Электронный счетчик оборотов двигателя
Автомобильный тахометр своими руками
Автомобильный тахометр — это измерительный прибор, который предназначен для измерения количества оборотов коленчатого вала двигателя в минуту (об/мин). Раньше в автомобили устанавливались механические тахометры. В современных автомобилях устанавливаются электрические или электронные тахометры.
Во время работы двигателя автомобиля тахометр позволяет контролировать стабильность его оборотов на холостом ходу и при движении автомобиля. По стабильности оборотов на холостом ходу можно судить о состоянии системы подачи топлива, системы зажигания и самого двигателя.
При установке оборотов холостого хода и регулировки угла опережения зажигания двигателя с помощью стробоскопа без тахометра не обойтись. Необходимо одновременно производить регулировку и наблюдать за оборотами двигателя. После каждого подкручивания винта регулировки смотреть показания тахометра, установленного в салоне автомобиля неудобно. Может выручить установленное в салоне зеркало, но это тоже не лучшее решение. Гораздо удобнее иметь тахометр, вмонтированный в стробоскоп.
При изготовлении стробоскопа своими руками я вмонтировал, тахометр в его корпус. При проверке и настройке УОЗ двигателя такое техническое решение показало удобство в работе.
Опубликованные в Интернете аналоговые схемы тахометров отличаются большей погрешностью показаний, выполненные на цифровых микросхемах не каждому автолюбителю под силу повторить.
Предлагаемое Вашему вниманию схемное решение тахометра отличается простотой и высокой точностью показаний в независимости от изменения температуры окружающей среды и питающего напряжения. Имеет растянутую шкалу, что позволяет при применении малогабаритного стрелочного индикатора измерять частоту оборотов двигателя с высокой точностью.
Особенности конструкции и преимущества разных типов счетчиков оборотов
Счетчики оборотов используются в устройствах, оборудованных приводом с вращающимся валом. Они необходимы для подсчета суммарной, циклической или посменной наработки, а также при проведении контрольных испытаний и пусконаладочных работ. Суть работы счетчиков заключается в фиксации каждого оборота вала, их суммирования и подачи сигнала о достижении запрограммированного числа (в более сложных моделях). Наглядным примером использования этих устройств может быть экран управления колонкой заправочной станции, где объем топлива и его суммарная стоимость рассчитываются из полученных от счетчика данных. По принципу действия и уровню автономности работы эти устройства делятся на:
- механические;
- электромеханические;
- электронные.
Механические счетчики оборотов (МСО)
Это наиболее простой (как следствие – самый надежный) способ фиксации циклов вращения. Для получения максимально точных результатов рекомендуется устанавливать его непосредственно на вал, без использования передаточных звеньев (шестерни, ременные передачи, и т.д.). Конструктивно механические счетчики представляют собой набор закрепленных на валу барабанов с нумерованными насечками. Через смотровое окошко в корпусе видна лишь одна строка цифр, которая получается совмещением смежных делений всех барабанов. Счетчик количества оборотов МСО-66 — http://мсо-66.рф (один из самых применяемых, навести справки о приобретении которого можно по телефону 8800 200-33-24), к примеру, имеет 6 таких барабанов, следовательно, может генерировать шестизначное число. Деления пронумерованы от 0 до 9, а барабаны кинематически соединены между собой. Проскочив отметку 9, барабан зацепляет соседний (со значением на порядок выше) и проворачивает его на одно деление. Для сброса показаний на боковой панели предусмотрен специальный рычаг.
Электромеханические счетчики
В отличие от первого типа, эти устройства имеют электрическую часть. Промежуточным звеном между валом и барабанным счетчиком служит электромагнитная катушка, запитываемая от сети. На валу сделан специальный прилив, который замыкает сеть при приближении к подпружиненному постоянному магниту. В этот момент катушка втягивает якорь, который через храповик проворачивает барабан с наименьшим значением на одно деление. С каждым последующим оборотом этот цикл повторяется. При этом направление вращения вала уже не имеет значения – оборот в любую сторону добавит одно деление на системе барабанов.
В качестве замыкающего контакта часто используются герконы. Это две тончайших пластины, выставленные с определенным зазором. Они запаяны в стеклянную трубку в среде инертного газа (иногда под вакуумом). Магнитное поле, создаваемое постоянным или переменным магнитом в момент проворота вала, воздействует на пластины геркона. Они изгибаются до соприкосновения и тем самым замыкают электрическую цепь. Якорь катушки проворачивает барабаны.
Электронные счетчики
На данный момент существует масса электронных схем для фиксации вращения вала. Для подсчета циклов используется не механический счетчик, а система на основе микросхем. Сигнал может выдавать оптический, контактный датчик или все тот же геркон. Индикация выводится на жидкокристаллический дисплей или светодиодные сегменты. Главным преимуществом таких схем можно назвать возможность программирования результатов. В процессе работы суммарное количество оборотов может как увеличиваться, так и уменьшаться.
Преимущества и недостатки
В первую очередь к преимуществам механического типа устройств стоит отнести надежность и неприхотливость. Даже в сложных современных устройствах можно встретить аварийное дублирование электронных систем механическим счетчиком. Ведь в отличие от электронных и электромеханических аналогов он абсолютно автономный и не требует источника питания. Даже при сбоях системы и искажения данных электроники механический счетчик будет добросовестно выполнять свою работу. Он не восприимчив к окружающим электромагнитным полям, создающим помехи, и может работать в более сложных климатических условиях. Впрочем, иногда его функций попросту недостаточно, или нет возможности разместить его непосредственно на рабочем валу. В этих случаях приходится прибегать к электронике.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
В зависимости от конструктивных особенностей, в данный момент, выделяют следующие счетчики времени наработки:
— электромеханические – соединяющие в себе механические части привода или механического регистратора с электронной начинкой преобразователя. Примером служат счетчики «СВН-2-01» и «СВН-2-02».
— электронные – полностью электронные механизмы, принцип действия которых основан на применении электросхем. Примером таких счетчиков служат счетчики «СВН-1М-1» и «СВН-1М-220».
— цифровые – миниатюрные микропроцессорные устройства, имеющие программное обеспечение, способные выводить на экран дисплея различные показатели работы двигателя или других технологических процессов. Примером служат микропроцессорный счетчик «СИ8», некоторые модели «СВН-2-3.1» и, пожалуй, «СВНЭ-1».
Счетчик времени наработки СВН-2-02
Применение счетчика моточасов
Счетчики времени наработки следует эксплуатировать согласно инструкции и рекомендациям производителя. Счетчики профессионального уровня должны монтироваться и настраиваться только специалистами с соответствующей квалификацией. Бытовые счетчики рассчитаны на неспециалистов, поэтому их использование более простое и доступно каждому. Но в любом случае, перед началом работы следует ознакомиться с инструкцией.
Счетчик необходимо периодически проверять, в случае обнаружения неисправности проводится ремонт или полная замена прибора. При эксплуатации счетчиков необходимо избегать механических воздействий, ударов, падения на них тяжелых предметов и т.д. Также следует избегать попадания на прибор масел, воды, топлива и других жидкостей.
При правильной установке и эксплуатации счетчик моточасов надежно проработает многие годы, поможет продлить ресурс двигателя и избежать лишних финансовых затрат.
В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.
В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.
Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.
Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.
Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.
Для нарезки наружной резьбы с помощью круглых и прямоугольных плашек необходимо использовать специальное приспособление — плашкодержатель или вороток для плашек. Все о воротках, их существующих типах, конструкции и характеристиках, а также о выборе и применении этих приспособлений — читайте в статье.
Резьбовой крепеж прост и надежен, однако повреждение болта или шпильки может привести к невозможности его извлечения и замены. Эта проблема решается с помощью специального инструмента — набора экстракторов. Об этих приспособлениях, их типах, конструкции, выборе и применении читайте в данной статье.
Счетчики серии СОП, СО предназначаются для подсчета количества оборотов вала на механическом устройстве. Кроме самого простого подсчета с последующей индикацией в светодиодном табло, счетчик в десятизначных числах выдает информацию о количестве оборотов, так же способен выдавать информацию в двоичном десяти разрядном коде, эти данные могут послужить для последующего конструирования необходимого автоматического устройства.
Счетчик оборотов состоит из комплектующих: специального оптического датчика, фиксирующего число оборотов, представляет из себя оптопару из светящегося ИК-фотодиода и светодиода, между ними располагается диск из непрозрачного материала, в нем вырезан сектор. Сам диск закреплен на механическом устройстве (валу), количество оборотов которого и требуется считать. Именно комбинация двух счетчиков дает информацию — двоичного десятиразрядного и десятичного трехразрядного с последующим выводом на специальные светодиодные семисегментные индикаторы. Работа счетчиков построена синхронно и независимо друг от друга.
HL1 светодиод, который излучает световой непрерывный поток, поступающий на фотодиод через небольшую прорезь в измерительном диске. Во время вращения диска происходят импульсы, а так как прорези всего лишь одна единица, то число импульсов равняется числу фактических оборотов диска.
Триггер Шмитта — D1.1 и D1.2 начинает преобразовывать импульсы напряжения на R2, это вызвано изменениями фототока проходящего через фотодиод, в импульсы непосредственно логического уровня, для восприятия пригодные счетчиками серии моделей К561 и К176. Число импульсов, что равняется числу оборотов диска одновременно подсчитываются двумя счетчиками — это трехдекадным десятичным который на микросхемах D2-D4, в том числе двоичным на D5. Сама информация о количестве оборотов начинает выводиться на цифровое табло, состоящее их трех специальных семисегментных светодиодных Н1-Н3 индикаторов, и имеет вид десяти разрядного двоичного кода, способный сниматься с выходов на D5 счетчика.
Благодаря наличию D1.3 обнуление всех счетчиков происходит одновременно в момент включения питания. Потребность в кнопке обнуления доступна, при подключении параллельно конденсатору С1. А, если требуется чтобы сигнал обнуления мог поступать из внешнего устройства или специальной логической схемы, требуется микросхему К561ЛЕ5 снять и заменить ее на К561ЛА7, далее отсоединить вывод 13 от вывода 12 и С1. После этого получится обнуление производить от внешнего подготовленного логического узла на логический ноль — вывод 13 D1.3.
Как правильно настроить карбюратор?
Для того, чтобы понять о каких винтах идет ниже речь, почитайте статью про регулировку карбюратора, в ней подробно расписано о устройстве карбюратора, его винтах и нюансах настройки.
Карбюратор в бензопиле обеспечивает подачу топливно-воздушной смеси в цилиндр мотора. Его регулировка производится следующим образом:
- При использовании проводного тахометра, снять верхнюю защитную крышку корпуса пилы и при необходимости воздушный фильтр. Это делается для того, чтобы обеспечить доступ к высоковольтному проводу свечи зажигания. Беспроводные устройства не требуют осуществлять данных действий.
- Завести бензопилу.
- Подсоединяется тахометр или подносится беспроводное устройство ближе к свече зажигания. Достаточно сделать 3-4 витка проводом прибора вокруг свечи.
- Необходимо добиться наибольших оборотов на холостом ходу с помощью вращения винта L. Затем требуется сделать 1/4 оборота против часовой стрелки.
- Если в данном режиме цепь двигается, необходимо добиться ее остановки за счет вращения винта T.
- До конца нажать рукоятку акселератора. Пила должна поработать в данном режиме 10 секунд.
- За счет винта Н выставить максимальные обороты, которые рекомендует производитель. На каждую бензопилу нужно выставлять свои обороты, обычно эту информацию пишут в инструкции по эксплуатации или ремонту. Приведем примерные параметры, на примере пилы Huter. Холостой ход: 3-3,2 тыс. об/мин, Максимальные: 12,5 тыс. об/мин.
- Установить требуемые обороты холостого хода с помощью винта Т.
- Убедиться, что пила функционирует во всех режимах ровно. Для этого необходимо нажимать и отпускать ручку газа.
- Тахометр отключить и установить на место воздушный фильтр и кожух.
Для того чтобы запомнить примерные заводские обороты двигателя, для наглядности посмотрите фото ниже.
Холостой ход: 3000-3400 оборотов в минуту. Главное на этом режиме, чтобы двигатель работал устойчиво и цепь стояла на месте.
Максимальные обороты: 12000-13000 оборотов в минуту. Превышение не допустимо, при понижении будет снижена мощность
Для закрепления прочитанной информации настоятельно рекомендуем посмотреть интересное видео, автор которого показывает, как правильно настроить карбюратор с применением тахометра на примере бензопилы Huter.
Заключение
Считать моточасы нужно, чтобы правильно определить время замены расходников и степень износа узлов и деталей. Без специального счетчика невозможно точно определить, чему равен один моточас работы двигателя, но можно приблизительно прикинуть по времени работы или расходу топлива. Самый надежный способ – приобрести и установить специальный счетчик, который покажет точный результат.