Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Война как двигатель культуры

Почему у двигателя внутреннего сгорания все еще нет серьезной альтернативы, узнал Кирилл Журенков

У двигателя внутреннего сгорания, без которого невозможно представить современный транспорт, юбилей — 195 лет. Однако полноценной замены имениннику так и не изобрели

Современный автомобиль, каким мы его знаем, рождался, наверное, целый век, и каждый из его дней рождения — исторический. Судите сами: 125 лет назад двумя венгерскими учеными, Донатом Банки и Яношем Чонка, запатентован карбюратор — устройство, где готовится горючая смесь для автомобильного двигателя. Долгое время его изобретателем вообще-то считался немец Вильгельм Майбах, запатентовавший карбюратор раньше венгерских коллег, и лишь после специальной экспертизы выяснилось — Банки и Чонка опередили его с публикацией. Счет шел на месяцы!

Но, пожалуй, еще важнее другая дата: в 1823 году, то есть 195 лет назад, другой инженер, британец Сэмуэль Браун, запатентовал первый получивший успех и коммерческое приложение двигатель внутреннего сгорания (ДВС)! Оговоримся: и на этот почетный титул — изобретателя ДВС — также претендует множество инженеров, выбирай любого. Вот, к примеру, один из претендентов — француз Жозеф Нисефор Ньепс больше известный как один из изобретателей фотографии. Он еще в 1807 году вместе с братом создал прототип ДВС, названный пирэолофором. Пирэолофор был установлен на корабль и успешно испытан, после чего братьям выдали патент, подписанный самим Наполеоном. Был в истории ДВС и русский след: бензиновый двигатель внутреннего сгорания с электрическим зажиганием — разработка российского конструктора сербского происхождения Огнеслава Костовича, известного проектами дирижабля, вертолета и даже рыбы-лодки.

Как немецкий автопром реагирует на бум электромобилей

Парадокс в другом: ни один из изобретателей этого чуда техники не был уверен, что его усилия пригодятся. Сегодня об этом уже не помнят, но с ДВС тогда конкурировали паровой и… электрический двигатель, изобретенный еще в 1828 году!

— Период, когда люди выбирали тип двигателя для безлошадных повозок (так называемое осевое время автомобилизма), пришелся как раз на конец XIX века,— говорит шеф-редактор журнала «Авторевю» Леонид Голованов.— Так вот, вплоть до середины 1900-х параллельно выпускались машины со всеми тремя типами силовых установок: ДВС, электроприводом и паровым двигателем. В результате победил двигатель внутреннего сгорания, причем заслуженно — он оказался эффективнее, проще в эксплуатации и более пригоден для массового производства. Но главное — сочетание энергоемкости, цены и скорости заправки, которое обеспечивало моторное топливо. Альтернативы этому не было!

О «нефтяном факторе» в успехе двигателя внутреннего сгорания говорит и декан транспортного факультета Московского политехнического университета Пабло Итурралде. По его словам, выпуск машин на ДВС в начале ХХ века получил поддержку у нефтяной отрасли — ей нужен был мощный потребитель производимой продукции, и автомобили, работающие на бензине, идеально подошли для этого.

«Топливо-изгой», «Европа отказывается от двигателей внутреннего сгорания», «Объявлена война дизелю»… Европейские СМИ предупреждают: в Старом Свете решили всерьез взяться за ДВС. Повод нашелся в 2015-м, когда в результате так называемого Дизельгейта выяснилось: крупнейший европейский производитель дизельных моторов занижал количество вредных выбросов во время тестов. И вот время перемен: к примеру, в Великобритании запретить продажи новых автомобилей на бензиновых или дизельных ДВС собираются уже к 2040 году. А Норвегия ставит дедлайн еще раньше — на 2025 год… Чем собираются заменить ДВС? Конечно же, старым добрым электромотором, но и тут все не однозначно.

— Конец ДВС приближают сразу несколько факторов: ужесточившиеся требования к токсичности отработавших газов, истерика по поводу антропогенной природы глобального потепления и, безусловно, электромобили,— уверен Леонид Голованов.— Впрочем, до массового распространения электромобилей еще далеко, и сдерживает его отсутствие аккумуляторных батарей с достаточной энергоемкостью.

Иными словами, современные литий-ионные батареи не способны обеспечить переход на массовую электромобилизацию — нужен качественный скачок, батареи нового типа, например на основе графена. Вот только когда их изобретут. Как открыт и вопрос о перспективах так называемых гибридов — автомобилей, где электродвигатель совмещен с ДВС.

Приговор специалистов: человечество на перепутье. Жить с ДВС больше не хочется, а переходить на электромобили не получается, да и последствия такого перехода никто толком не просчитал.

— Вся инфраструктура наших городов рассчитана под двигатели внутреннего сгорания, и перемены идут с большим трудом: посмотрите на Европу — станции для подзарядки встречаются там гораздо реже, чем автозаправки,— говорит Пабло Итурралде из Московского политеха.— Прибавьте к этому скорость самого процесса — чтобы заправить обычный автомобиль, у вас уйдет пять минут. А для зарядки электромобиля понадобится минимум часа два. Так что переход на новую инфраструктуру в перспективе довольно трудозатратен: всегда есть соблазн потратить эти деньги на что-то другое, например на развитие общественного транспорта.

Леонид Голованов, в свою очередь, уверен, что переход на электромобили неизбежен. Но и он соглашается: последствия такого перехода будут столь масштабны, что сравнить их можно разве что с появлением беспилотных электрических робомобилей. Попробуем представить этот транспорт будущего: никаких дилерских сетей, автозаправочных станций, водителей и даже автослесарей — «умные» машины будут сами «сообщать» в специализированные сервисы о поломках тех или иных систем. Есть и более радикальный взгляд: мол, двигатели будущих робомобилей почти не будут ломаться, а на старомодные ДВС, которые мог разобрать любой мальчишка, мы станем любоваться разве что в музеях. Впрочем, до этого еще надо дожить — или доехать.

Экспертиза

Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт

Появление двигателя внутреннего сгорания (ДВС) — это новый этап промышленной революции, перевернувший всю мировую экономику. До этого она пребывала в полусредневековом состоянии, а с появлением двигателя внутреннего сгорания и дешевого автомобиля, который мог доставить товары и грузы по всему миру на дальние расстояния, изменилась коренным образом. Изменилась и жизнь людей. Специалисты называют это транспортной доступностью «по Форду»: появилась возможность купить автомобиль и поехать на нем куда-то.

Так вот, с моей точки зрения, КПД двигателя внутреннего сгорания далеко не исчерпан. За последние 10–20 лет его параметры очень сильно изменились: он стал более экономичным, мощным, экологичным. К сожалению, сейчас сворачиваются дальнейшие разработки по ДВС, особенно по дизелю. Все кричат, что наше светлое будущее — это электродвигатели. Но перспективы есть и в других отраслях, например в нескольких странах работают над водородными топливными элементами. Возможно, какие-то прорывы будут и с двигателем на ядерном топливе…

А вот что касается электромобилей, то с ними еще очень много нерешенных вопросов.

Читать еще:  Что такое двигатель let

Сегодня максимум, который он может преодолеть,— это 300 км при теплой погоде и ровной дороге без пробок. Это много, но, к примеру, в условиях России явно недостаточно.

К тому же современные аккумуляторы чудовищно дороги. Если не будет государственной поддержки, электромобиль просто никто не купит: сегодня он стоит в 2,5—3 раза дороже, чем автомобиль с ДВС того же класса. И соответственно, все те продажи, которые идут в мире, происходят при поддержке разных государственных программ. Когда будет создан дешевый и мощный аккумулятор? Никто не знает. Его обещали создать и год, и пять лет назад…

Еще одна принципиальная проблема, связанная с электромобилями, заключается в том, что при выработке электроэнергии все равно расходуется топливо, просто другое. 60 процентов электростанций (а это они вырабатывают электроэнергию, которая используется для зарядки электромобилей.— «О» ) в мире сегодня, напомню, работает на угле и, соответственно, загрязняют окружающую среду.

Нельзя не упомянуть и об отсутствии программы утилизации аккумуляторов. Одна компания — мировой лидер по производству электромобилей — после 7 лет эксплуатации забирает эти аккумуляторы и предлагает их владельцам частных домов в качестве аварийного источника энергии. То есть утилизировать их не умеют… В общем, как мне кажется, энтузиазм стран и правительств по поводу электромобилей несколько преждевременен: без госпрограмм поддержки все это долго не продержится. А вот прощаться с ДВС я бы не торопился…

Брифинг

Торстен Мюллер-Отвос , гендиректор английской компании, выпускающей автомобили класса люкс

Мы представим электрическую модель в следующем десятилетии, однако не будем спешить убирать ДВС из портфолио. Переход к электрокарам будет постепенным, и какое-то время они пойдут параллельно. Беспилотники станут для нас интересны тогда, когда они будут функциональными, удобными в использовании, не требующими усилий и полностью автономными, то есть тогда, когда они смогут полностью заменить водителя. Вот тогда мы скажем: «Давайте сделаем это».

Источник: «Автопилот Онлайн»

Александр Фертман , директор по науке, технологиям и образованию фонда «Сколково»

Те горизонты, которые сегодня нарисованы в Европе по поводу отказа от двигателя внутреннего сгорания, наводят на мысль, что это серьезный технологический рывок. А главное, что создается огромный рынок. Новые виды аккумуляторов постоянно разрабатываются, эта тема одна из самых инвестируемых, если не говорить об IT-секторе. И это не только сама батарея, это и система управления. Здесь, кстати, у России действительно есть интересные проекты. Важно не только то, как вам отдает энергию батарея, но и то, как вы управляете ячейками, чтобы ячейки разряжались одновременно, равномерно.

Источник: «Эхо Москвы»

Коджи Нагано , автодизайнер

— Каким будет автомобиль лет через 30?

— Думаю, внешний вид автомобилей будет сильно зависеть от типа двигателя. Но, как и раньше, автомобилю нужен будет кузов, внутреннее пространство, колеса. Если говорить об автомобиле будущего, то есть такая жутко интересная вещь, как 3D-принтер. И я могу себе представить, что скоро каждый человек сможет создать автомобиль у себя дома, просто напечатать именно тот, который нужен ему. Возможно, он нарисует этот автомобиль сам или использует готовый дизайн.

Чем Юваль Ной Харари занимается сейчас?

Юваль преподает в вузе, который окончил сам — Еврейском университете в Иерусалиме. Среди других профессоров учебного заведения — всемирно известные ученые и лауреаты Нобелевской премии. После выхода первого бестселлера, Харари выпустил еще две книги. Они также стали лидерами продаж, хоть и не смогли повторить успех «Sapiens».

Харари — один из самых влиятельных интеллектуалов мира. Он дважды выступал с докладами о будущем человечества на ежегодной встрече Всемирного экономического форума в Давосе, куда приглашают ведущих лидеров мнений. Он регулярно встречается для обсуждения глобальных проблем с главами государств, среди которых канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эмманюэль Макрон. В 2018 году выступил на конференции TED в виде цифрового аватара. В 2019-м участвовал в дискуссии о технологиях и их влиянии на будущее с генеральным директором Facebook Марком Цукербергом.

Юваль Ной Харари совместно со своим персональным менеджером и партнером Ициком Яхавом основал многопрофильную организацию Sapienship. Ее миссия — построить глобальный диалог о важных проблемах человечества.

Модель Папена

Серия научных открытий XVII- XVIII вв., познакомившая человечество с воздействием атмосферного давления, свойствами вакуума и расширением объёма тел при нагревании, дала пищу умам конструкторов, стремившихся создать новые типы двигателей. Опираясь на накопленные знания и конструкторский опыт предшественников, французский изобретатель Дени Папен в 1680 г. создал первую модель паровой машины. Рабочий поршень его машины, поднятый паром, образованным в рабочем цилиндре, опускаясь под давлением атмосферы, с помощью системы блоков поднимал груз. Так модель Папена показывала возможность практического применения силы пара.

Минуточку, а это что. Не может быть!

Среди организаторов и участников “Моторов войны” можно встретить самых разных людей — от депутатов до профессиональных реставраторов, от историков до бизнесменов и директоров танковых заводов. Когда смотришь на оживлённые этими людьми памятники истории — сердце замирает от волнения.

Нет, это не преувеличение. Олдтаймеры отнюдь не обезличены. Реставраторы старательно восстанавливают не только конструкцию, но и историю своих “подопечных”.

Из личного архива Андрея Союстова

Вон тот советский бронеавтомобиль до последнего отбивался от немцев под Ленинградом — воскрешённая умелыми руками машина до сих пор сохранила “рубцы” боевых ранений.

А этот японский танк в августе 1945-го пытался остановить советский десант на острове Шумшу, но куда там… Спустя 65 лет после памятного боя останки “бронесамурая” вывезли на Большую Землю, чтобы вернуть машину к жизни.

Из личного архива Андрея Союстова

Минуточку, а это что. Не может быть! — это чуть ли не единственный сохранившийся до наших дней хлебный фургон на шасси ГАЗ-АА. Кстати, это та самая “хлебовозка”, что снималась в фильме “Место встречи изменить нельзя”.

Отдадим должное “Моторам войны” — словосочетание “единственный сохранившийся” звучит на слёте очень часто. Мало того, число таких уникальных образцов техники постоянно растёт. Например, в этом году под Черноголовку впервые прибыл единственный в мире комплектный и восстановленный до ходового состояния советский средний артиллерийский тягач “Коминтерн”.

Влияние японской культуры на«Звездные войны»

Давным-давно, в далёкой Галактике Калифорнии, в маленьком городке Модесто жил мальчик Джордж. Больше всего в жизни он любил скорость, мечтать и киносериалы по субботам (телевидение ещё было слабо развито, потому фильмы с продолжением показывали в кинотеатрах).

Джордж подрос, покинул «родную ферму» и стал снимать независимое авторское кино «новой волны». Он был дружен с Фрэнсисом Фордом Копполой, Мартином Скорсезе и другими будущими знаменитостями, которые мечтали о создании студии независимого кино. Но успех второго фильма Джорджа Лукаса «Американские граффити» заставил его задуматься не только об авторском кинематографе.

Читать еще:  Что такое фарсированный двигатель

У него родилась идея снять космическую сагу

Под сенью сакуры, в лучах Куросавы

Ещё Лукас, как и многие другие представители Нового Голливуда, очень любил японское кино и особенно фильмы молодого японского мастера Акиры Куросавы. В 50-е годы XX века вместе с японским экономическим чудом взошла и звезда островного кинематографа. Там процветал жанр «дзидайгэки» (похождения самураев с обязательными битвами на мечах и мудрыми наставниками).

Джордж Лукас: «Сначала я увидел «Семь самураев», а потом просто потерял голову… Прежде всего меня покорил его мощный и неповторимый визуальный стиль — это невероятно важная составляющая в его подаче сюжетов».

Но больше «Семи самураев» его привлёк фильм «Три негодяя в скрытой крепости».

В конце концов старый враг Макабэ генерал Накагума помогает героям, поняв, что у его господина нет понятий о чести. Ведь в наказание за прошлое поражение в поединке с Макабэ господин оставил Накагуме страшные шрамы на лице.

Знакомый сюжет, не правда ли? Собственно, Лукас никогда не скрывал, что хотел перенести «Трёх негодяев в скрытой крепости» в космические декорации.

Но Джордж не имел денег, чтобы выкупить у Куросавы права, да и в результате работы и советов его друзей по киноцеху изначальная задумка сильно изменилась, а сюжет стал более самостоятельным. Тем не менее многие сцены цитируются практически дословно, а пара комических крестьян стала дроидами R2D2 и 3СPO.Однако Лукас даже перед съёмками фильма не расставался с мыслью взять на основные роли японцев, а на роль Кеноби до последнего планировался любимец Куросавы Тосиро Мифунэ (генерал Макабэ в «Скрытой крепости»), если бы тот согласился. Кстати, Ханом Соло в таком раскладе мог оказаться афроамериканец. Да, «Звёздные войны» могли приобрести совершенно другой вид.

Да что там Мифунэ! Одной из идей было снять Галактику с японскими актёрами, на японском языке с субтитрами, и в самой Японии! Так Лукас хотел передать атмосферу экзотики и таинственности, которую сам чувствовал при просмотре японских фильмов.

А к сюжету «Скрытой крепости» Лукас снова вернулся в приквелах — «Эпизод I» больше соответствует фильму японского киноклассика. Квай Гон сопровождает Падме Амидалу, спасая её от преследования Торговой федерации. Как и в «Скрытой крепости», они пытаются выменять себе транспортное средство и выкупают раба, который отправляется с ними, невзирая на протесты остальных спутников. Сюжетные ходы и сцены можно найти и в других эпизодах киноэпопеи.

В 1990-м году Лукас и Спилберг вручили мастеру Акире «Оскар» как признание его заслуг в мировом кинематографе, что было чертовски символично. Ведь киноязык у Куросавы частично заимствовали оба, и не только они. Его приёмы обогатили жанр вестерна. Кстати, сам японец брал за образец ковбойские фильмы 30-х Джона Форда. Такой вот круговорот смыслов и идей.

Уже в наше время сериал «Мандалорец» стал продолжением японской линии в далёкой-далёкой Галактике и оммажем Лукасу и Куросаве. Ведь помимо эстетики вестернов там почти дословно цитируются «Семь самураев», а главные герои словно перенесены из манги «Одинокий волк и его ребёнок» и фильма по её мотивам — «Убийца сёгуна».

Признание и почитание учителя останутся с Лукасом на всю жизнь. И однажды он поможет мастеру, профинансировав «Тень воина».

Таков путь. Путь воина. Бусидо!

Но не только Куросавой исчерпывается японское влияние в голливудской космической киносаге. Изначально Дарт Вейдер был просто генералом на службе императора и не носил устрашающей маски. Она появилась лишь в силу того, что злодей должен был как-то преодолеть космическое безвоздушное пространство во время абордажа корабля принцессы Леи. Художник Ральф Макуорри основывался на картинке японского самурайского шлема, принесённой ему Лукасом. Но затем шлем Дарта Вейдера приобрёл черты германского «штальхельма», напоминая и императорскую Японию, и нацистскую Германию одновременно.

Часто упоминают о том, что эстетически Галактическая империя напоминает Третий рейх, но и японских элементов тоже хватает. Начать хотя бы с того, что масштабные космические битвы отсылают нас к морским сражениям на Тихом океане во время Второй мировой. Рои истребителей и бомбардировщиков, шныряющих между большими кораблями, сильно напоминают Мидуэй, Гуадалканал или Маршалловы острова. И это понятно, потому что противостояние США с Японской империей было более продолжительным и напряжённым, чем с гитлеровской Германией. Всё это оставило заметный след в американской массовой культуре.

Однако Япония ассоциируется не только со злобной агрессивной империей, но и с понятиями чести, мужества, верности. Дело в том, что в мятежные шестидесятые восточные религии и философия обрели неожиданную популярность на Западе. Протестная интеллектуальная прослойка пыталась найти в них новые смыслы. Это воплотилось в философии «Нью Эйдж» — совокупности учений, вобравших в себя мистические и эзотерические элементы Востока.

Вот и борцы со злом рыцари-джедаи многое заимствовали из самурайской культуры и дзен-буддистских установок.

Но более важным для каждого воина является не победа над противником, а совладание с собой, умиротворение плоти и возвышение духа, что в «Звёздных войнах» попросту именуется Силой. Та всепроникающая энергия жизни, которая зовётся в Японии Ки, а в Китае — Ци.

И если джедаи сначала брали пример с космополицейских лэнсменов с паранормальными способностями и верующих в «Единое космическое» из книг изобретателя космической оперы Эдварда Элмера Смита, то потом трансформировались до военно-монашеского ордена со строгим уставом и продвинутыми духовными практиками. Словно монахи Шаолиня. Что, не Япония, а Китай? Да, но и дзен-буддизм, и философия боевых искусств пришли в страну Восходящего Солнца с материка.

Даже одежды джедаев обрели восточный колорит, во многом напоминая просторные кимоно самураев.

Естественно, не обошлось без самурайского кодекса «Хагакурэ» — трактата о пути воина и чести (практическое и духовное руководство, созданное самураем Ямамото Цунэтомо в начале XVIII века). К нему сдержанно относятся в Японии, но именно он во многом повлиял на западные представления о самураях.

«Если же меня спросят, что ещё важно для самурая, я отвечу: совершенствуй свой разум, будь человечным и проявляй смелость».

Уделяется в нём внимание и безрассудной храбрости, и чрезмерной жестокости, когда воин выходит из себя и творит «беспутства». Вспомним падение Энакина Скайуокера и гнев как прямой путь на Тёмную сторону Силы.

Читать еще:  Что такое раскоксовка двигателя 2jz

Самурай как двигатель прогресса

Кстати, одним из прототипов гордого Энакина стал герой кинотрилогии «Самурай» Хироси Инагаки. Юноша-крестьянин бежит с другом из родной деревни, чтобы попасть в армию. После разных приключений монах берёт юношу в ученики — и через много лет падаван становится великим воином, лучшим мечником Японии. В главной роли, разумеется, всё тот же Тосиро Мифунэ…

— Обучите меня! — Могу тебе сказать лишь одно, — отвечает монах. — Ты слишком силён. Понимаешь, Мусаси? Боец внимательно слушает. — Мастерски владеть мечом — значит быть благородным воином, — продолжает монах. — Запомни: тело человека не может вечно сохранять свою силу. — Затем он повторяет: — Ты слишком силён. Определённо, ты слишком силён.

Только Мусаси смог обуздать гордыню, а Энакин — поддался страстям.

Структура у трилогии Инагаки тоже похожая: первый фильм заканчивается посвящением Мусаси в самураи, во второй картине он пытается справиться со своим могуществом и нетерпеливостью, а в третьей части наконец овладевает мастерством

Отношения ученик-учитель также крайне популярны в «дзидайгэки». Нередко мудрый старец пытается урезонить дерзость и тщеславие воина, который не знает поражений, но не смог обуять гордыню.

Кстати, о мудрых старцах. Персонаж Йоды появился в сценарии «Империи» тоже неслучайно. В 1976-м году вышел советско-японский фильм «Дерсу Узала». Снял его тот же Акира Куросава. Маленький смешной старичок со странной речью в густых лесах (дальневосточная тайга и джунгли Дагобы) кажется немного не в себе, но обладает подлинным знанием природы и мудростью, передавая опыт Арсеньеву.

Да и Йоды речь недаром на японский язык походит. В предложения конец глаголы относят в нём.

Преданья старины японской

Ещё немного об исторических аналогиях. Приказ 66 канцлера Палпатина по уничтожению ордена джедаев напоминает многие исторические события: от атаки на орден тамплиеров до Варфоломеевской ночи. Но также напоминает печальные итоги Сацумского восстания самураев — «ревнителей древней старины», которое и положило конец этому древнему воинственному сословию.

А сам номер может напомнить не только о «числе зверя», но и о Чрезвычайном указе № 9066, согласно которому в годы Второй мировой войны американских японцев депортировали в лагеря.

Кстати, «Скрытая крепость» — попытка Куросавы переснять свой же фильм 1945 года «Идущие по хвосту тигра». А то кино, в свою очередь, базируется на пьесах театра Кабуки по мотивам средневековых историй о воине Минамото Ёсицунэ, герое японской «Илиады» о событиях XII века «Повесть о доме Тайра». Клан Минамото поднял мятеж и похитил императора, но был разбит. После неудачного мятежа Минамото был заточён в монастырь, но бежал и присоединился к восстанию. Воевал с кланом Тайра. Бежал через враждебные земли, но в итоге совершил сэппуку.

Так что космическая голливудская сага через пару рукопожатий впитала в себя историю и эпос средневековой Японии. Но не только её, а огромный пласт фантастики, мифологии и массовой культуры XX века: от Толкина до вестернов. Поэтому «Звёздные войны» останутся бриллиантом, в гранях которого всегда можно найти что-то новое.

Потому и в Японии к «Звёздным войнам» особая любовь — огромное количество манги, аниме и косплея и всего прочего. А также множество отсылок в японском кинематографе и мультипликации. Такой получился реэкспорт и взаимообмен.

Двигатель М-2

Итак, начало 20-х годов XX века. Молодой стране Советов досталось скромное наследство в области авиационной техники, но особенно плохо обстояло дело с авиационными двигателями. В двадцатые годы эксплуатировался ротативный двигатель, в котором вращался блок цилиндров, а вместе с ним и воздушный винт, двигатель воздушного охлаждения М-2 мощностью 120 л.с. Строился он по образцу 9-цилиндрового французского двигателя «Рон». Затем осваивался 12-цилиндровый двигатель водяного охлаждения М-5 мощностью 420 л.с. — копия американского «Либерти» и, наконец, V-образный двигатель М-6 мощностью 300 л.с. по образцу французского «Испано-Сюиза». Устанавливались они на самолетах марки «Авро», «Ньюпор», «Фоккер», «Хавеланд», а также на некоторых других, составлявших материальную основу наших ВВС, и имели очень небольшой ресурс работы. Однако это обращение к иностранным образцам позволило готовить собственных специалистов и организовать планомерную разработку отечественных авиационных моторов.

М-2-120 — копия двигателя Le Rhone 9Jb с алюминиевыми поршнями, мощность 120 л.с.

Пришло время, когда стало необходимым создание специализированных научно-исследо­ватель­ских и опытно-конструкторских организаций. Рабочие группы профессора Н. Р. Брилинга явились теми небольшими ячейками, с которых началась организация отечественного моторостроения. В 1918 г., одновременно с созданием Н. Е. Жуковским ЦАГИ, Н. Р. Брилинг создал НАМИ (Научно-автомоторный институт) и конструкторское бюро при нем преимущественно из выпускников МВТУ. Будущие главные конструкторы В. Я. Климов, А. А. Микулин, А. Д. Швецов, А. Д. Чаромский, В. А. Добрынин, Е. В. Урмин начинали работать под его руководством. Кроме того, сам будучи профес­сором МВТУ, он читал лекции по двигателям внутреннего сгорания. Позднее было разработано несколько проектов двигателей. Тем не менее, поскольку техническая база в стране оставалась слабой, авиационные двигатели в больших количествах закупались за границей.

Огромную роль в организации, становлении и создании отечественного моторостроения сыграл заместитель Народного комиссара тяжелой промышленности, который до 1931 г. являлся и начальником Военно-воздушных сил, Петр Ионович Баранов, Он всегда поддерживал опытные работы, направленные на развитие авиации, и отлично понимал, какую роль сыграет в совер­шенствовании моторостроения собственный научно-исследовательский центр, которым стал Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ). Этот институт объединил научные и отчасти конструкторские силы, работавшие в этой области. В него вошли винтомоторный отдел ЦАГИ, руководимый Б. С. Стечкиным, а также авиационный отдел Автомоторного института с конструкторами А. А. Микулиным, В. Я. Климовым, В. А. Добрыниным и другими.

Куда пропал Самсон

Во время Великой Отечественной войны парк и здания были практически разрушены. Эвакуировать удалось лишь 50 статуй и около 8 тыс. предметов убранства дворцов. Статуя Самсона авторства Михаила Козловского исчезла в неизвестном направлении. Ее следов за все эти годы так и не смогли обнаружить. По одной из версий, бронзовую фигуру переплавили. В 1947 году ленинградские скульпторы Василий Симонов и Николай Михайлов, используя оригинальные чертежи, восстановили Самсона.

Первой после войны в парке начали ремонтировать водоподводящую систему, несколько фонтанов запустили уже в 1945-м. Реставрация растянулась на годы: к 1983-му восстановили 155 музейных объектов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector