Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возможные причины закипания двигателя

Закипела машина: почему и что делать?

С наступлением жаркой погоды в автосервисы традиционно выстраивается целая очередь из автомобилей с перегретыми двигателями. Закипевшие машины – это практически один из атрибутов каждого лета, настолько данная проблема распространена. Однако суть ее гораздо глубже и серьезней, нежели просто перегрев мотора. Его последствия, как и причины, могут быть очень опасными не только для двигателя, но и практически для других систем автомобиля. Разберемся, что вызывает закипание машины, к чему это может привести и как предотвратить перегрев.

В процессе работы двигателя в нормальных условиях обеспечивается его непрерывное охлаждение посредством специальной системы. Насос создает в ней давление, заставляющее охлаждающую жидкость циркулировать практически по всему мотору, заполняя технологические полости и забирая от металла избыточную температуру. Затем нагревшийся хладагент переходит в радиатор и охлаждается, выделяя переносимое тепло в атмосферу. Охлаждение же радиатора происходит при контакте со встречным воздухом.

Следовательно, если автомобиль с работающим двигателем находится без движения, радиатор не остывает. В результате эффективность теплоотведения падает, а вероятность закипания машины возрастает. Предельный уровень нагрева для большинства современных двигателей составляет 90-105 градусов – и при отсутствии достаточного охлаждения он достигается буквально за 10-15 минут. Именно этим особенно опасны затяжные летние пробки.

Однако нередко машины закипают и в процессе движения, когда эффективность охлаждения радиатора потоком встречного воздуха высокая. Это означает, что закипание может наступить и при исправной штатной системе охлаждения. Что же может к этому привести?

Почему закипает машина, возможные причины

Конструктивно охлаждение современного двигателя реализовано не совсем идеально. Это ответ на вопрос, почему закипает машина. Система представляет собой комбинацию жидкостного и водяного типа. Несмотря на это, она имеет много недостатков. Основная проблема — обеспечение постоянного и действенного отвода тепла.

Обычно сложности начинаются в системе замкнутого круга. Это попадание воздуха внутрь, заторы антифриза, уменьшение количества ОЖ, накипь. Из‐за этого магистрали начинают хуже работать, повреждаются отдельные элементы, образуется коррозия на внутренних поверхностях — всё это причины кипения.

Схема системы охлаждения двигателя

Воздушная система целиком зависит от работы вентилятора. Здесь тоже не исключены нарушения. Как правило, они бывают связаны с приводом, датчиками, электроцепями.

На самом деле двигатель закипает из‐за множества причин. Начинающему водителю разобраться с ходу очень трудно. Принято различать две основные группы: сбои охлаждения и неполадки в самой силовой установке.

Рассмотрим каждый случай по отдельности.

  • Заклинил термостат. Одна из распространённых проблем закипания. Элемент останавливается из‐за изношенности в закрытом положении. Антифриз не проходит в радиатор, что и вызывает перегрев. Определяется неисправность термостата следующим образом: на прогретом двигателе следует потрогать руками любой патрубок. Если он холодный, то это подтвердит догадку.
  • Засорён радиатор из‐за частой езды на автомобиле по просёлочным дорогам. Мусор легко заметить на наружных стенках, но если он попадёт во внутренние ниши — придётся всё тщательно промывать. Так удастся избежать закипания машины.
  • Неисправная помпа. Жидкость в этом случае нормально по системе не циркулирует. Довольно часто в таком случае водяной насос издаёт скрип, свист или стуки.
  • Не работает вентилятор. Обычно такое происходит из‐за поломки датчика температуры.
  • Неисправный расширительный бачок. Как известно, на нём имеется особая крышка со встроенным клапаном. Её предназначение — отводить избыточное давление. Если происходит поломка, то в устройствах подачи антифриза сразу наблюдаются проблемы. Ввиду этого начинается закипание хладагента.
  • Воздушные пробки. Образуются при неграмотной заправке системы тосолом или его недостаточным уровнем. Воздушная прослойка может создаваться в отдельных элементах и способствовать закипанию ОЖ.

Причины кипения — это также засорение магистралей, утечка, использование некачественной охлаждающей жидкости.

Перегрев вызывается ещё сбоями с мотором. Не редки и проблемы с коробкой передач, когда из‐за износа механизмов КПП агрегат начинает работать под нагрузкой.

Читать еще:  Двигатель cat 3054c характеристики

Способы диагностики перегрева

Поскольку перегрев двигателя опасен для его деталей, расположенных внутри этого агрегата, диагностика крайне затруднена. Например, без полной разборки блока цилиндров практически невозможно выявить внутренние причины поломки. С внешними признаками проще – их может диагностировать мастер сервисного центра с достаточно высокой квалификацией.

Например, закоксовавшиеся стенки камеры сгорания достаточно часто обеспечивают перегрев двигателя признаки этого специалист определяет по увеличенному расходу масла, голубоватому дыму из глушителя и снижению мощности авто на малых оборотах.

Для автолюбителя основным показателем неисправности является ситуация, когда загорелась лампочка давления масла и/или 120 градусов в системе охлаждения, «чек», что в принципе не является методом диагностики. Другими словами – ремонт ДВС слишком сложный для самостоятельного выполнения, резко увеличивает эксплуатационный бюджет транспортного средства. Поэтому при малейшем подозрении на перегрев рекомендуется посетить СТО, чтобы сократить возможный расход средств.

В зимний период частично и довольно грубо одну из причин перегрева можно диагностировать по работоспособности печки обогрева салона:

  • при недостаточном количестве антифриза в системе он закипает;
  • воздушная пробка блокирует малый круг на печку;
  • при увеличении оборотов слышен звонкий стук от детонации из-за расширения металла стенок камеры сгорания;
  • воздух поступает в салон холодным.

Вместе с этим наблюдается частичная потеря крутящего момента и мощности на малых оборотах.

Последствия перегрева

Перегревание узлов и механизмов двигателя и системы охлаждения – это их работа в чрезвычайно критических условиях, и очень важно, как долго он находится в перегретом состоянии. Если при этом двигатель работает под большими нагрузками или на холостых оборотах, вероятность разрушения основных узлов и механизмов очень высока.

  • В течение первых 5-10 минут после закипания могут начать плавиться поршни в автомобилях старых модификаций (если идет белый выхлоп – нужна диагностика)
  • В течение 20 минут – могут начаться необратимые деформации в блоке цилиндров ДВС: повреждения в ГБЦ и маслосъемных кольцах, возможны повреждения прокладок и сальников.
  • В течение 45-50 минут (критический перегрев) – прогорают поршни, разрушаются цилиндры и гнезда клапанов, плавится и деформируется коленвал и трущиеся механические соединения, перестает работать система смазки.

Конечная стадия перегрева – полный выход двигателя из строя из-за заклинивания поршней в гильзах цилиндров и разрушения БЦ. В этом случае урон максимален, и мотор, скорее всего, придется полностью менять.

В заключении следует отме т ить, что перегрев ДВС – сложная и неприятная ситуация, сигнализирующая о явных проблемах и износе двигателя и узлов системы охлаждения движка автомобиля. Чтобы избежать ее, следует регулярно проводить техническое обслуживание и обращаться к глубокой диагностике главных систем машины при появлении первых же симптомов неисправностей.

Кроме того, большое значение в профилактике поломки мотора и системы ОЖ играют контрольно-измерительные датчики и система электронного мониторинга состояния авто в новых автомобилях. Они первыми отмечают нарушение корректного режима работы двигателя и своевременно могут предупредить серьезные неприятности.

Если же двигатель все-таки перегрелся, вам необходимо немедленно применить комплекс неотложных и «аварийных» мер по нейтрализации высоких температур, а затем сразу же обратиться на профессиональную СТО для выяснения точной причины неисправности.

Машина закипела: что делать здесь и сейчас

Если машина перегрелась, важно свести к минимуму возможный ущерб и сохранить дальнейшую работоспособность двигателя, уберечь его от повреждений. Необходимо выполнить определенные действия:

  1. Включить систему отопления салона и оставить ее работать на протяжении нескольких минут. Печка будет осуществлять отвод тепла от мотора. Это позволит его заглушить.
  2. Оставить двигатель остывать. При этом можно открыть капот, чтобы эффективнее охлаждать мотор. Тепло в этом случае будет рассеиваться быстрее. В это время можно попытаться найти причины, которые привели к перегреву.

Запомните! Сразу глушить двигатель нельзя. Это может привести к ухудшению положения.

Что делать, когда закипел двигатель

Автомобилистов волнует вопрос: Когда кипит двигатель — что делать, и какие действия предпринять? Конечно, если закипел двигатель, нужно остановиться и дать ему остыть. Параллельно, стоит выяснить — по какой из причин это произошло.

Читать еще:  Ваз 2114 какие двигатели ставились

Как показывает практика, стандартной причиной перегрева и закипания двигателя служит неисправность термостата, который заклинивает и не даёт охлаждающей жидкости циркулировать по большому кругу через радиатор. В этом случае, речи об охлаждении вообще идти не может. Чтобы устранить неисправность необходимо заменить термостат.

Менее частой причиной становится вентилятор радиатора, который не работает. Особенно это опасно в летнее время года, когда наружный воздух не обеспечивает достаточного охлаждения. Для начала стоит выяснить — где скрывается проблема. В данном случае, сначала стоит провести диагностику температурному датчику, который, скорее всего, вышел со строя. Для проведения диагностических работ стоит воспользоваться мультиметром.

Ещё одно место поиска становится плавкий предохранитель, который может перегореть из-за замыкания в бортовой сети. Неисправность вентилятора может быть связана с неисправностью реле или проводки. Поэтому, если обнаружилось, что датчик температуры работает, нужно проверить элементы питания и управления вентилятором.

Зачастую на промежутке между приводом вентилятора и реле существует колодка проводов, которая может оплавиться и размыкать цепь.

Уровень охлаждающей жидкости в системе также будет играть весьма важную роль. Если его недостаточное количество, то мотор будет быстро греться, а летом и перегреваться. При этом не будет помогать, ни вентилятор, ни другие средства. Поэтому, если двигатель перегрелся, то стоит осмотреть, количество жидкости в расширительном бачке и если необходимо, то долить до нужного уровня.

После того, как причина установлена, а мотор остыл, можно попробовать доехать до гаража или автосервиса, для осуществления ремонта. Конечно, при этом стоит следить, чтобы мотор повторно не перегрелся, ибо это может кончиться плохо для силового агрегата.

Что делать, если машина закипела

Чтобы подобный сценарий не случился с вашим автомобилем, нужно выполнить ряд обязательных действий. Итак, в дороге закипела машина, что делать?

Если стрелка на термометре приближается к критической отметке, то нужно отъехать на обочину, остановиться, дать мотору остыть.

Машина может закипеть не только на трассе, но и в черте города, особенно когда постоянно попадаешь в пробки. Как только заметили, что температура под капотом перевалила за 90 градусов, стоит отъехать в сторону, на обочину, заехать во двор или на стоянку, чтобы дать мотору остыть, а самим разобраться, в чем дело. На остывание зимой уйдет около 10 минут, летом понадобится около получаса.

Нет возможности отъехать на обочину, а температурная стрелка уже зашкаливает.

В этом случае нужно включить печку на максимум. Пока ищете место, где встать, печь отведет немного тепла от двигателя, переключив работу на себя. Машина все равно закипит, но чуть позже, дав время на поиск места для парковки. Если печь гоняет холодный воздух, а стрелка так и зашкаливает на красном поле, нужно сразу глушить мотор, включать аварийные сигналы и вызывать помощь.

Если машина уже закипела и из-под капота повалил дым, то дело плохо.

Читать еще:  Что такое двигатель автомобиля гибрид

Нужно немедленно отъехать на обочину. В этом случае двигатель сразу отключать не советуют. Наоборот, следует открыть капот, включить печку и подождать, пока двигатель немного остынет, работая на холостых оборотах. Возникает вопрос, почему в этом случае нельзя глушить мотор. Дело в том, что антифриз, в задачу которого входит охлаждение деталей двигателя, к этому времени находится практически в кипящем состоянии. Если выключить мотор, то горячий антифриз перестанет циркулировать и может повредить детали или создать воздушные прослойки, которые в дальнейшем помешают нормально функционировать системе.

Если из-под капота повалил пар, то нужно сделать следующие действия:

остановиться;

заглушить двигатель (его дальнейшая работа приведет к заклиниванию);

открыть капот (осторожно, чтобы не обжечься) можно полить капот водой, чтобы он не был сильно горячим;

снять пробку с радиатора (если пар ее не выбил);

Если автомобиль оснащен перепускными клапанами, то ничего снимать не нужно. Придется подождать, пока остынет антифриз (от 15 минут до 1 часа).

выпустить пар;

сдавить нижний шланг радиатора и выпустить воздух;

налить в бак антифриз или дистиллированную воду (до уровня);

плотно закрыть бачок и радиатор.

Все, можно заводиться и ехать дальше.

К проблемам двигателя нужно относиться внимательно, любая халатность может закончиться его дорогостоящим ремонтом. Поэтому после того, как машина завелась и поехала нужно каждые несколько часов проверять уровень масла, антифриза, смотреть, не появились ли подтеки. Если все остается в норме, то просто повезло. На всякий случай нужно показать автомобиль специалистам.

Какие еще возможны непредвиденные ситуации? Если машина уже кипит, из-под капота валит дым, а печка гонит холодный воздух, значит, закончилась охлаждающая жидкость. Нужно остановить машину, открыть бачок, долить. Затем подождать, пока движок остынет до теплого состояния и только потом закрывать крышку капота, и пробовать завестись.

В теплую погоду можно провести следующие действия при неисправности термостата. Его нужно снять, разобрать и вынуть термоэлемент. Затем собрать и поставить обратно. Этот маневр позволит проехать еще несколько километров до ближайшего автосервиса. В холодную погоду, особенно в морозы, этого делать не рекомендуется. Отсутствие термоэлемента не позволит прогреть двигатель до нужной температуры.

После остановки желательно проверить уровень масла. Если уровень выше обычного, то возможно пробита прокладка в блоке цилиндров или порван ремень привода помпы. Заводить машину и двигаться дальше нельзя. Нужно позвонить своему мастеру или в автосервис, объяснить ситуацию и дальше действовать, как подскажут профессионалы. При нахождении в чужом городе, вызвать эвакуатор и отвезти машину в ближайшую автомастерскую.

Если заметили какое-нибудь из повреждений, описанных ранее, то не рекомендуется продолжать движение самостоятельно. Деформированные и лопнувшие детали только усугубят ситуацию и могут полностью сломать мотор. В этом случае нужно вызвать эвакуатор, и отвезти автомобиль в автосервис. Мастера проведут профессиональную диагностику, выявят все поломки, и дальше будете вместе решать, что делать и как проводить ремонт.

Чтобы избежать закипания авто, нужно придерживаться двух простых правил:

1. Покупать только качественный антифриз.

2. Всегда следить за показаниями термометра на панели управления.

Перегрев двигателя внутреннего сгорания всегда свидетельствует о существующих проблемах. Поэтому при возникновении закипания нужно обязательно сдать автомобиль на диагностику. Желательно сделать это перед летним сезоном. Именно летом в СТО выстраиваются целые очереди из машин с перегоревшими движками. Предупредить поломку, значит сэкономить время и средства. Лучше потратить деньги на профилактические работы, чем потом выкладывать круглую сумму на замену двигателя.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector