчик находится на магистрали течения охлаждающей жидкости на выходе из двигателя.

Магнитные датчики

Магнитные датчики, называемые также движущимися датчиками — это пара катушек, по одной на каждой стороне поворотной железной арматуры, которая держит и контролирует стрелку указателя. Катушки подключаются непосредственно к электрической сети автомобиля — одна из них контактирует напрямую с корпусом двигателя, а на другую подаётся ток от датчика, сопротивление которого как раз и изменяется в зависимости от температуры двигателя. Ток, протекающий через катушки, создаёт магнитное поле, которое перемещает указатель в ту или иную сторону. Величина перемещения зависит от разницы в магнитных полях, создаваемых двумя катушками. Эта разница, в свою очередь, зависит от размера тока, пропускаемого через сенсорный блок.

Читать еще:  Бубнит двигатель на холодную

Биметаллические датчики

В биметаллических датчиках главную роль играет металлическая полоса и намотанная вокруг неё проволока, через которую проходит ток. Если Вы читали статью о том, как работают спидометры, то Вы уже знаете эту систему биметаллических датчиков. Суть её в том, что чем выше температура двигателя, тем больше тока поступает от сенсора, который нагревает обмотку вокруг пластины. Нагрев заставляет пластину немного растягиваться и изгибаться, передвигая на нужную откалиброванную величину стрелку указателя температуры двигателя.

В таком типе датчика, чтобы избежать ошибок, вызванных изменениями напряжения питания автомобиля из-за электрической нагрузки и скорости генератора, в цепочку датчика включен стабилизатор напряжения. Стабилизатор напряжения работает по принципу биметаллической ленты и сохраняет напряжение в постоянном диапазоне от 8 до 10 Вольт.

Мониторинг микроклимата для транспорта (Сертифицированное решение — Госреестр СИ РФ)

Контроль температурного режима при транспортировке лекарственных препаратов и продуктов питания — ключевой процесс в дистрибьюторской деятельности. Температурный режим хранения лекарственных препаратов должен строго соблюдаться, так как последствия его нарушения могут быть самыми тяжелыми. Российские требования СанПин 3.3.2.3332–16, международный стандарт GDP, а также Приказ Минздрава 646н предписывают строгое соблюдение температурных норм на всем пути следования продукции (лекарственных средств).

Существует несколько вариантов мониторинга температуры и влажности во время перевозок.

1. ОФЛАЙН сертифицированная система мониторинга температуры с использованием автономных регистраторов (логгеров).

Сегодня самыми распространенными способами контроля температуры в пути — являются температурные (влажностные) логгеры или регистраторы. Суть их работы очень проста — регистратор помещается на борт машины в начале маршрута и в конечной точке с него снимают показания, подключив к компьютеру. На графике виден температурно-влажностный режим на всем пути следования автомобиля.

Автономный регистратор температуры EClerk

Более того, благодаря своим компактным размерам регистратор может быть помещен непосредственно в упаковку с продукцией, что дает полную картину температурного режима при транспортировке. Регистраторы выпускаются в различных корпусах, в том числе в защищенных по стандарту IP54 с защитой от воды и пыли. Также есть варианты со встроенными датчиками и выносными для удобства измерений. Регистраторы внесены в Госреестр СИ РФ и проходят ежегодную поверку.

Автономный регистратор температуры EClerk для установки в автомобиль

Все регистраторы объединяет один существенный недостаток — о нарушениях температурного режима будет известно только постфактум! В ы узнаете, что температура выходила за пределы на определенное время и когда это случилось. Специализированное ПО регистратора построит Вам графики и все будет как на ладони, но нарушение УЖЕ СЛУЧИЛОСЬ! Вы не успели (и не могли) принять должные меры и у Вас не было возможности повлиять на ситуацию! Конечно, это мог быть человеческий фактор, когда экспедитор забыл закрыть плотно дверь или холодильная установка выключалась в угоду экономии топлива. Также нельзя исключать технические неполадки, например, выход из строя компрессора холодильной установки или еще что-то. Но на продукци ю УЖЕ оказано негативное влияние!

Всего этого могло не случиться, если бы у Вас была бы возможность следить за температурным режимом во время перевозки в реальном времени . Диспетчер, получая данные каждую минуту со всех машин может видеть, где происходит нарушение температурного режима. При обнаружении факта нарушения, он может связаться с экспедитором и выяснить в чем дело. Более того, система может уведомлять как экспедитора так и диспетчера по SMS. Система класса ONLINE «АНЕМОН-АВТО» лишена недостатков автономных регистраторов класса OFFLINE и представляет собой полноценное решение задачи контроля температурного режима во время перевозки.

2. ОНЛАЙН сертифицированная система мониторинга температуры и влажности для транспорта с питанием от бортовой сети 12-24V.

Мы предлагаем кардинально другой путь контроля за температурой во время транспортировки — проактивный, который дает Вам возможность исправить ситуацию на основании поступающих данных с борта автомобиля. Диспетчеру системы данные выводятся на экран компьютера или поступают в виде SMS сообщений о нарушениях, например, «Температура в авто А999АА97: +18 °С, норма от +5 °С до +15 °С».

Схема работы системы мониторинга температуры на транспорте «АНЕМОН-АВТО»

Читать еще:  Sqr484f что за двигатель

Комплекс «АНЕМОН-АВТО» работает по аналогии с системами GPS отслеживания транспорта, только помимо данных GPS снимаются данные о температуре (влажности — опция) в кузове автомобиля. Поддерживается до 8 датчиков температуры или до 4 датчиков температура-влажность на 1 автомобиль. Датчики температуры и влажности, применяемые в системе «АНЕМОН-АВТО» являются официальными средствами измерения и внесены в Государственный Реестр СИ РФ. Это очень важный пункт, так как в основном предлагаемые решения на рынке по мониторингу температуры на транспорте используют датчики типа DS18B20, которые НЕ внесены в Госреестр и не могут быть поверены.
Перед установкой на автомобиль датчики проходят поверку с центре Метрологии с выдачей соответствующего сертификата. Межповерочный интервал для датчиков температуры составляет 2 года, а для датчиков температуры и влажности — 1 год.

Графическое представление показаний температуры и влажности в автомобиле в сервисе Anemon Cloud

Для работы системы потребуется наличие SIM карты с минимальным тарифом GPRS и подключение к сервису Anemon Cloud.

3. ОНЛАЙН сертифицированная система мониторинга температуры и влажности для транспорта с автономным питанием.

Для арендованных автомобилей, где нельзя вмешиваться в проводку и/ или для максимально быстрой установки на автотранспорт (положил на борт и все!) мы предлагаем автономный онлайн регистратор температуры и влажн о сти, внесенный в Госреестр СИ , который способен работать до 5 суток на одном заряде аккумулятора. Как правило, большинство маршрутов укладываются в этот срок , поэтому с уверенностью можно сказать, что регистратор будет следить за температурн о-влажностным режимом на борту автомобиля непрерывно весь маршрут. Ваш диспетчер видит нарушения в реальном времени и оперативно принимает меры!
Технология работы прибора точно такая как описывалось в п.2, но с тем отличием, что здесь не требуется вмешательства в проводку автомобиля! Достаточно просто закрепить трекер в кузове и включить!

Это компактный кейс с электроникой и аккумуляторами. Для постоянной работы возможно подключение к бортовой сети автомобиля.

Сертифицированный автономный GPRS трекер температуры и влажности для транспорта

Устройство имеет всего 1 кнопку — ВКЛ/ВЫКЛ. Все что нужно вам для работы — вставить SIM карту, включить прибор и закрепить его в кузове автомобиля. Остальное сделает электроника и наше программное обеспечение. Через 1 минуту после включения прибора данные уже будут поступать в интернет сервис Anemon Cloud, где вы сможете следить за температурным режимом автомобилей и генерировать отчеты. Прибор обладает встроенной памятью на случай перебоев GSM связи. Во время отсутствия связи данные сохраняются в память, а при появлении связи передаются на сервер!

Сравнительный анализ сертифицированных решений для мониторинга температуры и влажности на борту автомобиля.

Обратите внимание, что все устройства с онлайн передачей данных имеют встроенный буфер для данных, который сохраняет данные в момент потери связи по GPRS каналу (слабый сигнал, машина на трассе и т.д.) При восстановлении связи данные передаются в сервис!

Мы готовы проконсультировать Вас и помочь выбрать именно то решение, которое в наибольшей степени удовлетворит Ваши потребности. Для расчета стоимости и подбора оборудования звоните нам по бесплатной линии
8 800 222-30-45, доб. 1 или отправьте заявку через сайт.

Замена

Заменить неисправный ДТОЖ очень просто.

  1. Дождаться, когда двигатель полностью остынет.
  2. При необходимости слить антифриз из системы.
  3. Отсоединить клемму «минус» на аккумуляторе.
  4. Отсоединить разъемную клемму с датчика.
  5. Выкрутить элемент.

Замена осуществляется в обратном порядке. После завершения процедуры нужно включить зажигание без пуска двигателя. ЭБУ должен считать новую деталь, провести ее внутреннюю диагностику. Если прояснить причину неполадок не удалось, лучше обратиться в специализированный сервис.

Датчик охлаждающей жидкости очень важная деталь автомобиля. Поэтому для замены необходимо приобретать только оригинальные запасные части. Определить оригинальное производство ДТОЖ можно по артикулу, указанному на упаковке. Датчики для отечественных автомобилей ВАЗ маркируются артикулом 2101-3808600. Оригинальность моделей от зарубежных производителей для автомобилей ВАЗ и иномарок можно определить по таблице, представленной ниже.

Не стоит устанавливать подобные узлы от автомобилей других моделей. Электронная цепь может быть иной, датчик будет выдавать преждевременные, запоздалые, неточные данные, что повлияет на общую работоспособность автомобиля. Каждый датчик собран из учета объема двигателя, его мощности, общего объема охлаждающей жидкости в системе.

Система охлаждения важная часть систем автомобиля. Неисправный датчик может повлиять как на работу двигателя, целостность его составных элементов. Данная деталь достаточно дешевая по своей себестоимости. Ее замена поможет избежать целого ряда проблем с двигателем, а также больших финансовых вложений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector