Mio-tech-service.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ярославские газовые двигатели что это

ЯМЗ-530

ЯМЗ-530
Общие данные
ПроизводительОАО «Автодизель»
Типдизельный
Ресурс800−1000 тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность176,5−312 л. с. , при 2300 об/мин
Максимальный крутящий момент900−1240 Н·м , при 1300-1600 об/мин
Максимальные обороты2300
Камера сгорания
Конфигурациярядный, 6-цилиндр.
Объём6650 см 3
Цилиндров6
Клапанов24
Диаметр цилиндра105 мм
Ход поршня128 мм
Тактность (число тактов)4
Порядок работы цилиндров1-5-3-6-2-4
Материал блока цилиндровчугун
Степень сжатия17,5
Питание
Рекомендованное топливодизельное топливо
Охлаждениежидкостное
Система питаниянепосредственный впрыск / CR
Экологические нормыЕвро 4, Евро 5
Медиафайлы на Викискладе

ЯМЗ-530 — семейство рядных 4- и 6-цилиндровых дизельных и газовых двигателей производства ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), входящего в состав «Группы ГАЗ». Совместная разработка с австрийской инженерной компанией AVL List. [1] Двигатели соответствуют требованиям Евро-4 и Евро-5. [1]

Ярославский моторный: 100 лет прогресса

Центру отечественного дизелестроения — Ярославскому моторному заводу (ПАО «Автодизель») исполнилось 100 лет. Юбилей — хороший повод, чтобы посетить новую площадку по производству средних рядных двигателей ЯМЗ-530.

Александр ТРОХАЧЁВ. Фото автора

Разнообразие поощряется!

ЯМЗ сегодня — это наше всё. Палитра продукции настолько широка и разнообразна, что трудно сказать, чего предприятие не производит. Впечатление такое, будто охвачены все рыночные ниши и сегменты. Хотя перспектива для расширения продуктовой линейки, конечно, есть.

В числе традиционных продуктов завода находятся V-образные моторы: V6 мощностью 150-300 л.с., V8 потенциалом 180-400 л.с. и V12 с отдачей в 300-800 л.с. С 2011-2012 года средние рядные двигатели ЯМЗ-530 Евро-4 и Евро-5 представлены в диапазоне 120-330 л.с., тяжелые рядные ЯМЗ-650 тех же экологических классов закрывают диапазон 311-412 л.с. От 230 до 450 сил на-гора выдают V-образные моторы с топливной аппаратурой Ярославского завода топливной аппаратуры (ЯЗДА). Их начали производить в 2013-2014 гг. вместе с контрактной сборкой 109-сильных двигателей Daimler OM646 для изготавливаемых в Нижнем Новгороде Mercedes-Benz Sprinter Classic.

Новейшие продукты 2015-2016 гг. — это газовые двигатели ЯМЗ-530 CNG Евро-5 мощностью 150-312 л.с. и последние модификации дизельных электрогенераторов потенциалом в 60-440 кВт.

Производство средних рядных двигателей организовано в Ярославле в 2013 году, а в апреле 2014-го здесь выпустили уже 10000-й ЯМЗ-530. По этому ленточному конвейеру стройными колоннами движутся будущие моторы.

Спектр потребителей

Если подробно описывать продукцию, в которой применяются силовые агрегаты ЯМЗ, информации наберется на энциклопедию в нескольких томах. Более 60 базовых модификаций двигателей ЯМЗ устанавливают в более чем 300 моделей конечной техники. В этом списке магистральные и строительные грузовики, городские и междугородние автобусы, колесные и гусеничные вездеходы, трактора и комбайны, другая сельскохозяйственная техника, строительно-дорожные и карьерные машины, железнодорожная техника и дизель-генераторы.

В числе основных потребителей ЯМЗ находится Группа ГАЗ. С недавних пор дизели ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536, газовые моторы ЯМЗ-536 CNG применяют на городских автобусах ЛиАЗ. Дизельные и газовые моторы 534-й серии используют на автобусах ПАЗ и Vector NEXT в городе и пригороде. Самые свежие потребители с такими же силовыми агрегатами — средние грузовики «ГАЗон NEXT», а 536-я серия в дизельном и газовом исполнении идет в моторные отсеки тяжелых «Урал NEXT».

Крупным заказчиком является компания RM-TEREX. Она устанавливает дизели ЯМЗ-534 на снегоболотоходы Заволжского завода гусеничных тягачей ЗЗГТ-3344, экскаваторы ТВЭКС ТХ-200 и WX-200, погрузчики ЧСДМ TL150, автогрейдеры TG140, TG180 и TG200. На некоторые модели ЗАО «Тверской экскаватор», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» и продукцию ОАО «Брянский арсенал» ставят двигатели ЯМЗ-536.

Дизели из Ярославля применяют в судах на воздушной подушке Костромского судостроительного завода (ЯМЗ-536), комбайнах Ростсельмаша (ЯМЗ-530), тракторах третьего-шестого тягового классов Петербургского тракторного завода (ЯМЗ-530 и ЯМЗ-6585) и автомобилях Mercedes-Benz Sprinter Classic (ОМ646 сборки ЯМЗ). Их можно встретить в моторном отсеке внедорожников «Тигр» арзамасского ПАО «АМЗ», гусеничных вездеходах ОАО «РЖД» группы компаний «Ремпутьмаш» (г. Калуга), в спецтехнике челябинского ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Качеству продукции на предприятии уделяют первостепенное внимание: здесь дорожат доверием потребителей. Автоматизированные линии изобилуют современным импортным оборудованием.

Экспорт по-соседски

Солидные объемы готовых двигателей из Ярославля поставляют на экспорт. Например, в Республику Беларусь. Традиционный потребитель — Минский автомобильный завод, заказывающий дизельные и газовые версии ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536 для пассажирских лайнеров и средних грузовиков. Расположенный по соседству Минский завод колесных тягачей приобретает ЯМЗ-534 для многоцелевого автомобильного шасси МЗКТ-500200.

В дорожно-строительной отрасли соседнего государства широкое применение на спецтехнике «Амкодор» нашли дизели ЯМЗ-536. В сельском хозяйстве незаменимыми на комбайнах «ГомСельМаша» стали дизели ЯМЗ-6565 и ЯМЗ-6585. А уж количество белорусской техники с ярославскими моторами не поддается никакому учету. При этом стратегия Группы ГАЗ, в которую входит ЯМЗ, предполагает увеличение экспорта до 50% от общего объема выручки компании как раз за счет развития экспортного потенциала. Есть и встречный интерес. Например, в РФ не удалось найти производителя подходящих шестерен, а в РБ он есть. В Республике Беларусь нашлись потенциальные деловые партнеры по литью и электрооборудованию.

Читать еще:  Что такое паровой колесный двигатель

Товарный вид российских двигателей ничем не уступает более дорогим зарубежным агрегатам.

Перспектива 2020 года

Несмотря на широкий модельный ряд, ЯМЗ не довольствуется достигнутым, и это не для красного словца. Как ни банально звучит, но завод устремлен в будущее: по некоторым перспективным проектам на календаре уже 2020 год! И под этим есть вполне материальная основа — планируемый объем инвестиций составит не менее 10 млрд. руб.

Уже в 2017 году реальностью станет ЯМЗ-658 V8 увеличенной до 530 л.с. мощности и 5-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-1205. Для тракторной, сельскохозяйственной техники и судового применения в 2018-м поставят в производство рядные моторы ЯМЗ-780 с мощностью в диапазоне 120-550 л.с. Параллельно будет вестись разработка 750-сильной версии двигателя для военного ведомства.

Богатым на новинки обещает стать 2019 год. На первый план выйдут двигатели экологического класса Евро-6: дизельные и газовые ЯМЗ-534 и ЯМЗ-536. В серию запустят производство 9-ступенчатой КП ЯМЗ-1309. Конвейерная жизнь начнется у топливной аппаратуры для дизелей мощностью до 2000 л.с. Наконец, венчает перспективный ряд ЯМЗ-770 Евро-6 потенциалом 370-550 л.с., чей выход на рынок предварительно датирован 2020 годом.

И будущее формируется уже сегодня. Например, идут конструкторские работы над увеличением мощности двигателя V12 для карьерных БелАЗов с нынешних 730 л.с. до 1100 л.с., что позволит оснащать ими самосвалы грузоподъемностью до 90 т. С прошлого года проводятся эксплуатационные испытания газодизельного мотора для «Урал NEXT», созданного фирмой «ИталГАЗ» — подразделением Westport.

Импортные и российские детали без предварительной подготовки различить очень трудно: они как близнецы. Первое время на сборку поступал турбокомпрессор Schwitzer, а позже его сменил аналог от «Турбомеханики». Два поршня: заграничный и российский, выпущенный в рамках импортозамещения. Наш и немецкий блок цилиндров: сможете сразу безошибочно отгадать, где какой?!

Локализация и замещение импорта

Согласно 566-му постановлению о промсборке, каждые 18 месяцев нужно локализовать 10% от числа ввозимых компонентов. В противном случае — никаких льгот! Темп напряженный, если не сказать больше, но таковы правила, и их не обсуждают.

Более доступной для потребителей продукцию Ярославского моторного завода и, в частности, средние рядные двигатели ЯМЗ-530 делает локализация. В 2015 году покупные комплектующие для этих моторов составляли треть от общего числа или 32%, а 68% приходилось на российские детали. В 2016-м пропорция изменилась до соотношения 25х75, а в 2017-м должна составить 20х80 с дальнейшим переходом к 15х85. Выйти на 100% уровень не удастся, потому что конкурировать с производителями больших объемов (а значит, и низкой стоимости) почти нереально.

Только в прошлом году было освоено производство блока цилиндров на ПАО «ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Аналог немецкому распредвалу стало выпускать АО «ЯЗДА» в Ярославле. Замену импортному коленчатому валу обеспечило ПАО «КАМАЗ» из Набережных Челнов. По оценкам специалистов, российский продукт превосходит характеристики товара исходного поставщика.

В мае текущего года костромское ЗАО «КЗА» наладило выпуск поршней. В декабре появится ТНВД ярославского и ГБЦ нижегородского производства. На ряде деталей допуск составляет 0,4 микрона, хотя обычно — целую «сотку». Как ни крути, а в России наладили уникальное производство.

В марте 2017-го ООО «Прамо электро» из Ржева начнет выпуск импортозамещенных генераторов, а ярославское ПАО «Автодизель» возьмется за изготовление толкателей. Под занавес сезона-2017 ООО «Нижегородские моторы» станет поставлять шестерни. И это только часть пошаговой стратегии замещения иностранных деталей российскими.

Сейчас газовый двигатель из Ярославля отвечает нормам Евро-5, но после усовершенствования он может быть доведен до Евро-6. Метановые версии ЯМЗ-530 CNG создан совместно со специалистами фирмы Westport.

На повестке дня — метан

Особая гордость ярославских моторостроителей — газовые двигатели. Они разработаны совместно с компанией Westport (Канада/Италия) на безе семейства ЯМЗ-530 с использованием газоподающего оборудования фирмы Emmer. Уровень их подетальной унификации с дизельными версиями доходит до 90%, а технические характеристики близки к ним.

Модели ЯМЗ-534 CNG мощностью 150-170 л.с. и ЯМЗ-536 CNG мощностью 258-312 л.с. сертифицированы в Таможенном союзе по нормам Евро-5. Расчеты показывают: они обеспечивают преимущества в себестоимости перевозок. При этом 6,65-литровый ЯМЗ-536 CNG по стоимости ниже, чем 5,9-литровый американский аналог и чем немецкие одноклассники рабочим объемом 6,88 и 6,9 л.

Ценно то, что выпуск метановых двигателей в Ярославле не выделен в отдельное производство, а осуществляется в единой технологической цепочке с дизелями ЯМЗ-530. Конечно, понадобилась переналадка некоторых станков, но это не столь затратно, как формировать полную линию с нуля. В 2016 году ярославские газовые моторы стали применять на технике ГАЗ, «Урал», ПАЗ и ЛиАЗ. Со следующего года список потребителей расширится за счет брендов КАМАЗ и МАЗ. Наконец, выпуск моторов класса Евро-6 позволит осуществить выход на новые зарубежные рынки.

Читать еще:  Двигатель бензиновый повышенный расход масла

ГБЦ из Ярославля для новых моделей двигателей легко узнать по фирменному синему цвету. Как и в Европе, в цехах ЯМЗ есть электронные табло с постоянно обновляемой актуальной информацией.

Заманчивые перспективы

Уходящий 2016 год для ПАО «Автодизель» станет первым годом роста после последовательного спада, длящегося с 2012 года. Суммарный объем выпуска ЯМЗ составит 41,9 тыс. ед. против 35,6 тыс. ед. годом ранее. Доля на рынке дизельных двигателей РФ вырастет с 40 до 45%. Из общего количества 15,5 тыс. ед. приходится на 530-е семейство, 6 тыс. ед. — на контрактную сборку ОМ646 для MB Sprinter Classic, 2 тыс. ед. на 650-й модельный ряд. Остальные продукты составляют палитру V-образных моторов. Снижение стоимости 530-го семейства позволило получить новых клиентов. При этом 70% выпускаемых новинок приходится на ЯМЗ-534 и 30% — на ЯМЗ-536.

В настоящее время в механо-сборочном цехе ЯМЗ-530 площадью 33000 м2 трудится 444 сотрудника (ранее было занято 200 человек). Только здесь мощности по производству перспективного 530-го семейства составляют 25 тыс. ед. в год, а на двух площадках — 40 тыс. ед. В 2017 году возможные объемы выпуска на основной площадке вырастут до 30 тыс. ед.

Сегодня предприятие гордится тем, что закрыло продуктовую линейку 530-м и 650-м семейством в диапазоне от 130 до 450 л.с. В частности, для спортивных машин с двигателей теперь снимают по 450 сил. Но как воздух нужен новый рядный двигатель с потенциалом до 800 л.с. Выжать их из 650-го семейства не получится: его форсировка достигла предела и по мощности, и по крутящему моменту.

И в планах уже новое 770-е семейство рабочим объемом 12,4 л, с диаметром цилиндра и ходом поршня 130х156 мм, мощностью 370-550 л.с. Базовая концепция разработана совместно с австрийскими инженерами, а дальше знания и опыт приложат наши соотечественники. Таким образом, не за горами русский Евро-6! Ожидается, что данный экологический стандарт в России введут в 2020-2023 гг., а к этому времени ЯМЗ точно будет во всеоружии.

Импортные станки и эталонный коленвал. Картина один-в-один, как на лучших заводах за границей.

Обзор модификаций «ЯМЗ-534» и сфера их применения

По своим возможностям, двигатели «ЯМЗ-534» являются весьма универсальными. Эти моторы эффективным образом выполняют функции силовых агрегатов на разнообразной технике массой до 12-ти тонн, вместе с грузом; либо на автопоездах с массой до 21-й тонны. Допускается использование данных двигателей на автомобилях с количеством колес от 4-х до 6ти, с ведущими двумя или же четырьмя колёсами.

Изначально, дизельные двигатели «ЯМЗ-534», все их модификации и комплектации были предназначены для установки на грузовые автомобили «МАЗ», «Урал» (нового образца), «ГАЗ» и «ГАЗонNext»(на газовом топливе), а также на автобусы малой и средней вместимости марки «ПАЗ».

Ключевые различия между отдельными модификациями заключаются, в первую очередь, в настройках ЭБУ – электронной системы подачи топлива, оптимизированной под конкретные задачи.

Более предметно обзор конкретного применения модификаций данных моторов выглядит следующим образом:

  • «ЯМЗ-5340» – базовая модификация, используемая в качестве силового агрегата для грузовых машин, самосвалов, шасси, тягачей с колёсной формулой «4х2», «4х4», «6х2», «6х4», с полной массой до 12 тонн, автопоездов на их базе до 21 тонн – Минского автомобильного завода «МАЗ». Имеются также три дополнительные модификации: с подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/01»), с вентилятором («ЯМЗ-5340/02»), с вентилятором +подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/03»).
  • «ЯМЗ-53402» – разработан для грузовых автомобилей «Урал-432065» и прочие автомобили марки «Урал», в том числе и повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4, с полной массой до 13-ти тонн, для автопоездов на их базе до 24-х тонн массой. Отдельная специальная модификация «ЯМЗ-53402-10» применяется в составе гусеничного снегоболотохода «ЗЗГТ».

Грузовой автомобиль «Урал-432065» с двигателем «ЯМЗ-53402» (190 л.с)

  • «ЯМЗ-5341» – этот двигатель используется в качестве силового агрегата для следующей техники марки «МАЗ»: средне-тоннажных автомобилей, на шасси автомобильных с колёсной формулой «4х2» и полной массой до 6-ти тонн, для автопоездов на их базе до 10 тонн, и для автобусов.
  • «ЯМЗ-5341/10» – данный мотор используется в качестве силового агрегата для автобусов семейства «ПАЗ-320412», с полной массой до 11-ти тонн. Имеется также специальная модификация «ЯМЗ-5341/11», под установку компрессора кондиционера.
  • «ЯМЗ-5342» – применяется в качестве силового агрегата для автобусов моделей «ПАЗ-320402», «ПАЗ-4234», «ПАЗ-3237», с полной массой до 11 т.
  • «ЯМЗ-5344» – модификация для автобусов марки «ПАЗ-32053».
  • «ЯМЗ-5344-10» – вариант дизельного двигателя специально для средне-тоннажных грузовых автомобилей семейства «ГАЗ-3308» («Садко») и «ГАЗ-3309».
  • «ЯМЗ-53442» – специальная модификация, предназначенная для средне-тоннажных грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «ГАЗ-3308» и их шасси.
  • «ЯМЗ-534/CNG» – самая новая и «многообещающая» модификация, запущенная в производство лишь в конце 2015-го года. Работает на газе. Ей вначале будут комплектоваться новые версии ГАЗовских грузовиков, а в скорой перспективе – самый широкий спектр всевозможной техники разного назначения.
Читать еще:  Шумно работает двигатель субару легаси

Кроме того, с мая месяца 2014 года на заводе было запущено серийное производство форсированной модификации –«ЯМЗ-53472-10», с мощностью 215 лошадиных сил при 2600 оборотах в минуту, специально предназначенной для новых армейских бронированных автомобилей«ГАЗ-233036» (он же «СМП-2 «Тигр»).

Инновационная система охлаждения

Любой мотор можно угробить, если перегреть его. Поэтому конструкторы разработали довольно непривычный тип системы охлаждения. Дело в том, что в классическом случае жидкость поступает снизу вверх, а здесь все наоборот. Такой подход позволил в первую очередь охлаждать самую горячую область, которой является ГБЦ. Дальше антифриз поступает уже на сами цилиндры. По мнению многих экспертов, такой подход позволяет практически полностью исключить возможность перегрева мотора. Но необходимо тщательно следить за исправностью всех узлов системы охлаждения, так как выход из строя термостата или помпы может привести к печальным последствиям.

Во время тестирования заметен высокий уровень термической стабильности всех узлов. Это, без сомнения, очень хорошо. Такой мотор можно с легкостью форсировать, если понадобится. Для более равномерного охлаждения цилиндров была использована технология производства мокрых гильз. Это хоть и привело к повышенным затратам при изготовлении, но позволило существенно увеличить ресурс цилиндро-поршневой группы.

Разработка, изготовление и испытания опытных образцов шли в 1995—2002 и 2005—2008 годах. К 2009 году была произведена опытная партия двигателей для проведения стендовых и дорожных испытаний и велось строительство завода. [1] Запуск завода по производству дизелей в заволжской части Ярославля состоялся 23 ноября 2011 года. Предполагается, что до 2014 года ЯМЗ будет собирать 25 тысяч двигателей в год, а после увеличит объёмы в два раза. [2]

ЯМЗ-530
Общие данные
ПроизводительОАО «Автодизель»
Типдизельный
Ресурс700−1000 тыс. км.
Производительность
Максимальная мощность136−240 л. с. , при 2300 об/мин
Максимальные обороты2300
Камера сгорания
Конфигурациярядный, 4-цилиндр.
Объём4430 см 3
Цилиндров4
Клапанов16
Диаметр цилиндра105 мм
Ход поршня128 мм
Тактность (число тактов)4
Порядок работы цилиндров1 – 3 – 4 – 2
Материал блока цилиндровчугун
Степень сжатия17,5
Питание
Рекомендованное топливодизельное топливо
Охлаждениежидкостное
Система питаниянепосредственный впрыск / CR
Экологические нормыЕвро 4
Медиафайлы на Викискладе

В марте 2010 года Институт Адама Смита наградил ярославский моторный завод «Автодизель» премией в номинации «Лучшая инновация/технологический прорыв» за осуществление проекта по разработке семейства двигателей ЯМЗ-530. [3]

Газовые двигатели ЯМЗ-530 (CNG)

ПАО «Автодизель» выпускает газовые двигатели ЯМЗ-530 (CNG) с 2016 года. Еще на этапе ввода в эксплуатацию опытные образцы прошли тестирование на испытательных стендах Ярославского моторного завода, а впоследствии подтвердили высокий уровень исполнения во время использования на грузовиках ГАЗ и «Урал», автобусах, дорожной и сельскохозяйственной технике. Опытным путем было установлено, что техника, оснащенная двигателем ЯМЗ CNG, способна проехать до миллиона км. Затраты на ГСМ для ЯМЗ-530 по сравнению с бензиновыми и дизельными моторами ниже почти в два раза, а объемы выбросов CO — в 5-6 раз. Агрегаты соответствуют стандарту «Евро-5» и «Евро-6».

Планы на будущее

Ярославский, как и другой завод, производитель двигателей думает наперед. Поэтому, продвижение новой линейки силовых агрегатов является приоритетом. Так, уже заключен контракт с правительством РФ, в котором идется о поставке моторов ЯМЗ 530-серии для установки на военные автомобили.

Также, ходят слухи, что в 2020 году КАМАЗ получит ограниченную серию усиленных моторов 536-модели для установки на свои автомобили по государственному заказу для МинОбороны. Это не отменяет поставок моторов для МАЗ.

Если все пойдет гладко, то очень скоро двигатель ЯМЗ-536 выйдет на мировой рынок. Так, по последней информации, кроме МАЗ, силовые агрегаты заказывает Китай для своей грузовой техники и другие страны. Близкие конкуренты Ярославского завода — Каттерпиллер, также обещают выпустить на рынок свой новый двигатель, который, по словам разработчиков, ничем не уступает отечественному аналогу. Ну, разве, что ценой.

Как показывает практика, совершенству нет придела, и завод будет выпускать все больше модификаций силовых агрегатов 530-серии. Так, уже существует несколько вариантов, и если смотреть на характеристики и возможности мотора, то 312 л.с. — это не придел для ЯМЗа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector