Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шаговый двигатель как проверить работоспособность

Как проверить автомобильный усилитель

Описание работы по проверке автомобильного усилителя: признаки поломки, конструкция устройства, проверка тестером, ремонт. Видео о том, как выбрать усилитель.

Качественная медиасистема невозможна без четкого воспроизведения аудио. Встроенных в штатную магнитолу усилителей бывает недостаточно, чтобы обеспечить высокое качество звучания. Профессиональные аудиосистемы в большинстве случаев комплектуются сабвуферами, система обеспечивает оптимальное звучание басов, работая в диапазоне низкой частоты.

Чтобы слушать музыкальные композиции в высоком качестве и не ограничивать себя в громкости, медиасистема комплектуется дополнительным усилителем, который, начиная с базовой комплектации автомобиля, чаще всего устанавливается на заводе.

Инструмент для проверки реле

Итак, чем и как проверить исправность автомобильного реле или любого другого? Понадобится обычный мультиметр, он же тестер.

В продаже встречаются два основных типа мультиметров:

  • Аналоговый или стрелочный. Его все помнят со школьных уроков физики: полукруглая шкала со стрелкой. Использовать их можно, только если под рукой не оказалось цифрового. Их точность, особенно новодел, оставляет желать лучшего, вплоть до показания случайных величин. Исключение составляют только старые советские мультиметры, которые неплохо работают и сейчас.

  • Цифровые. Продаются в любом магазине инструментов и радиодеталей. Для работы подойдет даже бюджетный D830 – его точности вполне хватит. Хотя в более дорогих тестерах есть автоматическое определение диапазона, что удобно.

Аналогично можно пользоваться комбинированным инструментом, вроде токовых клещей со встроенным мультиметром.

Обратите внимание, чтобы прозвонить реле нужна сама функция прозвонки.

На приборе она обозначается так:

Очень рекомендуется найти/купить лабораторный блок питания (ЛБП). Чтобы не «спалить» пассивные элементы в цепи, реле лучше проверять автономно, а не от приборного питания.

Замена

Прежде чем установить новый мотор на дворник, необходимо вначале снять старый. Если проверка релейного модуля показала, что сам управляющий блок исправен и работоспособен, а дворники не застряли, их не заклинило, и они механически должны работать (щётки, оси и основа по-прежнему в действии), значит, нужно «лечить» электродвижущую составляющую, которая находится как раз на оси вращения дворников.

Изредка мотор дворника отказывает из-за заводской недоработки. В этом случае нужен либо ремонт, либо замена моторчика.

На более старых авто – скажем, Lada Priora, КамАЗ, «Таврия» – потребуется полностью разобрать «дворниковый» механизм. Фиксация некоторых компонентов выполнена заводом-изготовителем при помощи винтогаечных соединений. Присутствуют также прокладки и пластиковые втулки, накладки.

Проводная колодка напаяна на жгут из силовых проводов. Отсоедините её, применяя слегка приподнятый край уплотнителя из резины. Вытаскивание колодки производится через технологическую щель, размещённую в перегородке отсека мотора. Затем вытащите сам дворник. В качестве примера – модель машины линейки ВАЗ, пошаговая инструкция по снятию моторчика заключается в следующем.

Отвинтите гайки, скрепляющие щёточные рычаги. Снимите их с конусообразных шлицев электропривода дворника. Убедитесь, что на шлице нет проникающей смазки – ранее изделия, имеющие винтовые соединения, промазывались «ниточкой» из краски, чтобы неопытные пользователи не стремились разобрать устройство, рискуя при этом повредить его.

Рычажно-щёточные приводы снимите, открутив другие гайки, удерживающие их на соответствующих винтах. Снимите все пластиковые втулки и резиновые уплотнительные детали.

Отключите и выньте проводную колодку, протащив её через специальную прорезь двигательного отсека.

Снимите сам дворник. Теперь его ничто более не держит. Снимите с него шайбу и подпружиненный фиксатор. Отключите тягу.

Снимите ещё три последних винта. Моторчик свободен.

Осмотрите мотор дворника. Обнаружив неисправности, устраните их. Может потребоваться замена конкретных компонентов, например, внутренних шарикоподшипников.

При невозможности ремонта купите для дворника новый, аналогичный по мощности и другим характеристикам, двигатель.

Затем соберите, действуя в обратной последовательности, систему стеклоочистителя.

Проверка потенциометра

Проверить потенциометр с помощью мультиметра можно, когда он находится в подключенном к схеме состоянии или после выпаивания его оттуда. Первый вариант представляется более сложным в исполнении. Проверить обычный резистор, с постоянным номиналом, прямо в цепи, не представляет никакой сложности. Но элемент с тремя выводами — это другое дело. Осуществить проверку можно, только если потенциометр впаян в начале цепи. Такое расположение переменного резистора в схеме более удобно, так как это позволяет узнать общее сопротивление между контактами с краев.

Читать еще:  Шаговый двигатель чпу неисправности

Более точная проверка сопротивления проводится после выпайки потенциометра из схемы или когда они еще не монтировались в цепь.

До начала проверки переменного резистора с использованием мультиметра, элемент нужно внимательно осмотреть. Если на нем есть механические повреждения, сколы и трещины, необходимость в дальнейшем обследовании автоматически отпадает. Если повреждений нет, а все выводы надежно держатся в корпусе, можно переходить к следующему этапу — проверке мультиметром.

Процедура проверки измерительным прибором включает в себя несколько стадий:

  1. Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления.
  2. Щупы или зажимы проводов измерительного устройства подсоединяются к крайним выводам переменного резистора. Полученные показания характеризуют общее сопротивление потенциометра. При исправном элементе значение, выведенное на дисплей мультиметра, не должно быть отличным от номинала на величину, превышающую установленный допуск. Это значение выражается в процентном соотношении к номиналу и его можно определить по цветовой маркировке корпуса.
  3. В случае, если значение на дисплее соответствует номинальному сопротивлению, переходят к измерению переменных значений. Для этого щупы соединяют со средним и одним из крайних выводов.
  4. Последним этапом проверки потенциометра является вращение его ручки в любом из направлений. При корректно работающем элементе, изменение показаний на дисплее или движения стрелки вдоль шкалы должны быть плавными.

Если же прибор неисправен — мультиметр покажет бесконечное значение сопротивления. По мнению знающих людей, главное при ремонте электроники — найти неисправный элемент. Обнаружив такую деталь, ее легко можно заменить на новую, после чего холодильник, электрогитара или станок с электродвигателем прослужат еще много лет.

Электронный переключатель – принцип действия

Для любых практических применений твердотельные реле следует рассматривать, прежде всего, как электронный переключатель. Соответственно, как любой иной коммутационный прибор, ТЭР применяется в схемах, где требуется управлять включением и последующим отключением питания от электрической нагрузки.

Поэтому нередко этот вид сетевых электрических коммутаторов связан с более распространёнными механическими устройствами:

  • кнопочные выключатели,
  • тумблеры,
  • электромеханические реле (ЭМР) и т.п.

Отмеченные виды коммутаторов наделены механическими контактами, замыкающимися / размыкающимися физически, — вручную или посредством подачи напряжения на катушку электромагнита. Работоспособность таких устройств легко проверить на испытательном стенде обычным цифровым (или стрелочным) мультиметром.

По факту тестирования в выключенном состоянии импеданс между нормально разомкнутыми клеммами будет высоким (разомкнутая коммуникационная цепь). С другой стороны, в состоянии замкнутой коммуникационной цепи, когда прибор включен, импеданс будет низким (фактически короткое замыкание).

Отличительной чертой твердотельных реле от механических / электромеханических реле, однако, является то, что выход прибора не содержит подвижных механических частей, в принципе. Механику под переключение тока нагрузки заменяют два тиристора, включенных обратно параллельно.

Электрическая схема прибора электронного действия (ТЭР), где используется оптико-электронная развязка по сетевому силовому потенциалу + управление через тиристоры

Когда входной сигнал подается на ТЭР, относительно небольшой ток (около 150 мА) течёт через оптический изолятор (схема запуска в некоторых конструкциях) с последующим переходом на затвор тиристора с прямым смещением. Ток управления включает тиристор, открывая канал току нагрузки в течение половины цикла переменного тока.

Когда полярность сети переменного тока меняется, первый тиристор отключается, тогда как второй тиристор проводит ток нагрузки в течение следующей половины цикла переменного тока. Эта операция постоянно повторяется до момента, пока входной сигнал не снят с клемм твердотельного реле.

Преимущественные стороны твердотельных реле

Отсутствие движущихся частей внутри конструкции твердотельного электронного реле — вот явная выгода и преимущество, по сравнению с электромеханическими приборами. Отсутствие движущихся механических частей исключает такое понятие как «дребезг контактов» (искрения контактов) каждый раз, когда через реле подаётся ток в нагрузку.

Читать еще:  Вебасто дизельного двигателя своими руками

Следовательно, срок службы типичного твердотельного электронного реле увеличивается на 50 — 500 операций, по сравнению с эквивалентом ЭМИ, в зависимости от условий применения и температурных градиентов. Кроме того, отсутствием движущихся частей гарантируется отсутствие акустического шума в моменты переключений.

Эта особенность делает твердотельные электронные реле привлекательными для инженерии, направленной на разработку панелей или оборудования под использование в жилых или коммерческих структурах. Однако отсутствие движущихся частей изменяет подход к тестированию – проверке приборов. Очевидно – проверить твердотельное реле мультиметром так же, как электромеханическое не получится.

Как проверить исправность электродвигателя на стиральной машине?

Какой двигатель используется в стиралках? Всего их три разновидности:

  • Прямоприводной инвертор. Крепится на заднюю стенку бака без применения ремня.
  • Асинхронный.
  • Коллекторный.

Мы разберем, как проверить коллекторный двигатель, потому что он установлен в большинстве моделей.

Что может ломаться в движущем узле? Различают три основных неполадки. С ними пользователи сталкиваются чаще всего:

  • Износ щеток.
  • Обрыв обмоток и пробой на корпус.
  • Поломка ламелей.

Выяснить, что именно сломалось, поможет диагностика.

Как проверить щетки мотора?

Любая диагностика предусматривает демонтаж детали из корпуса. Предварительно отключите СМА от сети, перекройте впускной вентиль подачи воды.

  • Снимите верхнюю крышку, выкрутив винты крепления и сдвинув панель назад.
  • Отсоедините заливной шланг.
  • Выкрутите болты по периметру задней стенки. Уберите ее в сторону.

Под баком расположен электромотор. Отключите его проводку, выкрутите болты крепления. Потяните движок на себя и достаньте из корпуса.

Итак, узел перед вами. С обеих сторон его корпуса находятся щетки. Их стержни состоят из графитового материала, который стирается при контакте с ротором коллекторного двигателя. Тогда щетки прекращают передавать на ротор электричество и вращение останавливается. При сильном износе под стиралкой можно заметить искрение.

  • Отстегните проводку щеток.
  • Отодвиньте клемму и достаньте элемент.

При износе больше чем наполовину проводится замена. Обязательно менять одновременно две детали, независимо от степени истирания. Прочистите посадочные места от графитовой пыли. Прижмите пружину новой щетки и вставьте в гнездо. Верните на место клемму, подключите проводку.

Как правильно прозвонить обмотку ротора электродвигателя?

По причине замыкания или обрыва барабан в СМ может не полностью прокручиваться или совсем не вращаться. Во время замыкания мотор начинает нагреваться, отчего срабатывает защитный термостат и двигатель не запускается. Иногда при нагреве случается отслоение ламелей, что приводит к другой поломке.

Для диагностики обмотки вам понадобится тестер. Как проверить обмотку двигателя мультиметром:

  • Настройте тумблер на измерение сопротивления.
  • Прикоснитесь щупами к двум ламелям.
  • Исправные детали покажут значения от 20 до 200 Ом.
  • Если случился обрыв, значения на экране будут стремиться к бесконечности.
  • В случае замыкания показатели будут минимальными.

Чтобы исключить замыкание ротора, сделайте так:

  • Поверните тумблер в режим зуммера.
  • Один щуп приложите к железу ротора, другой прикладывайте к каждой ламели.

  • В исправном состоянии тестер не будет пищать.

Чтобы проверить, сгорел ли электродвигатель, необходимо выяснить сопротивление обмоток статора. Замкните проводки между собой, приложите к ним щуп мультиметра в режиме зуммера. Если послышится писк, значит, дело в замыкании.

Ремонт двигателя в таком случае — занятие бесполезное. Перемотать обмотку сложно и нецелесообразно. Дешевле заменить движок.

Осмотр ламелей

Как мы писали, при нагреве ламели могут отслаиваться. Тогда теряется контакт с ротором. Отслоение также случается, когда клинят подшипники. Или в стиралке с вертикальной загрузкой начинается цикл без закрытых створок барабана. Тогда работоспособность электродвигателя будет нарушена.

Если после осмотра вы заметили стружки, заусеницы, ламель можно проточить на токарном станке либо сдать в мастерскую.

Читать еще:  Что такое холостой оборот двигателя

На видео показана диагностика:

Теперь вы знаете, как прозвонить двигатель тестером и выполнить ремонт при необходимости. Не затягивайте с ремонтом, если услышали посторонние звуки, треск во время работы стиралки. Обнаружили поломку? Можно обратиться за помощью к мастеру, чтобы восстановить мотор.

Дополнительный конструктив двигателей

Часто состав двигателей пестрит дополнительными элементами, оптимизирующими работу, выполняющими защитную, иную функцию. Сюда нужно отнести варисторы. Резисторы, соединяющие каждую щетку с корпусом, при резком росте напряжения замыкают искру. Осуществляется гашение. Такие явления, как круговой огонь на коллекторе, приводят к преждевременному выходу оборудования из строя.

Явление наблюдается в результате возникновения противо-ЭДС. Механизм генерации достаточно прост: при изменении тока в проводнике образуется сила, противодействующая процессу. В процессе перехода на следующую секцию феномен вызывает возникновение разности потенциалов щетка-нерабочая часть коллектора. При напряжениях свыше 35 вольт процесс вызывает ионизацию воздуха зазора, наблюдаем в виде искры. Одновременно ухудшаются шумовые характеристики оборудования.

Данное явление, однако, используется отслеживать постоянство скорости вращения вала коллекторного двигателя. Уровень искрения определен числом оборотов. При отклонении параметра от номинала тиристорная схема изменяет угол отсечки напряжения в нужную сторону, чтобы вернуть скорость вала к номинальной. Подобные электронные платы часто встретим в составе бытовых кухонных комбайнов или мясорубок. Состав двигателя следующий:

  1. Термопредохранители. Температура срабатывания выбирается, чтобы уберечь изоляцию от выгорания, разрушения. Предохранитель укреплен на корпусе электродвигателя стальной дужкой, либо прячется под изоляцией обмоток. В последнем случае наружу торчат выводы, легко можно прозвонить мультиметром. Проще проследить, заручившись помощью тестера, индикаторной отвертки, на какие ножки разъема выходит схема защиты. В нормальном состоянии термопредохранитель дает короткое замыкание.
  2. Вместо предохранителей частот ставятся температурные реле. Нормально разомкнутые или замкнутые. Чаще используется последний тип. На корпусе пишут марку, можно в интернете найти соответствующий тип элемента. Дальше действовать согласно найденной информации (тип, сопротивление, температура срабатывания, положение контактов в начальный момент времени).
  3. На двигателях стиральных машин часто ставят датчики оборотов, тахометры. В первом случае выводов три, во втором – два. Принцип действия датчиков Холла основан на изменении разницы потенциалов в поперечном направлении пластинки, по которой течет слабый электрический ток. Соответственно, два крайних вывода служат для подачи питания, должны давать короткое замыкание (небольшое сопротивление), тогда как выход можно проверить только под действием магнитного поля в рабочем режиме. Для этого нужно подать питание согласно электрической разводке. Рекомендуем скачать техническую информацию (data sheet) на присутствующий в электродвигателе датчик Холла. Придуманы другие варианты. Можно измерить питание тестером на включенной стиральной машине. Полагаем читатели понимают опасность манипуляций. Лучше будет электродвигатель снять, питание подать отдельно, только на датчик Холла. Затем все зависит от конструкции. Если на роторе магнит постоянный, достаточно просто повращать ось рукой, чтобы на выходе датчика Холла появились импульсы (фиксируется тестером). В противном случае понадобится изъять сенсор. Заручившись помощью постоянного магнита, проверяется работоспособность. Датчик Холла в составе электродвигателя обычно служит для контроля скорости вращения.

Теперь читатели знают, как прозвонить электродвигатель мультиметром, обзор заканчивается. Ряд специфических устройств можно продолжать до бесконечности. Главное – прозвонить обмотку электродвигателя, мотор обычно стоит дороже прочих деталей. Не берем случай, когда датчик Холла идет по цене 4000 рублей. Уверены, читатели смогут дополнить рекомендации. Но войдите в положение – невозможно объять необъятное… в пределах одного обзора.

  • Как проверить электродвигатель
  • Как разобрать электродвигатель
  • Асинхронный электродвигатель
  • Как сделать электродвигатель своими руками

Огромное спасибо! Так по полочкам разложил! Я сам электрик, но без мата не получается. Спасибо тысячу раз!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector