Элементы тюнинга на ваз двигатель
Главная особенность рассматриваемого типа двигателей – наличие инжекторной системы. Двигатель четырехцилиндровый, с двумя клапанами (впускной и выпускной) на каждом из чугунных цилиндров.
На ВАЗ 2114 устанавливалось несколько видов двигателей. К 8-клапанным двигателям, которые можно встретить на этой модели авто, относятся:
- ВАЗ-2111 – его объем составляет 1,5 л, предельная мощность — 78 л.с, максимальный момент силы — 116 Нм.
- ВАЗ-21114 – 1,6 л, мощность 80-84 л.с., максимальный момент силы – 125 Нм.
- ВАЗ-11183 – 1,6 л, максимальная мощность 81-82 л.с, наибольший момент силы – 132 Нм. Этот вид двигателя встречается и с 16 клапанами, однако мы рассматриваем 8-клапанный.
Ресурс двигателя ВАЗ-2114, по данным производителя, составляет 150 тыс. км. При бережном обращении и доработке движка безопасным способом, этот ресурс можно продлить.
Для того, чтобы улучшить мощность и другие показатели работы двигателя, необходимо произвести его доработку – тюнинговать.
Как устроен двигатель ВАЗ-2114
Главная особенность рассматриваемого типа двигателей – наличие инжекторной системы. Двигатель четырехцилиндровый, с двумя клапанами (впускной и выпускной) на каждом из чугунных цилиндров.
На ВАЗ 2114 устанавливалось несколько видов двигателей. К 8-клапанным двигателям, которые можно встретить на этой модели авто, относятся:
- ВАЗ-2111 – его объем составляет 1,5 л, предельная мощность — 78 л.с, максимальный момент силы — 116 Нм.
- ВАЗ-21114 – 1,6 л, мощность 80-84 л.с., максимальный момент силы – 125 Нм.
- ВАЗ-11183 – 1,6 л, максимальная мощность 81-82 л.с, наибольший момент силы – 132 Нм. Этот вид двигателя встречается и с 16 клапанами, однако мы рассматриваем 8-клапанный.
Ресурс двигателя ВАЗ-2114, по данным производителя, составляет 150 тыс. км. При бережном обращении и доработке движка безопасным способом, этот ресурс можно продлить.
Для того, чтобы улучшить мощность и другие показатели работы двигателя, необходимо произвести его доработку – тюнинговать.
Балансировка коленчатого вала
Облегчив шатунно-поршневую группу, необходимо провести балансировку с маховиком, шкивами и желательно с корзиной сцепления. При этом лучше заменить родной коленчатый вал полно-противовесным – он тяжелее, но для этой детали более важным параметром является прочность. Отсутствие балансировки этой системы не позволит полноценно эксплуатировать обновлённый мотор ВАЗ 2106. Тюнинг двигателя должен осуществляться с учетом полного согласования новых деталей между собой, иначе замена не приведёт к желаемому результату, а вызовет лишь разочарование.
Многие вещи можно выполнить самостоятельно – это снизит затраты на переоборудование и даст вам право говорить, что вы всё сделали сами. Но такой тюнинг двигателя ВАЗ 2106 своими руками под силу сделать лишь ограниченному кругу мотористов, поэтому не стесняйтесь обращаться к ним для проведения тех работ, где важна точность.
Что в итоге
Как видно, тюнинг двигателя, в том числе и классики, по объему работ в большей степени затрагивает БЦ и ГБЦ. Однако не следует забывать, что также в тюнинге будет нуждаться и карбюратор. Не удивительно, что для форсированного мотора нужно больше бензина и воздуха, то есть карбюратор нужно также модернизировать и настраивать.
Что касается деталей для ДВС, все будет зависеть от конкретных задач. Если позволяет бюджет, лучше всего поставить специальные шатуны, литые поршни заменить на кованные, также рекомендуется замена подшипников и т.д.
Напоследок хотелось бы добавить, что если все работы выполнены грамотно, тогда даже значительное увеличение объема двигателя не сильно влияет на расход топлива. Более того, расход может упасть. Дело в том, что лучшая тяга, эластичность и приемистость мотора после доработок позволяют меньше раскручивать силовой агрегат на пониженных передачах для ускорений и поддержания привычного темпа езды.
Главное, правильно настроить карбюратор и систему зажигания с учетом изменившегося рабочего объема ДВС. В результате форсированный двигатель повышает комфорт эксплуатации ТС, а сама процедура зачастую получается дешевле, чем свап двигателя или, тем более, установка турбонаддува на карбюратор с минимальными переделками уже имеющегося силового агрегата.
Возможность установки турбокомпрессора на двигатель с карбюратором. Основные преимущества и недостатки турбонаддува на карбюраторном авто.
Доработка и модернизация карбюратора. Основные недостатки системы карбюраторного впрыска и способы их устранения, настройка. Тюнинг впускного коллектора.
Форсирование двигателя. Плюсы и минусы доработки мотора без турбины. Главные способы форсирования: тюнинг ГБЦ, коленвал, степень сжатия, впуск и выпуск.
Выбор механического нагнетателя или турбокомпрессора. Конструкция, основные преимущества и недостатки решений, установка на атмосферный тюнинговый мотор.
Особенности установки ГБО на мотор с турбонаддувом. Какое газобалонное оборудование лучше ставить на двигатели с турбиной. Советы и рекомендации.
Тюнинг топливной системы атмосферного и турбо двигателя. Производительность и энергопотребление бензонасоса, выбор топливных форсунок, регуляторы давления.
Заводские доработки
Автозаводцы начали совершенствовать автомобиль с момента появления его на конвейере. Здесь хочется выделить два автомобиля, которые являются скорее доведёнными версиями «чирика», нежели отдельными моделями.
- ВАЗ-21108: авто получило наименование «Премьер». Мелкосерийная версия позиционировалась как бизнес-версия стандартной «десятины». По замыслу менеджеров аппарат должен был «бодаться» на рынке с «Князем Владимиром» и «Калитой» от АЗЛК. Но нишевое сражение оказалось тухленьким: «Москвич» обанкротился, а «Премьер» был не очень понят аудиторией. Машина отличалась удлинённым кузовом (прирост аж на 17 см) и незначительно форсированным ДВС (92 л. с. вместо базовых 80 л. с.). В остальном аппарат копировал стандартную модель, но за счёт удлинённой базы удалось добиться большего комфорта пассажиров и увеличить плавность хода. Сейчас данное авто почти не встречается на дорогах; исчезли даже немногочисленные объявления с профильных сайтов.
- ВАЗ-21109 (она же «Консул»): а вот это экспонат из категории тех самых адовых колесниц. Волжане в проектном угаре выдали противоречивую, но интересную модель — лимузин на базе ВАЗ-2110. Получился эдакий Lincoln Town Car для бедных. Для очень бедных. Машину удлинили на 0,75 м в сравнении с базовой версией. Из мотора смогли выдавить 100 л. с. Салон отделали искусственной кожей и декоративной обивкой. Установили климат-контроль и видеомагнитофон. Несмотря на интересную задумку, машина была откровенно плоха в аспекте ходовых качеств. Материалы интерьера были откровенно дешёвыми. Машину нельзя даже было использовать для свадеб — сзади с трудом помещались два человека.
Здесь мы не станем уделять внимание другим мелкосерийным моделям на базе десятого семейства. Хотя там было немало интересных экспонатов — от всем известного купе до эксклюзивного полноприводного универсала на базе 11-й модели. Также в данном разделе не будем рассматривать версии, которые были подготовлены к спортивным соревнованиям. Хотя отметим, что спортивные «десятки» были допущены к участию в мировом кузовном первенстве. Кроме того, в рамках спортивного направления конструкторы тестировали прототипы с роторными моторами.
ВАЗ-21106
Настоящий гвоздь программы — модель 21106. Если описывать кратко — «десятка» здорового человека, да и ещё и со спортивным характером. Конструкторы осознавали, что в аспекте динамических характеристик стандартная отечественная машина значительно уступает импортным седанам гольф-класса; они приняли множество нужных технических решений:
- заменили мотор;
- заменили КПП;
- установили новую тормозную систему;
- добавили спортивные комплектующие в подвеску;
- установили дополнительные силовые элементы кузова;
- смонтировали внешние декоративные элементы.
Машина была презентована на Московском автосалоне 96-го года, где получила прозвище «Акула» за очень агрессивный внешний вид (в сравнении с базовой машиной). Волжане впихнули в десятку двухлитровый мотор от Opel в тандеме с пятиступенчатой КПП. Силовой агрегат имел мощность в 150 л. с. и демонстрировал отменную работу на низах, чем не могут похвастаться даже новые тольяттинские модели. Укрощать 16-клапанную двухлитровую «десятку» доверили тормозам «Локхид». Также автомобиль оснастили спортивными амортизаторами и более жёсткими пружинами, что улучшило управляемость.
В сравнении со стандартной 2110 машина имела выдающиеся динамические характеристики. Первую сотню машина «съедала» за девять с половиной секунд — на целых четыре секунды быстрее обычной «десятки». Максимальная скорость — 205 км/ч, что на 35 км/ч больше обычной машины. На коротких участках «заряженная» Лада уезжала практически от любого оппонента. 106-ая была единственной серийной «десяткой» того времени, на которую устанавливали ГУР и кондиционер.
Авто выделялось эффектным и уместным внешним обвесом: дизайнеры заменили бампера, добавили боковые юбки, поставили воздухозаборники и спойлер. Ранние версии имели эксклюзивную чёрно-жёлтую окраску кузова. Разработка тольяттинского концерна была восторженно встречена автомобильными журналистами, однако малый объём производства и высокая стоимость обрекли «Акулу» на практически полное забвение.
В конце 90-х на перспективный автомобиль обратили внимание силовые ведомства.
В различных версиях модификация 21106 выпускалась до 2008 года. На базе проекта был создан даже кабриолет, который успешно экспортировали в Европу. У ВАЗа была потребность в такой модели: во второй половине девяностых и начале нулевых тольяттинцы серьёзно обдумывали идею участия в одном из дивизионов Чемпионата мира по ралли. Для допуска к соревнованиям нужно было выпустить модель болида, которая будет адаптирована под гражданское использование. С ралли у автозаводцев не задалось, поэтому со временем спортивное подразделение переключилось на мировые и российские туринговые серии, где машина пыталась реализовать свой потенциал.
Сейчас это редкий и культовый автомобиль. Объявления о продаже очень редко появляются даже на профильных сайтах. На момент подготовки материала на портале Авто.ру было найдено 15 таких машин. Диапазон цен для «живого» экземпляра: 150-200 тыс. рублей при среднем возрасте авто в 15 лет.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2106
В принципе, главные отличия между различными модификациями “шестёрок” — в двигателе и коробке передач – соответственно, и в деле тюнинга нужно отталкиваться именно от этих частей автомобиля. Среди всех “шестых” Жигулей наиболее мощный двигатель, 54,5-киловаттный, устанавливался на модели ВАЗ 21063 – потому, если у вас он ещё не стоит, первым делом его необходимо установить.
Мощный движок уже в наличии? Нет пределов совершенству, давайте доработаем его! Начать доработку пламенного мотора вашей “шестёрки” целесообразно с карбюратора: обычно это “Озон”, но хорош будет и Пекар или Solex.
Тросиковый привод от инжектроной классики на карбюраторном ВАЗ 2106
Теперь обратим внимание на систему зажигания: она тоже нуждается в доработке. В первую очередь, необходима установка бесконтактной системы зажигания: зимы у нас суровые, и такой вариант обеспечит двигателю вашего ВАЗ 2106 более уверенный пуск в холода. Не забудьте и о свечах зажигания! Кроме того, необходимо заменить имеющиеся силиконовые высоковольтные провода на современные надёжные экранированные аналоги.
Кстати, не забудьте о том, что в ходе тюнинга на ваших Жигулях появятся дополнительные потребители электроэнергии, поэтому вам потребуется генератор помощнее, да и ёмкость аккумулятора должна быть не менее 62 Ач.
Делаем турбомотор для классики своими руками из подручных материалов (видеоинструкция):
С двигателем управились – теперь дело за трансмиссией. “Шестёрки” выпускались на протяжении нескольких десятилетий подряд, и, соответственно, начинали они с четырёхступенчатой коробки, которая впоследствии уступила место более прогрессивной пятиступенчатой трансмиссии. Какая стоит у вас? Если четырёхступенчатая – замените её на более современный пятиступенчатый аналог, особенно если планируете выезжать впоследствии на загородные трассы, на которых пятая передача позволит и топливо неплохо сэкономить, и жизнь двигателю продлить. Не секрет ведь, что длительная работа на высоких оборотах сказывается на состоянии мотора далеко не лучшим образом!
Шатуны и поршни на 2101
Проверяем размеры. Новый вал 2101 должен обеспечивать ход поршня 66 мм, а вал 2103 — 79 мм. Радиус галтелей шеек составляет около 2,8мм. На первой щеке коленвала стоит величина уменьшения шеек, коренной и шатунной, если вал ремонтного размера, онамаркируется литерами Ш и К. Также кроме вала придется купить набор вкладышей, полукольца упорные и сальники. С валом все, теперь осталось подобрать шатуны под вал 2103, их производят мелкими партиями, но найти можно без проблем.
Поршням уделяем особое внимание, особенно из развесовке. На всякий случай проверякм размеры. Поршень подбирается под ремонтный размер блока цилиндров, а зазор между юбкой и зеркалом цилиндра определяется измерением цилиндра и поршня на расстоянии 53 мм от верхней кромки и должен быть 71,94-71,99 мм. После этой процедуры проверяют поршни по весу. Стандартный поршень имеет массу 315 г. отклонение допускается в пределах 2 г, но если стремиться к идеальной балансировке, эта разница должна быть минимальной.
Если сделать даже эти незначительные изменения в конструкции двигателя, копейка оживет и станет более динамичной, а если не останавливаться на цилиндро-поршневой группе, а заняться головкой, распредвалом, системой питания и установкой нового бесконтактного зажигания, двигатель ВАЗ 2101 будет не узнать. Уважайте классику, и удачи всем в дороге!