Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронный показатель температуры двигателя

Как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости на работоспособность?

11 января 2017 Категория: Обслуживание и ремонт

Контролировать температуру охлаждающей жидкости очень важно для того, чтобы сохранить работоспособность автомобиля. Неверные показания приборов могут сбить с толку водителя, из-за чего он может случайно перегреть или, напротив, недостаточно прогреть двигатель, что также может привести к массе неполадок и весьма дорогому ремонту.

Бывают случаи, когда из-под капота уже начинает идти пар, а показатель температуры все еще находится в «синей» зоне, свидетельствующей о непрогретости мотора!

Работа двигателя при низких температурах также не пойдет ему на пользу. Поэтому многие автомобилисты задаются вопросом: как проверить указатель температуры охлаждающей жидкости, а также, что делать в случае его неисправности? В этой статье мы поставим точку над этим вопросом.

1. Диагностический адаптер ELM327

Купить (цена около 400 рублей) адаптер можно на Алиэкспресс (см. каталог товаров). Вставляем адаптер в разъем OBD-II (см. где этот разъем), подключаемся к нему через смартфон, выводим значение температуры двигателя на экран при помощи специального ПО. Кстати, вывести температуру можно на экран магнитолы, которая работает на базе Android.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Любая серьезная неисправность ДТОЖ (датчик глючит, его работа только путает ЭБУ, а не помогает и так далее) решается одним способом – выполняется его замена. Но спешить с этим делом не стоит. Разумнее будет провести диагностику ДВС на компьютере, который за пару минут исследует датчик и параметры всей системы охлаждения, а затем выдаст номер (код) ошибки или нескольких ошибок, которые не дают ДТОЖ нормально работать. Зная такой номер, можно сбросить ошибку и спокойно уезжать с автосервиса.

Если же замена действительно необходима (после сброса ошибок он, как и раньше глючит), желательно найти оригинальный ДТОЖ (маркировка изделия имеется на датчике). Специалисты категорически не советуют ставить «левое» изделие, так как его подключение в большинстве случаев не приносит ожидаемого результата. Неоригинальный датчик глючит практически сразу, какая бы фирма его не выпустила.

Диагностику неисправностей датчика охлаждения можно провести визуально. При таком осмотре удается обнаружить следующие проблемы: утечку жидкости для охлаждения; появление трещин в ДТОЖ; ржавление зажимных приспособлений.

Замена устройства при таких неисправностях, конечно же, не требуется. А вот для более серьезного анализа работоспособности интересующего нас элемента необходимо измерить его напряжение и сопротивление. Эти величины определяют при помощи вольтметра и осциллографа (цифровые приборы, которые используются на любой современной СТО), а затем сравнивают полученные значения с теми, которые указаны в техтребованиях к датчику.

Грамотная диагностика ДТОЖ дает возможность со стопроцентной гарантией определить причины его неисправности, например, следующие:

  • вышедший из строя вентилятор охлаждения или термостат;
  • обрыв проводки;
  • потерю напряжения или короткое замыкание и многие другие.

Сколько бы вы не гадали, в чем причина неадекватного функционирования ДТОЖ, установить ее не удастся до тех пор, пока не будет проведена полная и профессиональная диагностика датчика. Напоследок добавим – замена описанного в статье устройства осуществляется только после того, как из системы охлаждения будет слито достаточное количество охлаждающего состава (столько, чтобы датчик находился не в жидкости, а выше нее).

Читать еще:  Бензиновый уд2 характеристика двигателя

Индикатор контроля охлаждающей жидкости автомобиля

Сигнализатор перегрева двигателя.

В автомобиле очень важно не допустить перегрева двигателя. Отклонение от нормы в системе охлаждения автомобиля может привести к заклиниванию поршней в цилиндрах двигателя, обгоранию головок клапанов и многим другим неисправностям, которые потом обойдутся в не дешевым ремонтом. Контроль за температурой охлаждающей жидкости, конечно есть в автомобилях, но не лишним будет звуковая сигнализация на случай испарения горячей жидкости и световая сигнализация, оповещающая о чрезмерном нагреве охлаждающей жидкости.

Для обеспечения контроля за температурой жидкости используется специальный прибор — дискриминатор, собранный на микросхеме TCA965. Он фиксирует в виде полезного сигнала напряжение в диапазоне от 6 до 9 В. В нашем случае граничные значения напряжений соответствуют нижней и верхней температурам. Для преобразования температуры в напряжение предусмотрен терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Он уже имеется в автомобиле.

Принципиальная схема сигнализатора

Принципиальная схема устройства контроля температуры охлаждающей жидкости. Контроль напряжения происходит с помощью так называемого двухпорогового дискриминатора:
-10к- — металлопленочный резистор (10 кОм) подбирается в зависимости от модели автомобиля.

Описание схемы устройства

Правая часть схемы (см. рис. выше) — внутреннее сопротивление прибора (индикатор температуры) и сопротивление терморезистора (датчик температуры) образуют делитель напряжения. Отрицательный температурный коэффициент термореэистора обусловливает уменьшение его внутреннего сопротивления при повышении температуры. Это приводит к тому, что в точке 3 схемы напряжение уменьшается, если повышается температура охлаждающей жидкости.

Значения образующихся напряжений не играют существенной роли, поскольку, как видно из схемы, их можно регулировать. Для этого используются два подстроечных потенциометра Р1 и Р2, рассчитаны для данного диапазона температур. В схеме дискриминатора предусмотрены еще два выхода для подключения светодиодов. Последние сигнализируют о состоянии охлаждающей жидкости — не слишком ли низка или высока ее температура. К выходу дискриминатора, оповещающему о повышенной температуре, подключен зуммер, который включается в том случае, когда двигатель сильно нагревается.

Печатная плата

Монтаж устройства для контроля температуры осуществляется на печатной плате (см.рис.) и не представляет больших проблем.

Для сборки схемы кроме указанных на принципиальной схеме деталей и печатной платы требуются дополнительно следующие элементы: шестиполюсная клеммная колодка; светодиод (2 шт.); зуммер 12 В, 30 мА.

Настройка прибора

Относительно настройки этого устройства необходимо сказать, что сведения о температуре прогретого двигателя являются весьма приблизительными. Поэтому можно было бы принять за нормальную температуру двигателя 70°С. Но если охлаждение двигателя происходит под давлением, то температура 100°С оказывается не слишком высокой. Однако в большинстве автомобилей температура в диапазоне от 85 до 90°С соответствует нормальному режиму работы двигателя автомобиля.

Читать еще:  Что такое локальный двигатель

Схема должна быть настроена таким образом, чтобы сигнал о повышенной температуре двигателя предшествовал его выходу из строя. Используемый в схеме дискриминатор реагирует уже на изменения в несколько милливольт.

Х.Крибель. «Схемы любительских электронных устройств»

Где находится датчик температуры

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя расположен в основном в проходе охлаждающей жидкости двигателя с жидкостным охлаждением; обычно рядом с клапаном термостата. Датчик температуры двигателя подключается либо к датчику температуры, либо к индикатору температуры на приборной панели. В современных автомобилях вы заметите, что нет отдельного датчика температуры двигателя. Вместо этого есть крошечный «свет», символизирующий температуру двигателя; который интегрирован с rpm-метром.

После включения зажигания буква «С» также загорается вместе с символом температуры; показывая, что двигатель холодный. Это должно автоматически исчезнуть; после того, как двигатель прогреется до оптимальной температуры (обычно в пределах 2-3 километра от старта движения).

Схема подключения датчика температуры

История создания данной темы- смотрим сообщения №104 и 109 одной из веток нашего форума — Рацухи от Вована.

Хотя лето уже прошло и, возможно, данная тема сейчас не так уже актуальна, но тем не менее следующее лето никто не отменял, поэтому предлагаю вам собрать относительно простое устройство, которое позволит контролировать температуру ОЖ вашей масяни. Сразу хочу успокоить – не бойтесь того, что здесь используется микроконтроллер – не так уж страшен чёрт, как его малюют, прошить его большого труда не составит.

Этот сигнализатор предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости автомобиля и подключается к штатному датчику ОЖ. При этом работоспособность установленного на панели приборов индикатора ОЖ полностью сохраняется.

Итак, сначала немного теории. Согласно «мурзилки» на Премаси (стр. 82) напряжение на датчике охлаждающей жидкости при 20 градусах составляет приблизительно 3В и 0,9В при температуре 90 градусов. Измерения цифровым мультиметром показали, что реальная картина немного отличается – см.график:

Я не буду утверждать, что он абсолютно точный, т.к. температуру я контролировал по самодельному «бортовику», а у него датчик измеряет не непосредственно температуру ОЖ, а температуру самого двигателя. Но судя по его показаниям, вентилятор у меня стабильно запускается при 90 градусах, следовательно, показания должны быть относительно объективные.

Как вы видно из графика, приведённого выше, напряжение на датчике фактически прямо пропорционально температуре, по крайней мере, начиная примерно с 20 градусов эта зависимость имеет линейный характер. Сигнализатор представляет собой трёхуровневый «вольтметр» с индикацией тремя светодиодами — . Зелёный цвет обозначает, что температура ниже 80 градусов, жёлтый – 80-95 градусов, красный – выше 95 градусов и кроме того, при этой температуре подаётся звуковой сигнал из встроенного в схему бузера (пищалки). Из-за того что штатные датчики температуры имеют определённый разброс, показания могут незначительно отличаться. Поэтому прошу всех, у кого есть возможность, замерить напряжение на датчике ОЖ при различной температуре, что бы получить усреднённый результат и более чётко определить уровни включения светодиодов.

Читать еще:  Газон некст неисправности двигателя

Схема сигнализатора выполнена на микроконтроллере 12F675, который имеет встроенный АЦП, что очень удачно подходит для измерения напряжения в области низких значений – порядка 0,1 – 3В. Печатную плату я не разрабатывал, всё собрано на небольшом кусочке макетной платы. Резисторы, конденсатор и транзистор использованы для поверхностного монтажа (SMD) и размещены с обратной стороны платы. Но это не принципиально, использовать можно и обычные элементы. Микроконтроллер вставляется в панельку – что бы его можно было извлекать и перепрограммировать. Принципиальная схема устройства показана на рисунке:

Я на своём автомобиле полностью проверил работоспособность устройства, но не устанавливал, т.к. уже отмечал выше, у меня температура двигателя выводится на цифровой дисплей «бортовика» и ставить ещё одну «приблуду» смысла не вижу.

Вот внешний вид платы сигнализатора. Она имеет размеры всего 45*18 мм, но при желании её можно сделать ещё более компактной:

Что бы после сборки проверить работоспособность устройства, не обязательно сразу бросаться подключать его к машине, достаточно на вход, который предназначен для подключения датчика ОЖ, плавно подать напряжение от 4В до 0,1В. При этом последовательно будут загораться светодиоды: зелёный — при 3В, желтый — при 0,5В, красный – при 0,15В. Одновременно с включением красного светодиода включится «пищалка».

Подключается сигнализатор к автомобилю в трёх точках — +12В, корпус и вывод 3Е ЭБУ. Что бы не вытаскивать ЭБУ и подключаться к его разъёму (довольно геморройное занятие:), проще подключится непосредственно к самому датчику ОЖ (именно с ним и соединён вывод 3Е ЭБУ).

Если кого заинтересует это устройство, тогда уже обсудим более конкретно – расскажу, как запрограммировать микроконтроллер, какие детали нужны, возможно, будут пожелания изменить температурные диапазоны. Честно говоря, мне больше нравится цифровая индикация, но как были пожелания здесь – Рацухи от Вована что бы всё было попроще – вот попроще и получилось 🙂

Как проверить ДТОЖ


Проверка датчика мультиметром
Проверить датчик охлаждающей жидкости проще всего с помощью мультиметра. Перед тем как приступить к этому, следует учесть, что у разных автомобилей показатель сопротивления при низких и высоких температурах будет отличаться. Поэтому его нужно знать. Точный ответ даст мануал к транспортному средству.

Сама процедура проверки предельно проста. Датчик нужно выкрутить, мультиметр подсоединить к его контактам. Воду нагреть до определенной температуры, указанной в мануале (это нужно, чтобы было, с чем сверить), и опустить в нее устройство.

Если показатель не совпадет с тем, что указан в руководстве, значит – проблема в датчике. Если совпадет – значит, он исправен, и виновата электроника или термостат.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector