Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Газотурбинный двигатель танка расход топлива

Гроза народных депутатов: тест-драйв танка Т-80

В танке Т-80 необычно почти всё: газодизельный двигатель, расход топлива, скорость, отсутствие жёсткой механической связи между мотором и ведущими катками… И теснота. Самой сложной задачей в Т-80 оказалось попасть на место механика-водителя, а вот нечаянно заглохнуть тут просто невозможно. И это тоже необычно. И то, что первый заметный “боевой” опыт эти танки получили только во время обстрела ими же здания Верховного Совета Российской Федерации с народными депутатами внутри, тоже интересно.

А ну-ка быстро!

Ч тобы там ни говорили, но танк — это всего-лишь пушка на колёсах. Точнее, на гусеницах. Да, эта пушка обвешана бронёй и другими средствами защиты, она может стрелять на ходу, защищать экипаж, её учат “видеть” ночью и другим интересным штукам. Но задача у неё одна: уничтожить как можно больше других таких же пушек и людей внутри них.

Поэтому от каждого нового танка обычно требуют одно и то же: уметь дырявить броню техники других стран. Наши танки должны быть в состоянии угробить любой танк НАТО, а любой танк НАТО — размолотить наш танк. Поэтому часто основное внимание при проектировании танка уделяют его вооружению, и уже затем — защите. С Т-80 получилось несколько иначе: от него в первую очередь требовали. скорость!

С 1969 по 1980 год основным танком Советской армии был Т-64А. Его скорость по шоссе составляла 45-50 км/ч. Если в начале 70-х это было нормальным, то к началу 80-х такая скорость оказалась уже слишком низкой. И это несмотря на то, что дизель 5ТД был разработан специально для этого танка и был по тем временам достаточно продвинутым (700 л.с., 2 050 Нм при всего 13,5 л объёма). Увеличить скорость можно было только одним способом — изобретать принципиально новый мотор. Учитывая среднюю массу танков такого типа в 40 тонн, новый двигатель должен был быть мощнее предыдущего на очень приличную величину.

Ещё в 1957 году на Кировском заводе построили опытный “объект 278” — машину с газотурбинным двигателем ГТД-1 мощностью 1 000 л.с. Но конструкция оказалась сырой, отчего проект так и остался проектом.

Задолго до начала проектирования Т-80 (на то время — “объект 219”) советским конструкторам пришла в голову просто невероятная идея поставить в танк двигатель от вертолёта. Нет, ну а что: тут и хорошая мощность, и надёжность… Такой танк сделали. Это была модификация Т-64Т с ГТД-3ТЛ (700 л.с.) Но и это чудо техники надежд не оправдало: оно слишком сильно тряслось от вибраций вертолётного мотора, жрало слишком много горючего, а места для экипажа практически не осталось вовсе. К тому же выяснилось, что из-за роста скорости почти до 60 км/ч (а это было очень хорошим показателем), танк придётся переделывать полностью: не справлялись трансмиссия и ходовая часть. Волей-неволей (точнее, совместным по­становлением ЦК КПСС и Совета министров СССР) конструкторам пришлось засесть за проектирование принципиально нового танка. Но обязательно — с газотурбинным двигателем.

Разработка и испытания нового танка затянулись на семь лет, и готов он был только к 1976 году. Выпуск первого в мире газотурбинного танка наладили на том же Кировском заводе.

Вот так и получилось, что танк стал быстрее, хотя и вооружение, и часть брони Т-80 всё-таки унаследовал от Т-64А.

Всё наоборот

К чему сейчас стремятся практически все автопроизводители? Кроме получения прибыли, конечно же? Да, все хотят сделать машину, которая внутри покажется больше, чем снаружи. У производителя танка такой мысли не было.

Снаружи танк и вправду получился большим: семь метров длиной (по корпусу, без пушки) и 3,5 — в ширину. Внутри всё обстоит иначе.

В башне сидят два человека: командир и наводчик. Само собой, в бою голову из танка лучше не высовывать, поэтому их места оборудованы перископами, а место наводчика — ещё и прицелом ТПД-2-49 со стереоскопическим оптичес­ким дальномером. Кроме того командир может пострелять и сам. Для этого у него есть 12,7-мм пулемёт НСВТ “Утёс”. Правда, для этого ему придётся высовываться из своего люка.

Прежде чем попытаться проникнуть на место мехвода, посмотрим танк снаружи.

Железо, бревно и пыль

Ещё внимание привлекает непонятного вида труба, стоящая горизонтально на корме. Это — комплект оборудования подводного вождения танка (ОПВТ). Да, этот танк может ездить на глубине до пяти метров, хотя военные почему-то это называют бродом. Для этого надо установить комплект, который по большому счёту нужен только для забора воздуха. А воздух тут — это вопрос жизни и смерти.

Есть у американцев такой танк — M1 Abrams. Дружелюбные солдаты с его помощью распространяли демократию почти по всему миру. Например, в Персидском заливе. В основном он там воевал с иракскими Т-55 и Т-72, причём с последними — с трудом. Так вот у этого танка тоже газотурбинный мотор. И в песках он показал себя плохо: пыль и песок, попадающие в турбины, убивали мотор очень и очень быстро. А пока ГТД был ещё жив, американским военным приходилось постоянно очищать от песка бумажные воздушные фильтры. В итоге испытание пустыней Абрамсы не прошли. А вот у Т-80 система забора и фильтрации воздуха сделана совсем иначе. Во-первых, тут стоит блок воздухоочистителя инерционного типа (а не фильтр, как на Абрамсе). И только после него воздух проходит через воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления. Во-вторых, пыль отсасывается двумя вентиляторами. Есть ещё одна мера предосторожности на тот случай, если пыль или песок всё-таки попадут в мотор. Точнее, две — система сдува пыли и система вибрационной очистки. Первая выдувает пыль из межлопаточных каналов рабочих колес компрессоров, а вторая очищает корпус и лопатки соплового аппарата турбины в том случае, если пыль в камере сгорания уже расплавилась. А она это сделать может — температура тут поднимается далеко за 1 000 С.

А где же тормоз?

Сиденье водителя выглядит неказисто. Но мы же в танке, тут мелочей не бывает… Поэтому в сиденье есть вставки, которые прикрывают мехвода снизу от возможного гамма-излучения при передвижении по заражённому участку. Кстати, такую же функцию несут в себе и топливные баки, установленные внутри корпуса. Итак, вот оно — место водителя. Обзор здесь получше, чем в Т-62, да и сидишь прямо по центру, а не слева, но… Но всё равно почти ничего не видно. Из удобств — вентилятор перед лицом. Что ж, хоть за это спасибо.

Попробуем сочетать практику с теорией. И начнём с того, что хотя педали три, это не совсем привычные нам сцепление, тормоз и газ. Тут всё сложнее. Классического сцепления тут нет вообще. Бортовых планетарных коробок передач вообще две, а рычаг КПП — один. И всё-таки при разгоне эти 42 тонны валят так, что в кресло вдавливает, особенно на нижних передачах.

Левая педаль — это педаль РСА (регулируемого соплового аппарата). Он изменяет частоту вращения свободной турбины за счёт изменения угла поворотных лопаток в проточной части двигателя перед её рабочим колесом. Свободная турбина через редуктор соединена с трансмиссией. Эту педаль используем и как сцепление, чтобы включить передачу, и с её же помощью тормозим двигателем. Прежде чем включить передачу (две коробки, по одной на каждой борт, управляются одним “рычагом избирателя скорости”, перемещаемым по гребёнке), педаль надо выжить. Лопатки РСА встают в такой угол, при котором турбина переходит в режим нулевой мощности. Кстати, вот это отсутствие жёсткой механической связи мотора с коробкой передач и не даёт танку заглохнуть, даже если упереть его в стену. Так, отпускаем педаль и удивляемся. Танк едет не сразу, а с небольшой задержкой. Отчего она появляется — я точно сказать не могу. Зато потом…

Разгон у танка очень резвый! А по сравнению с дизельным — и не такой шумный. Если слушать танк, встав позади него — да, это грохот свалки на Чудском озере. А с других сторон и даже внутри громче всего слышны вопли турбин. И ещё одна особенность — это лёгкие рычаги управления поворотом. Они с гидросервоприводами, и тянуть их со всей дури не надо. А вот понимать, как они работают, просто обязательно.

Со стороны алгоритм кажется сложным. Если рычаг потянуть не сильно, то передача с этого борта просто выключится. Тянем дальше — радиус поворота сокращается за счёт пробуксовки фрикционов включения. И если этого мало, тянем ещё. Теперь бортовая коробка скидывает на одну передачу вниз. И всё это происходит очень плавно. Настолько, что не зная, что происходит с механизмами, их работу не замечаешь. Понятно, что на месте танк можно развернуть только на первой передаче. Ну, или задней. Кстати, всего передних передач четыре, задняя — одна.

Так же, как и Т-62, Т-80 радует очень плавным ходом. Тут стоит похожая индивидуальная торсион­ная подвеска с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия. А вдобавок — гусеницы с резиновыми бего­выми дорожками и резинометаллическими шарнирами. Они не только обеспечивают неожиданный от танка комфорт, но ещё и не так сильно шумят.

Ложки дёгтя

Во-вторых, его ресурс всё-таки здорово ограничен. Он расходует столько воздуха ( до 4 кг/с) , что как его не очищай, пыль внутрь всё-таки попадает. И турбина изнашивается достаточно быстро. Приплюсуем сюда первый недостаток и грустно вздохнём. Правда, турбину можно заменить отдельно. В-третьих, этот мотор чудовищно дорогой в производстве. За его цену можно купить десяток дизелей. И, наконец, последнее. Гигантский расход топлива сильно сокращает запас хода. У Т-80 по шоссе он составляет около 350 километров, а у того же Т-64А он может достигать 700 км. Правда, максимальная скорость Т-64А по шоссе около 55 км/ч, а у Т-80 по паспорту 70, а по факту — все 100.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя автомобиля тойота

Типы танковых двигателей

#1 ILNUR_2604

  • Забанен
  • 692 сообщений
  • В этой статье я хочу ознокомить вас с типами танковых двигателей, о их краткой истории, применении и принципу работы. Двигатель, считающиеся неотъемлемой частью любой боевой техники должен соответствовать о сновным требованиям, предъявляемыми к современному танковому двигателю, являются его компактность, надёжность работы в различных климатических условиях, высокие энергетические показатели и экономичность , многотопливность. Я опишу основные и самые распространенные танковые двигатели.

    Поршневые авиационные двигатели

    До Второй мировой войны, в качестве танковых двигателей, как правило использовались автомобильные двигатели, а позднее и адаптированные авиационные двигатели. К 1950-м годам они были полностью вытеснены двигателями специальной разработки. Принцип работы поршневого (авиационного) двигателя: образовавшаяся в результате сгорания топлива в замкнутом объёме, преобразуется в механическую работу

    Поршневой авиационный двигатель — двигатель внутреннего сгорания, в котором тепловая энергия расширяющихся газов поступательного движения поршня. Поршневой двигатель внутреннего сгорания сегодня является самым распространённым тепловым двигателем. Он используется для привода средств наземного, воздушного и водного транспорта, боевой, сельскохозяйственной и строительной техники, электрогенераторов и т.д. Производится в мире ежегодно в количестве нескольких десятков миллионов изделий. В качестве топлива в поршневых двигателях внутреннего сгорания используются:

    жидкости — бензин, дизельное топливо, спирты, биодизель.

    газы — сжиженный газ, природный газ, водород, газообразные продукты крекинга нефти, биогаз.

    На данный момент поршневые авиационные двигатели устарели и в современных танках не используются [/spoiler]

    Дизельный двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха. Был изобретен еще в 1824 году. Спектр топлива для дизелей весьма широк, сюда включаются все фракции нефтеперегонки от керосина до мазута и ряд продуктов природного происхождения — рапсовое масло, фритюрный жир, пальмовое масло и многие другие. Дизель может с определённым успехом работать и на сырой нефти.

    В своей основе конструкция дизельного двигателя подобна конструкции бензинового двигателя. Однако, аналогичные детали у дизеля тяжелее и более устойчивы к высоким давлениям сжатия, имеющим место у дизеля, в частности, хон на поверхности зеркала цилиндра более грубый, но твёрдость стенок блока цилиндров выше. Головки поршней, однако, специально разработаны под особенности сгорания в дизельных двигателях и почти всегда рассчитаны на повышенную степень сжатия. Кроме того, головки поршней в дизельном двигателе находятся выше (для автомобильного дизеля) верхней плоскости блока цилиндров. В некоторых случаях головки поршней содержат в себе камеру сгорания. Также на некоторых японских автомобильных дизелях используется специальная система,которая позволяет сохранить скорость,но потребление топлива уменьшить.

    Используется в танках: WZ-120, М60, Leopard 2. AMX-56 «Leclerc», К2 «Черная пантера», БМ Оплот и т.д.

    Газотурбинный двигатель — тепловой в котором газ сжимается и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого газа преобразуется в механическую работу на валу газовой турбины. В отличии от поршневого двигателя, в ГТД процессы происходят в потоке движущегося газа. В качестве топлива может использоваться любое горючее, которое можно диспергировать: бензин, киросин, дизельное топливо, мазут, природный газ, судовое топливо, водяной газ, спирт и измельченный уголь.

    Турбокомпрессор (газотурбинный нагнетатель) — центробежный, или осевой компрессор, работающий в паре с турбиной. Является конструктивным элементов газотурбинного двигателя. Я считаю его тут одним из самых гениальных изобретений. Основным назначением турбокомпрессора является повышение давления рабочего тела газотурбинного двигателя за счет его нагнетания компрессором, который получает мощность от турбины. Тем самым он увеличивает мощность танкового двигателя без дополнительных поршней и двигатель не нуждается в свечах зажигания. Увеличивает производительность газотурбинного двигателя.

    Используется в танках: Т54, Т55, Т-10М, Т-80, Т-90, и т.д.

    Это вроде все, всем спасибо за внимание!

    • Denis.tw и jozeppe это понравилось
    • Наверх
    • Жалоба

    #2 Akkuullaa

    Что здесь происходит?

  • Супер Модератор
  • 1 902 сообщений
    • Откуда мы вышли? Куда мы идём? Что служит нам путеводным огнём?

    На Т-90 дизель, и на Т-55, и на Т-54, Т-10М, а вот Т-80 несомненно на ГТД.

    Остальное не читал пока что.

    • Наверх
    • Жалоба

    #3 Denis.tw

    ТИРАН и СУМАСБРОД

  • Администратор
  • 8 861 сообщений
    • Откуда НеМосква)))

    С компресором намудрил.

    Имеется ввиду компресор высокого давления, то есть наддувные дизеля, соответственно т80уд

    Газотурбиннвй двигатель сам по себе есть компрессор,причем многоконтурный .Да и с топливом для него не все так просто,абрамс ест только высокосортный керосин,дело в том,что конструкция гтд такова,что все продукты сгорания сгорают в кольцевых камерах.лопатки крутятся на невообразимых оборотах,любой мусор попавший в камеру,может вывести из строя весь двигатель.

    THL W200 MTK 6589T+PowerVR 544 + Android 4.2.2 *** Мой блог Я ВКонтакте

    • Наверх
    • Жалоба

    #4 Akkuullaa

    Что здесь происходит?

  • Супер Модератор
  • 1 902 сообщений
    • Откуда мы вышли? Куда мы идём? Что служит нам путеводным огнём?

    Несомненно, попросить лучше было бы Никиту.

    • Наверх
    • Жалоба

    #5 Tu204fan

  • Тестировщик
  • 325 сообщений
    • Откуда -то там

    Я занят сильно сейчас с учебой. Уже надо рефераты писать. Но ГТД есть на трех серийных танках, полноценных из которых лишь два: Т-80 и M1 Abrams. Ну и неполноценная стерва 103. ВСЕ! Все остальное, если и было, то не серийно и на единичных экземплярях.

    • Наверх
    • Жалоба

    #6 GLUM

  • Участник
  • 700 сообщений
    • Наверх
    • Жалоба

    #7 Denis.tw

    ТИРАН и СУМАСБРОД

  • Администратор
  • 8 861 сообщений
    • Откуда НеМосква)))

    тема турбин и нагнетателей настолько обьемная, что ее впору в отдельную тему выносить

    THL W200 MTK 6589T+PowerVR 544 + Android 4.2.2 *** Мой блог Я ВКонтакте

    • Активные темы

    Поделиться119-06-2019 14:30:08

    • Автор: Armaleit
    • Супермодератор
    • Зарегистрирован : 21-03-2017
    • Сообщений: 90
    • Уважение: +5
    • Провел на форуме:
      1 день 6 часов
    • Последний визит:
      26-02-2020 23:31:16

    Какими только эпитетами этот танк только не награждают. Многое машина заслуживает не зря – это один из наиболее совершенных советских серийных танков (хотя и частично уступает своему брату-близнецу Т-80УД), при этом много машин произведено в постсоветский период – 231 танков выпустили с 1992 по 1996 годы в Омске. На сегодня в армии находится около полутора сотен Т-80У, сосредоточенных в Кантемировской дивизии. Но из-за большого износа танки заменяются на старые Т-80БВ и, теперь, на куда как более совершенные Т-80БВМ.

    Т-80У Кантемировской дивизии

    Вооружение

    В этом плане Т-80У не сильно отличается от Т-80БВ. Главным калибром осталась 125-мм 2А46М-1, разве что повысился возимый боекомплект до 45 выстрелов. МЗ был модернизирован – теперь он стал вращаться в обе стороны, сокращая время зарядки снарядов различных типов, расположенных не подряд, да и общая скорострельность выросла до 8,6 в/мин. В БК введены снаряды 3БМ42 Манго и 3БМ32 Вант. Изменился КУВ – вместо Кобры был установлен 9К119 Рефлекс с ракетой 9М119 (что и у Свири), но наведение осуществляется через ПДПН (прицел-дальномер прибор наведения) 1Г46 и возможна стрельба в движении на скорости до 30 км/ч на дальность до 5 км. Комплекс позволяет вести огонь как классическим методом, когда ракета идёт прямо на цель, так и с превышением, когда ракета идёт выше цели и снижает в непосредственной близости. Часть танков получило комплект 9К119М Рефлекс-М. Выстрел 3УБК20 с ракетой 9М119М Инвар имеет тандемную БЧ 9М136М, способную пробивать 700 мм за ДЗ. Главным образом за счёт Манго, артиллерийское вооружение Т-80У имеет преимущество перед Т-72Б и Т-80БВ в поражении танков своего поколения.

    Схема КУВ 9К119

    Пулемётное вооружение получило серьёзную деградацию. Если открытая ЗПУ Т-72, Т-80БВ является на сегодня крайне устаревшей, то НСВ-12,7 на Т-80У, пожалуй, наиболее примитивная среди всех ЗПУ, устанавливавшихся на отечественные танки (хуже разве что у Леклерка дела, но это отдельная история). Пулемёт устанавливается в любую трёх шкворневых установок в зависимости от того, в каком секторе расположена цель. Перестановка осуществляется вручную, потому быстро перенести огонь не представляется возможным. Ещё минусом является то, что для нормальной стрельбы командир вынужден полностью вылезать из танка, а не частично. Почему не была установлена закрытая ЗПУ, как на брате-близнеце УД, непонятно.

    Стрельба из ЗПУ Т-80У

    Подвижность

    Самые первые Ушки оснащались всё той же 1100-сильным ГТД-1000ТФ, что и Т-80БВ. Масса танка выросла и потому с 1990-го начали устанавливать более мощный ГТД-1250. Всего Т-80У с ГТД-1000ТФ выпустили лишь около 50 машин, так что вероятность нахождения их в армии околонулевая.

    Газотурбинный трёхвальный ГТД-1250 мощность 1250 л.с. представляет собой развитие ГТД-1000. Удельный расход топлива составляет 225 г/л.с.*ч, что в сумме даёт рост до 363 л/ч. Снижение удельного расхода с лихвой съелось повышением суммарного расхода топлива, исходящим от увеличения мощности двигателя, так что заявления о повышении экономичности ГТД-1250, увы, не соответствуют реальности. Для экономии топлива в Т-80У была введена ВСУ, но о ней чуть позже.

    Защита

    Ситуация с защитой Т-80У достаточно сложная – известно не так много, а добрые парни из США или птурщики из очередного локального конфликта не показывали нам броню в разобранном виде, так что информация не имеет 100% достоверности.

    Схема ВЛД Т-80У без учёта установленной ДЗ

    Самые первые Т-80У имели ВЛД, аналогичную поздним Т-80БВ, возможно, чуть позже её усилили. В целом это тот же пирог 50 мм стали, 35 мм СТБ, 50 мм стали, 10 мм воздуха, 35 мм СТБ и 50 мм стали. Поверх пассивной брони по умолчанию установлена ВДЗ Контакт-5. Установка отличается от Т-72Б – общая площадь покрытия куда больше. Плюс сама секция имела другую конструкцию – если у 72-ек ЭДЗ лежат друг на друге, то у 80-ки – под углом, как на Контакте-1. Бортовые экраны с ДЗ тоже имеют площадь покрытия выше, чем у 72-ек, что можно видеть на схеме. С учётом ДЗ ВЛД Т-80У имеет защиту примерно в 620 мм от БОПС и до 1100 от КС что, собственно, примерно равно Т-72Б.

    Секции Контакта-5 на ВЛД Т-80У

    Читать еще:  Что такое прострелы в двигателе

    По защите башни Т-80У также имел уровень Т-72Б (возможно, от некоторых типов боеприпасов и, особенно, в сравнении с поздними 72-ками, несколько хуже), конечно, с рядом особенностей. Колпак имеет вставки из ячеистой бронеплиты с полиуретановым заполнением, опирающиеся на катанные бронеплиты повышенной твёрдости. Точные характеристики толщин слоёв и их количества неизвестны. Такая защита имеет несколько меньшие габариты, чем отражающие листы Т-72Б, при примерно той же защите. Для более удобного доступа к месту мехвода левый от пушки блок выполнен откидным.

    Часть скана чертежа башни Т-80У…


    …и её схема


    Расположение откидного блока ДЗ для удобства мехвода

    К особенностям Т-80У можно отнести 8 дымовых гранатомётов 902Б, вынесенных поверх ДЗ, и резинотканевые экраны на НЛД и башне.

    С покрытием башен Т-80У и Т-72Б есть стойкий миф, что, в отличие от 72-ки, на 80-ке ЭДЗ закрывает гораздо большую площадь. На самом же деле, это видимость, создаваемая трапецевидными блоками. Как видно на фото ниже, между местами размещения ЭДЗ пространства сколько же, если не больше, чем у собрата. Собственно, между ЭДЗ всегда есть щели, даже у Дуплета и Реликта, но они скрыты гладким листом брони и потому незаметны.

    Устройство башенных блоков ДЗ на Т-80У

    ППО четырёхкратного действия включает в себя 4 термо- и 10 оптических датчиков, 4 баллона с хладоном 13В1.

    Для своего времени Т-80У был высокозащищённой машиной и для реалий локальных конфликтов остаётся и сейчас. Минусом живучести танка является наличие ГТД, из-за которого сильно увеличен объём топлива и БК пришлось размещать во всех свободных местах БО, потому практически вся проекция представляет баки или БК.

    Прицелы и приборы наблюдения

    Именно тут и находится главное преимущество Т-80У/УД перед остальными советскими ОБТ. Танк оснащён комплексом управления огнём 1А45 Иртыш. Почему же Иртыш не СУО? Если посмотрим на СУО Т-80БВ, то он представляет собой прицел 1Г42 с баллистическим вычислителем и набором датчиков. Иртыш же включает в себя СУО 1А42 с ПДПН 1Г46, ночной прицельный комплекс ТО1-КО1 с прицелом ТПН-4-49 Буран-ПА и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С с прибором командира ТКН-4С.

    Прицел-дальномер прибор наведения 1Г46

    Автоматизированная СУО 1А42 включает в себя дневной прицельный комплекс 1А43, стабилизатор 2Э42 и преобразователь тока. 1А43 же включает в себя прицел-дальномер прибор наведения 1Г46, баллистический вычислитель 1В528, блок переключателей 1В216, преобразователем напряжения ПТ-800 с регулятором РЧН-3/3, датчики крена, линейных ускорений, датчик ветра 1Б11, тахогенератор ТГП-1, ЗИП и ещё ряд устройств. ПДПН 1Г46 имеет кратность от 3,6 до 12 и угол обзора 20 и 4,5 град соответственно. Устройство позволяет вести огонь на скорости до 25-30 км/ч на дальность до 3 км БОПС и КС, до 4 км ОФС и до 5 км ТУР. Встроенный лазерный дальномер замеряет от 400 до 5000 м с ошибкой не более 25 м. ТБВ 1В528 автоматически вычисляет углы прицеливания и бокового упреждения для разных типов снарядов на основании получаемой от датчиков информации.

    Баллистический вычислитель 1В528

    Для ведения боя ночью предназначается прицельный комплекс ТО1-КО1, включающий в себя ночной пассивно-активный прицел ТПН-4-49 Буран-ПА, устройство ввода поправок, коммутирующий блок и прожектор Л-4А (часть машин оснащена лазерными прожекторами ЛП-1). ТПН-4 имеет кратность 6,8 с полем зрения 5,4 град, позволяет вести наблюдение и стрельбу на дистанцию до 1500 м в активном и до 1200 м в пассивном режиме.

    Т-80У с прожектором ЛП-1

    Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С основан на комбинированном приборе наведении ТКН-4С Агат с режимом «дубль», т.е. командир может, в случае чего, вести огонь со своего места. Как и ТКН-3, ТКН-4С имеет дневной и ночной каналы. Дневной канал 8-кратный с углом зрения 7,25 град обеспечивает прицельную дальность аналогичную 1Г46. Ночной канал 5,4-кратный с углом зрения в 7,67 град в активном режиме с подсветкой прожектора Л-4А позволяет вести огонь до 1000 м, в пассивном – до 700.

    ТКН-4С и расположенный над ним электроблок стабилизатора

    Кроме вышеперечисленного, в сравнении с Т-80БВ улучшена обзорность наводчика с помощью установки трёх ТНП-165А. У командира появился прибор заднего вида ТНПТ-3 с углом обзора 118 град.

    Приборы наблюдения наводчика и командира Т-80У

    Несмотря на устаревание, КУО Т-80У днём представляет собой достаточно эффективную систему, где в соревновании с иностранными машинами уже больше решает квалификация наводчика. С другой стороны, сильная изношенность танков и отсутствие тепловизионного прицела сильно снижают возможности танка.

    Здесь 80-ка положительно отличается от остальных отечественных ОБТ наличием вспомогательной силовой установки ГТА-18А. ВСУ представляет собой одновальный газотурбинный двигатель мощностью 18 кВт, соединённый с генератором. Это позволяет экономить топливо на стоянке, не тратя сотни литров впустую. ВСУ – это очень большой плюс Т-80У перед остальными отечественными танками, и, если в пути будет много остановок, расход топлива 80-ки может быть даже ниже дизельных собратьев. Также применение ВСУ снижает тепловую заметность танка, что важно в современной войне.

    ВСУ ГТА-18А

    Средства связи (радиостанция Р-173, ТПУ Р-174) и прочее оборудование ничем среди отечественных ОБТ не выделяются.

    Власть огня — здесь брода нет,
    Но есть последний твой удар, все остальное не в счет.

    Основные модификации танка Т-80

    • Т-80 (объект 219 сп 2) — базовый вариант. Боевая масса 42 т. Эки-паж 3 человека. Серийное производство осуществлялось на ЛКЗс 1976 по 1978 г.
    • Т-80Б (объект 219Р, 1978 г.) — танк имеет комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра» и систему управления огнем 1АЗЗ. Вооружение — пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча». Усилено бронирование башни. С 1980 г. устанавливаетя двигатель ГГД-ЮООТФ мощностью 1100 л.с. и башня, унифицированная с Т-64Б, с 1982 г. — пушка 2А46М-1 «Рапира-3».
    • Т-80БВ (1985 г.) — Т-80Б с установленным на башне и корпусе комплектом навесной динамической защиты.
    • Т-80У (объект 219АС, 1985 г.) — танк имеет комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» и комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш». Вооружение — пушка 2А46-М1, боекомплект 45 выстрелов (из них 28 в механизме заряжания), усовершенствованная многослойная комбинированная броня с встроенной динамической защитой, система запуска дымовых гранат 902Б, система ППО ЗЭЦП «Иней», встроенное оборудование самоокапывания, навесной колейный трал КМТ-6. С 1990 г. — двигатель ГТД- 1250 мощностью 1250 л.с., комплекс управляемого вооружения 9К119М. Боевая масса 46 т.
    • Т-80УД (объект 478Б «Береза», 1987 г.) — отличается от ранних моделей 6-цилиндровым двухтактным турбопоршневым дизелем 6ТД мощностью 1000 л.с., а также зенитно-пулеметной установкой с дистанционным управлением. С 1988 г. оснащается встроенной динамической защитой.
    • Т-80УМ (1992 г.) — танк оснащен тепловизионным прибором наблюдения и прицеливания «Агава-2», радиопоглощающим покрытием, радиостанцией Р-163-50У.
    • Т-80УК — командирский вариант Т-80УМ. Оснащен системой дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов с электронным дистанционным контактным взрывателем, комплексом оптикоэлектронного подавления «Штора-2», радиостанциями Р-163-У и Р-163-К. Также установлены навигационная система ТНА-4 и генератор автономного питания АБ-1-П28.

    Специальная пожарная машина СПМ — родственник Т-80

    Танкомастер Special — T-80, страница 26

    Силовая установка

    Силовая установка состоит из газотурбинного двигателя и систем, обеспечивающих его работу: топливной, управления, масляной, воздухоочистки, воздушной и специального оборудования. К специальному оборудованию силовой установки относятся системы сдува пыли и вибрационной очистки, устройство рас-пыливания топлива и продувки форсунок, термическая дымовая аппаратура.

    Топливная система

    В топливную систему входят восемь внутренних и пять наружных топливных баков, насосы, фильтры, клапаны, краны, трубопрводы и приводы управления.

    Для заправки топливной системы применяется топливо марок Т-1, ТС-1, РТ, а также дизельное топливо Л, 3, А. Основным топливом является Т-1 и ТС-1. Допускается смешивание дизельного топлива с топливом Т-1, ТС-1 и РТ в любой пропорции.

    Двигатель

    В танке Т-80Б установлен газотурбинный двигатель ГГД-ЮООТФ мощностью 1100 л.с. Двигатель выполнен по трехвальной схеме с двумя механическими независимыми турбокомпрессорами и со свободной турбиной. Основными узлами двигателя являются центробежные компрессоры низкого и высокого давления, камера сгорания, осевые турбины компрессоров, осевая силовая турбина, выпускной патрубок, коробки приводов и редуктор.

    Система воздухоочистки

    Система воздухоочистки предназначена для очистки воздуха, поступающего в двигатель, сопловый аппарат турбины высокого давления, на обдув агрегатов силового отделения.

    Система воздухоочистки включает воздухозабор-ные жалюзи крыши силового отделения с защитной сеткой, блок воздухоочистителя и радиаторов, вентилятор обдува агрегатов, два вентилятора отсоса пыли и охлаждения масла, воздуховод обдува агрегатов,

    Рабочий цикл ГТД состоит из тех же процессов, что и цикл поршневого двигателя — впуска, сжатия, сгорания, расширения и выпуска. Однако в отличие от поршневых двигателей, в которых эти процессы протекают последовательно в одном и том же месте (в цилиндре), в ГТД они осуществляются одновременно и непрерывно в разных местах: процессы впуска и сжатия в компрессорах; сгорания — в камере сгорания; расширения — в турбинах; выпуска — в выпускном патрубке.

    Отбор мощности на ведущие колеса машины производится со свободной турбины через редуктор двигателя и трансмиссию. Частота вращения ротора свободной турбины в зависимости от положения педали подачи топлива и сопротивления грунта может изменяться в пределах от нуля до 26650 об/мин.

    Читать еще:  124 двигатель ваз какой бензин

    Двигатель в силовом отделении машины устанавливается в моноблоке с агрегатами и узлами систем, что ускоряет и упрощает монтажно-демонтажные работы. Моноблок устанавливается вдоль продольной оси танка на трех опорах: двух задних бугелях и передней подвесной опоре.

    два воздуховода выброса охлаждающего воздуха и пыли, люк перегородки силового отделения, воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления и наддува полостей опор.

    Трансмиссия

    Трансмиссия машины механическая, с гидравлической сервосистемой управления. Она включает:

    — правый и левый агрегаты трансмиссии, каждый из которых конструктивно объединяет планетарную бортовую коробку передач, бортовой редуктор и гидротормоз (устанавливается с 1985 г.);

    — гидравлическую сервосистему управления.

    Агрегаты трансмиссии расположены в силовом

    отделении в кормовой части по бортам корпуса танка. Все режимы движения и поворота обеспечиваются одновременной работой двух бортовых коробок передач, управляемых гидравлической сервосистемой.

    Машины прорыва. Зачем Россия возвращает в строй газотурбинные танки

    Рекордная скорость — 70 километров в час, 500 километров броска без дозаправки, современная динамическая защита и мощное вооружение — в Восточном военном округе осваивают модернизированные танки Т-80. Эти машины с газотурбинным двигателем всегда вызывали споры — некоторые эксперты не понимают, зачем модернизировать «восьмидесятки», поскольку дизельные Т-72 проще, дешевле, надежнее.

    Пушка и турбина

    По информации Минобороны, в апреле войска Восточного военного округа получили 120 модернизированных танков Т-80БВ. Эксперты уточняют: корректнее говорить не о модернизации, а о капитальном ремонте. Да, поступившая в войска техника оснащена новыми многоканальными прицелами наводчика, стабилизаторами вооружения, приборами наблюдения и радиостанциями, но по сути это основной боевой танк, стоящий на вооружении советской, а потом и российской армии с 1980-х.

    «Наряду с контрактом на Т-72Б3 «Уралвагонзавод» по техническому состоянию осуществлял капитальный ремонт танков Т-80БВ без модернизации, — пояснил РИА Новости военный эксперт Виктор Мураховский. — Контракт на модернизированную версию подписали только в конце прошлого года. Когда принимали программу развития бронетанкового вооружения, предполагалось все модификации Т-80 эксплуатировать до исчерпания ресурса, а затем исключать из рядов Вооруженных сил. Никакой модернизации не предусматривали. Но теперь передумали».

    По словам Мураховского, версия Т-80БВМ более защищенная — танки оснастят дополнительными блоками динамической защиты и противокумулятивными экранами. Кроме того, пополнится боекомплект — усовершенствованные машины смогут стрелять новыми типами боеприпасов с удлиненным подкалиберным снарядом, для чего доработают механизм заряжания. Прицельный комплекс, ходовая часть и двигатель останутся прежними.

    «Летающие» танки

    Газотурбинный Т-80 — один из трех основных боевых танков российской армии наряду с Т-72 и Т-90. С 1976-го выпущено более десяти тысяч Т-80 различных модификаций. Танк создавался как специальная машина с высокими скоростными характеристиками, не теряющая эффективность при температурах от плюс 50 до минус 50 градусов Цельсия.

    Двигатель ГДТ-1250 мощностью в 1250 лошадиных сил придает многотонной машине особую маневренность. И скорость — до 70 километров в час по шоссе и 45 на пересеченной местности.

    Т-80 — частый гость на различных выставках и показательных выступлениях, где он порой шокирует зрителей своими возможностями. Управляемый умелыми танкистами 40-тонный Т-80 легко подпрыгивает на трамплине, взлетая на высоту десять метров. Поэтому Т-80 называют летающим танком. А на Западе — не иначе как «танки Ла-Манша», намекая на то, что с такой скоростью они дойдут до пролива всего за двое суток.

    «Газотурбинный двигатель не требует разогрева перед запуском, — рассказывает РИА Новости экс-начальник Главного бронетанкового управления Минобороны Сергей Маев. — С дизелями, особенно 5ТД, 6ТД, главная трудность была в запуске при отрицательных температурах. Газотурбинный Т-80 очень подходит для специфических условий Севера и Дальнего Востока, где могут потребоваться дальние марши в ограниченные сроки. В конструкции применены технические заделы, отработанные на Т-64 и Т-72. Многое внедрено впервые, например управляемая ракета «Кобра». В результате Т-80 значительно превзошел предшественников».

    Танки с газотурбинными двигателями выпускают и в США. Но американцам так и не удалось устранить несколько критически важных проблем, присущих и Т-80 на начальных этапах производства. В частности — высокий расход топлива и сильный пылевой износ двигателя.

    «В ходе операции «Буря в пустыне» у американцев из-за пыли одновременно вышли из строя 300 танков, — отмечает Маев. — Наши инженеры решили проблему, разработав эффективную систему воздухоочистки, элементы которой опробовали еще на Т-64. Также устранили износ, возникающий из-за оседания пыли на лопатках двигателя».

    Что касается расхода топлива, то в «восьмидесятке» внедрили систему постоянного контроля за режимами работы двигателя, оптимизирующую потребление горючего. Машина сама регулирует число оборотов в зависимости от нагрузки. «Надежность двигателя повысили, — добавляет Маев. — Но у Т-80 есть и другая проблема — цена. Особенно это стало заметно в 1990-е. Поэтому пришлось заниматься модернизацией дизельных Т-72, которые намного дешевле».

    Тысячи машин

    Член экспертного совета «Офицеры России», главный военный эксперт по «Танковому биатлону» Николай Тутрин сообщил РИА Новости, что, несмотря на сложность конструкции, танк Т-80 легко чинится «в поле» благодаря агрегатному методу замены силового блока.

    «Парк Т-80 модернизируют и потому, что таких танков сделали очень много и нерационально было бы их списывать и резать на металл. У нас есть производственная база и техническое исполнение в полном объеме. Три типа российских основных боевых танков дополняют друг друга и во многом превосходят западные аналоги», — подчеркнул он.

    По некоторым данным, сегодня на базах хранения и войсках — порядка трех с половиной тысяч Т-80 в различном исполнении. Россия — далеко не единственный оператор этих машин. В 1990-е танк поставлялся в Южную Корею, Республику Кипр и Йемен. Примечательно, что бронетехника уходила за рубеж в счет государственного долга.

    Модернизированные танки Т-80БВМ только начали поступать в армию. Испытания этой версии завершились совсем недавно, первыми несколько машин получили мотострелки Северного флота.

    В России планируют серьезное обновление бронетанкового парка. Как сообщил министр обороны Сергей Шойгу, в этом году российская армия получит более 400 новых танков и боевых машин пехоты. Это в том числе танки Т-72Б3М, Т-90М и модернизированные Т-80БМВ. В центре внимания и новейшая платформа «Армата», на базе которой разработано уже несколько типов боевой техники.

    Танки Второй мировой войны

    Легкие танки

    Вторая мировая война ожидалась маневренной, и главным требованием генералов к танкам становилась скорость. Быстроходные легкие танки должны были входить в прорыв линии фронта и наносить стремительные удары по коммуникациям врага. Легкие танки неплохо повоевали в локальных конфликтах, но в «большой войне» возлагавшихся на них надежд не оправдали.

    Легкие танки могли весить от 4–5 т до 15–20 т. По назначению они делились на две группы, названия которых в разных странах различались, но суть была одной: лучшие забронированные, но неторопливые машины поддерживали пехоту, а быстроходные использовались для разведки и рейдов по тылам противника. «Пехотные» танки были в большинстве. Во Франции на вооружении стоял «Рено» R-35, разработанный взамен танка образца 1917 г.

    Накануне Второй мировой войны англичане создали довольно удачный танк «Валентайн», он выпускался до 1944 г. В СССР массовым (11 000 шт.) стал Т-26, выпускавшийся в двух вариантах: две башни с пулеметами или одна башня с пушкой. Одновременно, хотя и во вдвое меньших количествах, производили БТ (Быстроходный танк) – семейство из трех модификаций. В военное время выпуск легких танков в СССР продолжался, но их было построено в 2,5 раза меньше, чем средних танков.

    В 1930-е годы в разных странах в погоне за скоростью строили танки, которые имели одновременно и гусеницы, и колеса. Конструкция была громоздкой и неудобной в эксплуатации. Американец Д.У. Кристи предложил снимать гусеницы и двигаться на обрезиненных катках большого диаметра. Кроме того, он разработал свечную подвеску (она же – «подвеска Кристи») – надежную и дающую мягкий ход. На пересеченной местности танк Кристи разгонялся почти до 70 км/ч, а на шоссе со снятыми гусеницами мог обогнать легковой автомобиль. Идеи Кристи нашли понимание не только в СССР, где на основе его танка М1931 было создано семейство колесно-гусеничных танков БТ, но и во всем «танковом мире».

    Ограничения Версальского договора вынуждали Германию разрабатывать танки под видом тракторов, но когда к власти пришел Гитлер, немецкое танкостроение «вышло из тени». Первым серийным танком стал Pz I (полностью он назывался PzKpfw – от Panzerkampfwagen – «бронированная военная машина»). Война в Испании показала, что у танка слабы бронирование и вооружение, и в 1938 г. его выпуск прекратили. Тем не менее в польской и французской кампаниях 1939–1940 гг. Pz I был самым многочисленным танком вермахта – 1800 шт.

    В 1937 г. пошел в производство Pz II, разработчики которого учли опыт первого немецкого танка. Максимальная толщина брони осталась прежней, но новая подвеска и более мощный двигатель сделали «двойку» быстрой и маневренной, а автоматическая 20-мм пушка увеличила ее огневую мощь. Однако для противостояния с Красной Армией Pz II оказался слабоват, и в 1942 г. его перестали производить.

    Средние танки

    Вторая мировая война быстро показала, что у легких танков нет шансов на успех, и они сошли со сцены. Главной ударной силой воюющих сторон стали средние танки массой 20–30 т. Основное противоборство бронированных машин развернулось на советско-немецком фронте, и именно оно определяло развитие мировой танковой мысли в военные годы.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты